Вечер, Анатолий И Оксана “Клип - это рекламный ролик группы, а реклама должна соответствовать моде на рекламу”
Анатолий Вечер: Для нас самым главным является первое восприятие музыки. Я всегда считал, что если у тебя через минуту или даже во время прослушивания песни возник образ - будь то история, будь то просто набор каких-то красивостей, будь то технический ход, - значит, клип получится. Если образ не возник, то все гораздо сложнее, 90 процентов будет за то, что клип не удастся. Но бывают и другие вещи.
Бывает так, что отдельно придумывается интересная сумасшедшая история. Как, допустим, было с тем же клипом "Самолеты" НЕЙРО ДЮБЕЛЯ: у меня было очень тяжелое состояние, я смотрел на эту гладь озера и у меня рождался совершенно черный юмор. Когда я пришел к Саше Куллинковичу и рассказал ему об идее клипа, то она ему очень понравилась, и уже потом мы начали искать песню на нее. То есть изначально была идея и хотелось снять на нее кино, а музыка нас интересовала лишь как саундтрек к нему, к этому маленькому фильму.
- Что влияет на рождение визуального образа?
А. В.: Разное: и музыка, и слова. Вот, допустим, в песне "Паветраны шар" (N.R.М.) меня зацепило гитарное вступление. Там гитарка такая интересная была, буквально три-четыре аккорда - и все, дальше можно было не слушать: образ родился... Вот так, по-моему, было в этой песне.
Ну и, нужно сказать, что этот клип представляет собой такой легкий плагиат, легкое заимствование: когда слушалась эта песня, почему-то вспоминалась "Стена" Алана Паркера.
Оксана Вечер: Приятно узнать.
А. В.: Что приятно узнать?!! А откуда эти ребята, связанные перед телевизором?!! Только у Алана Паркера ОДИН хлопец сидел перед телевизором и брил голову. А у нас они связанные ВСЕ сидят.
О. В.: На самом деле, у Толи тогда какая-то другая идея была, просто сейчас он ее уже не помнит.
А. В.: Нет, мне с детства запал этот чувак перед телевизором, паркеровский, все это безумие...
О. В.: А у меня, кстати, до сих пор есть очень классная идея клипа. Идея сама по себе, без ничего. Она существует, но под нее пока не написана песня.
- Вы снимаете клип как маленькое кино?
А. В.: Вот что касается маленького кино: можно посмотреть все современные клипы и понять, что все это уже давно устарело. Сейчас, кроме Янковского, маленькое кино уже никто не снимает. Сейчас снимают море навороченных клипов (по крайней мере, судя по тому, что мы видели). И кстати, что меня очень поражало: чем неизвестнее, чем слабее российская группа, тем навороченнее ей снимают клип.
О. В.: На самом деле, ты не настолько много смотришь клипов.
А. В.: Я поэтому и говорю "из того, что я видел".
О. В.: А по-моему, сейчас наоборот, все больше пытаются какую-то фишку реализовывать в клипах.
А. В.: Фи-и-ишку, но не сюже-е-ет! Ни в коем случае не сюжетную линию. Где?!! Приведи пример!!!
- (перебиваю) На самом деле, сейчас меня больше интересуют ваши клипы. Вот есть ваш личный опыт, да? Потом, грубо говоря, приходит группа, приносит свою музыку, а вы под нее подстраиваете свои ассоциации. Так?
А. В.: Нет, просто иногда что-то навевает музыка. Иногда текст. Но текст - гораздо реже. И опять же скажу: у нас опыт порочный. Создавать на сегодняшний день сюжеты, маленькие сюжетные истории не очень модно, но мы это делаем... А иногда просто берем историю, и делаем на нее пародию. Вот, например, клип, который мы сделали для группы RAVENS, - это откровенная пародия на "Анну Каренину"... "Самолеты" можно считать пародией на "Американскую трагедию".
О. В.: На самом деле, что касается идеи, то так бывает, что ты придумываешь что-то, воплощаешь это в монтаже, а потом получается, что там совершенно другая идея возникает в результате.
А. В.: Ну, это известная штука. Когда придумывается один сценарий, снимается другой, монтируется третий, а получается четвертый. Но такое очень часто происходит, и просчитать это невозможно. Допустим, "Охотник и сайгак" (НЕЙРО ДЮБЕЛЬ), - совершенно для меня непонятный клип, поскольку мы не думали, что он будет настолько удачным. Ну да, родилась вот эта фишка: снять музыкантов в черных костюмах и очках, которые сами по себе очень стильно смотрятся плюс вызывают у всех массу ассоциаций: у одного - это "Люди в черном", у другого - "Бешеные псы". Фишка-фишкой, но клип вдруг почему-то получился. Это тот вариант, когда никто не думал, что в результате что-то толковое выйдет.
- Вы заранее не просчитываете, что зацепит большинство зрителей, чтобы сделать популярный клип?
О. В.: Для этого, наверное, нужно изучать теорию клипмейкерства...
А. В.: Или нужно просто открыто воровать. Как говорил дедушка Янковский, у него первого в Минске появился видик, и он смотрел-смотрел, накачивался-накачивался... И вряд ли сегодня он признается, что что-то ворует, и в принципе будет прав, потому что ведь очень часто получается такая штука: в жизни видится, слышится, рождается какая-то идея. Не у тебя. Кто-то ее произнес, ты ее услышал. Потом она забывается, но она настолько интересна, что она у тебя долго перерабатывается, долго крутится, затем она выходит из тебя как ТВОЯ и докопаться до первоисточника очень сложно. Это хорошо, если кто-нибудь со стороны подскажет...
Поэтому я очень осторожно отношусь к плагиату, потому что понимаю, что не всегда человек осознанно на него идет. Есть, предположим, Игорь Крутой, который сам рассказывает молодым исполнителям, что вот "ребята, вы берете, предположим, фрагмент "Травиаты", кладете ее на попсовую основу, делаете развитие и потом получаете шлягер!!!" (ну, он говорит, кстати, не о "Травиате", а о более таких вот, приземленных вещах). И народ в итоге не понимает, что его цепляет в песне Крутого, но ведь что-то цепляет! Кстати, Крутой поэтому и получил приз как самый "удачно сплагиативший идею и мелодию"...
- А у тебя, значит, плагиат неосознанный. Бессознательный, так сказать.
А. В.: Ну, это уже надо быть законченным козлом, чтобы ОСОЗНАННО воровать!
Когда мы снимали "Охотник и сайгак", мы НЕ ВИДЕЛИ "Людей в черном"! Мы видели только рекламу этого... шампуня! Вот. Но пойми: сама по себе идея людей в черном, которых никто никогда не видел - да, она интересна, но она еще на сто процентов ложилась и на песню!
О. В.: На самом деле, идею клипа придумала я, и изначально она выглядела немного по-другому.
- А то, что вы видите, потом влияет на то, что вы делаете? Я имею в виду, вы зависимы от приобретенного зрительского опыта?
А. В.: Нет, не обязательно. Есть вещи, которые вот... Оксане могут присниться...
- Я просто хотела узнать, насколько самостоятелен и свободен режиссер в своих визуальных предпочтениях?
А. В.: Нет, ну естественно: жить в обществе и быть независимым от него нельзя. Это еще Карл Маркс сказал.
О. В.: Нет, настоящий режиссер, клипмейкер наверняка должен идти на поводу у моды, формата и прочее. Ведь он клипы не для себя делает, в конце концов! Клип - это рекламный ролик группы, а реклама должна соответствовать моде на рекламу. Настоящие клипмейкеры должны следить за ней, за стилями съемок и монтажа, визуальными решениями... Мы иногда смотрим свои старые клипы и ужасаемся, потому что мы их сравниваем с теми, что делаются сейчас... И утешаем себя только тем, что тогда это было нормальным, потому что сейчас совершенно другие технологии...
- Допустим, что идеи клипов вневременны. А осовременивают клип... спецэффекты, темпоритм монтажа. И удачность клипа определяется техническими наворотами, в нем использованными. Я правильно понимаю твою мысль?
А. В.: Ну, техника решает лишь то, будет ли клип очень "модным"...
О. В.: Ты что, хочешь сказать, что клип - это произведение искусства, которое остается в веках?!
- Мне интересно, что вы по этому поводу думаете.
А. В.: Нет, ну конечно, клип - это в любом случае дань моде не только в музыке, но и визуальном решении. И естественно, это нужно учитывать... Вот, например, мне очень нравится клип Леши Шедько, который он делал в Питере. Но если он снимет такой клип сейчас, это будет, по меньшей мере, смешно. А тогда это считалось очень хорошей работой (и, по-моему, кто-то из очень хороших режиссеров ему этот клип делал). Тот же клип "Тройка" Володи Ухтинского: ведь там великолепные съемки были, но сегодня этот клип будет не просто несовременным, это будет настоящий утиль!
О. В.: Просто сейчас ты пытаешься оторвать видеоряд от звукового ряда, а все это должно существовать в синтезе. Вот, допустим, тот же клип "Дорога" (АУКЦЫОН) - его ведь по большому счету и клипом-то назвать нельзя. Но ты будешь его смотреть, потому что там классная песня.
А. В.: Ну почему? По-моему, очень нормальный клип был на свое время.
А сейчас... мы же разговаривали и с Федоровым, и с Гаркушей по этому поводу, и они сказали: ребята, оставьте, забудьте, нам самим стыдно за это видео, надо его переснимать. Потому что... Тогда был очень модный такой спецэффект большой "строб". И тогда это считалось признаком хорошего тона его использовать. На сегодняшний день режиссер, который ставит такой "строб", должен быть сразу уволен за профнепригодность... Хотя у нас все равно ставят-таки этот строб.
- Но существуют же какие-то вневременные клипы?
А. В.: Конечно, существуют. Мы, к сожалению, мало видели, но думаю, это касается каких-то классических клипов - клипов на классическую музыку. Если там отличный свет, операторская работа, пролеты, допустим, с кранами, вертолетами и, допустим, еще и хороший пейзаж, то это можно с какой-то натяжкой считать вневременной работой. И классику стараются именно так снимать.
Но все равно время диктует манеру. Как бы режиссер ни старался, его работа показывает не только его внутренний мир, его мозговые изыски, она показывает и то, что он современный режиссер. Это в любом случае рекламный ролик - не только музыки, но и технических возможностей, примененных режиссером.
- А кто в таком случае создает моду на технические изыски, используемые в клипе?
А. В.: На сегодняшний день в клипах моду задает техника. Придумали буржуи станцию "Силикон Графикс", сняли фильм "Терминатор", и используют эти фишки из клипа в клип. Появилась новая компьютерная техника, на которой монтируются "Звездные войны" - и это перекочевало в клипы. Техника диктует моду. А с другой стороны, дает больший полет фантазии режиссеру.
- Нет, ну вот кино например - есть кино со спецэффектами, а есть кино с сюжетом...
А. В.: Ну... кино - это произведение вне времени.
О. В.: А если клип как маленькое кино, то...
А. В.: Ну не бывает клипа как маленького кино! Все прекрасно понимают, что максимальная жизнь самого хорошего клипа - это три года, причем не на всех экранах.
- Откуда такая цифра?
А. В.: Ну... Вообще, клип живет полгода-год. На центральных экранах. Но пока он дойдет по всех периферийных телестанций, пройдет еще какое-то время. Вот, допустим, на БТ могут попадать клипы двух-трехлетней давности, и мы крутим их как свежачок, потому что никто не знает, что они уже крутились на других каналах. Ну, мало кто знает. Так что - три года для клипа - это очень много, такой клип - долгожитель. А сколько живет кино? Я не балдею, допустим, от "Броненосца Потемкина", но я признаю, что это хороший фильм. То есть это фильм, который многое внес в мировое кино. Там в одном фильме около 30 открытий. Впервые примененных спецэффектов.
- Итак. Насколько я поняла, для вас клип - это не творчество. Это правильное манипулирование спецэффектами.
А. В.: Нет, почему, еще как творчество! Это симбиоз, это жутко синтетическое искусство. Грымов по этому поводу очень правильно сказал: не каждый большой клипмейкер становится большим киношным режиссером. И кстати, надо сказать, что не каждый киношный режиссер может быть клипмейкером. Каждый должен снимать свое.
- У тебя есть готовое определение для клипа?
А. В.: Клип - это симбиоз всех последних достижений техники и музыкальной моды, помноженной на творческий процесс. Если у человека есть мозги, то последние достижения техники позволяют ему более широко себя реализовать.
- А как вам кажется, в какую сторону будет развиваться клиповое искусство?
А. В.: На определенном этапе оно, конечно, будет развиваться в сторону усложнения спецэффектов, в сторону технолизации. Но затем, когда определенный технологический уровень будет достигнут, тогда клипмейкеры, наверное, опять вернутся к творчеству, к маленькому кино. Это мое субъективное мнение. Ну, не может бесконечно усложняться техническая составляющая клипа.
О. В.: Ты, Толя, пытаешься сказать, что есть только компьютерные спецэффекты, эта обертка.
А. В.: Нет, я говорю, что фантазия режиссера безгранична!
О. В.: Ну, ты сам себе противоречишь... Ты говорил, что клип без спецэффектов не приводит к нормальному продукту. Мне кажется, изначально все равно должен быть какой-то материал, который потом можно украшать, добавлять в него разные... вкусовые добавки и прочее. Но изначально в супе должна быть вода! А ты пытаешься доказать, что если просто взять там перец, гвоздику и лавровый лист, то это и будет клип.
А. В.: Нет, я просто хочу сказать, что клип ПОКА будет развиваться в технику. А потом, на определенном этапе, режиссеры вернутся к маленькому кино, к маленьким шедеврам.
О. В.: А я вообще не знаю, как можно так строго определять направление развития клипов. Я думаю, все так и будет расползаться во все стороны. Как генеалогическое древо. И на каждой ветке крупной будут ветки помельче, от которых будут еще отпочковываться другие ветки и так далее.
А. В.: Да, если не будет какой-то революции.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2001 год в рубрике музыкальная газета