V/A
Hard Life — Heavy Music

(p) & (c) БМАgroup
19tks/80mins
Держа в руках этот диск, я почему-то вспоминаю рецензию одного из европейских журналов, озаглавленную "Метализированный BON JOVI". Дело в том, что белорусский лейбл БМАgroup снискал себе славу и в фольклорной музыке (ЛIЦВIНЫ, ВЕТАХ), и в классической (М. Забэйда-Сумицкий, М. Равенский), и даже в альтернативной попсе (пресловутые сборки "Вольныя танцы", "More кахання"), но метал допускал в свои релизы разве что эпизодически. А тут такой грандиозный проект белорусского суперэкстремала! Вот и напрашивается четкое определение — метализированная БМАgroup.
В своем интервью "Музыкальной газете" (6.11.2001) шеф лейбла Виталь Супранович заявил, что они стремились в этом проекте создать как бы звуковую энциклопедию метал-стилей. Не знаю, как насчет всех метал-стилей (ведь классический hard-rock и даже традиционный heavy-metal сюда так и не вошли), но энциклопедия белорусского тотал-экстремала получилась достойная. Ее даже поддержали своим участием пара зарубежных команд — THIRD STONE (Голландия) и THE DVERY (Польша).
Вполне понятно, что лейбл, угнездившийся при "Таварыстве беларускай мовы", не мог даже в этом проекте, отказаться от своего кредо, от родного языка. И даже эти поляки колбасят у них метал с женским вокалом на белорусском языке ("Мая нядоля"), а англоязычные голландцы предварили свой трек "Behind My Eyes" красноречивым воплем: "Галяндыя разам с беларускiм цяжкiм рокам, хоць Беларусь пакуль i… "Па за маiм зрокам".
Впрочем, вернемся к началу. Все мы знаем гигантов белорусской метал-сцены, имеющих серьезные релизы не только дома, но и в Европе (паган-блэковые GODS TOWER и ZNICH, трэшевая AQUAMORTA), но честь открыть сборник выпала еще не очень раскрученному КАПIШЧА: какой, оказывается, колоритный doom есть в Беларуси! И как гармонично в их чуть ли не фолковой "Заклен" вплывает знаменитый супер-хит "Чорны Зьнич" почти одноименной команды. Причем не думайте, что трек механически взят из старых релизов. Это кардинально новая, будоражащая версия.
Оршанская APRAXIA, широко разрекламированная накануне гродненскими антифашистами-скандалистами и так называемой белорусской оппозиционной прессой, вошла в альбом с суровым, убедительным посвящением своему земляку, популярнейшему белорусскому писателю Владимиру Караткевичу — "Дзiкае паляванне".
Кстати, к счастью бойкот тех скандалистов не поддержал гродненский ТВАР, продемонстрировав достойный образец метализированного хард-рока западно-белорусской школы ("Лесьвiца слабасцi"). А западный death неплохо звучит в кавере "Купалинки" брестского GATEWARD.
Украшением альбома стали композиции истинных метал-хитов Беларуси: Спицын & Чермен ("Хуткасць"), VICIOUS CRUSADE ("The Odore\\\\\\'s Song"). Последняя, между прочим, здесь представляет собой англоязычное исключение, но по мелодической мощи вряд ли кто еще смог бы выявить более точно белорусскую душу. А в буклете есть белорусский перевод текста.
О незнакомых именах проекта (NECROMANT, SLAVIR, ALATYR) мне пока еще трудно сказать что-то определенное, хотя потенциалы демонстрируют довольно выразительные. А вот новички типа thrash-команды VIR (композиция "Вусьцiш") сходу делают заявку на суперзвездный пантеон. Да и дэз-блэковый DEADMARSH (произведение "Koлы i агонь", пожалуй, уже прописался в этой тусовке после своих побед на ряде престижных рок-фестивалей.
Что касается grindcore "Кахання" от некоего ROGOBANS, то лично я воспринял это как эффектную пародию Влада Бубена на тот же дэзовый NECROMANT.
Классной музыки, как видите, битком, но и это еще не все. Издатели сопроводили свои "Hard Life — Heavy Music" уникальным подарком слушателю: историческим бонус-треком стала композиция "Kaлi ласка" известной еще в конце 80-х полоцкой ДЗIДЫ. Тогда и рок был еще почти запрещен, и белорусский язык не в почете, а металистов вообще по подвалам гоняли, но ДЗIДЫ уже тогда играли трэш на белорусском. И как играли! Жаль только, записаться негде было. Но вот оно, чудо!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета