Литвинский, Александр; Васильков, Михаил
MаssaBrutto alles круТТо!

Из воспоминаний: "Полночь. Уже вторник или еще понедельник? Пальцы осторожно крутят настройку приемника. "Нас не догонят..." ш-ш-ш "...лина в поле у ручья..." ш-ш-ш (грохот) "МаssaBrutto!!!!" На размягченные перед сном мозги сыплются бешеные звуки. Ничего себе колыбельная!" Ну, а если серьезно, программа "МаssaBrutto" относительно недавно появилась в эфире минского "Стиль Радио". Имя одного из ведущих наверняка знакомо многим по программе "МetalСore", выходившей на "Радио Рокс" почти полтора года. "MassaBrutto" - это своеобразное ее продолжение. Что же изменилось в нынешней инкарнации? Давайте попробуем выяснить...
Действующие лица:
А - Александр Литвинский,
М - Михаил Васильков,
SM - salto mortale

SM: ...И как пришло на ум название программы?

М: Когда была уже готова масса вариантов...

А: Мы с названием парились две недели.

М: ...то есть там был уже такой бешеный список.

А: Причем, как правило, эти названия были либо до безобразия банальными, либо какими-то... стебными...

М: ...либо чересчур возвышенными.

А: Были и латинские, и английские, и русские варианты, и в итоге у нас просто мозги задымились. Хотелось чего-то неизбитого. Согласись, приелись уже названия типа "Тяжелый день", "...А ночка темная была", или там какой-нибудь "Погром в сортире"... Короче, мы приносили списки всевозможных названий на станцию, и все они в процессе обсуждения беспощадно отвергались. И вот, в последний день и в последний час данного нам срока, крыша потихоньку начала съезжать, и у нас приключилась истерика, добрая, металическая истерика.

М: Началось этакое "акынство", что видели, то и "пели". В головы лезла масса "замечательных" программных названий: "Синее небо", "Пивной ларек", "Разбитый фонарь". Тут мимо нас прошел какой-то тип с мороженым в руке (o! чем не название?! - Прим. SM)... Я не могу восстановить логическую цепочку, но через несколько секунд после этого "мужика с мороженым" я выпалил: "Масса Нетто!!!".

А: Клеммы натурально замкнуло...

М: На что Александр среагировал: "Почему "Нетто"? Масса Брутто!"

А: Посмеялись, а потом Михаил предложил это записать. Так, для "массовости". Даже в страшном сне я не мог бы предположить, что эта "чушь" когда-нибудь станет названием программы. А на станции всем понравилось именно это. Есть в нем что-то такое прикольно-непонятно-необычно-массово-брутальное. Через полчаса название понравилось и нам...

М: После того, как повторили его раз сто. "МассаБрутто" - alles круТТо!

SM: Чем отличается "MassaBrutto" от "МetalСore", кроме смены волны?

А: Отсутствием раздолбайства. "МetalСore" был более хаотичен, нежели "MassaBrutto". В "Массе" есть определенный порядок, определенная структура, которых не доставало "MetalCore". Наш слушатель знает, что где-то в середине программы он услышит последние новости о группах, лейблах и релизах. Приблизительно в десять минут первого и без десяти час в рубрике "Брутто Концерто" все страждущие узнают о надвигающихся концертных акциях. Также в "Массе" есть различные рубрики, прикольные и не очень, чего не было в "MetalCore". Я думаю, что их количество будет увеличиваться, а может быть, наоборот, уменьшаться. Посмотрим... Но самое большое отличие в том, что в эфире "Массы" не звучат пиратские записи. Это наша принципиальная позиция. Не знаю, сколько мы так протянем, но пока держимся. В Беларуси отсутствие пиратства пока больше похоже на утопию. Однако, поживем - увидим, пожуем - узнаем...

М: За примерами далеко ходить не надо! Совсем недавно я долго и нудно уламывал Александра прокрутить что-нибудь из последнего полноформатника JUDAS PRIEST. На мой взгляд, потрясающий альбом! А Литвинский - ни в какую: диск-то пиратский! Мол, принцип есть принцип! Пиратству бой! Хотя "Demolition" его очень даже "зацепил". Представляешь, какая самоотверженность!!!

А: Врагу не сдается наш гордый "Варяг"!

SM: Зачем же вам понадобилось двое ведущих?

М: Наверное, прежде всего затем, чтобы слушатель не заснул при переходе от обычного хода программы к новостям, то есть когда рассказывается одним голосом все, в том числе и новости, то эти новости наверняка могут затеряться в общей массе разговора. Ну а так, человек слышит другой голос, и это служит каким-то встряхивающим фактором.

А: Да и просто захотелось посмотреть, что из этого получится. По-моему, эксперимент удался. Мне это кажется более интересным, чем один ведущий. Вспомни банальнейшую и приевшуюся поговорку: "Одна голова - хорошо, а две - лучше". Михаил, кстати, прав насчет встряхивания публики. Человек не может воспринимать всю программу одинаково хорошо. Всем известно, что особенно доходит и запоминается начало и конец, и не важно, сколько длится какое-то определенное действо: 20 минут или 2 часа. Середина по жизни "вылетает". И вот именно из-за этого было принято решение поменять голос, сделать новостную рубрику, чтобы в какой-то степени заставить интересующихся прильнуть, что ли, к приемнику, и послушать, что творится у нас и вокруг нас.

М: В общем, каждый из нас играет свою роль, и в итоге получается нечто, что названо "МassaВrutto".

SM: А как, кстати, Михаил попал в "Массу"?

М: Ну... в детстве все мечтали о чем? Космонавтами... подводниками стать... А меня манила патологическая анатомия. Искал я информацию на эту тему, и натыкался почему-то на тексты металических групп и различные сведения о них. Со временем накопилась масса информации, я бы даже сказал, "масса брутто". Вот и получилось, что с одной стороны - "MassaBrutto", в которой есть рубрика экстрим-новостей, а с другой стороны - я с этими самыми экстрим-новостями. Короче говоря, мы были созданы друг для друга.

SM: Откуда берутся новости?

М: Источников масса (брутто? - Прим. SM) и это, наверное, не так важно. Важен результат, важно то, что слушатель услышит, узнает.

SM: Однако, звуковой материал в программе преимущественно андерграундный и мало кому здесь известный, в какой-то степени эксклюзивный, а новости, в основном, про команды известные и весьма популярные в метал-мире...

М: Иногда это обусловлено тем, что альбомы популярных метал-групп, как правило, на слуху. Зато информации о делах, которые творятся в самих коллективах либо очень мало, либо она крайне неоперативна в других СМИ. Тоже самое касается и дат выпуска новых альбомов, и грядущих концертов. Если речь идет о малоизвестной команде, то помимо самой новости я могу ввернуть какие-то краткие биографические сведения о группе, какие-то факты из ее истории... Но без фанатизма, чтобы новость не переросла в "жизнь замечательных людей".

А: Да информацией об известных группах можно завалиться! Причем не надо никуда идти и никуда звонить. Просто открываешь электронный ящик и берешь. Любой уважающий себя лейбл заинтересован в рекламе, а как ни крути, новости - это тоже реклама. С группами, а с отечественными особенно, все почему-то намного сложнее. Неужели мы должны бегать за группами и упрашивать их рассказать нам о том, что у них творится? Глупо! Группам и издателям необходимо самим о себе заботиться. Радует лишь то, что до некоторых это, наконец, начало доходить. Ведь, если это не нужно им, на фиг это нужно нам?!?

SM: Тот, кто хоть раз слышал программу "МassaВrutto", наверняка заметил, что голоса обоих ведущих довольно монотонны.

А: Я бы так не сказал. Все зависит от темы разговора. Или мне выразительным стишком говорить о каком-нибудь новом альбоме?.. Я не собираюсь заигрывать с аудиторией, как большинство радийных ди-джеев. Я не хочу быть этаким дон жуаном, который кадрит девушек прямо из динамиков. Это ты на других станциях ищи.

М: В "Массе" больше информативности, нежели развлекухи. Это, конечно, не означает, что абсолютно ничего развлекательного в программе нет.

А: Мы вполне можем поприкалываться в интервью. Хотя это даже интервью нельзя назвать. Мне больше нравится, когда с гостями можно просто беседовать, спорить, шутить и так далее. Ведь это интереснее, согласись. А кому не интересно, тот не слушает. Почему мне гость, например, не может задать вопрос? Кто установил рамки "вопрос-ответ-вопрос-ответ"? Естественно, с каким-нибудь иностранцем в интервью особо не повыпендриваешься из-за языкового барьера, а с нашими почему бы и нет... Но само собой, это по желанию гостя.

SM: Во время эфира вам звонят?

А: Ха! Мы отключаем телефон!

SM: А не хотите ли изменить ситуацию?

М: Программа же не будет всегда такой, какая она сейчас. Ведь все в этой жизни меняется.

А: И у нас со временем что-то поменяется, и я могу сказать с уверенностью, что нам есть куда развиваться. У нас еще много нереализованного. Это, конечно, не значит, что завтра все кардинально изменится, но с течением времени что-то будет меняться.

SM: Если к вам нельзя дозвониться во время эфира...

А: К нам можно дозвониться в любое время дня и ночи, но не во время эфира.

SM: ...значит, народ пишет вам письма, много их?

А: Достаточно.

SM: Задают вопросы?

А: Да.

SM: Отвечаете?

А: А как же!

М: А куда деваться? Самое главное - народ получает ответы на свои вопросы.

А: Причем человек, который написал письмо в программу "МassaВrutto", обязательно получит ответ, но при условии наличия...

М: ...обратного адреса...

А: Ну, это само собой. Я хотел сказать об оплаченном конверте внутри письма. Иногда, к сожалению, получается, что человеку приходится ждать нашего ответа достаточно долго. Но тут дело не только в нас. Есть еще наша доблестная почта, есть невнимательные слушатели, которые не могут запомнить адрес, есть люди забывчивые... Другое дело с электронной почтой, мы, как правило, отвечаем быстро.

SM: И чем люди интересуются?

А: Всем понемногу. Группами, лейблами, новостями, адресами, дисками, кассетами, короче, всем, что связано с экстремальной музыкой.

(Кстати, предметом особой гордости Александра является тот факт, что, благодаря программе, некоторое количество слушателей "MetalCore" и "MassaBrutto" полностью перешли с пиратской продукции на фирменную. По-моему, замечательная тенденция! - Прим. SM)

SM: Как вы выбираете, что крутить и рассказывать?

М: Что касается новостей, то в "Массе" они оперативны. Самые последние новости перед их подготовкой мы черпаем, как правило, в воскресенье вечером, чтобы в понедельник вы их уже услышали. Причем абсолютно без проблем для любой группы, лейбла, любой музыкальной формации сообщить какую-то свою новость, и она будет озвучена в эфире в самое ближайшее время.

SM: Насколько понимаю, вы были первыми, кто оповестил Беларусь о приезде MAYHEM?

М: Вот тебе еще одно доказательство оперативности нашей программы.

А: Мало того, мы держали слушателей в курсе всех событий, и именно в "Массе" прозвучал голос Маньяка (MAYHEM, вокал - Прим. SM), хоть и по телефону. Спасибо, кстати, музыкальному агентству "Chaotica" за своевременное предоставление информации и помощи в организации интервью, и всем, кто нас слушает!

SM: И все же, как готовится плей-лист?

А: Ну, как он готовится?.. Определенной системы в составлении музыкального ряда нет, просто я чувствую, что так было бы неплохо. Если группа достойна внимания, то я могу прокрутить и пол-альбома. Могу поставить лучшую и худшую песни какого-либо релиза, для сравнения. Могу одну и ту же группу крутить в нескольких программах подряд, если, на мой взгляд, она того заслуживает. В общем, по-разному...

М: И, между прочим, это не всегда подчиняется личным вкусам.

А: Да, я бы даже сказал, очень сильно не всегда.

М: Особенно это касается отечественных команд, а то многие боятся, понравится их музыка нам или нет.

А: А это их вообще не должно волновать. Весь вопрос в качестве записи и в ее соответствии формату программы. Как ты меня ни упрашивай, но репетиционку на кассетке (или бобинке - Прим. SM) я ставить в эфир не буду. Нам нужен нормальный материал с удобоваримым качеством записи, чтобы слушатель по крайней мере не плевался.

М: Это не значит, что звук должен быть кристальным, а запись произведена на лучшей студии, просто приемлемый для радио вариант. Тем более, что перед эфиром запись можно немножко подкорректировать, чтобы она приобрела более звучащий вид.

SM: Почему вы так мало крутите белорусских команд, ведь за это лето вышло так много релизов?

А: Во-первых, в Беларуси, к сожалению, не так много групп с записями нормального качества. Во-вторых, лето - самый мертвый сезон для рекламы любых релизов. И, в-третьих, это вопрос не ко мне, а к группам. Почему эти "многочисленные" релизы до сих пор не попали к нам в ротацию? Мы, вроде, не прячемся и не скрываемся. О промоции прежде всего должны заботиться группы, их менеджмент, если таковой имеется, их издатели. Наше дело - помочь им в этом посредством радио. Я так скажу: "Масса Брутто" сотрудничает со всеми, кто сотрудничает с "Массой Брутто". Мы никому не навязываемся.

SM: Из стран СНГ вам что-нибудь приходит?

А: Приходит, но не так много, как хотелось бы. Сказывается отсутствие рекламы. Мы знакомы с некоторыми лейблами, группами, которым, почему-то, интересно крутиться на радио здесь, в Беларуси.

М: Видимо, потому, что по числу металистов на душу населения Беларусь явно опережает другие страны СНГ. Хотя я могу ошибаться...

SM: А Fono, Irond и другие фирмы, занимающиеся лицензированием западной продукции, входят в число лейблов, с которыми вы сотрудничаете? Я что-то не припомню, чтобы вы о них говорили в "Массе"...

А: "...занимающихся лицензированием западной продукции..." - хорошо сказала... Я, с твоего позволения, оставлю это без комментариев. Занимаются, так занимаются. До сотрудничества пока дело не дошло. Либо эти фирмы не рассматривают Беларусь, как достаточно крупный рынок сбыта, либо их устраивает нынешнее положение вещей. Либо они заинтересованы в деньгах больше, чем в рекламе, либо их не интересует реклама в какой-то там программе на какой-то там радиостанции в какой-то там Беларуси с какими-то там белорусами, либо еще что-то... - не берусь судить. Задай этот вопрос им. Еще раз повторюсь, что мы готовы к любому сотрудничеству.

SM: Как обстоят дела с западными фирмами?

А: В принципе, нормально. На адрес программы приходят промо-материалы от разных контор и от разных групп. Конечно, мажорные лейблы, как правило, реклама здесь не интересует, так как нет налаженной дистрибьюторской сети. Хотя бывают, конечно, исключения. У нас хорошие отношения с лейблами, так сказать, среднего звена. Их релизам всегда нужна реклама, причем любая. Они охотно идут на сотрудничество. При этом программа несет какой-то дух эксклюзивности, так как подобных записей в магазинах не найти. Что такое мажорный лейбл? Это отличное качество реализации, хороший звук, качевые риффы, короче, все это можно назвать экстремальной попсой. Это то, что ты увидишь, придя почти к любому металисту домой - в фонотеке там те же диски, что и у его друга. Никакого разнообразия. Нет выбора: что было в магазине, то и купил, а магазин предлагает только проверенную продукцию, которая пользуется спросом. Скучно... В "Массе" ты можешь услышать то, чего нигде больше не услышишь. Мало этого, если ты обратишься к нам с просьбой достать тот или иной релиз, прокрученный у нас, мы тебе поможем. Промоушн есть промоушн.

SM: Скажите что-нибудь монументальное...

М: Оставайтесь правдивыми по отношению к самим себе.

А: Вот это главное... Нет, ты подожди, еще не все. По большому счету, делайте то, что хочется делать, и...

М: Слушайте то, что хочется слушать.

А: Люди! Будьте людьми! (по-моему, монументальнее не скажешь... - Прим. SM)


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета