Петля Нестерова
«В творчестве мы ориентируемся только на свой вкус»


Группа ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, существующая с конца восьмидесятых годов, пережив многочисленные изменения, выпускает новый альбом "Salto Mortale".
Эдуард Нестеренко (автор, вокалист и гитарист) сказал как-то, что "все зависит только от темперамента и вибраций самих музыкантов"...


— Новый альбом для вас эксперимент, или он традиционен? В нем есть какое-то новаторство для вас?
— Альбом, конечно же, нетрадиционен для нас, поскольку все новое не может быть традиционным. Фактически это наш первый полноценный альбом за последние годы и в нем собраны наши лучшие песни за последние пять лет, своего рода отчет. Традиционность этого альбома в том, что я по-прежнему играю на гитаре и пою песни. Нетрадиционность по сравнению с предыдущим альбомом в том, что я стал петь на октаву ниже — спасибо сигаретам и извечному врагу всех петербуржцев — бронхиту. В альбоме очень много технологических новаций, он записан на полноценной студии, студии "Добролет", которую смело можно считать неким образцом, стандартом в области звукозаписи в России. Несколько треков, таких, как "Молчание", "Полночь" сделаны в нехарактерной манере, потому что использовались совершенно нетипичные для ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА инструменты, в том числе и так называемая орг-техника. Нетрадиционность еще довольно характерна и выпячена песнями "Дождь (ни машин, ни людей)" и "Никогда", где использовался оригинальный скрэтч uDJinа. ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, в принципе, всегда представляла из себя группу с достаточно классическим набором инструментов, а здесь, ни с того ни с сего, вдруг появились ди-джейские вертушки — нам было весьма интересно поработать в таком ключе и в этом, опять же, есть некое новаторство с нашей стороны. Хочется также отметить дизайн, который нам сделал наш старый друг Паша Кошляк, который оформлял нам предыдущий альбом (в этом тоже есть некая традиция, кстати).
— То, что затягиваете выход альбома, какие тому есть причины?
— Я не могу сказать, что мы затягиваем с выпуском альбома. Просто надо было довести до логического финала несколько треков, нужно было сделать полноценный дизайн обложки и разобраться со всеми нюансами, которые касаются выпускающей компании, оформлением документов, к примеру. К тому же, лейбл московский и нам иногда было достаточно проблематично координировать работу с ним, все заняло какое-то время, но теперь все позади.
— Чего вы ждете от этого альбома?
— Я жду, чтобы этот альбом скорее вышел, и мы могли бы забыть про него, поставить диск на полочку и приступить к новому, что гораздо интереснее. Мы уже живем новыми песнями. Этот альбом — своего рода трамплин, который позволит нам позиционировать как сильной, внятной и уверенной в себе группе, хотя это и без альбома так.
— Песни из него будут звучать на радиостанциях?
— Они уже звучат. Три песни, "Никогда", "Молчанье" и "Серебро", вышли на сборниках компании Ультра-Продакшн, которая распространяет диски среди радиостанций страны, еще какие-то подобные сборники достаточно регулярно выходят, я уже даже не слежу за этим процессом, у нас директор для этого есть. К тому же, наш лейбл делает рассылки песен по радиостанциям FM-диапазона, и до нас периодически доходят новости, что песни даже занимают какие-то места в каких-то хит-парадах, но, признаться, нас это крайне мало интересует.
— С какой выпускающей компанией вы сейчас работаете?
— Альбом выходит на московском, как уже было упомянуто, лейбле CD Land Records. Мы благодарны ребятам за то, что они пошли нам на встречу и решили выпустить эту пластинку, потому что, не секрет, музыка наша некоммерческая и особой прибыли не принесет. С весны мы вели переговоры с достаточно большим количеством выпускающих компаний, кое-где условия были даже более симпатичные, однако нам понравился подход CD Land к делу. Да и к тому же их музыкальный каталог нам более импонирует, это тоже очень важно. К примеру, они выпустили последний альбом ZDOB SI ZDUB, "Территорию" АКВАРИУМА, последний альбом РИКОШЕТА тоже вышел при их поддержке. Нам приятно быть в каталоге с этими людьми.
— У вас какие-то есть ориентиры в творчестве?
— Можно было бы, конечно, пошутить и сказать, что самым главным творческим ориентиром для нас является Майк Тайсон, но это будет не совсем правдой. Какие могут быть ориентиры? Ориентируемся мы прежде всего на самих себя — делаем, что хотим, что нам нравится, слушаем музыку, которую любим, и в своем творчестве ориентируемся только на свой вкус. Не знаю, очень сложно на этот вопрос ответить. Мы любим очень многих музыкантов, художников, писателей, web-дизайнеров, но не ориентируемся на них, у нас своя колея.
— Клип на песню "Камни", сценаристом которого является А. Рыбин, уже близок к завершению?
— Пока я ничего толком не могу сказать про данную работу, поскольку ее специфика состоит в том, что это очень трудоемкий процесс, который займет очень много времени. Дело в том, что клип будет сделан на основе 3D-технологий, все будет компьютерным и наша роль в этой работе весьма минимальна, может это и к лучшему. Я выступаю лишь как автор музыки и текста и считаю, что все остальное должно делаться другими персонажами, которые имеют опыт работы в данной области. Поскольку мы сами не делаем этот клип и даже не посвящены в технологический процесс, то нам скорее важен и интересен конечный результат. Поживем — увидим, короче говоря.
— У ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА есть еще клипы?
— Говорят, что у ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА есть достаточно много клипов, я видел только один, вышедший на каком то видео-сборнике. Это клип на композицию "Соблазн". Его делали ребята из города, если не изменяет память, Новороссийска. В нем, к сожалению, весьма неудачно замешан прекрасный видеоряд с выступления группы в 1991 году на юбилейном X фестивале ленинградского "Рок-клуба" с фрагментами документальных видеосъемок с атомными взрывами, с кусками фильма Копполы и банальнейшей порнухой. В принципе, после того, как вышел этот клип, я вообще поменял свое отношение к видеотворчеству и решил не вмешиваться в эти процессы. Пусть люди снимают то, что хотят. Если им нравятся наша музыка и они так видят эти песни, то ради Бога — мы музыканты, а не кинозвезды, песни все равно первичны и в них говорится несколько не о том, о чем говорится в клипах. Хотя мы бы были рады найти человека, который с нашей точки зрения взглянет на песни, и выразит их с помощью видеоряда. Мы готовы к сотрудничеству и если кто-то предложит нам свои идеи и опыт, то мы всегда пойдем навстречу. Это очень интересно, на самом деле.
— Изменилось ли ваше отношение к тому, что вы делаете? Сейчас оно отличается от того, что было в девяностые годы?
— Да нет, ничего не изменилось, потому что время от времени появляется некий загадочный внутренний импульс и появляется песня. Как только рождается песня, то хочется сразу же приблизить ее к слушателям, зрителям. А это никак не связано со временем, уровнем цен, ситуацией в стране и прочей ерундой, все тоже самое, что было и в восьмидесятые, девяностые и сейчас.
— Вы на самом деле принципиально не играете концертов в Москве?
— Можно и так сказать, наверное. Да нет, на самом деле мы не принципиально не играем концертов в Москве. Нет большого смысла разделять Москву и Петербург, и принципиальной разницы между концертами в этих городах нет, девушки везде улыбчивы, просто играя дома не надо никуда ехать, не высыпаться в поездах, искать какие-то бытовые удобства. Да если честно говорить, то большинство групп, которые ездят в Москву постоянно играть концерты, делают это всего лишь из-за того, что там платят деньги. Это на самом деле иллюзия, миф о богатых московских клубах, которые обогатят и вынесут бедных питерских музыкантов на вершину славы. Я не хочу называть никаких имен, чтобы не обидеть этих людей, со многими из которых наша группа поддерживает дружеские отношения, с некоторыми мы даже начинали играть. Эти группы сейчас у всех на слуху, это здорово, но иногда все-таки не покидает ощущение, что это все не очень правильно. Мы нормальные люди, не тщеславные, играем концерты тогда, когда нам хочется и в тех местах, которые нам приятны, даже если это финансово не очень привлекательно. У нас хорошее и стабильное положение в социуме и Москва нам совсем не нужна, хотя мы очень любим этот город, ряд людей и мест. К тому же зачем так далеко ехать играть, когда можно отыграть концерт в пятнадцати минутах от дома?
— Где вам нравится давать концерты?
— Мы предпочитаем играть в маленьких уютных клубах, где не очень много народа, есть возможность потанцевать и люди могут послушать нашу музыку. Тем более, всегда приятно видеть отдачу людей, чувствуешь, что в отличие от стадионов и больших площадок все это делается не зря. Мы достаточно в свое время поездили по стране и зарубежью, играли на больших площадках и стадионах, однако сделали сознательный выбор в пользу клубов, о чем ничуть не жалеем.
— У вас много неизданных песен, написанных в последнее время, и тех, которые были написаны давно?
— У нас не очень много неизданных песен, которые написаны давно, альбома полтора, наверное. Время этих песен еще просто не пришло. Рано или поздно мы доберемся до них, тем более, сейчас у нас есть уникальная возможность записывать полноценную, очень качественную продукцию прямо не выходя из дома. А что касается неизданных песен, написанных в последнее время, то их предостаточно, альбома на два, мы собираемся приступить к ним в самое ближайшее время, после выпуска альбома "Salto Mortale", то есть примерно к Новому году.
— Кто из ваших соратников по сцене вам нравится? Возможно, это группа МУЛЬТFИЛЬМЫ?
— Группа МУЛЬТFИЛЬМЫ нам нравится скорее просто как хорошие знакомые, сыгравшие к тому же года три назад важную роль в жизни нашего коллектива. Соратниками мы их не считаем, это скорее пока подрастающее поколение, мы все-таки находимся в несколько разных возрастных и весовых категориях, нам уже ничего никому не надо доказывать. Мы солидарны с ними, но музыка такая нас не очень привлекает, хотя все достаточно мило. Нам, например, гораздо ближе группа РАДИО, в ней руководит всем гитарист МУЛЬТFИЛЬМОВ Женя, то есть это своего рода филиал группы МУЛЬТFИЛЬМЫ. Кстати, пользуясь случаем, передаем ему большой привет.
— Как вы относитесь к такому определению по отношению к вам — "старейшая питерская группа"?
— Да нет, мы не старейшие. Есть в конце концов и ПИКНИК, и АУКЦЫОН, и Гребенщиков, мы не старейшие, мы скорее бессмертные, время уже не властно над нами (смеется). Бессмертная, вечно молодая, вечно зеленая и веселая.
— Вы сейчас играете втроем вместе с Крамаревым Артемом и Бруссовани Филиппом, этот состав давно сложился?
— Нет, мы сейчас играем вдвоем с Артемом. Бруссовани Филипп — музыкант приглашенный — и время от времени появляется в нашем составе на знаменательных и ключевых для нас концертах. Его кандидатура окончательно не утверждена коллегиально. Пока не прошел испытательный срок. С Артемом же мы играем уже год и очень счастливы, он очень талантливый человек, привнесший в группу много свежих дуновений и нестандартных идей.
— У вас на данный момент нет потребности в барабанщике?
— Абсолютно никакой потребности в барабанщике не существует, потому что они всегда мешали. За исключением Саши Сенина, барабанщика нашего золотого состава, которого я, в общем-то, барабанщиком и не считаю, который просто наш ближайший друг, моя творческая половина в момент формирования изначальной идеи ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА. Ангел-хранитель нашей небольшой семьи. А вообще, практически все барабанщики обладают очень странным менталитетом, они, видимо, изначально рождаются для стадионных концертов и грохают от души, не жалея ни своих рук, ни палочек, ни барабанов, а уж тем более барабанных перепонок всех остальных музыкантов. Поэтому гораздо удобнее играть с электронным барабанщиком, у которого, по крайней мере, есть ручка громкости, которую можно настроить в соответствии со своим настроением. В нашей группе функции компьютерного барабанщика выполняет Артем, который помимо этого на концертах отвечает и еще за ряд ключевых музыкальных позиций, благо ноут-бук позволяет совмещать несовместимое.
— Кто принимал участие в записи альбома?
— В записи альбома принимало достаточно много музыкантов из дружественных и родственных нам коллективов, некоторые из которых в свое время играли в составе ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА. Мне принадлежат все гитарные и клавишные партии, за бас-гитару взялся наш тогдашний бас-гитарист Евгений Аракчеев, а на барабанах сыграл Игорь Федоров из группы ЧИЖ И Cо. Кроме того, в ряде композиций на перкуссии сыграл наш бывший барабанщик Дима Веселов, на момент записи выступавший в рядах АКВАРИУМА и записавшийся под их знаменем на альбоме "Пси". Финальная же композиция, "День и ночь" была записана при поддержке Игоря Доценко из ДДТ и бас-гитариста Леши Романюка, игравшего с нами в течение трех лет и сейчас находящегося в бессрочной командировке в группе вышеупомянутого Чигракова. Но это еще не все. Также хочется особо отметить работу Виталия Муканяева, который помог нам в августе этого года довести композицию "Молчание" до логического завершения, его соло на компьютерных технологиях стало украшением не только этой композиции, но, не побоюсь этого утверждения, всего альбома. И конечно, еще с нами работал uDJin, украсивший своими скрэтчами три композиции. Хотелось бы еще особо поблагодарить всех сотрудников студии "Добролет" и в особенности звукорежиссера Евгения Левина и Николая Алмаева, осуществлявшего мастеринг альбома. Продюсером альбома выступил наш директор Илья Сонюшкин. Также хотелось бы отметить работу нашего штатного дизайнера Паши, и web-мастера нашего сайта Женю Бруханского, а также всех бойцов невидимого фронта, которые помогали нам — журналистов (некоторых), коллег-музыкантов, да и просто друзей. Их помощь невозможно оценить, хотя они зачастую и остаются в тени. По большому счету, все эти люди — одна большая команда ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА, так или иначе, кто больше, кто меньше, вращающиеся на нашей орбите.
— У вас есть неосуществленные планы?
— …(после долгой паузы) Да нет, наверное, все возможности для работы у нас есть и несбывшихся планов нет. Надо только совершать над собой усилия, верить в то, что делаешь, жить этим и все получится.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета