ABBA А за музычку спасибо!
Готов поспорить: эту группу вы знаете — не слышал о ней разве что негр преклонных годов, — но о ней вы не знаете практически ничего. Так не пора ли восполнить этот пробел, учитывая, как часто мы слышим песни этого ансамбля? Какого ансамбля? АВВА!
Название коллектива настолько же странное насколько простое: это аббревиатура, составленная из первых букв имен участников квартета — Агнеты Фальтског, Бенни Андерссона, Бьорна Ульвауса и Анни-Фрид Лингстад. Можете переставлять имена в ином порядке, но суть от этого не изменится — как в известном арифметическом правиле. Правила же иной науки — науки шоу-бизнеса — гласили, что вся коммерчески достойная музыка произрастает в странах англоговорящих. И вот это правило четыре молодых шведа опровергли.
Начиналось у них все по обычному сценарию. Талантливый ребенок, заметившие талант родители, выступления перед благодарной публикой, оценившей способности чудо-дитяти... Все так — вот только родителей у Фриды не было. Отец, солдат вермахта, вернулся в Германию по окончании войны, а мать умерла, когда девочке было всего два года. У Агнеты все было намного лучше, если не считать маленького конфуза, заключавшегося в том, что когда шестилетка впервые вышла на сцену, у нее, шестилетки, лопнула резинка от трусов. Но это детали несущественные. Существенные же сводятся к необходимости различать, кто есть кто. Так вот, блондинка — это Агнета, а Фрида, соответственно, не блондинка; Бенни на всех фотографиях украшен бородой, каковая у Бьорна появлялась только время от времени. Разобрались?
История же квартета начала свой отсчет с лета 1966-го, когда, разъезжая по стране на предмет заработка доброй кроны, группа THE HEP STARS, пианистом в которой прирабатывал Андерссон, пересеклась с конкурирующим ансамблем THE HOTENANNY SINGERS, пользовавшимся гитарными услугами Ульвауса. Песня "Isn't It Easy To Say", родившаяся в тот же вечер, и стала первым блином авторского дуэта, по популярности, уступающего только, пожалуй, связкам Леннон-МакКартни и Джаггер-Ричардс. Причем, следует заметить, сразу стало ясно, кто из двоих будет лидером: песню записали THE HEP STARS. Прошел ничем не примечательный для шведской музыки год, пока 3 сентября 1967-го популярное телешоу не украсила собою Фрида, выигравшая конкурс талантов и подписавшая контракт ни много ни мало, а с концерном EMI. По странному стечению обстоятельств фрекен Лингстад приступила к записи своего первого диска практически одновременно с Агнетой. Правда, карьера Фальтског оказалась более успешной, породив пару местных хитов. Но если за семнадцатилетней вертихвосткой присматривал папа, то сирота Фрида гуляла сама по себе. На одной из гулянок в марте 1969 года она встретилась с Бенни, из чего бы ничего и не следовало, если бы пару недель спустя они бы не наткнулись друг на друга на радио. Дальше все ясно, да? В августе парочка обручилась.
Последнее предложение имеет смысл перечитать дважды, так как почти в то же время кольцами обменялись и Бьорн с Агнетой, которых судьба сводила на гастролях, столь часто, что проще казалось быть вместе, чем поодиночке. Но это в личной жизни, ансамбли же обоих парней к 1970-му приказали долго жить, так что два "В" наконец получили возможность полнокровно сотрудничать и стали ваять диск под названием "Lycka", в который вошла песня "Hej Gamle Man". Вокалистками в ней были подруги авторов.
Впрочем, 6 июля 1971 года из разряда "подруга Бьорна" Агнета перешла в категорию "супруга". На свадьбу звезд собралось немало зевак — они могут гордиться тем, что были одними из первых, кто видел всех четырех участников АВВА еще до официального рождения квартета, так как без Фриды там не обошлось, а Андерссон и вовсе спел написанную по такому случаю песню. Отношения у пар развивались гладко, и год спустя четверка уже именно как коллектив записала подобающую композицию "People Need Love", а затем и альбом. Скромный успех пластинки не стал козырной картой при состоявшемся в феврале 1973-го определении, кто будет представлять Швецию на конкурсе Евровидения. Команда не прошла отбор: Агнета была на девятом месяце беременности, а представленная ими песня "Ring Ring" была, по сути, не завершена. Жюри усомнилось в ее потенциале, но композиция в ее шведском варианте заняла первое место в национальном хит-параде, а в англоязычном — второе! На вершине списков хитов она оказалась одновременно в братских Норвегии, Дании и Финляндии, а также в Австралии, Голландии, Бельгии и ЮАР. Но не в Англии. Ну, Англия никогда себя Европой и не считала.
Успех успехом, однако на тот момент группа назвалась просто
BJORN, BENNY & AGNETHA, FRIDA — тупо. Обо всем позаботился менеджер Стиг Андерсон, предложивший ужать имена до инициалов. После голосования в прессе — ужали. Правда, в Швеции существует известный рыбоперерабатывающий завод с таким названием, но эту проблему уладили быстро. В 1974 году АВВА предприняли вторую попытку прорваться на Евровидение — на их счастье, теперь решения принимало не профессиональное жюри, а народное, при звуках "Waterloo" просто растаявшее.
Казалось бы, Евровидение — такая ерунда, серьезные деньги там не крутятся и звезды там не рождаются. В конце концов, это — конкурс песни, не исполнителя. АВВА ниспровергли и эту аксиому, заполучив первое место в Англии и угодив в "горячую" десятку в Штатах. И это решило все — теперь успех нужно было закрепить.
Переиздание "Ring Ring" было ходом хитрым, но не умным, и четверка засела за работу. За работу серьезную — свой следующий альбом они записывали около семи месяцев, прерываясь только на европейские гастроли. Не считая Скандинавии, скандинавов везде принимали холодно. Впрочем, шведы, они к холодам привычные.
В лучах славы ансамбль наконец-то понежился вволю весной 1975 года, когда вышел диск "АВВА", включавший в себя ныне классические "S.O.S." и "Mamma Mia", утвердившие статус коллектива в Англии и заставившие забыть о Евровидении, — начинался большой шоу-бизнес.
Полумиллионные продажи на родине означали, что пластинку приобрел каждый шестой швед. По всему миру же количество проданных пластинок шло на десятки миллионов — чего стоят одни только тиражи фирмы Мелодия! Полусоциалистическая Швеция не вызывала тошноты у советских функционеров, и популярность группы — разрешенная! — в Восточной Европе не уступала ее успеху на Западе.
Успех был заслуженным, если учесть, сколько времени Бенни и Бьорн отдавали каждому своему произведению. На "Dancing Queen" они угробили несколько месяцев — и еще несколько месяцев тянули с ее выпуском. Все было просчитано, даже то, что в дамках окажется изданный в 1975-м сборник лучших песен квартета — это всего после двух альбомов! Хотя те, кто не спешил и обзавелся диском только в 1976 году, выиграли за счет вошедшего во второй тираж сингла "Fernando". А почему тянули с "Dancing Queen"? Просто 19 июня 1976-го король Карл женился, и, исполнив песню днем ранее, АВВА обеспечили себе прямое попадание в "яблочко".
На этой волне за будущее альбома "Arrival" можно было не беспокоиться — особенно, если вспомнить, что помимо "Dancing Queen" дорожки пластинки содержали "Money, Money, Money" и "Knowing Me, Knowing You". На сей раз турне по Европе, Англии и Австралии прошло, как следует, увенчавшись в феврале 1977 года двумя аншлагами в лондонском "Альберт-холле". В конце того же года появился и известный многим фильм о группе, а одновременно с ним и альбом, оригинально названный "The Album". Только в Швеции было продано 760 тысяч экземпляров диска, каждый, похоже, стремился заполучить в одной упаковке песни "The Name Of The Game", "Take A Chance On Me" плюс "Thank You For The Music".1978 год выдался не столь суматошным, и Агнета даже нашла время подарить Бьорну второго ребенка. Группа же разродилась одной лишь — но успешной — песней "Summer Night City". Естественно, назрел вопрос, как обстояли дела у Бенни с Фридой. Нормально обстояли — спустя девять лет после обручения 6 октября парочка наконец поженилась. А их коллеги решили развестись. Поклонники разволновались: будущее ансамбля, по их мнению, висело на волоске.
Сами музыканты так не думали и продолжали взлет. 9 января 1979 года на благотворительном концерте в ООН четверка представила на суд публики очередной хит, "Chiquitita" — доходы от продажи этого сингла перечислялись UNICEF. Развод, может быть, штука и нехорошая, но только не в коммерческом отношении. В апреле, в первую неделю после выхода пластинки "Voulez-vous" англичане раскошелились на 400 тысяч экземпляров, принеся диску первое место и обеспечив триумфальное завершение мировых гастролей представлением на "Уэмбли". Самое время было выпускать второй сборник хитов, подкрепив его свежачком — песней "Gimme, Gimme, Gimme", записанной в перерыве между выступлениями.
Особенно тепло команду принимали в Испании. Поклонников отблагодарили сначала испаноязычными вариантами нескольких песен, а потом — и целым диском "Gracias Por La Musica". Темп накалялся, и после выступлений в Японии на свет появился настоящий шедевр, "The Winner Takes It All". Несколько нескромное название — как и название альбома 1980 года "Super Trouper", державшийся на первом месте в Англии целых пятнадцать недель. А теперь вспомните Библию: "Гордыня предшествует падению".
В феврале 1981-го развелись Фрида и Бенни. Это означало одно — следующий диск, "The Visitors" будет последним. Черту подвели песни "When All Is Said And Done" и "One Of Us". Попытка продолжить дело успехом не увенчалась. В 1982 году АВВА не стало.
Четыре отдельные карьеры и даже сочиненный Бенни, Бьорном и соавтором Уэббера Тимом Райсом мюзикл "Chess" и близко не могли сравниться с популярностью квартета. Пути Агнеты, Бьорна, Бенни и Анни-Фрид пересекались неоднократно, но, несмотря на все надежды поклонников, в заветную аббревиатуру больше не сложились…
«Mamma Mia» —- она снова здесь!
18 октября состоялась бродвейская премьера мюзикла "Mamma Mia!", поставленного по мотивам песен шведского квартета АВВА.
Спустя двадцать лет после того, как дороги музыкантов АВВА разошлись, ансамбль не теряет популярность, и успех мюзикла, в котором звучат лучшие песни шведской четверки -- лишнее тому подтверждение. Дело ведь не в несложном сюжете о девушке, намеревающейся сделать то, к чему стремятся многие девушки, то есть выйти замуж. Дело именно в любимой музыке. А также в том, что создан мюзикл был при непосредственном участии легендарной авторской связки Бенни Андерсона и Бьорна Ульвауса -- тех самых двух "В" из названия группы.
Собственно, идея принадлежала не Бьорну и Бенни, а Джуди Краймер, в качестве исполнительного продюсера сотрудничавшей со шведами и либреттистом Тимом Райсом при постановке их первого мюзикла "Chess" (помните некогда перепетую Сергеем Минаевым песню "One Night In Bangkok"?). Убедить артистов оказалось несложно, сложнее было найти пьесу, которая смогла бы увязать воедино с десяток песен. Драма англичанки Кэтрин Джонсон подошла как нельзя лучше, и Краймер вместе с со-продюсерами Ричардом Истом и Бьорном Ульваусом принялась за дело. На место режиссера была приглашена другая англичанка, Филлида Ллойд, известная своими оперными постановками как в Королевском национальном театре, так и за рубежом, и уж она задействовала блестящий творческий коллектив, состоящий из дизайнера Марка Томпсона, мастера по свету Ховарда Харрисона, звукорежиссеров Эндрю Брюса и Бобби Эйткена, музыкального редактора Мартина Коха и хореографа Энтони Ван Лааста.
Премьера "Mamma Mia!" состоялась 6 апреля 1999 года, вызвав поток жаждавших посетить представление звезд и восторженные отзывы критиков. Более того, спрос на билеты побил все рекорды и за полтора года не было случая, чтобы в кассе остался хотя бы один билет на спектакль. Атлантический океан мюзикл пересек 23 мая 2000 года. Первое шоу прошло в Торонто, и его удостоили посещением не только Андерсон и Ульваус, но и Анни-Фрид Лингстад. Учитывая огромную популярность постановки, она двигалась по свету с типично шведской неторопливостью: Соединенные Штаты увидели разрекламированный спектакль только 17 ноября -- первый показ имел место быть в Сан-Франциско. И вот спустя почти год мюзикл достиг восточного побережья США.
"Приютил" спектакль Зимний театр, в котором на протяжении двух предыдущих десятилетий был прописан уэбберовский "Cats". И снова на премьере присутствовали такие знаменитости, как Изабелла Росселини, а также мужская половина квартета АВВА. Судя по всему, успех "Mamma Mia!" вдохновил Бьорна и Бенни на новые подвиги. По словам Джуди Краймер, музыканты уже сочинили четыре новые песни и готовят новый вариант "Chess", в котором тему холодной войны сменит рассказ о человеческих отношениях.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2001 год в рубрике музыкальная газета