Sodom короли трэш-метала
Эта группа без лишней скромности может заявить о праве на трон короля трэш-метала... Ее имя стало легендарным еще 12 лет назад, после выхода культового альбома "Agent Orange". Жесткость и неприступность, сила и уверенность идут бок о бок с музыкой SODOM уже более двадцати лет. Лидер группы, Том Энджелриппер, как и в старые добрые времена, несмотря ни на что, повел свою команду в новую атаку с винтовкой М-16 наперевес...
— Расскажи о "М-16"...
— Самую главную роль в записи нового альбома сыграл наш лейбл SPV. Я очень рад тому, что группа нашла контакт с записывающей фирмой, потому как раньше мы выпускали все альбомы без нормальной помощи. Вообще без промоушна! Если помнишь, с самого начала мы были подписаны на Steamhammer, и вот сейчас продолжаем с ними работу. На SPV мы словно желанные гости, нас там обхаживают, о нас заботятся и так далее... Так вот, поскольку дела сейчас на подъеме, мы взялись за написание новых песен и сделали все, что от нас зависело... "М-16" — наш лучший альбом, вы только послушайте эти песни! Услышав их один-два раза, не забудете уже никогда.
— Но это все "технические характеристики", а как там в музыкальном плане?
— А разве ты не знаешь, что SODOM всегда были есть и будут самими собой? Наша музыка и сегодня остается прежней, ведь мы играем то, что нам нравится. Каждую песню от первой и до последней я люблю всей душой. У нас нет никаких специальных приемов для сочинения музыки — идешь на репетицию полный идей, там наигрываешь классные гитарные риффы, потом занимаешься лирикой. Через несколько недель или, может, месяцев альбом будет готов. Над "М-16" мы работали с очень хорошим продюсером, который проделал дело классически, не прибегая к сэмплам или элементам индастриэла. Мы записали гитару, ударные и бас, вот и все. Многие люди уже сейчас говорят, что SODOM остались в 80-х, Кто-то сравнивает "М-16" с "Agent Orange"... Сейчас многие команды страдают от перепродюсирования собственных альбомов, но мы не из их числа. Наш саунд был найден достаточно давно, и меняться он не будет, потому что таково звучание группы SODOM.
— Расскажешь о лирике? Концептуальный ли это альбом?
— Нет. Э-э-э... Сложно сказать. Элементы концепции есть, тут много рассказывается о войне во Вьетнаме, прямо как в кино каком-нибудь... Но, с другой стороны, в текстах много антивоенных идей, так что я бы попросил не обобщать, а постараться читать между строк. Лирика "М-16" описывает, как ужасна война и как себя чувствует солдат, сражающийся на этой войне. Это трагическое совпадение, то, что мы видим сегодня. Когда музыка для альбома была записана и вся лирика закончена, случилось это несчастье в Америке... Люди нас стали спрашивать, зачем было нужно записывать такой альбом? Но я всегда отвечал, что не вижу в нем ничего предосудительного. Это ведь антивоенный альбом, а мы не восхваляем войну. Нам, на самом деле, очень хотелось бы, чтобы люди навсегда прекратили воевать. Когда мы записывали немного похожий по содержанию "Code Red", то как раз разразилась война в Косово. Печально все это, но сегодня ситуация вообще ужасна. Сегодня война подобралась к нам так близко... Германия оказалась также вовлечена в войну, что меня очень злит и очень пугает.
— Об этом давай чуть позже, а пока расскажи, как вы съездили во Вьетнам?
— Да, идея поездки была естественна, ведь я писал лирику о войне во Вьетнаме. Во-первых, очень хотелось узнать получше эту страну и, во-вторых, поговорить с теми людьми, которые сами воевали. Вот мы туда и приехали... Говорили с разными людьми, встречали инвалидов войны, посещали больницы, беседовали с американскими ветеранами, приехавшими во Вьетнам. Это нельзя передать словами. Но главное, что я там понял, так это то, что люди уже простили друг друга, они не таят в сердце злобы, им бы, наоборот, поскорее забыть обо всех ужасах. Им неприятно говорить о войне, а лучше думать о будущем... С другой стороны, страна сейчас зарабатывает деньги на прошлом. Это своеобразный военный туризм — люди платят за экскурсии на поля боевых сражений, платят за посещение военных музеев. Атмосфера войны пропиталась коммерцией. А другой целью нашего визита был концерт в Сайгоне. Но, к сожалению, сегодня это совершенно невозможно. Правительство не позволит никакой группе из Европы выйти с гитарами на сцену. Метал-музыка во Вьетнаме ушла в андерграунд, то есть на улицах вы не встретите ни одного металхэда. Но, в следующем году, мы все равно поедем туда и попробуем сделать хотя бы одно шоу.
— Что тебе понравилось там больше всего?
— Мне понравилось абсолютно все! Вьетнам — это очень необычная страна, удивительнее ее я не видел. Там очень приятные люди, такие приветливые и добрые. НО. Есть одно маленькое "но" — я никогда бы не смог жить в Сайгоне. Просто это не для меня. Черт, я никогда в жизни не видел столько велосипедов на улицах!!! Их там миллионы и миллионы! Сумасшествие какое-то... Кроме Вьетнама нам удалось посетить Бангкок, Таиланд, где группа без проблем выступила с концертом. То есть там с политиканами проблем меньше, чем в Сайгоне. Фэны, которые тогда пришли на шоу, были как ненормальные. Хех, они впервые увидели у себя трэш-метал-команду, так как до SODOM никто к ним не приезжал.
— Мне вот интересно, как война во Вьетнаме коснулась тебя? Что ты почувствовал, когда она началась?
— Ну, когда она началась, мне было всего два года отроду, поэтому я точно не помню, хе-хе... Другое дело, что уже в сознательном возрасте меня всегда интересовала история. Я прочел много книг о Вьетнаме, потому что в самом деле хотел познакомиться с историей той войны. Знаешь, очень сложно жить в Германии и без проблем петь о войне... Даже грустно, что у нашей страны такое прошлое, что нас все пытаются записать в фашисты. Но SODOM не фашисты, это большое заблуждение. Что с того, что кому-то нравится история? Лично мне не интересно читать лирику большинства групп, потому что она написана стандартно, словно по схеме. Какие-то фантастические невероятные дела описывают... Я пишу текст как можно более близкий к достоверным историческим событиям.
— История — это здорово, конечно же... Но еще есть и реальность, поэтому расскажи, что ты думаешь по поводу сегодняшних событий?
— О, это на самом деле очень печально и даже страшно. Я обсуждал эту тему со многими людьми... Это ни в коем случае нельзя даже сравнивать с Вьетнамом. Тогда Штаты воевали с русскими во Вьетнаме и местными солдатами, а сейчас же мы столкнулись с терроризмом. Это явление весьма мощное и в равной степени непонятное. Приходится сражаться с невидимым врагом. Американцы начали воевать вслепую, но и этому есть объяснение — американский народ хочет дать отпор врагу, они требуют от своего президента реальных действий. С другой стороны, так и надо поступать, потому что с террористами нельзя достигнуть перемирия дипломатическими путями. А с кем вести переговоры? Не знаю, правильно ли делают американцы... Тут полно противоречий, например, если даже Штаты убьют Усаму бен Ладена, хотя я не представляю как они его вообще найдут, то появится еще сотня или тысяча новых Усам... Сейчас талибы начали активно использовать сибирскую язву и возьмутся за другое бактериологическое и химическое оружие... Мне, как жителю Германии, становится страшно от этой мысли. Германия хоть и далеко от США, но наши страны — союзники. Может быть так, что сегодняшний конфликт перерастет в Священную Войну или в Третью Мировую... Тогда мне придется петь о мире и любви, но сейчас я просто боюсь.
— Многие группы сейчас повсеместно откладывают и переносят свои концерты из-за угрозы терроризма... А будет ли у SODOM тур в поддержку "M-16"? Это ведь опасно...
— Да, я слышал об отменах шоу... Но тур SODOM обязательно будет. В конце декабря мы выезжаем на европейскую трассу, но это не проблема. Понятно, что террористы всегда выбирают массовые мероприятия вроде концертов, но так во всем мире. Я не буду отменять шоу из-за такого рода угрозы. Да, есть вероятность, что что-нибудь произойдет, но что можем сделать мы? Мы не в силах изменить всю нашу жизнь и ее ход. У меня такая работа — играть музыку, выступать на сцене, сочинять новые песни. Я занимаюсь этим каждый день. Пусть кинут бомбу в концертный зал, мне на такие предположения просто плевать, потому как не в наших силах это предвидеть или изменить. Люди во всем мире боятся терроризма, но это не повод чтобы расстраивать наших поклонников, которые хотят посмотреть на выступление любимой команды.
— Могу ли я сделать вывод, что ты предан своим поклонникам так же, как и они преданы SODOM?
— Все, что я делаю, — все для поклонников. Ведь это они поддерживают группу уже более двадцати лет. Что может сделать еще группа, чтобы доказать свою преданность слушателям? В следующем году, например, мы выпустим DVD с концертным выступлением SODOM на "Wacken Open Air", туда же войдут ранее не издававшиеся клипы, архивные фотографии, тексты и прочий материал. Диск выйдет после тура...
— Расскажи, как выглядит концерт SODOM, а то мне до сих пор не посчастливилось увидеть вас на сцене...
— А, думаю, что в январе у всех вас появится такая возможность. Концерта два-три в России мы планируем отыграть. Как это будет выглядеть? Представь себе странную атмосферу, наполненную пиротехническими штуками и световыми эффектами. SODOM хотят предстать перед публикой такими, какие они есть на самом деле. Для достижения лучшего эффекта совмещается музыка и картинка... Из зала это должно выглядеть очень и очень интересно.
— А как часто ты сам посещаешь концерты других групп?
— Не слишком часто. Последний раз в Дюссельдорфе проходил концерт SLAYER, но я туда не поехал по одной весьма банальной причине — меня не устраивала стоимость билета. Цены просто бешеные! В общем, чтобы посмотреть на SLAYER с BIOHAZARD на разогреве, пришлось бы выложить 90 марок... Мне кажется, что это слишком много. Я не мог позволить себе такие расходы. К тому же, когда идешь на концерт, то там еще надо купить и маечку, которая потянет на 60 марок. Мне очень нравится SLAYER, серьезно, но я не мог пойти на них. Если есть возможность, то я иду смотреть на не такие великие команды, в небольшие клубы. Хотя, если всю жизнь занимаешься музыкой, то редко испытываешь желание куда-то пойти ее послушать.
— Обычное дело на метал-сцене, когда группы появляются, выпускают фантастический альбом, а потом исчезают. Если же говорить о SODOM, то ваша команда быстро обрела культовый статус, и сейчас еще более успешна, чем десять лет назад...
— Мы никогда не исчезнем. Группа просто играет свою музыку, пишет ее так, как хочет сама. Поклонники никогда нам не изменяли, а наоборот поддерживали с самого начала. SODOM никогда не обращался к коммерческим уловкам... По-моему, вообще SODOM — самая успешная андерграундная группа в мире. Мы никогда не менялись, шли всегда только прямо по раз и навсегда избранной дороге. То, что там играют другие трэш-команды, меня не касается. Новый KREATOR и DESTRUCTION ты слышал? Что тут можно сказать... А, я не хочу обращать внимания на подобного рода развитие. Нет, я никого не хочу обидеть, но я на самом деле не обращаю внимания на другие команды, пусть они даже сто раз thrash, как KREATOR. И ни один лейбл мне не указ, что и как я должен играть, потому что я должен играть то, что хочу. Именно поэтому группа существует уже более двадцати лет и прекрасно себя чувствует. Я доволен всем.
— Хм, а ты хотя бы общаешься с другими группами?
— Конечно, тех же KREATOR и DESTRUCTION я могу назвать своими друзьями. TANKARD, GRAVE DIGGER, RAGE — пусть это и не близкие друзья, но нам приятно поболтать вместе, посидеть за кружкой пива. На дружбу влияет не столько музыка, сколько месторасположение команд. Мы все живем в разных городах, а некоторые приятели живут в других странах.
— А как ты относишься к факту, что молодые группы восхваляют SODOM?
— Мне не нравятся новые команды. Не нра-вят-ся! Лучше буду слушать классические хэви-группы, вроде RAVEN, JAGUAR, EXCITER, еще VENOM, короче есть у меня тут список классики на все времена... А что такое новые группы? В Германии каждый месяц из ниоткуда возникает сто штук новых команд. У кого, интересно знать, есть столько денег, чтобы приобрести все новинки? У меня нету! Нет денег, чтобы купить все эти диски; нет времени, чтобы всех послушать. Мне хватает моих классических CD, которые я слушаю, и я доволен такой ситуацией.
— Но, все равно, для многих групп SODOM — это боги метал-музыки...
— Ага... Но мне оно надо? Тут в Германии сотни пауэр-метал-групп, которые назовут SODOM среди фаворитов, и что? Я не люблю их. Метал-музыка должна быть более агрессивной, более мощной. Сейчас я очень скучаю по ощущению революции в метал-музыке, по этому метал-духу восьмидесятых... Метал должен быть экстремальным и тяжелым... К примеру, мне не нравятся HAMMERFALL и NIGHTWISH, потому что это не настоящая метал-музыка. Это метал-музыка для моих папы и мамы, но не для меня.
— Расскажи кратко о развитии метал-сцены с позиции ее старожила...
— Очень многое изменилось за это время... Если в 80-х все метал-группы были как одна семья, то теперь такого нет. Когда вдруг случался концерт IRON MAIDEN, то приходили все... Теперь же мы имеем дэз-метал-сцену, блэк-метал-сцену, трэш-метал-сцену, гот-метал-сцену и еще кучу не-разберешь-каких-сцен. Это уже не семья, все разбежались по своим стилям. Тот особый дух пропал... Сейчас все погрязли в коммерции, а раньше никто не думал о деньгах, когда брал в руки гитару. Люди любили музыку, любили рок-н-ролл.
— Хотя, сейчас наблюдается некое возрождение старой школы трэш-метала...
— Да, точно! И происходит оно потому, что люди соскучились по 80-м годам. Им ничто не заменит классику метала. С другой стороны у остальных поклонников экстремальной музыки появляется возможность увидеть своими глазами, что же это такое. Идешь на концерт SODOM и, словно попадая в машину времени, переносишься на 15-20 лет назад! Еще я верю, что наши поклонники покупают очередной диск и приговаривают: "Я — фанат SODOM. Я знаю, кто они такие и что они играют! Мне нравится их музыка и никакая другая мне не нужна. Покупая диск SODOM я покупаю все, что мне нужно". Еще я думаю, что людям интересна история метала, в частности история трэша. Подъем трэш-сцены в Германии очевиден, пускай даже музыка становится более коммерческой, но интерес прессы и промоутеров ведь растет.
— Хорошо, назови нашим читателям все классические команды, которые они должны слушать и уважать?
— Конечно, пусть купят все альбомы VENOM, если им интересна история блэк-метала. Для фэнов трэша настоятельно рекомендую EXODUS, также для всеобщего прослушивания — RAVEN, SLAYER, TESTAMENT, MOTORHEAD... Ой! Их же так много, этих классиков. Но я верю, что вы сами знаете эти имена. Если же какому-то поклоннику экстремальной музыки всего 16 лет, то пусть обязательно послушает IRON MAIDEN, SAXON и других ветеранов метала. Все это классики и все они — лучшие группы на все времена!
— Как вы решили записать кавер-версию "Surfin' Bird"? Вообще, нравится ли вам играть песни других групп?
— Это особая история. Эта песня была сыграна трэш-командой THE BACK OF THRASH MAN для одного фильма о войне во Вьетнаме. Замечательная песня, без сомнений. Мы ее обработали в таком ключе, чтобы получилась специальная песня для солдат. Мощная, напористая, пусть и не типичная для SODOM, но призванная войти в классику метала. Лейбл сказал, что этот трек будет выпущен в качестве бонуса только в Японии, но, по-моему, его должны услышать все.
— Знаешь, выпускающая вас в России фирма решила включить эту песню в промо-сборник специально для радиостанций...
— Это здорово! Если уж наш альбом выйдет в России, то раскрутка по радио будет как нельзя кстати. Радио — вообще хорошая вещь. В Германии, например, телевидение не уделяет ни капли внимания метал-музыке, поэтому остается радиоэфир, самый важный канал для промоушна экстремальной музыки.
— Расскажи как обстоят дела с твоей другой группой ONKEL TOM?
— К сожалению, сейчас на Дядьку Тома совсем нет времени. Сейчас все силы идут на SODOM, надо продвигать новый альбом. Идей для веселых пивных песен у меня уже очень много, но до апреля-мая придется подождать. После европейского тура возьмусь за дело.
— Зачем тебе вообще было нужно начинать такой проект?
— Мне нравится культура распития пива! Еще мне хотелось играть такую метал-музыку, которая понравится всем металистам, начиная от дэзеров и заканчивая поклонниками пауэра. Всем нравится ONKEL TOM, потому что все любят пить пиво. Этот проект задумывался как проект для фанатов, чтобы люди могли выйти на сцену... Обычно организатор говорит: "Нет-нет-нет, никаких фанатов на сцене! Это опасно!" А я отвечаю: "Ничего опасного нет. Люди выходят на сцену не для того, чтобы ее разрушить". Все выглядит как большая вечеринка, стоит куча микрофонов, каждый желающий выходит и поет вместе со мной тексты песен. Еще на сцене обычно много бесплатного пива, и опять же каждый желающий может напиться. Не концерт, а праздник! Думаю, что ONKEL TOM — единственная группа в мире, поклонники которой могут выйти на сцену. Ведь это так приятно — выступать рядом с приятными людьми. Я — не рок-звезда, мне нравится общаться с поклонниками всеми путями, пусть даже такими необычными.
— Ты думаешь, когда-нибудь ONKEL TOM станет такой же популярной группой как и SODOM?
— Да, конечно. Если честно, то Дядя Том уже давно продается гораздо лучше чем SODOM, но не беспокойтесь, SODOM — мой главный проект. Популярность ONKEL TOM'а объясняется тем, что он нравится не только металхэдам, но вообще всем любителям пива. В Германии для развития этого проекта есть все основания. Группу можно раскрутить в один момент и сделать насквозь коммерческой, но я этого не хочу. Все-таки это метал-проект. Мы играем метал, пусть в панк-стиле, но с очень жесткими гитарами, и поэтому записывающие компании могут не надеяться на коммерциализацию Дяди Тома. То есть, описывая одним словом, это "проект", которым я занимаюсь для собственного удовольствия и веселья. Если он вдруг принесет какие-то деньги — хорошо, а не принесет — тоже нормально!
— Что бы ты посоветовал молодым командам?
— Хех, идите лучше работать... Настоящая метал-группа никогда не сможет заработать на жизнь, записывая альбомы. И еще, когда вы уже готовы подписать контракт с лейблом, обязательно прочитайте, что же вы там такое подписываете.
— И что ты хочешь сказать поклонникам?
— Огромный привет! Поддерживайте SODOM, приходите на наши концерты и там мы устроим настоящую рок-н-ролльную вечеринку. Упьемся пивом, и все будет здорово!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2001 год в рубрике музыкальная газета