Slayer
Двадцать лет в авангарде метала


Двадцать лет в авангарде метала, и все эти двадцать лет такой же агрессивный, тяжелый и адски скоростной. Игнорируемый медиа, обожествляемый фанатами. Живая легенда. Премьера "God Hates Us All", нового альбома этого года, хороший повод, чтобы покалякать с Джеффом Ханнеманом (Jeff Hanneman, гитара), Томом Арайя (Tom Araya, вокал, бас), и Полом Бостафом (Paul Bostaph, ударные) о том, что происходило в последние три года с группой, посплетничать о конкуренции.

— После первого прослушивания "God Hates Us All" не покидает чувство, что это лучшая пластинка со времен "Reign In Blood"…
Арайя (смеясь): И это правда! Давно мы так жестко не звучали!…
— А что случилось?
Бостаф: Сам процесс записи альбома (снова дружный смех). Нет, на самом деле, работа в студии не заняла больше, чем три месяца, но зато само написание песен отобрало почти три года. Управились бы и побыстрей, если бы все время нам что-нибудь не мешало. Записали "Here Comes The Pain" для одной сборки, потом записали "Hand Of Doom" для очередного трибьюта BLACK SABBATH, только собрались собой заняться, как новое предложение — саундтрек к "Dracula 2000" Веса Крейвена, хоть одну песенку… А посреди всего надо ехать в турне "Tattoo The Earth". И так все время: только запремся в репетиционной, только начинаем общее настроение творческое ощущать, только поперло, как тут же что-то или кто-то отвлекает, мешает… Ну, непруха!
— Джефф, предыдущий альбом "Diabolus In Musica" убедил всех, что ты главный автор. Но на новом альбоме большая часть песен написана Керри (Kerry King, гитара). Как вообще распределяются обязанности в группе?
Ханнеман: Никогда об этом не говорим между собой, участие каждого из нас в процессе создания материала не является осознанной необходимостью. И никогда не было, чтобы мы что-то там делили на равные части, в плане обязанностей, всегда кто-то главный. Когда писали "Diabolus In Musica", меня просто охватило… "творческое бешенство", что ли, а Керри нормально спрятался в тенечек. Почти с тем же настроением мы подошли к новому альбому, но все эти перерывы, о чем говорил Пол, совершенно вывели меня из равновесия, и тут Керри подхватил знамя.
— Можешь ли сравнить свой стиль, с тем, что пишет Керри?
Ханнеман: Разница есть. Керри пишет вещи, которые прежде всего рубят просто в тыкву, очень агрессивные темы. Я-то тоже время от времени люблю ввалить, но чаще всего у меня получаются темы поспокойнее, но и помрачнее, более настроенческие, что ли…
— А кто написал "Bloodline"?
Ханнеман: Большинство звуков этого трека принадлежит мне. Но когда наиграл парням свои варианты, оказалось, что не хватает одного рифа, который бы все объединял, и Керри подкинул пару классных идей. А почему ты спросил?
— Ну, после прослушивания "Bloodline" показалось, что новый альбом будет возвратом к стилистике "South Of Heaven" или "Seasons In The Abyss", но на поверку, оказалось, что сравнения ни к чему…
Ханнеман: В чем-то ты прав. Но тогда ты должен знать, что "Bloodline" мы делали в жуткой спешке, потому, что создатели фильма дали нам только две недели на все про все. Ну а как звукоряд к "Дракуле" попал в магазины, так все решили, что наш новый альбом будет звучать исключительно так же, как и песня, слепленная в три дня! А в то же время, над другими вещами мы сидели по несколько месяцев…
— А выбор Мэтта Хайда (Matt Hyde) продюсером "Bloodline", что, был экзаменом на прочность? Сдюжит ли он всю пластинку?
Ханнеман: В общем, да. Какое-то время назад мы наметили себе двух продюсеров, и долго не могли определиться, кого припахать — Мэтта, или Росса Робинсона. Ну и порешили тестирование провести, которое Мэтт прошел на "пятерочку". Атмосфера "Bloodline" понравилась нам до такой степени, что больших споров о том, кто должен быть продюсером на "God Hates Us All" не было.
Арайя: Нам очень понравилось, что он как-то… творчески подошел к записи SLAYER. Не мучил нас расспросами о каждой мелочи, не ждал какой-то реакции, а сделал то, что считал нужным, и предварительные версии песен приволок нам на оценку. И нам очень понравилось то, что мы услышали. Хоть и до непосредственно записи уже решили именно с ним делать альбом.
— Продюсер в студии нередко становится дополнительным участником группы. Мэтт на самом деле как-то вас "дополнил"?
Бостаф: Думаю, что наибольшим достоинством Мэтта было то, что он и не пытался нас "продюсировать", в обычном понимании этого слова. Джефф, Керри и Том играют в SLAYER двадцать лет, я играю с ними около десяти — мы, знаешь ли, оч-ч-чень хорошо знаем, что нам надо!
— Получается, что роль продюсера в SLAYER сводится к тому, чтобы не мешать…?
Ханнеман: Мы — группа, у которой вот уже сколько лет есть своя неповторимая атмосфера, энергетика, звучание. Все это приходит с концертами, репетиции только помогают. Задача продюсера заключается в том, чтобы восстановить эти ощущения в студии при записи. Конечно, я и сам мог бы заниматься всей этой сложнейшей фигней, но в этом случае, нас бы никто не стал слушать. Я точно знаю, что пластинка, записанная со мной, как с продюсером, звучала бы абсолютным говнищем, а Мэтт сделал со звуком то, что было необходимо нам.
— Альбом называется "Господь ненавидит нас всех". Нас, в смысле, кого? Музыкантов SLAYER, ваших фанатов, или всех людей без исключения?
Ханнеман: Все человечество, всю эту злое…ую планету. Мы долго искали подходящее название и, в конце концов, остановились на фразе из "Disciple" ("Апостол", второй трек альбома). Лучше всего передает настроение программы.
— А сами верите в Бога? Ведь чтобы ненавидеть, как минимум, нужно существовать?
Ханнеман: Я не верю. Но большая часть людей в мире верят в какого-нибудь бога. Вот о них эта пластинка.
— Большинство трэш-металических групп, которые начинали свою карьеру в первой половине 80-х годов, уже не существуют, некоторые, например MEGADETH или ANTHRAX, переживают нечто, вроде "кризиса среднего возраста". Считаете, что вас обошли подобные проблемы?
Ханнеман: Весь секрет в том, чтобы делать то, что нравится, и в любых обстоятельствах оставаться верным себе. SLAYER немного не та группа, чтобы пользоваться лживыми советами посторонних людей, которые дают их "из лучших побуждений", чтоб побольше пластинок продать, или попасть на радио в ротацию. Мы остались собой. У других не все, значит, получилось, забыли, кем были, как начинали, и что нравилось.
Арайя: Если ты начал сравнивать, то смотри: между альбомами у нас большие паузы, если ты заметил. Мы не собираемся ежегодно штамповать по пластинке, никуда не спешим, и даже позволяем себе здоровый отдых. Именно ему (отдыху!) благодаря, у нас всегда есть творческое и рабочее настроение, когда надо… Хотя вечно вокруг нас какие-то персонажи аж стонут: "Ну, ребята, ну вот если бы по пластинке в год выдавали бы, вот было бы круто!"
Ханнеман (со смехом): Ага, сейчас! Если бы попробовали бы так поступить хоть раз, то SLAYER да-а-авным-давно бы не существовал! Друг друга бы сожрали!
— Посещают ли мысли о чаяниях тысяч и тысяч фанатов? И вообще, каково оно, жить с грузом легендарности?
Бостаф: Нас не колышут ничьи "чаяния", мы сами и только мы определяем, что мы играем. Ну, сам посуди, разве можно с утра, проснувшись и посмотревшись в зеркало подумать: "Господи, какое счастье, что я барабанщик этой легендарной группы!"? С утра, стоя у зеркала, обычно одна лишь мысль: "Б…ь, какого х…я я вчера столько пил?" (общий смех).
— А что, в самом деле, не было ни разу искушения сменить стиль? Или записать что-нибудь, что крутило бы MTV, радиостанции?…
Арайя: Ни-Ког-Да!.. Хотя подожди, однажды попытались подмахнуть MTV. Рик Рубин убедил нас, что для "Seasons In The Abyss" нужен клип, и снимать его надо именно в Египте, и что это будет так необычно, и что все эти программные директора MTV офигеют, и — никуда не денутся — поставят нас в ротацию! Ну мы и поперлись в Египет, валялись там под пирамидами, а MTV нас и без того прокинуло. (смех). Но ничего, хороший был урок нам. Поняли, что вне зависимости от того, что бы мы ни делали, нас будут пробрасывать. Вот с тех пор мы это MTV на х…ю и вертим. (смех).
— Но ведь жесткая музыка пробилась-таки на MTV — LINKIN PARK, KOЯN, LIMP BIZKIT…
Бостаф: Забавно, что люди считают металом музыку этих коллективов. Это же не имеет ничего с металом общего… И хотя KOЯN среди них всех лучшая поп-группа-для-радио, до настоящей тяжести им далековато…
Арайя: Та музыка, о которой говоришь — это просто тяжелый поп. Мы придерживаемся такого определения, да? (снова дружное мерзкое хихиканье).
— Я потому спрашиваю о так называемом нью-метале, что где-то год назад Керри сказал, что ему KOЯN нравится. С тех пор просто фэны ждали, что ваша новая пластинка будет похожей на творчество Дэвиса и компании…
Ханнеман: Глупые слухи! Помню я, как Керри это ляпнул, но это не касалось альбома группы KOЯN, даже не имелось ввиду звучание гитар! Один только звучок, одна нотка ему понравилась в одной единственной песне, и все! Наверное, сам сейчас и не помнит, о чем речь тогда шла… А раздули же до невероятных размеров… Блин, в каждом интервью спрашивают: "А правда, что вы любите KOЯN?", а мы каждый раз отвечаем: "И кто, б…ь, вам наплел эту ересь?".
— Год тому вы говорили о "Soundtracks To Apocalypse", бокс-сете, в который включите переиздание всех своих альбомов и массу раритетов. А что там конкретно будет?
Бостаф: Музыка группы SLAYER.
Ханнеман: …и гондоны (смех).
Арайя: Наверное, не всем нашим фанам понадобится "Soundtracks To Apocalypse". Кроме всех альбомов, которые мы издавали на Def American, можно будет там найти новую версию "Antichrist", "Hardening Of The Arteries" и "Haunting The Chapel", какие-то записи с концертов, и массу других нежданок. Будет две версии издания. Одна для коллекционеров-маньяков, и стоить будет соответственно — чемодан баксов. Другая будет гораздо дешевле, рассчитанная на любого фэна. Уж конечно, не будет стоить 150 гринов, как бокс METALLICA. Нам незачем так выдуриваться…
— Раз уж вспомнили добрым словцом METALLICA, хочется узнать ваше мнение насчет той войнушки и бури, которые происходили вокруг Напстера? Неоднозначное дело, и оно ведь разделило-таки музыкантов на два лагеря?…
Ханнеман: А, это там еще такие прикольные мультики есть, которые красть можно?..
Арайя: Чего тут говорить, задолго до Интернета уже было нечто подобное — и сейчас есть — переписывание пластинок. Всегда, как только появляется новый SLAYER, один пацаненок купит, а двадцать у него перепишут. Думаешь, мы об этом не знаем?
Ханнеман: Я когда подростком был, точно так же делал. Откуда мне было денег-то взять на эти пласты? Мы с приятелями договаривались, что вот одну "фанеру" я куплю, следующий раз — кто-то другой, и так далее. Но пользовались все вместе.
Арайя: Самое удивительное, и, в то же время печальное во всем этом то, что Ларс (Lars Ulrich, барабанщик METALLICA, один из главных душителей Напстера), тоже ведь когда-то менялся записями с такими же, как и он сам фанатами, и METALLICA поднялась и состоялась во многом благодаря этим людям. Это потом были контракты на записи альбомов, стадионные туры, а вначале их узнавали только по переписанным дома друг у друга кассетам. Конечно, артист должен получать за свою музыку, за свой труд. Но важно не зациклиться только на прибылях! Ларс, ты похоже забыл, откуда ты вылез?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета