Springsteen, Bruce
Born In U.S.A.

Если вы спросите у кого-нибудь из истых фанатов рок-музыки, с чем ассоциируется название "Нью-Джерси", вариантов ответа будет немного: Бон Джови (Bon Jovi) и Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen). Брюс "The Boss" ("Хозяин") Спрингстин, в рок-н-ролле около 30-ти лет. Познал невероятный коммерческий успех с альбомами "Born To Run", и, безусловно, "Born In U.S.A.", но, что немаловажно, создал свой неповторимый стиль, узнаваемый по первым тактам любой из его песен.
Примерно год назад Спрингстин решил опять собрать своих коллег из группы EAST STREET BAND и двинуть на гастроли. Как нетрудно предположить, турне оказалось успешным. Плодом его стал двойной альбом "Live In New York City", записанный во время двух концертов мирового тура в "Мэдисон Сквер Гарден", и вышедший весной 2001 года. Он же стал предлогом нижеследующего разговора с "Боссом".

- Зачем понадобилось выпускать концертную пластинку?

- Последнее турне для всех нас стало большим событием, каждый думал: "Ох, грехи наши тяжкие, надо все это как-то увековечить". Хотя запись до конца не передает того, что чувствуешь и слышишь, когда играешь с группой на сцене. Слушатели воспринимают все иначе. Да и со времени последней "живой" пластинки многое изменилось. Состав поменялся, звучание трех гитар добавило мощности нашей музыке. Плюс к тому, мое мастерство, как гитариста, значительно возросло. Стив Ван Зандт (Steven Van Zandt) играет, конечно, получше. Да он вообще лучший! Теперь у нас были и страсть, и напор, парни выложились на всю катушку. Репертуар частично скомпоновали уже на трассе, каким-то дивным образом. Мы старались обходить вещи ностальгического толка, выбирали то, что может нас раскрыть в новом, незнакомом некоторым свете. На записи мы решили сохранить эти принципы. Это просто нельзя было не издать!

- А почему решились на совместное турне со своей группой E-STREET BAND только сейчас?

- После записи пластинки "The Ghost Of Tom Joad" мне показалось, что какое-то время я могу работать в одиночку. Во время турне написал тогда много песен, и записал почти половину альбома опять под гитару. Но что-то никак не получалось закончить, все затянулось... И тогда я просто почувствовал, что пришло время опять собирать состав, причем делать это немедленно.

С E-STREET BAND не играл уже давно, а выступать на сцене с группой - это было то, чем раньше занимался постоянно. (Последний раз с THE E-STREET BAND Спрингстин играл в 1989 году. - Прим. авт.) Созвонился с друзьями, начали беседовать. Мне пришлось вновь вытаскивать на свет Божий руководящую и направляющую часть моей натуры, что было очень важно в тех шоу, что мы устраивали на сцене. Опять же, те, с кем связался, стали центральной частью моей жизни, хотя какое-то странное чувство испытываешь, работая снова с парнями, с которыми провел лет 19 своей жизни. Большинству этого не понять. Я-то уже разменял свой полтинник, надо доказать, что мы еще что-то можем!

- В чем разница между работой с E-STREET BAND и сольными выступлениями? Или концертами с другими музыкантами?

- Главное - в других образах мышления. Очень большой риск есть что-либо порушить, если пишешь для группы. Последние песни, что написал во время турне - "Land, Hope And Dreams", "American Skin" - совсем по-другому выглядели бы, если бы писал их для себя и исполнял в одиночку. Были бы спокойнее, не такие экспрессивные, ну и сыграны с меньшим размахом. Хотя, конечно, как композитор развиваешься, если не вспоминать о той мощи, что дает музыка, сыгранная группой.

- Были бы эти песни лучше или хуже?

- Просто другими. Если честно, ни разу не пробовал их сыграть без группы. Для этого больше подойдет "Youngstown". Теперь у нее две версии. Та, что на альбоме "The Ghost Of Tom Joad" мне нравится, но одновременно коренным образом она отличается от той, что мы играли сейчас с E-STREET BAND.

- Не думали ли вы, что ваше турне может превратиться в ностальгическое путешествие в прошлое?

- Более всего мы опасались, что будем не столь подвижны, как раньше. Если играешь так долго, как я, нетрудно обзавестись подобными комплексами. Не хочется возвращать группу к жизни, только затем, чтобы играть статичные концерты. Нам надо было найти новый язык, новый контакт с публикой. Немаловажно также место группы в окружающей музыкальной среде. Вот над этим и работали с того момента, как решили вновь играть вместе.

Мы, конечно, не сразу начали делать новый материал. Собрались, поиграли малоизвестные вещи, что-то из "Тома Джода". Через неделю уже стали искать новые пути-дорожки, и смотреть, а куда они группу могут привести? Ну, интересно было, а как будем звучать с тремя гитарами? Смысл был в нахождении новых идей, свежих мыслей, чтобы в конечном итоге показать группу, которая крепко стоит на ногах и уверена в себе.

Ну а потом мы взялись за наши старые песни и вещи, типа песен Роя Орбисона (Roy Orbison). Ведь сам Рой пел так, что его песни никогда не казались старыми, всегда выглядели современно, даже те, в которых аранжировка не менялась никогда. Если через несколько лет тебя по-прежнему волнует то, что когда-то написал, если это для тебя важно сегодня, то и для остальных твоя песня будет актуальной.

Вот так, в два разных приема добивались свежего звучания группы. А потом новые песни пошли сами собой.

- Был ли такой момент, когда хотелось сказать: "Жизнь удалась!"?

- Было, было. Мы, конечно, крутые музыканты, и репетировать нам незачем, ибо и так звучим супер, но иногда не попадаем - ну долго вместе не играли. И вот была у нас репетиция в "Конвеншн Холл", в "Эшберри Парк", лил дождь, а на улице стояло человек пятьдесят наших фэнов, и внимательно слушали с улицы все, что мы играли. Ну, мы их решили впустить в зал. Тогда я заметил, что группа сразу по-другому зазвучала. Так на концертах обычно бывает, когда группа работает в одном "ансамбле" с фанатами (смеется).

- Расскажите, каково это: находится на сцене в Барселоне перед началом первого концерта тура?

- Мы перед тем уже дважды прокатали материал - в Нью-Джерси и в Эшбери, - и остались очень, ну просто очень довольны. Силой группы, тем, что удалось вновь создать, и тем, что мы вновь ощущаем себя. Знали, что поскольку заявили отличное времяпрепровождение для наших зрителей, то должны не только оправдать надежды, но и кое в чем их убедить. Всегда перед выступлением чуть-чуть нервничаешь, а тут не могли дождаться выхода на сцену. Это было, как возвращение домой.

- Вы никогда раньше особо не популяризировали себя через телевидение. Зачем же понадобилось сейчас снимать концерты целиком?

- Именно потому, что никогда раньше этого не делали. Были какие-то куски, фрагменты, потом они появлялись как клипы или что еще, но чего-то цельного, правдивого, реально демонстрирующего группу, к сожалению, не было.

Связано это с тем, что мне тогда казалось, что каждый концерт должен быть уникальным, неповторимым. Но во время последнего тура мы поняли, что должны задокументировать, что происходит на сцене, хотя бы детям потом показать - смотрите, мол, это мы играли, не кто-нибудь! Ну а когда на пленке получили материал, посмотрели, и оказалось, что в принципе видео передает атмосферу совместной игры.

- Кстати, о детях...

- Мои дети, молодежь, конечно, но их это интересовало. Для них это было, как запретный плод. Были с нами на трассе, делили хлеб и кров, познакомились с моими приятелями, короче вкусили гастрольного хлебушка. Посмотрели, как мама и папа вместе на сцене работают, что было также одним из важных моментов этого тура.

- Интересно, фактически у вас сейчас другой голос, чуть выше, чем раньше. Или это кажется?

- Нет, не кажется. Когда я был помоложе, мой голос очень быстро пропадал в верхних регистрах. А во время гастролей, оказалось, что теперь он не только не "садится", но сохраняет свою силу до конца концерта. Не знаю, может я научился лучше петь, но факт, что диапазон мой расширился. Признаюсь, это было неожиданно (смеется).

- Правда ли то, что ваши мастерство и талант на сцене расцветают буйным цветом?

- Так может показаться, благодаря моей долгой практике в барах, где публика тебя не знает, и ты должен каждый вечер добиваться признательности слушателей. Я уже научен. В "живых" выступлениях тоже есть нечто неосязаемое.

Если кто захочет изучить мое творчество за десять прошедших лет, то пускай посмотрит этот материал, и поймет, что "живые" концерты - это главное для музыканта! Мне они всегда доставляли огромное удовольствие, были отличным развлечением и одновременно позволяли влиять на публику, и - что немаловажно! - поддаваться влиянию публики. Мы всегда ладили - мы и наши фэны!

- А какое же все-таки влияние на вас оказывает публика?

- Лучше сказать, это такой непрерывный диалог с общественностью, с людьми, что следят за твоими шагами уже много лет. Постоянный диалог в твоей голове.

А на самом деле, это все часть творческого процесса, и влияет она на все: что говоришь, как говоришь, о чем говорить твоим персонажам, что нужно делать, как проводишь время, как справляешься со своими обязанностями. Это же моя профессия, моя жизнь... Это главное условие моего творчества.

6 ноября 2001 года концерт "Bruce Springsteen And THE E STREET BAND - Live In New York City" должен выйти на DVD.

THE E STREET BAND is:
Рой Биттэн (Roy Bittan) - клавишные;
Кларенс Клеман (Clarence Clemons) - саксофон, перкуссия;
Дэнни Федеричи ( Danny Federici) - клавишные;
Нильс Лофгрен (Nils Lofgren) - гитары;
Патти Скиальфа (Patti Scialfa) - вокал, гитара;
Гэрри Тэлент (Garry Tallent) - бас;
Стивен Ван Зандт (Steven Van Zandt) - гитары;
Макс Вайнберг (Max Weinberg) - ударные.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета