Springsteen, Bruce Born In U.S.A.

Примерно год назад Спрингстин решил опять собрать своих коллег из группы EAST STREET BAND и двинуть на гастроли. Как нетрудно предположить, турне оказалось успешным. Плодом его стал двойной альбом "Live In New York City", записанный во время двух концертов мирового тура в "Мэдисон Сквер Гарден", и вышедший весной 2001 года. Он же стал предлогом нижеследующего разговора с "Боссом".
- Зачем понадобилось выпускать концертную пластинку?
- Последнее турне для всех нас стало большим событием, каждый думал: "Ох, грехи наши тяжкие, надо все это как-то увековечить". Хотя запись до конца не передает того, что чувствуешь и слышишь, когда играешь с группой на сцене. Слушатели воспринимают все иначе. Да и со времени последней "живой" пластинки многое изменилось. Состав поменялся, звучание трех гитар добавило мощности нашей музыке. Плюс к тому, мое мастерство, как гитариста, значительно возросло. Стив Ван Зандт (Steven Van Zandt) играет, конечно, получше. Да он вообще лучший! Теперь у нас были и страсть, и напор, парни выложились на всю катушку. Репертуар частично скомпоновали уже на трассе, каким-то дивным образом. Мы старались обходить вещи ностальгического толка, выбирали то, что может нас раскрыть в новом, незнакомом некоторым свете. На записи мы решили сохранить эти принципы. Это просто нельзя было не издать!
- А почему решились на совместное турне со своей группой E-STREET BAND только сейчас?
- После записи пластинки "The Ghost Of Tom Joad" мне показалось, что какое-то время я могу работать в одиночку. Во время турне написал тогда много песен, и записал почти половину альбома опять под гитару. Но что-то никак не получалось закончить, все затянулось... И тогда я просто почувствовал, что пришло время опять собирать состав, причем делать это немедленно.
С E-STREET BAND не играл уже давно, а выступать на сцене с группой - это было то, чем раньше занимался постоянно. (Последний раз с THE E-STREET BAND Спрингстин играл в 1989 году. - Прим. авт.) Созвонился с друзьями, начали беседовать. Мне пришлось вновь вытаскивать на свет Божий руководящую и направляющую часть моей натуры, что было очень важно в тех шоу, что мы устраивали на сцене. Опять же, те, с кем связался, стали центральной частью моей жизни, хотя какое-то странное чувство испытываешь, работая снова с парнями, с которыми провел лет 19 своей жизни. Большинству этого не понять. Я-то уже разменял свой полтинник, надо доказать, что мы еще что-то можем!
- В чем разница между работой с E-STREET BAND и сольными выступлениями? Или концертами с другими музыкантами?
- Главное - в других образах мышления. Очень большой риск есть что-либо порушить, если пишешь для группы. Последние песни, что написал во время турне - "Land, Hope And Dreams", "American Skin" - совсем по-другому выглядели бы, если бы писал их для себя и исполнял в одиночку. Были бы спокойнее, не такие экспрессивные, ну и сыграны с меньшим размахом. Хотя, конечно, как композитор развиваешься, если не вспоминать о той мощи, что дает музыка, сыгранная группой.
- Были бы эти песни лучше или хуже?
- Просто другими. Если честно, ни разу не пробовал их сыграть без группы. Для этого больше подойдет "Youngstown". Теперь у нее две версии. Та, что на альбоме "The Ghost Of Tom Joad" мне нравится, но одновременно коренным образом она отличается от той, что мы играли сейчас с E-STREET BAND.
- Не думали ли вы, что ваше турне может превратиться в ностальгическое путешествие в прошлое?
- Более всего мы опасались, что будем не столь подвижны, как раньше. Если играешь так долго, как я, нетрудно обзавестись подобными комплексами. Не хочется возвращать группу к жизни, только затем, чтобы играть статичные концерты. Нам надо было найти новый язык, новый контакт с публикой. Немаловажно также место группы в окружающей музыкальной среде. Вот над этим и работали с того момента, как решили вновь играть вместе.
Мы, конечно, не сразу начали делать новый материал. Собрались, поиграли малоизвестные вещи, что-то из "Тома Джода". Через неделю уже стали искать новые пути-дорожки, и смотреть, а куда они группу могут привести? Ну, интересно было, а как будем звучать с тремя гитарами? Смысл был в нахождении новых идей, свежих мыслей, чтобы в конечном итоге показать группу, которая крепко стоит на ногах и уверена в себе.
Ну а потом мы взялись за наши старые песни и вещи, типа песен Роя Орбисона (Roy Orbison). Ведь сам Рой пел так, что его песни никогда не казались старыми, всегда выглядели современно, даже те, в которых аранжировка не менялась никогда. Если через несколько лет тебя по-прежнему волнует то, что когда-то написал, если это для тебя важно сегодня, то и для остальных твоя песня будет актуальной.
Вот так, в два разных приема добивались свежего звучания группы. А потом новые песни пошли сами собой.
- Был ли такой момент, когда хотелось сказать: "Жизнь удалась!"?
- Было, было. Мы, конечно, крутые музыканты, и репетировать нам незачем, ибо и так звучим супер, но иногда не попадаем - ну долго вместе не играли. И вот была у нас репетиция в "Конвеншн Холл", в "Эшберри Парк", лил дождь, а на улице стояло человек пятьдесят наших фэнов, и внимательно слушали с улицы все, что мы играли. Ну, мы их решили впустить в зал. Тогда я заметил, что группа сразу по-другому зазвучала. Так на концертах обычно бывает, когда группа работает в одном "ансамбле" с фанатами (смеется).
- Расскажите, каково это: находится на сцене в Барселоне перед началом первого концерта тура?
- Мы перед тем уже дважды прокатали материал - в Нью-Джерси и в Эшбери, - и остались очень, ну просто очень довольны. Силой группы, тем, что удалось вновь создать, и тем, что мы вновь ощущаем себя. Знали, что поскольку заявили отличное времяпрепровождение для наших зрителей, то должны не только оправдать надежды, но и кое в чем их убедить. Всегда перед выступлением чуть-чуть нервничаешь, а тут не могли дождаться выхода на сцену. Это было, как возвращение домой.
- Вы никогда раньше особо не популяризировали себя через телевидение. Зачем же понадобилось сейчас снимать концерты целиком?
- Именно потому, что никогда раньше этого не делали. Были какие-то куски, фрагменты, потом они появлялись как клипы или что еще, но чего-то цельного, правдивого, реально демонстрирующего группу, к сожалению, не было.
Связано это с тем, что мне тогда казалось, что каждый концерт должен быть уникальным, неповторимым. Но во время последнего тура мы поняли, что должны задокументировать, что происходит на сцене, хотя бы детям потом показать - смотрите, мол, это мы играли, не кто-нибудь! Ну а когда на пленке получили материал, посмотрели, и оказалось, что в принципе видео передает атмосферу совместной игры.
- Кстати, о детях...
- Мои дети, молодежь, конечно, но их это интересовало. Для них это было, как запретный плод. Были с нами на трассе, делили хлеб и кров, познакомились с моими приятелями, короче вкусили гастрольного хлебушка. Посмотрели, как мама и папа вместе на сцене работают, что было также одним из важных моментов этого тура.
- Интересно, фактически у вас сейчас другой голос, чуть выше, чем раньше. Или это кажется?
- Нет, не кажется. Когда я был помоложе, мой голос очень быстро пропадал в верхних регистрах. А во время гастролей, оказалось, что теперь он не только не "садится", но сохраняет свою силу до конца концерта. Не знаю, может я научился лучше петь, но факт, что диапазон мой расширился. Признаюсь, это было неожиданно (смеется).
- Правда ли то, что ваши мастерство и талант на сцене расцветают буйным цветом?
- Так может показаться, благодаря моей долгой практике в барах, где публика тебя не знает, и ты должен каждый вечер добиваться признательности слушателей. Я уже научен. В "живых" выступлениях тоже есть нечто неосязаемое.
Если кто захочет изучить мое творчество за десять прошедших лет, то пускай посмотрит этот материал, и поймет, что "живые" концерты - это главное для музыканта! Мне они всегда доставляли огромное удовольствие, были отличным развлечением и одновременно позволяли влиять на публику, и - что немаловажно! - поддаваться влиянию публики. Мы всегда ладили - мы и наши фэны!
- А какое же все-таки влияние на вас оказывает публика?
- Лучше сказать, это такой непрерывный диалог с общественностью, с людьми, что следят за твоими шагами уже много лет. Постоянный диалог в твоей голове.
А на самом деле, это все часть творческого процесса, и влияет она на все: что говоришь, как говоришь, о чем говорить твоим персонажам, что нужно делать, как проводишь время, как справляешься со своими обязанностями. Это же моя профессия, моя жизнь... Это главное условие моего творчества.
6 ноября 2001 года концерт "Bruce Springsteen And THE E STREET BAND - Live In New York City" должен выйти на DVD.
THE E STREET BAND is:
Рой Биттэн (Roy Bittan) - клавишные;
Кларенс Клеман (Clarence Clemons) - саксофон, перкуссия;
Дэнни Федеричи ( Danny Federici) - клавишные;
Нильс Лофгрен (Nils Lofgren) - гитары;
Патти Скиальфа (Patti Scialfa) - вокал, гитара;
Гэрри Тэлент (Garry Tallent) - бас;
Стивен Ван Зандт (Steven Van Zandt) - гитары;
Макс Вайнберг (Max Weinberg) - ударные.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2001 год в рубрике музыкальная газета