Liebert, Ottmar Не все коту масленица, а Сантане - “Грэмми”!..

Музыку Ottmar Liebert принято характеризовать как "чувственное фламенко", или "душевная инструментальная музыка". Что сие значит, становится понятно, когда начинаешь слушать композиции этого гитариста (как-то однобоко - гитариста, ну да ладно).
Ottmar не есть супертехничный музыкант, тот же Сантана в этом плане его за пояс заткнет одним ленивым движением своего гениального мизинца, однако прелесть Liebert в другом: он очень пластичный, очень тонко чувствующий гитарист, Liebert точно знает, что такое механическое перебирание струн, а что такое действительно игра на гитаре. Из этого следует, решите вы, что Сантана просто безмозглый чурбан с моторчиками вместо пальцев, и что этот ветеран гитары не способен чувствовать свой инструмент так же страстно, как женщину, к примеру? Нет, конечно нет.
Но Liebert намного моложе своего титулованного учителя, он родился в новых условиях и в новой музыке, поэтому и понимать его значительно проще, чем того же Сантану. Которому, кстати, сейчас, наверное, икается будь здоров, так я часто всуе его божественное имя произношу. Но он, я думаю, меня простит.
Liebert родился в Германии, в городе Cologne. Семья у Ottmar была весьма примечательная - отец наполовину немец, а наполовину китаец (вот посмотреть бы на него - светловолосый, метр восемьдесят, и все равно китаец), мать же чистокровная венгерка. А сын - капитан дальнего плавания. Шутка. В Германии чета Liebert пожила недолго, когда сын более-менее подрос, все трое решили иммигрировать в Америку, причем этот турпоход был осуществлен почему-то через Россию и Азию (видимо, там семья пыталась прижиться). Однако не могли избалованные немцы пить стаканами в России, не терпела требующая порядка во всем и вся душа германца грязного быта Азии, и уехали они все в Бостон, чтобы потом уже осесть окончательно в Санта-Фе, что в Нью-Мехико. И именно там Libert стал всерьез заниматься гитарой.
Первые попытки реализовать себя в музыке были, как это часто бывает, богаты практикой и бедны теорией, однако тот факт, что башковитый парень учился играть на гитаре с одиннадцати лет, все-таки давал о себе знать. Ottmar в свое время пытался постигнуть гитару с "тыла", т. е. просто заучить те знания, которые необходимы истинному профи, однако такая "академическая" дорожка музыканту в конце концов просто разонравилась. Сразу после переезда Liebert выступал в ресторанах, играл музыку, которая, по мнению хозяев подобных питейных заведений, должна была наилучшим образом усваиваться под виски с содовой и бифштекс с кровью. Конец 80-х запомнился молодому музыканту только как вкусные запахи с кухни, белоснежные скатерти и разрумянившиеся клиенты, которые вилкой с нанизанной на нее тефтелькой отмахивали ритм любимых мелодий. В конце концов гитаристу, который уже окончательно перерос все эти "ресторанные джемы", надоело изо дня в день играть американскую "Мурку", и Ottmar решает сколотить собственную банду. Поначалу те коллективы, в которых фигурировал музыкант, играли преимущественно джаз, так как с помощью этой музыки было относительно легко зарабатывать деньги, при этом оставаясь в полном смысле этого слова музыкантом. Но, промучавшись таким образом энное количество месяцев, Ottmar решает все-таки плюнуть на всех, и записывает за собственные деньги свой первый материал - кассету с десятком песен. И никаких вам "мурок" и шансонов!!! А в это же время (середина 88-года) в Санта-Фе образовался коллектив LUNA NEGRA, который в скором будущем должен был стать постоянным спутником нашего героя. Но это в будущем.
А пока альбом, названный "Nouveau Flamenco", был записан по большому счету только для друзей, однако эти "други" по достоинству оценили возможности музыканта и стали рассказывать о "ресторанном чуде" другим людям. Людям, которые могли чем-то реально помочь. И таковые нашлись - лейбл Higher Octave Records заинтересовался гитаристом и в 1990 году переиздал первое творение музыканта. Переиздал так, чтобы о "Nouveau Flamenco" слушатели все-таки узнали (забегая вперед, скажу, что в 1993-м диск стал "золотым", а в 1996-м уже "платиновым"). И пошла цепочка - диск становится известной и уважаемой работой в среде независимых инструменталистов, Ottmar легко входит в тусовку "свободных художников", то бишь горделивых гитаристов, и вскоре, когда дебют начал уже мелькать даже в чартах, на новичка обращает внимание самый что ни на есть мажорный лейбл EPIC, это внимание к нераскрученному музыканту вполне закономерно, учитывая интуицию руководителей этой компании. "Эпиковцы" заинтересовались, но и торопиться оные впрочем, тоже не считали нужным. И только после того, как третий альбом музыканта под названием "Borrasca" стал не просто "висеть" в чартах, но и претендовать на что-то большее, т. е. на интерес у критиков и журналистов, EPIC решаются предложить гитаристу свои услуги. И с этого момента, с момента подписания контракта с EPIC Liebert и считает свое второе рождение как музыканта.
Дальнейшая жизнь гитариста была вся в розовых цветочках. Концерты, деньги, известность, женщины и все дела. Однако, несмотря на не спадающий с годами успех, и по сегодняшний день Ottmar остается лишь "широко известным в широких кругах". Всяк, кто слышал его композиции, его удивительные гитарные переливы, восторгается, но вот спроси, кто играет, а в ответ услышишь только что-то вроде - Карлос Сантана, может быть. Впрочем, такая ситуация самого Liebert устраивает. Ему даже льстит то, что его путают с Сантаной. Хотя он попутно и недоумевает - как это такого рок-н-ролльного, по существу, дядьку можно соотносить с тем, что он, Liebert, делает? Все-таки же фламенко, все-таки акустическая гитара, а не электро и всякие такие же роковые штучки.
Что еще. Ottmar с удовольствием играет с сессионными музыкантами, тем самым давая понять, что хоть он и полноценный автор музыки, но все же к чужим мнениям прислушивается. В частности, очень часто на альбомах Ottmar фигурирует брат музыканта, перкуссионист по призванию. И это не говоря о том, что те самые LUNA NEGRA являются, по сути дела, не просто набором сессионных музыкантов, которые подыгрывают мощной фигуре Ottmar, нет, LUNA NERA - это крепко сколоченный бэнд, который довершает все то великолепие, которое делает музыкант. С LUNA NEGRA музыкант знаком, как вы поняли, уже более десятка лет, и это сотрудничество по-прежнему плодотворно и взаимовыгодно. LUNA NEGRA - коллектив, долгое время не могущий найти себе достойного гитариста, - в лице Ottmar встретил не просто музыканта, а настоящего лидера, который повел за собой начинавший было разваливаться коллектив.
За десять лет своей в целом удачной карьеры Ottmar выпустил 12 полновесных альбомов, что, как вы понимаете, очень неплохо. И это не считая всякого рода переизданий, компиляций и "бестов". "Solo Para Ti", "The Hours Between Night & Day", и даже "Euphoria" ("даже" потому, что это сборник ремиксов LUNA NEGRA, а не альбом) очень тепло встречались и критиками, и слушателями - эти и другие работы неизменно попадали в "Billboard" Top 100 и национальные чарты Америки.
1995-м году Ottmar создал собственную студию звукозаписи "Spiral Subwave", где и записывает материал, иногда предоставляя помещение своим друзьям. Ottmar много гастролирует, как один, так и со своей группой, часто его задумчивое лицо мелькает и на музыкальных каналах.
В целом, это почти все, что я хотел вам рассказать. Ottmar Liebert, так же как и коллектив со странным названием LUNA NEGRA по-прежнему вместе, по-прежнему записывают новые диски (свежеизданный альбом "Little Wings" тому подтверждение - читайте соответствующую рецензию), и есть ощущение того, что это будет продолжаться еще очень долго и так же крепко, как натянутые струны на гитаре Ottmar Liebert. На этом все, дорогие мои, до встречи в "Аншлаге". Ой, т. е. в Регине Дубовицкой. Тьфу, в "Музыкальной газете"!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2001 год в рубрике музыкальная газета