Energun 22 Немного об истоках
Электронная музыка, электронные музыканты, синтетическое звучание... Знакомые термины, не правда ли? А что за ними стоит, задумывались? Для тех, кто не знает, объясняю, для тех, кто не помнит, напоминаю. Термин "Electronica" был впервые использован в названии серии компиляций "New Electronica". В эти сборки входили творения представителей детройтского техно (Juan Atkins и UNDERGROUND RESISTANCE) и европейских музыкантов, вдохновленных футуристическим техно-звучанием. Позже слово "электроника" было взято на вооружение американской прессой для описания творений молодых композиторов, которые использовали электронную аппаратуру. Изначально же этот термин служил для описания исключительно (!!!) техно-музыки. На этом теперь уже только стиле электронной музыки хотелось бы заострить внимание. А получить больше информации по интересующему нас вопросу поможет белорусская техно-группа ENERGUN 22.
ENERGUN 22 начал свое существование в 1996 году в составе двух человек (Денис и Егор). С ноября 2000 года к группе присоединился Сергей Максимчук (ЛОГИКА МЕТРО, HUMAN NATURE). Кроме ENERGUN 22 ребята вместе занимаются проектом NEON GLASS FLOWERS.
- Когда вы начали заниматься, вы сразу взялись за техно. Это было обусловлено модностью техно на тот момент?
Д: Тогда техно не было модным. Когда мы начинали, этим стилем в Беларуси вообще никто не занимался. Тогда максимум, что игралось прогрессивного, это хард-хаус. Мы вообще не знали, что делаем. Просто ваяли то, что нам нравилось. Потом поняли, что играли техно.
- То есть, вы считаете, что именно ENERGUN 22 дал толчок развитию стиля техно в Беларуси?
Д: Нет, мы просто подтолкнули. Вообще-то все просто боялись, что люди не воспримут новые направления, что все нужен хард-хаус. А мы ничего не боялись.
- За время работы сколько альбомов было издано ENERGUN 22?
Д: Сначала мы просто участвовали в разнообразных минских сборках. Потом уже вышел наш альбом "Groove" на Delta 9 (диск был самым дорогим на студии и при этом занимал лидирующее место по продаваемости. - Прим. авт.). Но вообще-то серьезная работа начинается только сейчас. У нас вышло недавно две пластинки: одна в Австрии (EP "Forgotten Fly") и одна в Германии ("Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Joke With Robot\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s").
- Заметили ли вы изменения в публике или в общем настроении с того времени, как начали заниматься группой?
Д: Дело в том, что когда мы начинали, народ вообще не знал, что такое электронная музыка, не разбирался в стилях. Поэтому на "ура" принималась вся электронная музыка. Она была чем-то интересным, новым. А потом люди начали понимать, плюс ди-джеи закормили публику определенными стилями... А так, как были люди, так и остались.
Е: Публика стала более избирательной, но незнание все равно осталось. Информации нет, люди не понимают даже, что модно.
- Хорошо, люди не знали, что такое электронная музыка. Тогда, может быть, вы объясните, что это такое?
Д: На современном этапе можно все почти назвать электронной музыкой. Та же популярная музыка делается на современных электронных инструментах, синтезаторах. Я же под электронной музыкой понимаю андерграундные течения, более глубокие, непопсовые.
Е: Лучшие образцы андерграунда, экспериментальной музыки всегда перенимаются популярной музыкой.
Д: Все равно, сколько бы популярная музыка не пыталась перенять элементы техно, у их ничего не получится.
Е: Они снимают сливки с андерграунда...
Д: Наоборот! Все плохое, некачественное берут. И не спорьте со мной, ведь мы про нас говорим! Ну вот прошло 7 лет с того момента, как электронная музыка в Беларуси поселилась. И что же - все наши поп-звезды заимствуют хаус образца 1995 года!
Е: Вообще-то, мы об этом можем спорить до бесконечности.
- Меня в первую очередь интересует ваш выбор. Почему именно техно и такое его подразделение как минималтехно?-
Д: Понимаешь, на самом деле мы экспериментировали с другими стилями, играли брейкбит, даб, эмбиент. Мы тогда ничего не знали, и нам хотелось делать все. Потом уже поняли, что больше всего любим техно-музыку, она нам больше всего импонирует.
- Денис, а сам ты что слушаешь? Тоже техно?
Е: Да NIRVANA он слушал! Сначала.
Д: Ничего подобного!
Е: И MODERN TALKING...
С: Да он группы такой не знает!
Д: Я слушал и Moby, и NIRVANA, и альтернативщину всякую и SMASHING PUMPKINS, хип-хопом увлекался, рэп очень любил... В общем, слушал все вперемешку. А потом уже стал вкус формироваться. Всякий там DEPECHE MODE пошел. Сейчас я слушаю разную музыку, но если бы мог, то слушал бы только техно. Даже попсу иногда слушаю. По радио. С утра, когда будильник будит, попсу приходится слушать. А что делать? Жизнь такая.
- Что именно привлекает вас в техно?
С: У одного техно может вызвать грусть, у другого - бешеный выброс адреналина. Вообще, когда слушаешь техно, испытываешь странные ощущения. В других стилях получаешь удовольствие от мелодии, интересной аранжировки. А техно... От него в состояние странное входишь... Оно тебя к чему-то толкает.
Д: К парапету девятого этажа, ха-ха! На самом деле, мы об этом много спорили. Возможно, басы, которые присутствуют в техно, действуют на подсознание.
С: До сих пор не изучено влияние басовых партий на человека. Могут и до психоза довести.
- Где вы чаще всего играете?
Д: Сейчас нигде. В планах - гастроли. Но, наверное, в Беларуси в ближайшее время играть не будем. Негде да и не для кого. Ограниченный круг людей, который слушает техно-музыку, к нам на вечеринки не приходит. Как посмотришь, так все кругом техно слушают. А на вечеринки почему-то не ходят. Нонсенс нашей культуры. Интересно еще и то, что у нас техно слушает молодежь 16-18 лет. В Европе же техно считается взрослой музыкой.
- А сами вы ходите на вечеринки?
Д: На свои ходим. На остальные нет ни времени, ни желания. Нас на вечеринках привлекает в первую очередь музыка. Если музыка нам интересна - пойдем, если нет, то какими бы забугорными ди-джеями нас не манили, не пойдем.
- А кого из белорусских музыкантов вы хотели бы услышать в клубе?
Д: На MYSTIQUE (Новополоцк) сходили бы. Он делает очень качественную интересную музыку. Правда, вовсю косит сейчас под AUTECHRE, хотя интересно это делает. Ему там в Новополоцке вообще тяжело. Интернета нет. Зато у него талант есть. К сожалению, минские группы, если пишут хорошую музыку, то не делают "живых" выступлений, шоу. А в общей массе не умеют у нас музыку делать.
- Это отсутствие таланта или качественной аппаратуры?
Д: Это отсутствие мозгов.
Е: Просто многие повторяют чьи-то ходы. Музыка получается неоригинальной. Я считаю, что пользоваться чужими звуками дико. Когда слышишь уже давно сыгранные приемы, сэмплы, риффы, охватывает раздражение. Не понимают люди, что если захотят продвинуть потом свое творчество, придется договариваться с авторами сэмплов, права покупать. Музыканты наши вот так доходят до барьера и поворачивают назад.
- Значит все, открещиваетесь от Беларуси?
Д: Нет, мы конечно с удовольствием поиграли бы, но не сейчас. А так, мы помогаем начинающим музыкантам. Конечно, если к своей деятельности они относятся серьезно, а не клепают опусы на "DJ Machine". На сегодняшний день мы пытаемся собрать белорусских электронных музыкантов, чтобы протолкнуть их на Запад. Одно основное условие - сэмплы должны быть свои.
- Вы считаете, вас так ждут на Западе?
Д: Конечно, никто нас не ждет! Самим нужно пробиваться из этого Голопупинска. Нам вообще очень тяжело пробиться на Запад. Белорусские электронные музыканты (особенно это должны запомнить те, кто только начинает делать музыку) должны быть на голову выше основной массы электронных музыкантов Европы. Если вы докажете кому-то там, что вы о-о-го, то вас, конечно, примут с распростертыми объятиями. На собственном опыте мы убедились, что пробиться очень тяжело.
Вот так, вместо рассказа о техно получились у нас дебаты о Беларуси. О самом же стиле поговорить хотелось бы. Может, сделаем это посредством писем? Будет очень интересно узнать ваше мнение о техно. Порассуждаем вместе?
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2001 год в рубрике музыкальная газета