Pendragon Назло всем и на радость людям
Несколько месяцев назад вы уже имели возможность познакомиться с биографией великолепной британской группы PENDRAGON - одного из ярчайших представителей новой волны прогрессивного рока, тех, кто в бедные фантазией восьмидесятые пришел на смену YES, GENESIS и ELP. В этом году квартет выпустил свой шестой по счету альбом "Not Of This World", с восторгом принятый во всем мире. В настоящее время ансамбль готовится к гастролям, но половина его музыкантов охотно согласилась поговорить о творчестве коллектива.
Итак, знакомьтесь: почти никогда не дающий интервью серьезный бас-гитарист Питер Ги (он по совместительству возглавляет фирму Toff Records, выпускающую продукцию PENDRAGON) и веселый пианист Клайв Нолан, известный многим по собственному проекту ARENA и работе с Оливером Уэйкманом.
- В музыке PENDRAGON явно ощущается влияние старых ансамблей. А что вы думаете о современном прогрессивном роке?
Питер: На мой взгляд, есть группы хорошие и не очень хорошие. Для меня главное - хорошие песни, добрые мелодии и крепкие композиции. Если что-то сделано добротно и сильно, то совершенно неважно, как это называется. Вообще, "новая" прогрессивная сцена довольно мала. Оно всегда так, пока ты не известен на уровне, скажем, PINK FLOYD, GENESIS и YES - тех, кто способен пробиться к массовому зрителю.
Клайв: Лично я считаю, что сейчас полно команд, которым особо нечего сказать. Любые современные влияния исходят уж никак не от прогрессивной сцены.
- Согласны ли вы с тем, что PENDRAGON и IQ - единственные из неопрогрессивных групп, кто по-прежнему поддерживает огонь этого жанра?-
К.: Ну, играя в ARENA... Нет, я не согласен. Есть еще PALLAS. и SPOCK'S BEARD. Кроме того, я вообще не слишком понимаю, что такое "нео-прог".
П.: Ну, из тех, кто стартовал в начале восьмидесятых, MARILLION все еще на плаву - хотя и плывут в другом направлении. PALLAS тоже вернулись на сцену, так что мы имеем, наверное, четыре крепких команды.
- Клайв, не трудно ли участвовать одновременно в нескольких проектах? Какой из них ты считаешь основным?
К.: Здесь нет ничего трудного, если все планируешь заранее, как я и стараюсь всегда поступать. А над вопросом "главности" я не задумывался никогда, потому что всему, что я делаю и от чего получаю удовольствие, я отдаюсь на все сто.
- А как твой подход к PENDRAGON отличается от того, что ты делаешь, скажем, в ARENA?
К.: В ARENA я сочиняю музыку, в PENDRAGON же я по большей части музыкант и интерпретатор музыки. Обе эти ипостаси для меня - отличные задачки.
- Для 1985-го, когда прог-рок практически отсутствовал, "The Jewel" - довольнотаки странный альбом, хотя в какой-то мере и соответствует духу времени. Как бы вы это объяснили?-
К.: Ну, это было до моего прихода в группу, но, думается, у команды было полно времени на подготовку этого альбома. А быть "настроенными" на дух всегда очень полезно.
П.: Когда мы записывали "The Jewel", песням было уже по нескольку лет, и они постоянно игрались на концертах. Мы просто записывали и сочиняли то, что получалось. "The Jewel" отражает нашу привязанность к инструментальным пассажам, а также попытки найти и опробовать свою собственную сочинительскую манеру. В результате плохого сведения альбом вышел очень жиденьким по части звука - мы ведь тогда только учились микшировать и продюсировать. Если сравнивать с характерным для восьмидесятых напыщенным поп-звучанием в "The Jewel" определенно наличествует вкус, и уж в любом случае это - не мэйнстрим! "The Jewel" повествует о наших усилиях и стремлении сделать карьеру и добиться хоть какого-то успеха в музыке.
- Питер, твой подход к басу отличается практически постоянным солированием. Кто оказал на тебя основное влияние и чьи работы тебе нравятся больше всего?
П.: Так я ведь раньше был гитаристом, даже лидер-гитаристом, хотя и не очень хорошим! Видать, все идет от этого. Плюс я люблю экспрессивных басистов.
- Твой бас, похоже, джайвует от начала дебютного альбома и до конца. Джаз и фьюжн как-то повлияли на твою манеру?
П.: Да, в какой-то степени. Мне нравятся такие группы, как STEELY DAN, WEATHER REPORT, THE PAT METHENY GROUP, а также Жан Люк Понти. И тремя моими любимейшими бас-гитаристами до сих пор являются Жако Пасториус из WEATHER REPORT, игравший в CAMEL Ричард Синклер и Ральф Армстронг из группы Жана Люка Понти.
- Название альбома "The Jewel" как-то связано с вашей ранней песней "Chasing The Jewel"?
К.: Тут наверняка имеется связь. (Смеется.)
П.: Песня была написана тогда, когда создавался "The Jewel", но так и не попала на тот, первый альбом, потому что у нас уже было достаточно материала. Попав на второй альбом, эта песня должна была стать хорошим звеном, концептуально связать между собой первую и вторую пластинки. Однако в конце концов мы сочли "Chasing The Jewel" недостаточно сильной для альбома песней, так что она попала на вторую сторону мини-альбома "Saved By You". И название альбома, и название песни исходят из одной и той же мысли - мечты о славе, удаче и признании как в музыкальной индустрии, так и у публики. "The Jewel" и стал этим успехом и воплощением этой мечты.
- В то время у PENDRAGON уже было собственное лицо, но в вашей музыке попрежнему можно было отыскать следы GENESIS и кое-что от PINK FLOYD. Не отдадите ли этим ансамблям должное и не расскажете ли об их роли в вашем творчестве?-
К.: Влияния различных музыкальных источников были и будут, это естественно. PENDRAGON немало слушали как GENESIS, так и FLOYD, так что, на мой взгляд, это было неизбежно. Возможно, как раз эти ансамбли и привели нас к этой области музыки.
П.: Для меня GENESIS и PINK FLOYD входят в число пяти лучших групп всех времен - наряду с CAMEL, STEELY DAN и PAT METHENY GROUP. Особенно GENESIS. Когда я ставлю один из классических альбомов GENESIS, я ощущаю всю ту же прекрасную магию - они поразительны и находятся вне временного контекста. Трудно поверить в то, что, создавая эту чудесную музыку, они были весьма молоды. На мой взгляд, превзойти "A Trick Of The Tail", "Selling England" и "Foxtrot" невозможно. Что касается PINK FLOYD, то они создают поразительную атмосферу, а в гитаре Дэйва Гилмора кроется настоящая мощь. "Shine On You Crazy Diamond" - это просто классика, а успех "Dark Side Of The Moon" говорит сам за себя. Так что, да - эти две великие команды оказали на нас влияние, так же как CAMEL и прочие. И в то же время у нас есть свое лицо, собственное звучание и стиль.
- Почему почти весь материал PENDRAGON приписывается исключительно Нику Барретту? Ведь совершенно ясно, что он не может стоять за каждым соло...
К.: Нет, но он основной сочинитель песен. Наша задача как музыкантов - улучшать и развивать то, что написано Ником.
П.: Ник - наш единственный автор, по крайней мере, со времени альбома "The World", когда я написал половину "The Last Waltz". Действительно, некоторые свои соло Клайв сочиняет самостоятельно, но если они представляют собой четкие мелодические линии, то их наверняка написал Ник. Таким образом, Ник написал где-то половину всех клавищных соло.
- Вы ведь знакомы с Ником очень долго. Что его тексты значат для вас?
П.: Мне кажется, что с каждым годом тексты Ника становятся все лучше и лучше. С моей точки зрения, слова альбома "Not Of This World" - самые лучшие его стихи. Также мне нравятся тексты песен, составивших альбомы "Masquerade" и "Windows". На мой взгляд, ему отлично удается рисовать словами картины, что очень сложно сделать хорошо.
К.: Я получаю уйму удовольствия, когда точно знаю, о чем или о ком он пишет, это дает мне возможность проникнуть в тексты еще глубже. Как правило, мы пишем тексты, "работающие" на различных уровнях, и иногда, как мне кажется, я могу достичь более глубоких уровней.
- А что привнес в музыку группы Клайв Нолан?
К.: Пускай другие решают. Наверное, свое музыкальное воззрение и стиль игры на клавишных.
П.: Клайв создает очень позитивную, сфокусированную рабочую атмосферу. Он весьма искусен по технической части, по части программирования, выбора хороших звуков, плюс вносит свою лепту в аранжировки, концерты, запись и так далее. Да, Клайв отдает ансамблю множество талантов.
- Что предопределило движение коллектива в сторону поп-музыки на альбоме "KowTow"?
П.: Причин было две. Во-первых, мы пытались подписать контракт с крупной фирмой. Многим и невдомек, что "KowTow" был записан как демонстрационный альбом, оплаченный EMI Records, потому что в то время они были близки к тому, чтобы подписать с нами договор. Во-вторых, мы все еще пытались развить собственный стиль, а потому решили попробовать себя в написании более коротких, более коммерческих песен наряду с более прогрессивными длинными композициями. На "KowTow" ты можешь наблюдать широкий спектр стилей - от коротких песенок до продолжительного материала.
К.: Такова уж природа ансамбля - пытаться охватить более широкую аудиторию. Корни этого явления кроются в необходимости выживать и быть услышанными как можно большим количеством народа. "KowTow" был всего лишь одним из этапов обучения и развития PENDRAGON.
- Ник как-то сказал, что настоящим началом команды он считает альбом "The World". Вы согласны с этим?
К.: Да, на мой взгляд, именно тогда на свет появился зрелый PENDRAGON.
П.: Как мне кажется, "The World" в свое время был самым важным для нас альбомом; он впервые указал на то, что мы, возможно, наконец нашли свой по-настоящему собственный стиль. В нем были короткие песни, как на "KowTow", но в то же время присутствовало и ощущение цельности альбома, подчеркнутое художественным оформлением Саймона Уильямса. То был первая работа, сделанная нами полностью профессионально и строго индивидуально. На мой взгляд, до "The World" мы все еще находились в процессе ученичества!
- Песни, входящие в "The World", помечены адресами и датами. Почему?
К.: Потому что Ник выстроил их на конкретных мыслях и переживаниях, которые он испытывал во время своих путешествий по миру.
П.: Нику хотелось увековечить тот момент и атмосферу, в которые он впервые набросал эти песни. Они были написаны в разных странах в разное время, и ему хотелось передать ощущение атмосферы и истории, стоявших за каждой из песен.
- В начале текста песни "Shane" присутствует диалог. Почему же его нет в собственно песне?
К.: (смеясь) Понятия не имею.
П.: Он был придуман в последнюю минуту в качестве дополнения к песне. Это ироничный отрывок разговора двух астронавтов, смотрящих из космоса на наш мир. Диалог позволяет взглянуть на песню со стороны. Песня же проистекает из ссоры Ника с его братом, желания помириться и важности умения смотреть на вещи со стороны. Отсюда и это короткое вступление.
- "Queen Of Hearts" состоит из трех различных песен - причем третья часть была написана раньше первых. Такое случается часто?
К.: Иногда, когда в наличии имеется хороший кусок материала, в прошлом толком не использованный. Но это происходит нечасто.
П.: Иногда, когда ты застреваешь посреди песни - в особенности длинной песни, - приходится обращаться к своим старым записям и старым идеям, чтобы попытаться объединить старую идею с новой песней. Именно так и случилось в конце "Queen Of Hearts": этот фрагмент просто оказался подходящим.
- Не могли бы вы описать персонажей, появляющихся на обложках пластинок, начиная с "The World"? Почему один из них попал в логотип Toff Records?
П.: Об этом стоит спросить Ника. Но мне они видятся вот как: мальчик на обложке "The World" символизирует собой лорда Тоффа, персонажа песни "Higher Circles" из альбома "The Jewel", повествующей об английской аристократии. Также мальчик представляет собой самого Ника, а еще - борьбу за свой жизненный путь, свое направление и дорогу открытий, каковой является жизнь в этом мире.
Девушка на обложке "Window Of Life" воплощает в себе горечь утраты, которую мы испытываем, когда умирает кто-то близкий либо наступает конец отношениям или дружбе. Опять-таки, эта девушка может символизировать бывшую в то время у Ника подругу - ее мать умерла, когда девушка была очень молода.
Двое сражающихся на обложке "Masquerade" символизируют добро и зло. Тофф - это добро, он ведет борьбу при помощи позитивной силы музыки. А человек в черном воплощает зло, разрушение и все, что губительно для добра. Вполне возможно, что это - намек на будущее, когда жена ушла от Ника к одному из его бывших друзей.
На обложке нового альбома, "Not Of This World", есть два персонажа, напоминающих Адама и Еву. Зло и разрушение явились в мир из-за их греха, из-за того, что они съели яблоко. Это - изображение доверия и невинности, с которых начинается брак, но брак может рухнуть и погибнуть под влиянием извне или в результате предательства.
- Принадлежит ли музыкантам решающее слово в отношении оформления пластинок?
П.: Как правило, Ник в общих чертах представляет себе, как должна выглядеть обложка и какие образы из песен ему хотелось бы использовать. Так что обычно это - его работа, а остальные из нас особо в это не вникают.
К.: У Ника с художником полное взаимопонимание, и будучи основным сочинителем Ник может ему намекнуть, какие элементы он хотел бы видеть на обложке.
- Был ли "Windows Of Life" по-настоящему концептуальным альбомом? Если да, то что вы стремились передать этой концепцией?
К.: Не уверен, что альбом должен был выйти концептуальным, скорее просто цельным. Через весь альбом проходит несколько постоянных тем.
П.: "Windows Of Life" можно рассматривать и как концептуальный альбом, и как просто набор песен. И так, и так. Главная его мысль - о вере в жизнь после смерти. В факт, что мы живем вечно.
- Почему ваш следующий альбом называется "The Masquerade Overture" в то время как он, похоже, закрывает, а не открывает трилогию, начатую программами "The World" и "The Window"?
П.: Вообще-то мы не собирались делать трилогию альбомов, хотя они и выдержаны в похожем музыкальном стиле, да и стиль их обложек одинаков. Может, нам действительно стоило назвать этот альбом как-то на "W"?
- Как родился хорал в композиции "The Masquerade Overture"?
К.: Ник просто подумал, что это будет интересное и атмосферное начало данного музыкального путешествия.
П.: Отец Ника живет в Вене, музыкальной и оперной столице Европы. Побывав там, Ник вдохновился оперой и итальянским языком - языком оперы и любви.
- Питер, в последнее время музыка PENDRAGON, похоже, становится все более духовной, а ты - религиозный человек. Каков твой вклад в группу в этом контексте?
П.: Не особо большой. Моя христианская вера очень сильна, но было бы нечестно и неуместно навязывать свои духовные взгляды остальным трем ребятам. Потому-то я и записываю сольные альбомы: я могу выразить свою веру в собственных песнях - при полной свободе. Но ты прав, Ник, Клайв и Фадж - тоже довольно духовные люди, каждый по-своему.
- К чему ты стремился своим сольным альбомом?
П.: На самом деле это было моей мечтой - сделать что-либо полностью самостоятельно. Я хотел посмотреть, смогу ли, достаточно ли хороши мои песни, понравятся ли они хоть кому-нибудь. Причем это дало мне шанс написать собственные стихи, вложить в них собственный посыл и опробовать стили, не слишком подходящие PENDRAGON.
- Будет ли переиздан твой первый альбом?
П.: Да, скорее всего. Это всего лишь вопрос денег. Но я надеюсь, что смогу переиздать его теперь уже скоро. Либо в конце 2001-го, либо в начале 2002-го.
- Песни для мини-альбома "As Good As Gold" - за исключением заглавной - были написаны после "Overture". Почему вы выпустили их в такой форме, а не придержали до следующего альбома? Или же вы знали, что до завершения этого следующего пройдет много времени?П.: Здорово, когда есть возможность выбирать - поместить песни сразу в следующую пластинку или же выпустить мини-альбомом. Нику хотелось использовать эти песни, однако он не был уверен, что они так уж подходили к основному альбому. К тому же, он хотел выиграть побольше времени для сочинения следующего альбома, и это была возможность дать людям новые песни без записи целой новой программы. Кстати, изначально этот диск был выпущен только для членов фан-клуба.
К.: Эти музыкальные фрагменты родились в то же время, что и "Overture", и нам казалось логичным издать их отдельно.
- "Not Of This World" выстроен на иной, отличной от предыдущих альбомов идее. Я имею в виду то, что на сей раз даже оформление выглядит более реалистичным, не фантастическим.
К.: Да, на мой взгляд, он более увязан с реальностью.
П.: В основу "Not Of This World" положена идея поиска чего-то более глубокого, чем жизнь, чего-то духовного, поиска Бога. И все это в контексте страдания, в данном случае речь идет о крушении брака Ника, обманутом доверии и потере всего, что тебе дорого. Альбом задает вопросы: в чем смысл жизни и куда идти, когда все вокруг тебя рушится?
- Как идея "Not Of This World" соотносится с "The World"? Или никакой умышленной связи здесь нет?
К.: Чистое совпадение. Нет тут никакой связи.
П.: В некотором смысле связь имеется, но я не знаю, сознательно ли Ник к ней стремился. Идея "The World" заключалась в нахождении своей дороги и своего места в этом физическом мире. А "Not Of This World" повествует по большей части о взгляде за пределы физического мира, о поиске ответов в мире духовном.
- Изображенный на обложке флаг пересекает надпись "предательство". Кем и чего?
К.: Это и есть один из более глубоких уровней, о которых я говорил. Это вопросы для автора текста. (Смеется.)
П.: Это аллюзия к строчке об Уильяме Уоллесе из песни "Dance Of The Seven Veils". Флаг этот - шотландский, а Уильям Уоллес был вождем шотландцев, в тринадцатом веке сражавшихся против англичан. Но товарищи-шотландцы его предали, и он был казнен англичанами. Речь идет о предательстве со стороны друзей.
- Кому пришла в голову мысль процитировать "Паяцев" Леонкавалло в первой части пьесы "Not Of This World"?
К.: Нику.
- А как для тебя, Клайв, - находится ли применение твоему классическому образованию в исполняемой тобой музыке?
К.: Пригождается в основном, когда я сочиняю.
- Альбом "Not Of This World" вы дополнили акустическими версиями песен Paintbox" и "King Of The Castle". Это изначальные версии, которые были позже развиты дальше или же наоборот?
П.: Нет, когда началась запись альбома, они уже были готовы и вошли в качестве бонусов в сборник PENDRAGON под названием "The History". Так как "Not Of This World" получился весьма длинным, то для бонусов нам нужны были две очень коротких песни - и эти две оказались идеальными.
К.: Эти акустические версии мы специально проработали и начали исполнять вскоре после выхода оригинальных вариантов.
- Есть ли надежда услышать ваш полностью акустический альбом?
К.: Я бы сказал, что это маловероятно, но не невозможно.
П.: Существует вероятность того, что в будущем мы выпустим акустический концертный альбом. Мы собираемся записать акустическое представление в Польше, куда мы отправляемся гастролировать в ноябре 2001-го. Так что, возможно, в будущем мы его и выпустим.
- Почему ваш фан-клуб называется "The Mob" - "Толпа", "Сброд". Потому что Пендрагон - королевское имя?
К.Н.: Слово "толпа" просто подразумевает под собой уйму людей, так что оно казалось подходящим для фан-клуба.
П.: Мне кажется, Ник придумал это название в начале восьмидесятых, когда мы часто выступали в лондонском клубе "Marquee" и у нас в Лондоне была целая толпа приверженцев, довольно-таки шумных. Насколько мне помнится, мы начали называть их толпой, и когда мы затеяли фан-клуб, это название возникло само собой.
- На данный момент вы играете вместе уже более пятнадцати лет. Что держит вас вместе?
К.: (смеясь) Британская пресса! Они всегда нападали на нас, так что мы держимся вместе, просто чтобы их позлить!
П.: Дружба - больше всего остального. Мы четверо - очень хорошие друзья. Все мы очень хорошо ладим друг с другом. Мы разобрались со всеми проблемами, которые возникают у ансамблей - денежные споры, споры, касающиеся сочинительства, эгоизм и так далее, и тому подобное. Мы знаем, что каждый из нас думает по всем этим поводам. У нас во всем - отличное взаимопонимание. Клайв, Фадж и я, у всех нас есть возможность сочинять, выпуская сольный материал или работая с другими коллективами. Но мы всегда возвращаемся к PENDRAGON, потому что нам по-прежнему нравится играть эту музыку и потому, что люди продолжают покупать наши диски и ходить на наши концерты. Если бы мы больше публике не нравились и люди перестали посещать наши выступления, тогда, возможно, пришло бы время остановиться. Но на сей момент мы все получаем от этого то же удовольствие, что и всегда!
Итак, знакомьтесь: почти никогда не дающий интервью серьезный бас-гитарист Питер Ги (он по совместительству возглавляет фирму Toff Records, выпускающую продукцию PENDRAGON) и веселый пианист Клайв Нолан, известный многим по собственному проекту ARENA и работе с Оливером Уэйкманом.
- В музыке PENDRAGON явно ощущается влияние старых ансамблей. А что вы думаете о современном прогрессивном роке?
Питер: На мой взгляд, есть группы хорошие и не очень хорошие. Для меня главное - хорошие песни, добрые мелодии и крепкие композиции. Если что-то сделано добротно и сильно, то совершенно неважно, как это называется. Вообще, "новая" прогрессивная сцена довольно мала. Оно всегда так, пока ты не известен на уровне, скажем, PINK FLOYD, GENESIS и YES - тех, кто способен пробиться к массовому зрителю.
Клайв: Лично я считаю, что сейчас полно команд, которым особо нечего сказать. Любые современные влияния исходят уж никак не от прогрессивной сцены.
- Согласны ли вы с тем, что PENDRAGON и IQ - единственные из неопрогрессивных групп, кто по-прежнему поддерживает огонь этого жанра?-
К.: Ну, играя в ARENA... Нет, я не согласен. Есть еще PALLAS. и SPOCK'S BEARD. Кроме того, я вообще не слишком понимаю, что такое "нео-прог".
П.: Ну, из тех, кто стартовал в начале восьмидесятых, MARILLION все еще на плаву - хотя и плывут в другом направлении. PALLAS тоже вернулись на сцену, так что мы имеем, наверное, четыре крепких команды.
- Клайв, не трудно ли участвовать одновременно в нескольких проектах? Какой из них ты считаешь основным?
К.: Здесь нет ничего трудного, если все планируешь заранее, как я и стараюсь всегда поступать. А над вопросом "главности" я не задумывался никогда, потому что всему, что я делаю и от чего получаю удовольствие, я отдаюсь на все сто.
- А как твой подход к PENDRAGON отличается от того, что ты делаешь, скажем, в ARENA?
К.: В ARENA я сочиняю музыку, в PENDRAGON же я по большей части музыкант и интерпретатор музыки. Обе эти ипостаси для меня - отличные задачки.
- Для 1985-го, когда прог-рок практически отсутствовал, "The Jewel" - довольнотаки странный альбом, хотя в какой-то мере и соответствует духу времени. Как бы вы это объяснили?-
К.: Ну, это было до моего прихода в группу, но, думается, у команды было полно времени на подготовку этого альбома. А быть "настроенными" на дух всегда очень полезно.
П.: Когда мы записывали "The Jewel", песням было уже по нескольку лет, и они постоянно игрались на концертах. Мы просто записывали и сочиняли то, что получалось. "The Jewel" отражает нашу привязанность к инструментальным пассажам, а также попытки найти и опробовать свою собственную сочинительскую манеру. В результате плохого сведения альбом вышел очень жиденьким по части звука - мы ведь тогда только учились микшировать и продюсировать. Если сравнивать с характерным для восьмидесятых напыщенным поп-звучанием в "The Jewel" определенно наличествует вкус, и уж в любом случае это - не мэйнстрим! "The Jewel" повествует о наших усилиях и стремлении сделать карьеру и добиться хоть какого-то успеха в музыке.
- Питер, твой подход к басу отличается практически постоянным солированием. Кто оказал на тебя основное влияние и чьи работы тебе нравятся больше всего?
П.: Так я ведь раньше был гитаристом, даже лидер-гитаристом, хотя и не очень хорошим! Видать, все идет от этого. Плюс я люблю экспрессивных басистов.
- Твой бас, похоже, джайвует от начала дебютного альбома и до конца. Джаз и фьюжн как-то повлияли на твою манеру?
П.: Да, в какой-то степени. Мне нравятся такие группы, как STEELY DAN, WEATHER REPORT, THE PAT METHENY GROUP, а также Жан Люк Понти. И тремя моими любимейшими бас-гитаристами до сих пор являются Жако Пасториус из WEATHER REPORT, игравший в CAMEL Ричард Синклер и Ральф Армстронг из группы Жана Люка Понти.
- Название альбома "The Jewel" как-то связано с вашей ранней песней "Chasing The Jewel"?
К.: Тут наверняка имеется связь. (Смеется.)
П.: Песня была написана тогда, когда создавался "The Jewel", но так и не попала на тот, первый альбом, потому что у нас уже было достаточно материала. Попав на второй альбом, эта песня должна была стать хорошим звеном, концептуально связать между собой первую и вторую пластинки. Однако в конце концов мы сочли "Chasing The Jewel" недостаточно сильной для альбома песней, так что она попала на вторую сторону мини-альбома "Saved By You". И название альбома, и название песни исходят из одной и той же мысли - мечты о славе, удаче и признании как в музыкальной индустрии, так и у публики. "The Jewel" и стал этим успехом и воплощением этой мечты.
- В то время у PENDRAGON уже было собственное лицо, но в вашей музыке попрежнему можно было отыскать следы GENESIS и кое-что от PINK FLOYD. Не отдадите ли этим ансамблям должное и не расскажете ли об их роли в вашем творчестве?-
К.: Влияния различных музыкальных источников были и будут, это естественно. PENDRAGON немало слушали как GENESIS, так и FLOYD, так что, на мой взгляд, это было неизбежно. Возможно, как раз эти ансамбли и привели нас к этой области музыки.
П.: Для меня GENESIS и PINK FLOYD входят в число пяти лучших групп всех времен - наряду с CAMEL, STEELY DAN и PAT METHENY GROUP. Особенно GENESIS. Когда я ставлю один из классических альбомов GENESIS, я ощущаю всю ту же прекрасную магию - они поразительны и находятся вне временного контекста. Трудно поверить в то, что, создавая эту чудесную музыку, они были весьма молоды. На мой взгляд, превзойти "A Trick Of The Tail", "Selling England" и "Foxtrot" невозможно. Что касается PINK FLOYD, то они создают поразительную атмосферу, а в гитаре Дэйва Гилмора кроется настоящая мощь. "Shine On You Crazy Diamond" - это просто классика, а успех "Dark Side Of The Moon" говорит сам за себя. Так что, да - эти две великие команды оказали на нас влияние, так же как CAMEL и прочие. И в то же время у нас есть свое лицо, собственное звучание и стиль.
- Почему почти весь материал PENDRAGON приписывается исключительно Нику Барретту? Ведь совершенно ясно, что он не может стоять за каждым соло...
К.: Нет, но он основной сочинитель песен. Наша задача как музыкантов - улучшать и развивать то, что написано Ником.
П.: Ник - наш единственный автор, по крайней мере, со времени альбома "The World", когда я написал половину "The Last Waltz". Действительно, некоторые свои соло Клайв сочиняет самостоятельно, но если они представляют собой четкие мелодические линии, то их наверняка написал Ник. Таким образом, Ник написал где-то половину всех клавищных соло.
- Вы ведь знакомы с Ником очень долго. Что его тексты значат для вас?
П.: Мне кажется, что с каждым годом тексты Ника становятся все лучше и лучше. С моей точки зрения, слова альбома "Not Of This World" - самые лучшие его стихи. Также мне нравятся тексты песен, составивших альбомы "Masquerade" и "Windows". На мой взгляд, ему отлично удается рисовать словами картины, что очень сложно сделать хорошо.
К.: Я получаю уйму удовольствия, когда точно знаю, о чем или о ком он пишет, это дает мне возможность проникнуть в тексты еще глубже. Как правило, мы пишем тексты, "работающие" на различных уровнях, и иногда, как мне кажется, я могу достичь более глубоких уровней.
- А что привнес в музыку группы Клайв Нолан?
К.: Пускай другие решают. Наверное, свое музыкальное воззрение и стиль игры на клавишных.
П.: Клайв создает очень позитивную, сфокусированную рабочую атмосферу. Он весьма искусен по технической части, по части программирования, выбора хороших звуков, плюс вносит свою лепту в аранжировки, концерты, запись и так далее. Да, Клайв отдает ансамблю множество талантов.
- Что предопределило движение коллектива в сторону поп-музыки на альбоме "KowTow"?
П.: Причин было две. Во-первых, мы пытались подписать контракт с крупной фирмой. Многим и невдомек, что "KowTow" был записан как демонстрационный альбом, оплаченный EMI Records, потому что в то время они были близки к тому, чтобы подписать с нами договор. Во-вторых, мы все еще пытались развить собственный стиль, а потому решили попробовать себя в написании более коротких, более коммерческих песен наряду с более прогрессивными длинными композициями. На "KowTow" ты можешь наблюдать широкий спектр стилей - от коротких песенок до продолжительного материала.
К.: Такова уж природа ансамбля - пытаться охватить более широкую аудиторию. Корни этого явления кроются в необходимости выживать и быть услышанными как можно большим количеством народа. "KowTow" был всего лишь одним из этапов обучения и развития PENDRAGON.
- Ник как-то сказал, что настоящим началом команды он считает альбом "The World". Вы согласны с этим?
К.: Да, на мой взгляд, именно тогда на свет появился зрелый PENDRAGON.
П.: Как мне кажется, "The World" в свое время был самым важным для нас альбомом; он впервые указал на то, что мы, возможно, наконец нашли свой по-настоящему собственный стиль. В нем были короткие песни, как на "KowTow", но в то же время присутствовало и ощущение цельности альбома, подчеркнутое художественным оформлением Саймона Уильямса. То был первая работа, сделанная нами полностью профессионально и строго индивидуально. На мой взгляд, до "The World" мы все еще находились в процессе ученичества!
- Песни, входящие в "The World", помечены адресами и датами. Почему?
К.: Потому что Ник выстроил их на конкретных мыслях и переживаниях, которые он испытывал во время своих путешествий по миру.
П.: Нику хотелось увековечить тот момент и атмосферу, в которые он впервые набросал эти песни. Они были написаны в разных странах в разное время, и ему хотелось передать ощущение атмосферы и истории, стоявших за каждой из песен.
- В начале текста песни "Shane" присутствует диалог. Почему же его нет в собственно песне?
К.: (смеясь) Понятия не имею.
П.: Он был придуман в последнюю минуту в качестве дополнения к песне. Это ироничный отрывок разговора двух астронавтов, смотрящих из космоса на наш мир. Диалог позволяет взглянуть на песню со стороны. Песня же проистекает из ссоры Ника с его братом, желания помириться и важности умения смотреть на вещи со стороны. Отсюда и это короткое вступление.
- "Queen Of Hearts" состоит из трех различных песен - причем третья часть была написана раньше первых. Такое случается часто?
К.: Иногда, когда в наличии имеется хороший кусок материала, в прошлом толком не использованный. Но это происходит нечасто.
П.: Иногда, когда ты застреваешь посреди песни - в особенности длинной песни, - приходится обращаться к своим старым записям и старым идеям, чтобы попытаться объединить старую идею с новой песней. Именно так и случилось в конце "Queen Of Hearts": этот фрагмент просто оказался подходящим.
- Не могли бы вы описать персонажей, появляющихся на обложках пластинок, начиная с "The World"? Почему один из них попал в логотип Toff Records?
П.: Об этом стоит спросить Ника. Но мне они видятся вот как: мальчик на обложке "The World" символизирует собой лорда Тоффа, персонажа песни "Higher Circles" из альбома "The Jewel", повествующей об английской аристократии. Также мальчик представляет собой самого Ника, а еще - борьбу за свой жизненный путь, свое направление и дорогу открытий, каковой является жизнь в этом мире.
Девушка на обложке "Window Of Life" воплощает в себе горечь утраты, которую мы испытываем, когда умирает кто-то близкий либо наступает конец отношениям или дружбе. Опять-таки, эта девушка может символизировать бывшую в то время у Ника подругу - ее мать умерла, когда девушка была очень молода.
Двое сражающихся на обложке "Masquerade" символизируют добро и зло. Тофф - это добро, он ведет борьбу при помощи позитивной силы музыки. А человек в черном воплощает зло, разрушение и все, что губительно для добра. Вполне возможно, что это - намек на будущее, когда жена ушла от Ника к одному из его бывших друзей.
На обложке нового альбома, "Not Of This World", есть два персонажа, напоминающих Адама и Еву. Зло и разрушение явились в мир из-за их греха, из-за того, что они съели яблоко. Это - изображение доверия и невинности, с которых начинается брак, но брак может рухнуть и погибнуть под влиянием извне или в результате предательства.
- Принадлежит ли музыкантам решающее слово в отношении оформления пластинок?
П.: Как правило, Ник в общих чертах представляет себе, как должна выглядеть обложка и какие образы из песен ему хотелось бы использовать. Так что обычно это - его работа, а остальные из нас особо в это не вникают.
К.: У Ника с художником полное взаимопонимание, и будучи основным сочинителем Ник может ему намекнуть, какие элементы он хотел бы видеть на обложке.
- Был ли "Windows Of Life" по-настоящему концептуальным альбомом? Если да, то что вы стремились передать этой концепцией?
К.: Не уверен, что альбом должен был выйти концептуальным, скорее просто цельным. Через весь альбом проходит несколько постоянных тем.
П.: "Windows Of Life" можно рассматривать и как концептуальный альбом, и как просто набор песен. И так, и так. Главная его мысль - о вере в жизнь после смерти. В факт, что мы живем вечно.
- Почему ваш следующий альбом называется "The Masquerade Overture" в то время как он, похоже, закрывает, а не открывает трилогию, начатую программами "The World" и "The Window"?
П.: Вообще-то мы не собирались делать трилогию альбомов, хотя они и выдержаны в похожем музыкальном стиле, да и стиль их обложек одинаков. Может, нам действительно стоило назвать этот альбом как-то на "W"?
- Как родился хорал в композиции "The Masquerade Overture"?
К.: Ник просто подумал, что это будет интересное и атмосферное начало данного музыкального путешествия.
П.: Отец Ника живет в Вене, музыкальной и оперной столице Европы. Побывав там, Ник вдохновился оперой и итальянским языком - языком оперы и любви.
- Питер, в последнее время музыка PENDRAGON, похоже, становится все более духовной, а ты - религиозный человек. Каков твой вклад в группу в этом контексте?
П.: Не особо большой. Моя христианская вера очень сильна, но было бы нечестно и неуместно навязывать свои духовные взгляды остальным трем ребятам. Потому-то я и записываю сольные альбомы: я могу выразить свою веру в собственных песнях - при полной свободе. Но ты прав, Ник, Клайв и Фадж - тоже довольно духовные люди, каждый по-своему.
- К чему ты стремился своим сольным альбомом?
П.: На самом деле это было моей мечтой - сделать что-либо полностью самостоятельно. Я хотел посмотреть, смогу ли, достаточно ли хороши мои песни, понравятся ли они хоть кому-нибудь. Причем это дало мне шанс написать собственные стихи, вложить в них собственный посыл и опробовать стили, не слишком подходящие PENDRAGON.
- Будет ли переиздан твой первый альбом?
П.: Да, скорее всего. Это всего лишь вопрос денег. Но я надеюсь, что смогу переиздать его теперь уже скоро. Либо в конце 2001-го, либо в начале 2002-го.
- Песни для мини-альбома "As Good As Gold" - за исключением заглавной - были написаны после "Overture". Почему вы выпустили их в такой форме, а не придержали до следующего альбома? Или же вы знали, что до завершения этого следующего пройдет много времени?П.: Здорово, когда есть возможность выбирать - поместить песни сразу в следующую пластинку или же выпустить мини-альбомом. Нику хотелось использовать эти песни, однако он не был уверен, что они так уж подходили к основному альбому. К тому же, он хотел выиграть побольше времени для сочинения следующего альбома, и это была возможность дать людям новые песни без записи целой новой программы. Кстати, изначально этот диск был выпущен только для членов фан-клуба.
К.: Эти музыкальные фрагменты родились в то же время, что и "Overture", и нам казалось логичным издать их отдельно.
- "Not Of This World" выстроен на иной, отличной от предыдущих альбомов идее. Я имею в виду то, что на сей раз даже оформление выглядит более реалистичным, не фантастическим.
К.: Да, на мой взгляд, он более увязан с реальностью.
П.: В основу "Not Of This World" положена идея поиска чего-то более глубокого, чем жизнь, чего-то духовного, поиска Бога. И все это в контексте страдания, в данном случае речь идет о крушении брака Ника, обманутом доверии и потере всего, что тебе дорого. Альбом задает вопросы: в чем смысл жизни и куда идти, когда все вокруг тебя рушится?
- Как идея "Not Of This World" соотносится с "The World"? Или никакой умышленной связи здесь нет?
К.: Чистое совпадение. Нет тут никакой связи.
П.: В некотором смысле связь имеется, но я не знаю, сознательно ли Ник к ней стремился. Идея "The World" заключалась в нахождении своей дороги и своего места в этом физическом мире. А "Not Of This World" повествует по большей части о взгляде за пределы физического мира, о поиске ответов в мире духовном.
- Изображенный на обложке флаг пересекает надпись "предательство". Кем и чего?
К.: Это и есть один из более глубоких уровней, о которых я говорил. Это вопросы для автора текста. (Смеется.)
П.: Это аллюзия к строчке об Уильяме Уоллесе из песни "Dance Of The Seven Veils". Флаг этот - шотландский, а Уильям Уоллес был вождем шотландцев, в тринадцатом веке сражавшихся против англичан. Но товарищи-шотландцы его предали, и он был казнен англичанами. Речь идет о предательстве со стороны друзей.
- Кому пришла в голову мысль процитировать "Паяцев" Леонкавалло в первой части пьесы "Not Of This World"?
К.: Нику.
- А как для тебя, Клайв, - находится ли применение твоему классическому образованию в исполняемой тобой музыке?
К.: Пригождается в основном, когда я сочиняю.
- Альбом "Not Of This World" вы дополнили акустическими версиями песен Paintbox" и "King Of The Castle". Это изначальные версии, которые были позже развиты дальше или же наоборот?
П.: Нет, когда началась запись альбома, они уже были готовы и вошли в качестве бонусов в сборник PENDRAGON под названием "The History". Так как "Not Of This World" получился весьма длинным, то для бонусов нам нужны были две очень коротких песни - и эти две оказались идеальными.
К.: Эти акустические версии мы специально проработали и начали исполнять вскоре после выхода оригинальных вариантов.
- Есть ли надежда услышать ваш полностью акустический альбом?
К.: Я бы сказал, что это маловероятно, но не невозможно.
П.: Существует вероятность того, что в будущем мы выпустим акустический концертный альбом. Мы собираемся записать акустическое представление в Польше, куда мы отправляемся гастролировать в ноябре 2001-го. Так что, возможно, в будущем мы его и выпустим.
- Почему ваш фан-клуб называется "The Mob" - "Толпа", "Сброд". Потому что Пендрагон - королевское имя?
К.Н.: Слово "толпа" просто подразумевает под собой уйму людей, так что оно казалось подходящим для фан-клуба.
П.: Мне кажется, Ник придумал это название в начале восьмидесятых, когда мы часто выступали в лондонском клубе "Marquee" и у нас в Лондоне была целая толпа приверженцев, довольно-таки шумных. Насколько мне помнится, мы начали называть их толпой, и когда мы затеяли фан-клуб, это название возникло само собой.
- На данный момент вы играете вместе уже более пятнадцати лет. Что держит вас вместе?
К.: (смеясь) Британская пресса! Они всегда нападали на нас, так что мы держимся вместе, просто чтобы их позлить!
П.: Дружба - больше всего остального. Мы четверо - очень хорошие друзья. Все мы очень хорошо ладим друг с другом. Мы разобрались со всеми проблемами, которые возникают у ансамблей - денежные споры, споры, касающиеся сочинительства, эгоизм и так далее, и тому подобное. Мы знаем, что каждый из нас думает по всем этим поводам. У нас во всем - отличное взаимопонимание. Клайв, Фадж и я, у всех нас есть возможность сочинять, выпуская сольный материал или работая с другими коллективами. Но мы всегда возвращаемся к PENDRAGON, потому что нам по-прежнему нравится играть эту музыку и потому, что люди продолжают покупать наши диски и ходить на наши концерты. Если бы мы больше публике не нравились и люди перестали посещать наши выступления, тогда, возможно, пришло бы время остановиться. Но на сей момент мы все получаем от этого то же удовольствие, что и всегда!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2001 год в рубрике музыкальная газета