Борей
бог северного ветра

...Он живет в высоких горах Северного и Приполярного Урала, которые отделяют от нас ни что иное как благодатную страну - знаменитую Гиперборею, где жили весело и счастливо древние арии. Кстати, когда-то Гиперборея располагалась как раз над нашими славянскими головами... На вопросы "МГ" отвечает вокалист и лидер белорусской группы БОРЕЙ Олег Добриян.

- И как это отражается на творчестве коллектива?

- Скорее, в сотворчестве. БОРЕЙ - это не просто сообщество музыкантов, которые собрались, чтобы поиграть и попеть новые народные песни в стиле рок. Это - маленькая мистерия, идущая от сердца к сердцу, от души к душе. Всем нам сейчас не хватает веры в себя, в свои силы. Нет вдохновляющего примера живого человека. Вот большинство и пялится по сторонам, где полумертвые продают подешевке последнее - свои души... БОРЕЙ - это голос Веры наших героических предков, Вечный Зов отстоять Родину... Согласен, мои слова звучат как не от мира сего, но мир, в котором мы доживаем (на выживание сил у многих уже нет), катится ко всем чертям! Здесь почти нет противовеса страху, который всех поработил и превратил в марионеток.

- И что же вы предлагаете, революцию?

- Внутреннего порядка. Человек добровольно должен очиститься от паскудных мелких и серых мыслей, которые порождают паскудные мелкие и серые дела. Тело - это храм души - здесь живет Бог и Его Святой Дух. А мы всего лишь (и это немало!) - братья и сестры.

- И вы собираетесь это объяснять народу?!

- Людям объясняй, не объясняй - все пустое. Если бы можно было вернуть утраченый ЯЗЫК ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ! Ведь и на своем родном (?) языке мы давно друг друга не понимаем. Отсюда хаос и разрушение.

- Почему выбрали именно славянскую тематику песен?

- Корни есть корни, а без корней все мы - просто болотная ряска. Значит, выход один - через СОЗДАНИЕ ОБРАЗА. Лишь он может "вживую" затронуть покрытые слоем льда души тех, кто изначально СОЗДАН ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СОЗДАТЕЛЯ... И тех, у кого сейчас это получается делать, можно перечесть по пальцам.

- Расскажи о первом выступлении БОРЕЯ.

- О, это полная мистика. Оно состоялось 14 февраля 1998 года в День Святого Валентина - в ДК обувной фабрики. Мне помогали: Цитрус (ударные), Юра Иванов (гитара) и Володя Бобрик (бас)... А в зале творилась эйфория! Все довольны, все радуются! А на сцене падают микрофоны... В самом конце я не выдержал и впал в истерику... Оказалось, что я просто не был готов к такой волне!!! Истерика - это зерно мистерий.

- А что было дальше?

- Дальше? Больше! Фестиваль "Живой легион мира - 98". 26 апреля, который гродненская пресса окрестила как "шабаш" (кое-кому везде ведьмы мерещатся). Выступали СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ (Минск), КАЛЬЯН (Гродно), НЕМО, ДЕГРАДАЦИЯ, ФЭТ ФРУМОС, НОРД И МИСТЕРИЯ (где я тогда был вокалистом)... А потом началось движение. Город-то мой родной в переводе с иврита означает "духовное рождение". Ну, это так, между прочим... Внезапно обнаружилось, что в Лиде два десятка рок-групп.

- А как проходила запись вашего первого демо "Иди и смотри"?

- Тут вообще был цирк! В конце 1997 года один мой хороший знакомый убедил меня в том, что надо записаться в электричестве, причем сразу два альбома. Я занял 120 долларов. И... В результате ничего не получилось. Осталось лишь "фонограмма минус один" и сожаление, что деньги у-у-ухнули впустую. И только через 10 месяцев на квартире у Максима Гросса (соло) на фонограмму были наложены голос и соло-гитара... По большому счету, мы спасли безнадежный материал... Конечно, запись не ахти какая, но идея здесь видна/слышна невооруженным ухом!

- Кто сейчас играет в БОРЕЕ?

- Постоянно? Это и для меня сейчас загадка. Последний ударник убежал за час до начала концерта, который состоялся 18 сентября в прошлом году в малом зале ГДК в Лиде... После прогонки песни "Рожденные побеждать" он впал в истерику и бросил палочки. Видимо, он не был рожден побеждать! А вообще, в БОРЕЕ сейчас играют, по мере возможности Павел Бутквич (бас), Кирилл Козаков (мультиинструменталист), ну и я петь пытаюсь и играть на гитаре... Впрочем, для свободного человека места под парусами всегда свободны...

- Сколько раз и где вы выступали?

- В Лиде более десятка раз, а если сюда добавить акустические выступления, то перевалит за два десятка. В Минске, по приглашению Ареховского, в Мостах, в санатории "Радон". Один наш концерт - "Новые песни о Главном" - был даже отменен. А вообще-то для меня концерт продолжается и после концерта... Я точно такой в жизни, как и на сцене. Быть живым - это обычный подвиг в наше время.

- Кто твои самые близкие люди?

- Кто мои друзья? Их немного, но перечислять их утомительно, хотя они и бесценны. Отмечу "Тихий Омут", Михаила Шабалина, которого в Минске знают как художника Фата, и Володю Гурского. Вы не знаете Володю? Это же живая антибомба созидающего действия! Я с ним познакомился в 1995 году в Минске, где в то время снимал комнату и шлялся по тусовкам с пачкой моих первых стихов, а в подземных переходах звучал его хит "Двенадцатый этаж".

- Слушай, а тебе твой возраст на плечи не давит?

- Мои 33 нерастраченных годика" "между третьим и вторым"? Да у меня душа ребенка, который впервые дорвался до калейдоскопа и игрушки "Ванька-встанька"! У Володи Гурского есть такая песня "Смерть и красота". А там такие строчки есть: "Правило отца на твоих плечах".

- Что-то еще хочешь сказать на прощанье?

- Пейте березовый сок! И вообще, наша жизнь - это огурец. Без ключей, без дверей - полна горница идей! И вся она из воды. Из живой и мертвой. Пей и выздоравливай. А если сомневаешься - иди и смотри!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета