Бан-Жвiрба
Бан-жвiрба

(с) 2000 БАН-ЖВIРБА
16tks/51mins
Когда этот диск выйдет по-настоящему, большим жирным тиражом и с аппетитнейшим качеством записи (хотя "протащиться" можно и с этого, честное слово!), вы будете прыгать от нетерпения: найти, заслушать до дыр, порадовать соседей, расколотить голову об эти звуки и уткнуть взгляд в ближайшую афишку — а вдруг у них еще и концерт намечается? В самом деле — слушая этот диск, понимаешь, насколько БЖ хороши как концертная группа (за последних полтора года от просто хорошей хард-фолковой группы они выросли в нечто уникальное как в плане профессионализма, так и в плане энергетики). Слушая же группу "вживую", думаешь (если остаются силы как-то шевелить мозгами) о том, как было бы здорово потом прийти домой, загнать диск под кожу и отрываться пол-ночи… Так вот и слушаем-рецензируем — в ожидании настоящего альбома и новых концертов.
Что бы вы точно представляли, что вас ждет в ближайшем будущем — на диске размещено как бы два альбома (восемь песен из новой программы и столько же из старой, но не менее актуальной) — и практически все наводит на оптимистическую мысль о том, что в Беларуси таки ЕСТЬ, есть что-то свое… Никто не спорит, сейчас просто голова раскалывается от обилия молодых и зверски интересных групп, но почти каждый отдельно взятый экземпляр при детальной препарации наводит на слишком большое количество параллелей. БЖ озадачивают — они не похожи ни на кого. Нервное месиво всевозможных стилей, пропущенных через немного ироничное фолк-восприятие — уникальное звучание, почти "фирменный звук". Шаманская энергетика довольно глубокая — но в силу молодости фолковые распевы звучат без тоски вековой, смешиваются то с джаз-роком, то с хардкором, то с психоделическими стандартами 60-х (возможно, они это не специально… но мне именно так показалось), гитара звучит просто обалденно, волыночно-переливными накатами, срывающимися то в жестокое "рубилово", то в механическое однообразие а-ля Лу Рид (это не сравнение, никоим образом!). Милый "двуполый" вокал — мягко-задушевно-фолковый от Дмитрия, истерически-пронизывающий от Кристины. Свободное, почти импровизационное звучание. Кажется, что фанатское отношение к музыке тут если и есть, то разве что к музыке как к Жизни, но не к каким-то ее конкретным представителям (может, оттого и ни-на-кого-не-похожесть). Довольно жесткое, но совершенно не бьющее по ушам звучание, где дудки и прочие радости смотрятся не обязательными "понтами", а естественными и почти незаметными вкраплениями. Неудивительно, что потенциальных хитов — великое множество. Диковатая "Жаунерык" — такой и должна быть первая песня альбома. Очень "купаловская" по настроению "Зорачка" — эмоциональный вокал Кристины, прозрачная гитарка, шаманская дудочка где-то проскальзывает. "Бан-жвiрба" — полное сумасшествие, представляются какие-нибудь CLAWFINGER (это тоже не сравнение!), которые протусовались недельку в белорусской глубинке, слушая аутентичные "спевы" бабулек и запивая все это дело "Крыжачком" и всеми его аналогами… "На Купалу" — это уже хард-рок (приджазованный такой… со "слэповыми" вставочками… су-у-у-упер!), такой…очень-очень "ледзеппелиновский" (наверное, специально так сделали, да?), отрывающий от земли и катапультируйщий в месиво из звезд… "Смутная раня" — что-то депрессивно-злобное, со штопором в хребет… Кажется, гитара очень просто звучит… так и есть… но все равно необычайно здорово — настолько СВОЙ стиль у гитариста… это описать нельзя, лучше просто слушать…
"Канапелька" — это уже известный хит, я его недавно по какому-то радио слышала. "Ой рэчанька, рэчанька" — Мулявин бы от волнения усы прикусил…
Тут надо сказать, что вторая, "ранняя" часть диска, более светлая… наивная… балладная, с определенной долей психоделизма в аранжировках и мелодического "песняризма" в вокальном оформлении. "Тарас" — трогательная белорусская приблюзованная "лав стори", изгоняющая из души прозрачную слезу. "Вецер" — прикольненький и торжественный фанк. "Ай не радуйся зялен дуб" — ветреный, соскальзывающий куда-то в пустоту психоделический блюз, навеянный 60-ми. "Д'яблау дождж" — красивенький, пугающе пронзительный инструментал, где гитара звучит как дождь, а дождь почему-то шумит, как море.
Одно "но" все-таки есть (целиком позитивная рецензия всегда смущает, наводит на недобрые ассоциации) — слишком заметно отличие между ранним и поздним материалом. Скорей всего, конечно, одно просто перешло в другое… Но было бы замечательно, если бы такая вот ранняя "расхлябанность" и хипповская наивность ("Не забыць…" — ну чистые ПЕСНЯРЫ в молодости!!! Гитарка атмосферная такая, солнышко улыбается — класс!!!) иногда проскальзывала и в современных, "моднявых" и супер-заводных таких БЖ. А в остальном — очень и очень. И главное достоинство (не музыкальное, а психологическое, скорей) — это очень естественная музыка, искренняя. Видно, что ребята не долбаются сутками, старясь, чтобы нечто звучало "плотно", "фолково", "как это сейчас модно" (типа модно стало хардкор лабать — щас вы вам чисто возьмем топорики и нарубим мясца!) — из них просто валом валит все это безумие; и то, что они научились вычленять из него нужное и ненужное, делает свое дело. Пока БЖ однозначно двигаются вверх. Будем ждать сенсации — или ВСЕ уже готово???


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета