Бабслэй В БАБСЛЭЙ играют только девочки
Когда 6 марта 1998 года собранная за месяц до этого экстравагантная девичья группа играла шесть разученных песен в питерском клубе "Молоко", никто, даже участницы этого образования, и предположить не могли, насколько интересно в дальнейшем разовьются события. Идея возникновения группы была спонтанна и шутлива, однако оказалась очень живучей и продуктивной.
БАБСЛЭЙ, а именно такое название получил коллектив, оказался вполне востребован. Девочек начали приглашать на фестивали, и с тех пор группа все увереннее и увереннее стала занимать до сих пор пустующую нишу. И заняла. На их счету участие в российских и зарубежных фестивалях, в том числе на "Hot Jazz" в Мюнхене, "Faces" в Финляндии и "Forte Flash" в Риге. Знают БАБСЛЭЙ и в московских клубах. Именно необычные концертные выступления сослужили им хорошую службу, но до сих пор не было настоящей записи, никто не решался записать и выпустить им альбом. Смельчаки нашлись дома, в Питере, ими стало издательство Manchester Files.
За весну 2001 года на "Добролете" девушки записали альбом с участием приглашенных музыкантов из MARKSCHEIDER KUNST, АУКЦЫОНА, NORD FOLKS, СКАЗОВ ЛЕСА. В пластинку вошло пятнадцать песен, звукорежиссером которых выступил небезызвестный Андрей Алякринский. Так что о профессиональном уровне записи судить можно легко, да и о качестве самого материала тоже, поскольку вряд ли столь неординарные персонажи стали бы светиться в неинтересном проекте. А за глаза БАБСЛЭЙ уже получил ярлык - экстремальный девичий фольклор народов России. Наряду с гитарами, скрипками, аккордеонами, баянами, перкуссией, барабанами, саксофонами, трубами и тромбоном в группе имеют место жалейка, еврейская арфа и волынка.
А чуть позднее, летом, сняли клип, и снова со звездами, и снова не просто так, а по мотивам культового кинофильма режиссера Станислава Ростоцкого 1972 года "А зори здесь тихие" на песню "Испанская", хорошо известную по многим сборникам.
24 июня, предварительно объездив всю Карелию, съемочная группа на автобусе выдвинулась в сторону Приозерска (Ленинградская область). В часе езды от берега на моторной лодке был найден безлюдный, заброшенный остров, полностью удовлетворивший режиссера и оператора своим аутентичным задуманной идее видом. Пейзаж практически досконально повторял сюжеты знаменитого военного фильма. Что касается актеров, то девчонки были, понятное дело, теми самыми советскими зенитчицами во главе со старшиной (Андреем "Фигой" Кондратьевым), а вот фашистов играли Евгений "Ай-Ай-Ай" Федоров (TEQUILAJAZZZ), Сергей Шнуров (ЛЕНИНГРАД), Олег Гаркуша (АУКЦЫОН) и Андрей "Дед" Кураев (SPITFIRE).
В итоге был отснят материал (реконструкция ключевых сцен фильма), а поскольку съемочная бригада оказалась ленфильмовской, весь реквизит соответствовал стандартам: настоящая форма времен войны; реальное, в прошлом боевое, оружие - немецкие автоматы МП-40, наши трехлинейки 41-42 гг., правда, патроны были холостые. Войнушкой увлеклись, и съемки закончились около двух часов ночи, однако на освещение это не повлияло, поскольку ночи были белые.
Режиссером "А зори здесь тихие-2" стал Александр Розанов (именно он снимал клипы групп SPITFIRE, ПЯТЬ УГЛОВ, S.P.O.R.T., НЭП и др.), а оператором съемок на натуре - его постоянный партнер Виктор Зубарев. А между тем осенью 2001 года выходит дебютный альбом БАБСЛЭЯ "Елдырина слобода".
Быстрого коммерческого успеха ему никто не прочит, но то, что мы становимся свидетелями рождения нового неординарного явления современной русской музыки, очевидно. К счастью, пока поговорить с участницами проекта не составляет большого труда (еще не избалованы славой). На наши вопросы отвечала барабанщица Катя Федорова, вдохновительница БАБСЛЭЯ, известная также по группам С.К.А., СКАЗЫ ЛЕСА и ЗГА.
1998, канун 8 марта
- Как родилась группа?
- В марте 1998, в "Молоке" (один из немногих неформальных петербургских клубов. - Прим. авт.). Выступали с ЧУФЕЛЛОЙ-МАРЗУФЕЛОЙ. Мы играли всего шесть песен, поскольку познакомились лишь за три месяца до этого концерта. Проект вообще был создан в шутку. Я тогда работала в группе, где половина из нас играла в АУКЦЫОНЕ, так что ребята все время куда-то уезжали, и мне нечем было заняться. И вот я решила ради шутки к 8 марта собрать девчонок на один концерт. Решила и стала у всех подряд спрашивать телефоны, координаты... Единственной, кого я уже знала на тот момент, была басистка, но тогда она басисткой еще не была, даже бас не видела. В итоге на концерте получился страшный бардак; на ходу, кое-как сделали песни и вышли с ними на сцену. Но дело наше затянулась... Состав БАБСЛЭЯ, конечно, менялся периодически, однако на данный момент сформировался, похоже, окончательно - все-таки уже год играем без изменений.
- Какую роль в становлении группы сыграл Сергей Фирсов? Говорят, он с вами долго возился.
- Он нам, действительно, помогал. От него, например, последовала пара телефонов девушек - аккордеонистки Светы Шестериковой, сейчас известной по ТРЕМ ДЕБИЛАМ, и гитаристки, которая тоже со временем ушла. С Германией он тоже нам помог...
- Однако долго не было никаких ваших записей, вы все больше выступали.
- На самом деле, мы захотели записаться сразу, как только сформировался состав, но возможности не было. Если и поступали от кого-то предложения, то они сводились к тому, что от нас требовалось изменить имидж. В основном такие предложения поступали из Москвы, а в Питере был вообще голяк. Короче, мы долго ходили под ярлыком "неформат". И совсем недавно Олег Грабко предложил по-настоящему интересный проект. С нашего первого с ним разговора прошло всего ничего: весной поговорили, летом уже закончили запись, осенью выходит альбом. Конечно, мы и до этого снимали сами какие-то клипы, есть даже какие-то концертные записи - все это мы выпускали сами, но не больше. Понятно, что шансов было крайне мало.
- Когда же случился тот самый поворотный момент?
- Как-то все незаметно завертелось. Почувствовали мы, что что-то происходит, когда стали ездить, когда нас стали приглашать, просить выступить где-то. Иначе мы бы никогда сами не раскрутили проект. А люди среагировали, поэтому дальше и покатилось.
- Вам сразу дали определение "этно-панк". Тебя оно не смущает?
- Это похоже на правду - этно-панк, экстремальный фольклор. Мы ведь начинали с чисто народных песен и использовали именно слова, поэтому появился и налет народности, а исполнение - панк, поскольку играть тогда никто не умел. Все объясняется просто. Ну, и девчонки к тому же боевые. При этом такой драйв!
Теперь мы и сами пишем подобные тексты. В музыке есть еврейские мотивы, есть какие-то восточные - да масса всего, и все перемешано. Мы ведь все слушаем очень разную музыку, а это тоже накладывает свой отпечаток.
- А какую музыку вы слушаете?
- Любую: от трэша до чего угодно, главное, чтобы было сделано с драйвом и с чувством. Скрипачка наша больше к еврейскому и балканскому склоняется - специфика инструмента, гитаристка - к чему-то более блюзовому, баян же придает музыке чисто русскую народность, я на барабанах люблю низкое звучание... У каждого своя линия, но в целом получается интересно.
Полная демократия
- Есть в коллективе лидер? Кто пишет музыку, кто решает, какой будетаранжировка?..
- Идеи всегда от разных людей исходят. Иногда кто-то приносит мелодию, иногда она рождается прямо на репетиции. Это может быть и кусочек мелодии. Иногда же ни у кого ничего не рождается, а бывает - песня создается на одном дыхании. Главного автора нет. Не найти, кто что привнес даже в рамках одной песни. Такая у нас группа. Все всегда очень бурно реагируют, даже не сказать, кто какую ноту указал. В итоге же все приходят к некому альянсу, да и споров особых не возникает. Кроме того, пять одного всегда могут убедить. Конечно, есть (вернее - было) преимущество у тех, кто с самого начала играет в группе, когда новый человек слушал тех, кто играет давно. Но сейчас эта грань уже стерлась. Главной среди нас нет. Все решает большинство голосов.
- А почему тогда интервью даешь именно ты?
- Когда я говорю, то больше о музыке получается, а когда все девчонки, то статья выходит просто о женщинах. В процессе это похоже на жуткий базар. Они и сами потом недовольны результатом.
- Странно, что интервью за группу дает не вокалистка... Как, кстати, вы ее нашли?
- В первоначальном составе вокалисток было две, потом они привели еще подружку. Все втроем пытались придумывать очень сложные партии, и ужасно ругались между собой. Наташа оказалась самой стойкой, самой мощной по всему, так что другие просто отошли в сторону. Одна из девочек вообще перестала вокалом заниматься, а другая не совсем, даже спела в одной песне на альбоме - "У ворот".
ВОСЬМАЯ МАРТА и прочие друганы
- Знаешь, есть группа ВОСЬМАЯ МАРТА. Вас, наверняка, скоро будут сравнивать.
- Думаю, да, хотя мы очень разные. В принципе, это тоже панк, к тому же - девчонки. Мы с ними дружим вообще-то. Были вместе на фестивале в Тбилиси. С тех пор ходим друг к другу на концерты и пребываем в очень хороших отношениях. Правда, сейчас они куда-то в другую сторону пошли. Ко мне случайно попала их запись, которой я удивилась - они зазвучали как-то уж очень легко. Ну, а так мы все равно дружим. У нас настолько нормальные отношения, что и в голову не придет думать о конкуренции или сравнениях. Мы просто разные, и это видно, так что нет и не может быть никакой конкуренции.
- А с кем БАБСЛЭЙ еще дружит?
- Очень со многими питерскими музыкантами, естественно - SPITFIRE, MARKSCHEIDER KUNST, ЧУФЕЛЛА-МАРЗУФЕЛЛА... ПЯТЬ УГЛОВ - наши друганы. ВЕРМИШЕЛЬ - тоже, мы недавно вместе на месяц на гастроли ездили. С ТЕКИЛОЙ тоже дружим. И вообще со многими дружим, а врагов у нас точно нет.
- Кстати, о TEQUILAJAZZZ. Женя "Ай-Ай-Ай" стал одним из фрицев в вашем клипе на "Испанскую". Андрей "Дед" из SPITFIRE и Сергей "Шнур" из ЛЕНИНГРАДА к нему присоединились. Как сложился такой замечательный ансамбль?
- Понимаешь - типаж. Они все типичные немцы. А Шнурова, кстати, сначала не предполагали, его предложил Олег Грабко. И очень правдоподобно получилось в итоге.
Как стреляли друг в друга
- Вы сами придумывали клип?
- Нет. Режиссер с оператором все продумывали, мы же просто им внимали. Кино "А зори здесь тихие" все прекрасно знают, клип же длится всего две минуты, и только половина в нем на военную тему. Все воспроизводилось очень приблизительно, не досконально, намеком, главным же была идея, чтобы человек понял, откуда это и что за параллель. Не ставилось такой цели - полностью отобразить фильм.
- Но насколько я знаю, вы даже стреляли из настоящего оружия тех лет.
- Было дело, но на самом деле это были не "шмайссеры", хоть и вполне настоящие немецкие автоматы. Да, мы все постреляли так, что уши закладывало, поэтому многие дубли не получались. Выходило, что стреляешь и сам боишься, машинально прижимаясь и зажмуриваясь, потому что громко очень. Из-за этого столько дублей приходилось делать. Да, а помогал нам известный пиротехник "Ленфильма". Делал, например, такой интересный эффект - стреляет в кочку, а на пленке как будто в тебя стреляют.
- Почему вдруг решили снимать клип на "Испанскую", и почему вдруг "А зори здесь тихие"?
- Мы и сами не понимаем, почему песня так называется. Под клип хотелось бы изменить название песни на "В бору сосна", может быть. "Испанская" - это рабочее, просто прилипло из-за акустической гитары, хотя, на самом деле, песня вполне русская. Мы, не думая, произносили это название вслух, и оно привилось. Придется давать второе к этому закрепленному. А вообще, это одна из наших первых песен.
Сначала для клипа выбирали совсем другую вещь, но все веселые песни записались обыкновенно, "Испанскую" же мы считали проходящей, а она вдруг записалась хорошо и трогательно. Раньше мы вообще на нее внимания не обращали, но для ролика она хороша еще и потому, что в ней есть соло у каждой из девушек, и по сюжету это ложилось идеально. Девушки по очереди совершают подвиги, и каждый подвиг героини в клипе соприкасается с ее соло на записи.
По поводу неформальности
- Сейчас выйдет клип, альбом. Что дальше?
- В планах - по клубам играть, как и всегда. В ноябре в Финляндию на два концерта собираемся, потом - новые песни и новый альбом.
- А не рановато для нового альбома?
- Мы уже так хорошо его знаем. Хочется и по звуку получше сделать. Сейчас мы же первый раз писались. Новый альбом, кстати, получится еще более неформальным. Две новые вещи мы уже сделали, они получились грустные, тяжелые, берущие за душу. Старых песен тоже немало осталось, мы ведь не могли всю программу уложить в первый альбом.
- По поводу неформальности. Вы не думали о том, что из-за нее ваша музыка так и не дойдет до слушателя?
- Люди должны измениться. Это правда, что у нас бояться вкладывать деньги в такое. В России, действительно, еще как-то не очень с музыкальным производством. Если некоммерческую музыку сделаешь коммерческой, она может вообще пропасть. Нужно все-таки на своем настаивать и обязательно получится. В ЛЕНИНГРАД же тоже не хотели сначала вкладывать деньги.
- А вы пока как с вынужденным безденежьем справляетесь?
- Выкручиваемся. Кто-то подрабатывает, кто-то сидит "на шее". Наша басистка работает Екатериной Второй - в Петергофе у фонтанов фотографируется с туристами. Я нигде не работаю, и вокалистка - тоже. Другие девчонки учатся: скрипачка - на компьютерном дизайне, баянистка - на библиотечном. Но мы все хотим в любом случае когда-нибудь зарабатывать музыкой. Нынешнее положение дел ужасно и оно никого не устраивает, нашей целью является зарабатывать. А пока, если в месяц семь концертов или гастроли, можно прожить, в противном случае... Для нас это нормальный прожиточный минимум, но такое редко случается. Хорошо, что директор сейчас появился - Саша Пономарев, но это совсем недавно произошло. Он займется нашими делами, а то путаница получается. Хорошо бы все упорядочить. До сих пор же мы сами болтались.
- Помню, на одном из концертов видела вас в народных костюмах, босых. Очень эффектно было. Потом, говорили, вы стали скромнее на сцене выглядеть.
- У нас всегда по-разному, как договоримся. Был момент, когда я нашла костюмы, в другой раз кто-то нам дал военные робы... А вообще, внешний вид на сцене зависит от нашего настроения. Определенных костюмов не бывает. Отчасти это потому, что мы не можем остановиться на чем-то конкретном, отчасти - никто ничего дельного не предложил. А босиком мы всегда играем. Так уж повелось: как-то раз девчонки разулись и им понравилось. Так приятнее играть, когда позволяет погода и нет стекол. Я единственная всегда в обуви, но за барабанами иначе сложно.
БАБСЛЭЙ, а именно такое название получил коллектив, оказался вполне востребован. Девочек начали приглашать на фестивали, и с тех пор группа все увереннее и увереннее стала занимать до сих пор пустующую нишу. И заняла. На их счету участие в российских и зарубежных фестивалях, в том числе на "Hot Jazz" в Мюнхене, "Faces" в Финляндии и "Forte Flash" в Риге. Знают БАБСЛЭЙ и в московских клубах. Именно необычные концертные выступления сослужили им хорошую службу, но до сих пор не было настоящей записи, никто не решался записать и выпустить им альбом. Смельчаки нашлись дома, в Питере, ими стало издательство Manchester Files.
За весну 2001 года на "Добролете" девушки записали альбом с участием приглашенных музыкантов из MARKSCHEIDER KUNST, АУКЦЫОНА, NORD FOLKS, СКАЗОВ ЛЕСА. В пластинку вошло пятнадцать песен, звукорежиссером которых выступил небезызвестный Андрей Алякринский. Так что о профессиональном уровне записи судить можно легко, да и о качестве самого материала тоже, поскольку вряд ли столь неординарные персонажи стали бы светиться в неинтересном проекте. А за глаза БАБСЛЭЙ уже получил ярлык - экстремальный девичий фольклор народов России. Наряду с гитарами, скрипками, аккордеонами, баянами, перкуссией, барабанами, саксофонами, трубами и тромбоном в группе имеют место жалейка, еврейская арфа и волынка.
А чуть позднее, летом, сняли клип, и снова со звездами, и снова не просто так, а по мотивам культового кинофильма режиссера Станислава Ростоцкого 1972 года "А зори здесь тихие" на песню "Испанская", хорошо известную по многим сборникам.
24 июня, предварительно объездив всю Карелию, съемочная группа на автобусе выдвинулась в сторону Приозерска (Ленинградская область). В часе езды от берега на моторной лодке был найден безлюдный, заброшенный остров, полностью удовлетворивший режиссера и оператора своим аутентичным задуманной идее видом. Пейзаж практически досконально повторял сюжеты знаменитого военного фильма. Что касается актеров, то девчонки были, понятное дело, теми самыми советскими зенитчицами во главе со старшиной (Андреем "Фигой" Кондратьевым), а вот фашистов играли Евгений "Ай-Ай-Ай" Федоров (TEQUILAJAZZZ), Сергей Шнуров (ЛЕНИНГРАД), Олег Гаркуша (АУКЦЫОН) и Андрей "Дед" Кураев (SPITFIRE).
В итоге был отснят материал (реконструкция ключевых сцен фильма), а поскольку съемочная бригада оказалась ленфильмовской, весь реквизит соответствовал стандартам: настоящая форма времен войны; реальное, в прошлом боевое, оружие - немецкие автоматы МП-40, наши трехлинейки 41-42 гг., правда, патроны были холостые. Войнушкой увлеклись, и съемки закончились около двух часов ночи, однако на освещение это не повлияло, поскольку ночи были белые.
Режиссером "А зори здесь тихие-2" стал Александр Розанов (именно он снимал клипы групп SPITFIRE, ПЯТЬ УГЛОВ, S.P.O.R.T., НЭП и др.), а оператором съемок на натуре - его постоянный партнер Виктор Зубарев. А между тем осенью 2001 года выходит дебютный альбом БАБСЛЭЯ "Елдырина слобода".
Быстрого коммерческого успеха ему никто не прочит, но то, что мы становимся свидетелями рождения нового неординарного явления современной русской музыки, очевидно. К счастью, пока поговорить с участницами проекта не составляет большого труда (еще не избалованы славой). На наши вопросы отвечала барабанщица Катя Федорова, вдохновительница БАБСЛЭЯ, известная также по группам С.К.А., СКАЗЫ ЛЕСА и ЗГА.
1998, канун 8 марта
- Как родилась группа?
- В марте 1998, в "Молоке" (один из немногих неформальных петербургских клубов. - Прим. авт.). Выступали с ЧУФЕЛЛОЙ-МАРЗУФЕЛОЙ. Мы играли всего шесть песен, поскольку познакомились лишь за три месяца до этого концерта. Проект вообще был создан в шутку. Я тогда работала в группе, где половина из нас играла в АУКЦЫОНЕ, так что ребята все время куда-то уезжали, и мне нечем было заняться. И вот я решила ради шутки к 8 марта собрать девчонок на один концерт. Решила и стала у всех подряд спрашивать телефоны, координаты... Единственной, кого я уже знала на тот момент, была басистка, но тогда она басисткой еще не была, даже бас не видела. В итоге на концерте получился страшный бардак; на ходу, кое-как сделали песни и вышли с ними на сцену. Но дело наше затянулась... Состав БАБСЛЭЯ, конечно, менялся периодически, однако на данный момент сформировался, похоже, окончательно - все-таки уже год играем без изменений.
- Какую роль в становлении группы сыграл Сергей Фирсов? Говорят, он с вами долго возился.
- Он нам, действительно, помогал. От него, например, последовала пара телефонов девушек - аккордеонистки Светы Шестериковой, сейчас известной по ТРЕМ ДЕБИЛАМ, и гитаристки, которая тоже со временем ушла. С Германией он тоже нам помог...
- Однако долго не было никаких ваших записей, вы все больше выступали.
- На самом деле, мы захотели записаться сразу, как только сформировался состав, но возможности не было. Если и поступали от кого-то предложения, то они сводились к тому, что от нас требовалось изменить имидж. В основном такие предложения поступали из Москвы, а в Питере был вообще голяк. Короче, мы долго ходили под ярлыком "неформат". И совсем недавно Олег Грабко предложил по-настоящему интересный проект. С нашего первого с ним разговора прошло всего ничего: весной поговорили, летом уже закончили запись, осенью выходит альбом. Конечно, мы и до этого снимали сами какие-то клипы, есть даже какие-то концертные записи - все это мы выпускали сами, но не больше. Понятно, что шансов было крайне мало.
- Когда же случился тот самый поворотный момент?
- Как-то все незаметно завертелось. Почувствовали мы, что что-то происходит, когда стали ездить, когда нас стали приглашать, просить выступить где-то. Иначе мы бы никогда сами не раскрутили проект. А люди среагировали, поэтому дальше и покатилось.
- Вам сразу дали определение "этно-панк". Тебя оно не смущает?
- Это похоже на правду - этно-панк, экстремальный фольклор. Мы ведь начинали с чисто народных песен и использовали именно слова, поэтому появился и налет народности, а исполнение - панк, поскольку играть тогда никто не умел. Все объясняется просто. Ну, и девчонки к тому же боевые. При этом такой драйв!
Теперь мы и сами пишем подобные тексты. В музыке есть еврейские мотивы, есть какие-то восточные - да масса всего, и все перемешано. Мы ведь все слушаем очень разную музыку, а это тоже накладывает свой отпечаток.
- А какую музыку вы слушаете?
- Любую: от трэша до чего угодно, главное, чтобы было сделано с драйвом и с чувством. Скрипачка наша больше к еврейскому и балканскому склоняется - специфика инструмента, гитаристка - к чему-то более блюзовому, баян же придает музыке чисто русскую народность, я на барабанах люблю низкое звучание... У каждого своя линия, но в целом получается интересно.
Полная демократия
- Есть в коллективе лидер? Кто пишет музыку, кто решает, какой будетаранжировка?..
- Идеи всегда от разных людей исходят. Иногда кто-то приносит мелодию, иногда она рождается прямо на репетиции. Это может быть и кусочек мелодии. Иногда же ни у кого ничего не рождается, а бывает - песня создается на одном дыхании. Главного автора нет. Не найти, кто что привнес даже в рамках одной песни. Такая у нас группа. Все всегда очень бурно реагируют, даже не сказать, кто какую ноту указал. В итоге же все приходят к некому альянсу, да и споров особых не возникает. Кроме того, пять одного всегда могут убедить. Конечно, есть (вернее - было) преимущество у тех, кто с самого начала играет в группе, когда новый человек слушал тех, кто играет давно. Но сейчас эта грань уже стерлась. Главной среди нас нет. Все решает большинство голосов.
- А почему тогда интервью даешь именно ты?
- Когда я говорю, то больше о музыке получается, а когда все девчонки, то статья выходит просто о женщинах. В процессе это похоже на жуткий базар. Они и сами потом недовольны результатом.
- Странно, что интервью за группу дает не вокалистка... Как, кстати, вы ее нашли?
- В первоначальном составе вокалисток было две, потом они привели еще подружку. Все втроем пытались придумывать очень сложные партии, и ужасно ругались между собой. Наташа оказалась самой стойкой, самой мощной по всему, так что другие просто отошли в сторону. Одна из девочек вообще перестала вокалом заниматься, а другая не совсем, даже спела в одной песне на альбоме - "У ворот".
ВОСЬМАЯ МАРТА и прочие друганы
- Знаешь, есть группа ВОСЬМАЯ МАРТА. Вас, наверняка, скоро будут сравнивать.
- Думаю, да, хотя мы очень разные. В принципе, это тоже панк, к тому же - девчонки. Мы с ними дружим вообще-то. Были вместе на фестивале в Тбилиси. С тех пор ходим друг к другу на концерты и пребываем в очень хороших отношениях. Правда, сейчас они куда-то в другую сторону пошли. Ко мне случайно попала их запись, которой я удивилась - они зазвучали как-то уж очень легко. Ну, а так мы все равно дружим. У нас настолько нормальные отношения, что и в голову не придет думать о конкуренции или сравнениях. Мы просто разные, и это видно, так что нет и не может быть никакой конкуренции.
- А с кем БАБСЛЭЙ еще дружит?
- Очень со многими питерскими музыкантами, естественно - SPITFIRE, MARKSCHEIDER KUNST, ЧУФЕЛЛА-МАРЗУФЕЛЛА... ПЯТЬ УГЛОВ - наши друганы. ВЕРМИШЕЛЬ - тоже, мы недавно вместе на месяц на гастроли ездили. С ТЕКИЛОЙ тоже дружим. И вообще со многими дружим, а врагов у нас точно нет.
- Кстати, о TEQUILAJAZZZ. Женя "Ай-Ай-Ай" стал одним из фрицев в вашем клипе на "Испанскую". Андрей "Дед" из SPITFIRE и Сергей "Шнур" из ЛЕНИНГРАДА к нему присоединились. Как сложился такой замечательный ансамбль?
- Понимаешь - типаж. Они все типичные немцы. А Шнурова, кстати, сначала не предполагали, его предложил Олег Грабко. И очень правдоподобно получилось в итоге.
Как стреляли друг в друга
- Вы сами придумывали клип?
- Нет. Режиссер с оператором все продумывали, мы же просто им внимали. Кино "А зори здесь тихие" все прекрасно знают, клип же длится всего две минуты, и только половина в нем на военную тему. Все воспроизводилось очень приблизительно, не досконально, намеком, главным же была идея, чтобы человек понял, откуда это и что за параллель. Не ставилось такой цели - полностью отобразить фильм.
- Но насколько я знаю, вы даже стреляли из настоящего оружия тех лет.
- Было дело, но на самом деле это были не "шмайссеры", хоть и вполне настоящие немецкие автоматы. Да, мы все постреляли так, что уши закладывало, поэтому многие дубли не получались. Выходило, что стреляешь и сам боишься, машинально прижимаясь и зажмуриваясь, потому что громко очень. Из-за этого столько дублей приходилось делать. Да, а помогал нам известный пиротехник "Ленфильма". Делал, например, такой интересный эффект - стреляет в кочку, а на пленке как будто в тебя стреляют.
- Почему вдруг решили снимать клип на "Испанскую", и почему вдруг "А зори здесь тихие"?
- Мы и сами не понимаем, почему песня так называется. Под клип хотелось бы изменить название песни на "В бору сосна", может быть. "Испанская" - это рабочее, просто прилипло из-за акустической гитары, хотя, на самом деле, песня вполне русская. Мы, не думая, произносили это название вслух, и оно привилось. Придется давать второе к этому закрепленному. А вообще, это одна из наших первых песен.
Сначала для клипа выбирали совсем другую вещь, но все веселые песни записались обыкновенно, "Испанскую" же мы считали проходящей, а она вдруг записалась хорошо и трогательно. Раньше мы вообще на нее внимания не обращали, но для ролика она хороша еще и потому, что в ней есть соло у каждой из девушек, и по сюжету это ложилось идеально. Девушки по очереди совершают подвиги, и каждый подвиг героини в клипе соприкасается с ее соло на записи.
По поводу неформальности
- Сейчас выйдет клип, альбом. Что дальше?
- В планах - по клубам играть, как и всегда. В ноябре в Финляндию на два концерта собираемся, потом - новые песни и новый альбом.
- А не рановато для нового альбома?
- Мы уже так хорошо его знаем. Хочется и по звуку получше сделать. Сейчас мы же первый раз писались. Новый альбом, кстати, получится еще более неформальным. Две новые вещи мы уже сделали, они получились грустные, тяжелые, берущие за душу. Старых песен тоже немало осталось, мы ведь не могли всю программу уложить в первый альбом.
- По поводу неформальности. Вы не думали о том, что из-за нее ваша музыка так и не дойдет до слушателя?
- Люди должны измениться. Это правда, что у нас бояться вкладывать деньги в такое. В России, действительно, еще как-то не очень с музыкальным производством. Если некоммерческую музыку сделаешь коммерческой, она может вообще пропасть. Нужно все-таки на своем настаивать и обязательно получится. В ЛЕНИНГРАД же тоже не хотели сначала вкладывать деньги.
- А вы пока как с вынужденным безденежьем справляетесь?
- Выкручиваемся. Кто-то подрабатывает, кто-то сидит "на шее". Наша басистка работает Екатериной Второй - в Петергофе у фонтанов фотографируется с туристами. Я нигде не работаю, и вокалистка - тоже. Другие девчонки учатся: скрипачка - на компьютерном дизайне, баянистка - на библиотечном. Но мы все хотим в любом случае когда-нибудь зарабатывать музыкой. Нынешнее положение дел ужасно и оно никого не устраивает, нашей целью является зарабатывать. А пока, если в месяц семь концертов или гастроли, можно прожить, в противном случае... Для нас это нормальный прожиточный минимум, но такое редко случается. Хорошо, что директор сейчас появился - Саша Пономарев, но это совсем недавно произошло. Он займется нашими делами, а то путаница получается. Хорошо бы все упорядочить. До сих пор же мы сами болтались.
- Помню, на одном из концертов видела вас в народных костюмах, босых. Очень эффектно было. Потом, говорили, вы стали скромнее на сцене выглядеть.
- У нас всегда по-разному, как договоримся. Был момент, когда я нашла костюмы, в другой раз кто-то нам дал военные робы... А вообще, внешний вид на сцене зависит от нашего настроения. Определенных костюмов не бывает. Отчасти это потому, что мы не можем остановиться на чем-то конкретном, отчасти - никто ничего дельного не предложил. А босиком мы всегда играем. Так уж повелось: как-то раз девчонки разулись и им понравилось. Так приятнее играть, когда позволяет погода и нет стекол. Я единственная всегда в обуви, но за барабанами иначе сложно.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2001 год в рубрике музыкальная газета