Wings Размах “крыльев”
Это был типичный для семидесятых годов ансамбль. С типичной историей: на первых порах выступления по студенческим клубам, затем - успех и концерты на переполненных стадионах, а потом - лидер попадает на нары за наркотики, и коллективу приходит бесславный конец. Впрочем, кое-что группу, тридцатилетие которой приходится на нынешнюю пору, отличало от ей подобных, и это "кое-что" было довольно существенным. Это было имя "капитана" команды - Пол МакКартни.
На момент распада THE BEATLES МакКартни был единственным, кто не стремился к сольному творчеству - хотя, стоит заметить, именно Пол первым из четверых издал в 1966 году пластинку под собственным именем. Пусть сам он на звуковой дорожке к фильму "The Family Way" и не играл, но все-таки... Начиная с 1968-го Леннон, Старр и Харрисон пытались поочередно уйти из квартета, но возвращались. Все-таки бросить самый успешный ансамбль всех времен не так уж и легко. МакКартни пытался увлечь друзей новыми проектами, старался уговорить их снова начать гастрольную жизнь - баста! Никто уже ничего не хотел. Выпуская в апреле 1970-го - за две недели до прощального альбома группы "Let It Be" - свою программу "McCartney", Пол официально огласил реальное положение дел: THE BEATLES как творческой единицы более не существует.
"McCartney" была в полном смысле этого слова сольной пластинкой - все партии на ней записал исключительно Пол, который отлично справился даже с барабанным соло, однако по-настоящему качественных песен за исключением "Maybe I\\\\\\\\\\\\\\'m Amazed" там нет. Поторопился парень. К стартовавшей в январе 1971 года записи следующего диска, названного "Ram", МакКартни подошел более ответственно. На сей раз он уже привлек к делу и других музыкантов. Плюс приписал альбом не только себе, но и своей супруге Линде - вспомнив детские уроки, она по наущению мужа сыграла несколько клавишных партий. Отдельного внимания заслуживал и тот факт, что учрежденная экс-битлом фирма McCartney Productions Ltd. - существующая и по сегодняшний день MPL - принесла артисту убытки в 2400 фунтов. Немного, но усугублять не стоило.
Усугубить и не вышло, так как выпущенный в мае "Ram" моментально стал хитом - песню "Uncle Albert/Admiral Halsey" оценил даже крайне скептически относившийся к творчеству бывшего соавтора Леннон. Они не встречались. Джон работал с Ринго и Джорджем, с Полом же столкнулся только Старр - оба 22 мая оказались в Сен-Тропе на свадьбе Мика Джаггера. Так что обратной дороги к THE BEATLES у МакКартни не было, в то время как Ринго в июле заявил о надвигающемся создании тремя товарищами коллектива, место бас-гитариста в котором должен был занять близкий друг команды еще с гамбургских деньков Клаус Ворман, игравший на пластинках всех троих. Правда, Старр сразу отмел сомнения, сказав, что ансамбль назовут LADDERS или как-то иначе - но не так, как хотелось бы поклонникам.
Неизвестно на чем барабанщик основывал свое заявление, но вряд ли стоит считать случайным совпадением звонок, раздавшийся 24 июля в квартире запомнившегося МакКе по THE MOODY BLUES поющего гитариста Денни Лейна. Лейн в то время записывал собственную пластинку, но перед предложением Пола объединить силы не устоял. Собственно, кто бы устоял? Через три дня музыканты приступили к работе в студии, а сутки спустя информация о новом проекте просочилась в прессу - при том, что доступ в здание был запрещен даже для сотрудников концерна EMI. Во избежание наплыва любопытствующих со 2 августа работа велась в Шотландии, на ферме МакКартни: частная собственность - это святое! В тот день были записаны десять песен, настолько Полу понравившиеся, что уже назавтра он сообщил газетчикам состав своего коллектива. В безымянную пока группу входили МакКа, Линда, Лейн и игравший на "Ram" барабанщик Денни Сейуэлл.
Название у ансамбля появилось 13 сентября одновременно с появлением на свет возглавляющей ныне дом моды "Chloe" Стеллы Нины МакКартни. Пока Линде делали кесарево сечение, ее муж страстно молился в коридоре. В молитве Пол упомянул о крылах ангела-хранителя. КРЫЛЬЯ, WINGS, показались МакКе прекрасной идеей, начисто вышибшей из его головы мысль поименовать команду TURPENTINE. Что ж, лучше КРЫЛЬЯ, нежели СКИПИДАР - тем более, что и битломаны возражали. Особенно протестовал некий семидесятидевятилетний поклонник - а стариков артист уважал.
Официальная церемония представления WINGS и альбома "Wild Life" состоялась 8 ноября в лондонском зале "Empire Ballroom". МакКа лично надписал восемьсот приглашений на костюмированное представление. Причем, виновники торжества на нем не играли - их музыка звучала только в записи. Развлекали публику два танцевальных коллектива. Бывших коллег Пола в списке гостей не было. Зато присутствовали Элтон Джон, Кит Мун и Джон Энтуисл из THE WHO, Джимми Пейдж, а также Ронни Лейн, Кенни Джонс, Иэн Маклаган и Рон Вуд - то есть THE FACES без Рода Стюарта. Широкие массы трудящихся познакомились с новорожденной командой 13 ноября, когда фотография WINGS украсила первую страницу "Melody Maker".
Через неделю в газете появилось и интервью с МакКартни под названием "Почему Леннон не крут". Добрый Пол, изложивший свой взгляд на отношения с бывшим партнером в свежей песне "Dear Friend", в беседе с журналистом подпустил достаточно шпилек в адрес ударившегося в политику Джона и поведал о том, что был приглашен Харрисоном принять участие в концерте в помощь Бангладеш, но отказался, убоявшись новой волны разговоров о воссоединении квартета. То есть полицемерил вволю. И вызвал на страницах все того же еженедельника "Melody Maker" гневную отповедь Леннона. С одной стороны, ничего из ряда вон выходящего, так как раньше Джон уже вступал в эпистолярную полемику с продюсером THE BEATLES Джорджем Мартином. С другой же, артист утверждал, что за пару недель до того предлагал МакКе встретиться без адвокатов и уладить дела "Maclen Music", учрежденной в 1965 году издательской компании, которая контролировала авторские права дуэта. Пол, по словам Джона, ответил отказом. Будто в наказание, появившийся 7 декабря по обе стороны Атлантики диск "Wild Life" был принят так холодно, что издание сингла с песней Бадди Холли "Love Is Strange" срочно отменили. Что и говорить, дебют WINGS был впечатляющим.
Пока чета МакКартни ездила по радиостанциям, рекламируя пластинку и даже запуская в эфир до сих пор не изданную инструментальную композицию "Breakfast Blues", ленноновский "Imagine" был назван альбомом года, а харрисоновский "My Sweet Lord" синглом года. Первое сражение Пол проиграл и, возможно поэтому, в конце декабря все-таки встретился с Джоном в Нью-Йорке.
Похоже, МакКа несколько разочаровался в своей затее, поскольку по возвращении в Шотландию принялся за создание инструментальной версии "Ram", которую издал под "вывеской" THRILLINGTON и псевдонимом Перси Триллингтон в 1977-м. И, несмотря на то, что в январе 1972 года пятым участником WINGS стал бывший гитарист группы Джо Кокера GREASE BAND Генри Маккалоу, в последнюю минуту Пол передумал ехать в Канны, чтобы раскручивать ансамбль на престижном фестивале музыкального бизнеса "MIDEM". МакКартни заявил: "Оно того не стоит".
Впрочем, после начавшихся 17 января изматывающих двенадцатидневных репетиций - уже с Маккалоу - Пол решил, что овчинка таки стоит выделки и разучил с командой соответствующую песню, "Mary Had A Little Lamb". Работа продлилась бы и дольше, однако 28-го числа Пол в сопровождении Линды отправился в Нью-Йорк, где в ходе обеда с Джоном и Йоко Оно было принято решение прекратить поливать друг друга грязью через прессу. Позанимавшись еще с недельку и записав первую (если не считать звучавшую во время битловских сессий 1969 года "Commonwealth", она же "Enoch Powell", она же "No Pakistanis") политическую песню МакКартни "Give Ireland Back To The Irish", квинтет с женами, детьми и собаками погрузился в дом на колесах и выехал в путь. По пятам следовал микроавтобус с инструментами и двумя техниками. Заезжая в ближайший университет, коими столь богата Англия, они посылали техника в студенческий совет с предложением сыграть концерт. Название WINGS на слуху еще не было, а упоминание имени Пола вызывало сомнения в серьезности предложения: чтобы сам МакКартни да играл в клубе студгородка!.. Но единственный взгляд в фургон рассеивал недоверие. Рекламировать же необычные гастроли артист запретил.
Он волновался. Последний раз в настоящем концерте МакКа участвовал 29 августа 1966 года - то было прощальное выступление THE BEATLES, с тех пор сосредоточившихся на студийной работе; их шоу на крыше фирмы Apple 30 января 1969-го - не в счет. Теперь эта страница была закрыта, и WINGS исполняли только собственные произведения плюс старые рок-н-ролльные номера и народные песни. Первое представление, состоявшееся 9 февраля в Ноттингемском универе, прошло "на ура", однако на следующий день концерт в Лидсе пришлось отменить, ибо Пол заметил нежелательную рекламу. Группа быстро переместилась в Йорк, где Линду запоздало обуял страх перед сценой, и она забыла половину аккордов. С этим кое-как справились, но тут - вот уж неудачный день! - поступили новости о том, что песню "Give Ireland Back To The Irish" еще до ее выхода запретили по политическим мотивам передавать по Би-Би-Си. При всем этом одиннадцатидневное турне завершилось в Суонси триумфально: через 75 минут после звонка с предложением дать концерт за билетами выстроилась очередь из восьмиста студентов. Вдохновленные успехом и не сломленные происками политиков - сингл-то все равно занял 13-е место в Англии и 21-е в США, - 28 февраля WINGS вылетели в Лос-Анджелес для работы над новым альбомом.
На родину ансамбль вернулся 22 мая, спустя одиннадцать дней после выхода сингла "Mary Had A Little Lamb", усевшегося на 6-ю ступеньку хит-парада. Номер пластинки по каталогу EMI ровно на тысячу отличался от номера изданного в октябре 1962 года "Love Me Do", дебютного сингла ливерпульской четверки. В преддверии "настоящих" гастролей WINGS начали атаку на телевидение. 25 мая они "засветились" в популярной программе "Top Of The Pops", а 6 июня представили клип к "Little Lamb". Так что 7 июля, когда команда начала турне "WINGS Over Europe", протянувшееся по девяти странам, мир уже готов был увидеть расписанный яркими красками двухэтажный автобус группы. Гастроли завершились 28 августа. 31-го портрет МакКартни появился на обложке журнала "Rolling Stone".
Дальнейший путь WINGS был присыпан марихуаной и усыпан розами. И пусть до появления успешнейшего в коммерческом отношении альбома "Red Rose Speedway" оставалось ровно восемь месяцев, уже можно было с уверенностью сказать: "КРЫЛЬЯ распахнулись".
На момент распада THE BEATLES МакКартни был единственным, кто не стремился к сольному творчеству - хотя, стоит заметить, именно Пол первым из четверых издал в 1966 году пластинку под собственным именем. Пусть сам он на звуковой дорожке к фильму "The Family Way" и не играл, но все-таки... Начиная с 1968-го Леннон, Старр и Харрисон пытались поочередно уйти из квартета, но возвращались. Все-таки бросить самый успешный ансамбль всех времен не так уж и легко. МакКартни пытался увлечь друзей новыми проектами, старался уговорить их снова начать гастрольную жизнь - баста! Никто уже ничего не хотел. Выпуская в апреле 1970-го - за две недели до прощального альбома группы "Let It Be" - свою программу "McCartney", Пол официально огласил реальное положение дел: THE BEATLES как творческой единицы более не существует.
"McCartney" была в полном смысле этого слова сольной пластинкой - все партии на ней записал исключительно Пол, который отлично справился даже с барабанным соло, однако по-настоящему качественных песен за исключением "Maybe I\\\\\\\\\\\\\\'m Amazed" там нет. Поторопился парень. К стартовавшей в январе 1971 года записи следующего диска, названного "Ram", МакКартни подошел более ответственно. На сей раз он уже привлек к делу и других музыкантов. Плюс приписал альбом не только себе, но и своей супруге Линде - вспомнив детские уроки, она по наущению мужа сыграла несколько клавишных партий. Отдельного внимания заслуживал и тот факт, что учрежденная экс-битлом фирма McCartney Productions Ltd. - существующая и по сегодняшний день MPL - принесла артисту убытки в 2400 фунтов. Немного, но усугублять не стоило.
Усугубить и не вышло, так как выпущенный в мае "Ram" моментально стал хитом - песню "Uncle Albert/Admiral Halsey" оценил даже крайне скептически относившийся к творчеству бывшего соавтора Леннон. Они не встречались. Джон работал с Ринго и Джорджем, с Полом же столкнулся только Старр - оба 22 мая оказались в Сен-Тропе на свадьбе Мика Джаггера. Так что обратной дороги к THE BEATLES у МакКартни не было, в то время как Ринго в июле заявил о надвигающемся создании тремя товарищами коллектива, место бас-гитариста в котором должен был занять близкий друг команды еще с гамбургских деньков Клаус Ворман, игравший на пластинках всех троих. Правда, Старр сразу отмел сомнения, сказав, что ансамбль назовут LADDERS или как-то иначе - но не так, как хотелось бы поклонникам.
Неизвестно на чем барабанщик основывал свое заявление, но вряд ли стоит считать случайным совпадением звонок, раздавшийся 24 июля в квартире запомнившегося МакКе по THE MOODY BLUES поющего гитариста Денни Лейна. Лейн в то время записывал собственную пластинку, но перед предложением Пола объединить силы не устоял. Собственно, кто бы устоял? Через три дня музыканты приступили к работе в студии, а сутки спустя информация о новом проекте просочилась в прессу - при том, что доступ в здание был запрещен даже для сотрудников концерна EMI. Во избежание наплыва любопытствующих со 2 августа работа велась в Шотландии, на ферме МакКартни: частная собственность - это святое! В тот день были записаны десять песен, настолько Полу понравившиеся, что уже назавтра он сообщил газетчикам состав своего коллектива. В безымянную пока группу входили МакКа, Линда, Лейн и игравший на "Ram" барабанщик Денни Сейуэлл.
Название у ансамбля появилось 13 сентября одновременно с появлением на свет возглавляющей ныне дом моды "Chloe" Стеллы Нины МакКартни. Пока Линде делали кесарево сечение, ее муж страстно молился в коридоре. В молитве Пол упомянул о крылах ангела-хранителя. КРЫЛЬЯ, WINGS, показались МакКе прекрасной идеей, начисто вышибшей из его головы мысль поименовать команду TURPENTINE. Что ж, лучше КРЫЛЬЯ, нежели СКИПИДАР - тем более, что и битломаны возражали. Особенно протестовал некий семидесятидевятилетний поклонник - а стариков артист уважал.
Официальная церемония представления WINGS и альбома "Wild Life" состоялась 8 ноября в лондонском зале "Empire Ballroom". МакКа лично надписал восемьсот приглашений на костюмированное представление. Причем, виновники торжества на нем не играли - их музыка звучала только в записи. Развлекали публику два танцевальных коллектива. Бывших коллег Пола в списке гостей не было. Зато присутствовали Элтон Джон, Кит Мун и Джон Энтуисл из THE WHO, Джимми Пейдж, а также Ронни Лейн, Кенни Джонс, Иэн Маклаган и Рон Вуд - то есть THE FACES без Рода Стюарта. Широкие массы трудящихся познакомились с новорожденной командой 13 ноября, когда фотография WINGS украсила первую страницу "Melody Maker".
Через неделю в газете появилось и интервью с МакКартни под названием "Почему Леннон не крут". Добрый Пол, изложивший свой взгляд на отношения с бывшим партнером в свежей песне "Dear Friend", в беседе с журналистом подпустил достаточно шпилек в адрес ударившегося в политику Джона и поведал о том, что был приглашен Харрисоном принять участие в концерте в помощь Бангладеш, но отказался, убоявшись новой волны разговоров о воссоединении квартета. То есть полицемерил вволю. И вызвал на страницах все того же еженедельника "Melody Maker" гневную отповедь Леннона. С одной стороны, ничего из ряда вон выходящего, так как раньше Джон уже вступал в эпистолярную полемику с продюсером THE BEATLES Джорджем Мартином. С другой же, артист утверждал, что за пару недель до того предлагал МакКе встретиться без адвокатов и уладить дела "Maclen Music", учрежденной в 1965 году издательской компании, которая контролировала авторские права дуэта. Пол, по словам Джона, ответил отказом. Будто в наказание, появившийся 7 декабря по обе стороны Атлантики диск "Wild Life" был принят так холодно, что издание сингла с песней Бадди Холли "Love Is Strange" срочно отменили. Что и говорить, дебют WINGS был впечатляющим.
Пока чета МакКартни ездила по радиостанциям, рекламируя пластинку и даже запуская в эфир до сих пор не изданную инструментальную композицию "Breakfast Blues", ленноновский "Imagine" был назван альбомом года, а харрисоновский "My Sweet Lord" синглом года. Первое сражение Пол проиграл и, возможно поэтому, в конце декабря все-таки встретился с Джоном в Нью-Йорке.
Похоже, МакКа несколько разочаровался в своей затее, поскольку по возвращении в Шотландию принялся за создание инструментальной версии "Ram", которую издал под "вывеской" THRILLINGTON и псевдонимом Перси Триллингтон в 1977-м. И, несмотря на то, что в январе 1972 года пятым участником WINGS стал бывший гитарист группы Джо Кокера GREASE BAND Генри Маккалоу, в последнюю минуту Пол передумал ехать в Канны, чтобы раскручивать ансамбль на престижном фестивале музыкального бизнеса "MIDEM". МакКартни заявил: "Оно того не стоит".
Впрочем, после начавшихся 17 января изматывающих двенадцатидневных репетиций - уже с Маккалоу - Пол решил, что овчинка таки стоит выделки и разучил с командой соответствующую песню, "Mary Had A Little Lamb". Работа продлилась бы и дольше, однако 28-го числа Пол в сопровождении Линды отправился в Нью-Йорк, где в ходе обеда с Джоном и Йоко Оно было принято решение прекратить поливать друг друга грязью через прессу. Позанимавшись еще с недельку и записав первую (если не считать звучавшую во время битловских сессий 1969 года "Commonwealth", она же "Enoch Powell", она же "No Pakistanis") политическую песню МакКартни "Give Ireland Back To The Irish", квинтет с женами, детьми и собаками погрузился в дом на колесах и выехал в путь. По пятам следовал микроавтобус с инструментами и двумя техниками. Заезжая в ближайший университет, коими столь богата Англия, они посылали техника в студенческий совет с предложением сыграть концерт. Название WINGS на слуху еще не было, а упоминание имени Пола вызывало сомнения в серьезности предложения: чтобы сам МакКартни да играл в клубе студгородка!.. Но единственный взгляд в фургон рассеивал недоверие. Рекламировать же необычные гастроли артист запретил.
Он волновался. Последний раз в настоящем концерте МакКа участвовал 29 августа 1966 года - то было прощальное выступление THE BEATLES, с тех пор сосредоточившихся на студийной работе; их шоу на крыше фирмы Apple 30 января 1969-го - не в счет. Теперь эта страница была закрыта, и WINGS исполняли только собственные произведения плюс старые рок-н-ролльные номера и народные песни. Первое представление, состоявшееся 9 февраля в Ноттингемском универе, прошло "на ура", однако на следующий день концерт в Лидсе пришлось отменить, ибо Пол заметил нежелательную рекламу. Группа быстро переместилась в Йорк, где Линду запоздало обуял страх перед сценой, и она забыла половину аккордов. С этим кое-как справились, но тут - вот уж неудачный день! - поступили новости о том, что песню "Give Ireland Back To The Irish" еще до ее выхода запретили по политическим мотивам передавать по Би-Би-Си. При всем этом одиннадцатидневное турне завершилось в Суонси триумфально: через 75 минут после звонка с предложением дать концерт за билетами выстроилась очередь из восьмиста студентов. Вдохновленные успехом и не сломленные происками политиков - сингл-то все равно занял 13-е место в Англии и 21-е в США, - 28 февраля WINGS вылетели в Лос-Анджелес для работы над новым альбомом.
На родину ансамбль вернулся 22 мая, спустя одиннадцать дней после выхода сингла "Mary Had A Little Lamb", усевшегося на 6-ю ступеньку хит-парада. Номер пластинки по каталогу EMI ровно на тысячу отличался от номера изданного в октябре 1962 года "Love Me Do", дебютного сингла ливерпульской четверки. В преддверии "настоящих" гастролей WINGS начали атаку на телевидение. 25 мая они "засветились" в популярной программе "Top Of The Pops", а 6 июня представили клип к "Little Lamb". Так что 7 июля, когда команда начала турне "WINGS Over Europe", протянувшееся по девяти странам, мир уже готов был увидеть расписанный яркими красками двухэтажный автобус группы. Гастроли завершились 28 августа. 31-го портрет МакКартни появился на обложке журнала "Rolling Stone".
Дальнейший путь WINGS был присыпан марихуаной и усыпан розами. И пусть до появления успешнейшего в коммерческом отношении альбома "Red Rose Speedway" оставалось ровно восемь месяцев, уже можно было с уверенностью сказать: "КРЫЛЬЯ распахнулись".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2001 год в рубрике музыкальная газета