“Юнона И Авось” (Рок-Опера)
Русская Америка и испанская любовь графа Резанова

"Чего ищу?
Чего-то свежего.
Земли старые -старый сифилис.
Начинают театры с весела,
Начинаются царствас... виселиц."
Андрей Вознесенский, либретто к рок-опере
"Юнона и Авось".


Современники относились к нему по-разному: кто-то называл героем, гениальным дипломатом и политиком, а кто-то - сумасбродным мечтателем, скандалистом и интриганом, способным лишь строить "воздушные замки". Сложно сказать, можно ли сегодня, спустя почти двести лет после смерти одного из основателей "Российско-Американской Компании" Действительного камергера графа Николая Петровича Резанова, безошибочно склониться к той или иной точке зрения. Очевидно лишь то, что благодаря деятельности этого человека Россия сегодня могла бы иметь гораздо большее влияние на Западе и, вероятно, несколько другие, более обширные границы...

Две истории одной судьбы

Двадцать лет назад на сцене московского театра Ленинского комсомола впервые увидела свет легендарная советская рок-опера Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского "Юнона и Авось", впоследствии "на ура" прокатившаяся по крупнейшим театральным подмосткам всего мира. Само произведение и его дальнейшую судьбу (в отличие от судеб главных героев - русского дворянина Николая Резанова и дочери коменданта калифорнийского порта Кончиты Аргуэло) вполне можно считать удачными. "Юнона" стала классикой мировой культуры и настоящим "перлом" в истории русской рок-музыки. Небезызвестное же "Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду..." можно услышать и в исполнении любителей песен под гитару.

Причина такой популярности, на мой взгляд, очевидна. Произведение Рыбникова и Вознесенского отнюдь не "подкос" под вызывающие уважение популярные западные образцы типа "Иисус Христос - суперзвезда", а качественное сочетание русской самобытности и духовности с современным искусством.

Кстати, лежащие в основе сюжета рок-оперы события позаимствованы из реальной жизни. "Юнона" и "Авось" - это вовсе не имена, как кажется на первый взгляд, а названия кораблей, на которых в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии экспедиция графа Резанова.

Заинтересовавшись в свое время судьбой этого человека, я попытался узнать о нем как можно больше и, честно говоря, наткнулся на массу противоречий. Разобраться во всех хитросплетениях тех давних событий, конечно, уже практически невозможно, но некоторые факты достойны внимания.

"Меня по свету водит страшный грех"

Николай Петрович Резанов родился в 1764 году в семье судьи Петра Гаврииловича Резанова. Маленький Коля получил приличное домашнее образование и впоследствии служил начальником канцелярии сначала у графа Николая Чернышева, а затем - у известного русского поэта Гавриила Державина. В 1794 году, находясь в Иркутске, Резанов познакомился с "Колумбом русским" - основателем первых поселений русских в Америке Григорием Ивановичем Шелиховым. Последний (как считают многие, из корыстных побуждений) сосватал за графа свою дочь Анну. Свадьба состоялась 24 января 1795 года. Брак этот, правда, не был долгим - через семь лет супруга Николая Резанова умерла.

После скорой смерти самого Григория Ивановича Резанов, второй зять Шелихова Михайло Булдаков и его вдова Наталья Алексеевна основали так называемую "Объединенную Американскую Компанию", переименованную затем стараниями Николая Петровича в "Под Его Императорского Величества Покровительством Российско-Американскую Компанию" (РАК). Резанов стал ее корреспондентом (представителем) в Санкт-Петербурге.

Что же все-таки заставило графа, бросив детей, отдать всего себя развитию РАК и отправиться в рискованное кругосветное путешествие к берегам Калифорнии? По мнению создателей "Юноны и Авось", Резанов был... одержим. "Меня по свету водит страшный грех: душой я болен с отроческих лет, когда на мне остановился взгляд Казанской Божьей Матери" - такие слова произносит граф в одном из монологов. Автор утверждает что Николай, будучи еще молодым человеком, полюбил Богородицу как... женщину, посягнув тем самым на святыню. Впоследствии он все-таки нашел ее. Нашел уже в земном обличии юной испанки Кончиты.

С самого начала деятельности "Российско-Американской Компании" перед ней стояла задача укрепить связь между русскими колониями и метрополией. Наиболее удачным и дешевым маршрутом для этого был путь через мыс Горн, которым ранее никто из русских мореплавателей не пользовался. Организация экспедиции была поручена компании, а Резанов был назначен ее руководителем. Граф должен был проверить состояние дел на Аляске и принять меры по своему усмотрению к улучшению уровня жизни населения и повышению доходов от предприятия. Одновременно на него возлагалась и дипломатическая миссия по установлению торговых связей в качестве посла с проводившей тогда политику самоизоляции Японией."Я путь ищу как воин и мужчина"

23 июля 1803 года на кронштадтском рейде корабли "Надежда" и "Нева", на которых должна была отправиться экспедиция, посетил император Александр I в сопровождении министра коммерции, графа Румянцева. Петербургский митрополит Евгений отслужил молебен. Для ограждения кораблей от нападения пиратов на них был поднят военно-морской андреевский флаг. Через четыре дня экспедиция покинула порт.

На четырнадцатый месяц плавания "Надежда" прибыла в страну восходящего солнца. Товары для российско-американской компании были выгружены в Петропавловске-на-Камчатке, куда корабль заходил на ремонт. "Нева" тем временем ушла на Аляску. Однако дипломатическая миссия Резанова в Японии была провалена. Император отказался вступить в торговые отношения с Россией, даже не приняв подарки царя. В отместку граф приказал разорить поселения японских рыбаков на Курильских островах.

Через Петропавловск Резанов направился на Аляску. Восточные колонии в то время находились в удручающем состоянии: отсутствовали предметы первой необходимости, не хватало продовольствия, продуктов сельского хозяйства. Часто жителям приходилось питаться одной рыбой: свежей, копченой, соленой и... испорченной. Муку, крупу, масло иногда доставляли из Петербурга или Иркутска, что занимало более 10 месяцев. Неудивительно, что среди населения свирепствовал голод и болезни. Многие из людей умерли или находились на грани смерти.

Поправить состояние дел на Аляске командор намеревался, установив торговые связи с Калифорнией. Купив бриг "Юнона" и тендер "Авось", он отправился к берегам Нового Света. Однако в бухте Сан-Франциско графа ждал неприятный сюрприз. Испанские поселенцы не допускали иностранные суда в свои владения и не желали вступать в торговые отношения. Но... для Резанова было сделано исключение. Во многом благодаря усилиям дочери коменданта порта Хосэ Дорио Аргуэло Консепсион (Кончиты).

"Мой давний бред, душе спасенья нет"

Пятнадцатилетняя испанка Кончита Аргуэло была первой красавицей в Калифорнии и, как следует из исторических источников, весьма умна. Кстати, монография ее портрета работы русского художника Анатолия Соколова была опубликована в первом номере журнала "Русская Америка" за 1993 год. Девушка могла и хотела блистать при европейских дворах и брак с видным российским дипломатом казался ей в высшей степени удачной партией. Хотя отношение графа к юной испанке многие считают неоднозначным.

"Все-таки нужно отдать справедливость оберкамергеру фон Резанову, что при всех своих недостатках, он все же отличался большими административными способностями, - писал в своем дневнике современник командора доктор Лагендорф. - Можно было бы подумать, что он сразу влюбился в эту испанскую красавицу. Однако в виду присущей этому холодному человеку осмотрительности, осторожнее будет допустить, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды".

Такое мнение идет вразрез с версией Андрея Вознесенского. По сюжету оперы, сорокалетний граф действительно влюбился в Кончиту, увидев в ней воплощение своей отроческой мечты. Не добившисьвзаимности, Резанов, оставшись с ней наедине, изнасиловал девушку. В этот момент в душе юной испанки возникло ответное чувство...

Мнения противоречивы. Дальнейшие события еще больше запутывают искателя истины. На первый взгляд, Кончита действительно стала для Резанова средством к достижению своих дипломатических целей. А планы были захватывающими. У графа возникла идея основать в Калифорнии поселение, которое стало бы житницей сельскохозяйственных продуктов для Ново-Архангельска и всей Русской Америки. В то время земли, лежащие севернее залива Сан-Франциско, в соответствии с соглашением, подписанным Англией, Испанией и Россией, считались свободными. К тому же Резанов заметил, что Испания тяготится своими колониями в Северной Калифорнии и готова вести переговоры об их дальнейшей судьбе. В своих мечтах граф видел всю Калифорнию российской. Хотя сложно заглянуть в душу человека, сложно понять, только ли материальными целями руководствовался Николай Резанов, добиваясь любви юной испанской красавицы.

"Играл с двором, а умер от... простуды"

На первом этапе цели компании были достигнуты. Испанцы в изобилии снабдили командора продовольствием, и "Юнона" прибыла на Аляску с полными трюмами. Аляскинские поселенцы-промысловики были практически спасены от голодной смерти. Однако интересы императора Александра I в то время были направлены на Запад и заниматься заселением свободных земель не было времени. Оставалось только при помощи царя получить разрешение на брак с католичкой у Римского папы, вернуться в Калифорнию и забрать юную супругу в Россию.

Резанов отправился в путь. По дороге, будучи на Аляске, он простудился. Недуг, который казался мелочью в сравнении с грандиозными планами и неожиданно охватившими его чувствами, не остановил командора. Меняя собак, коней, оленей, он отправился через Сибирь в Петербург. По дороге сердце не выдержало, и первого марта 1807 года Николай Резанов умер в Красноярске. "Играл с Двором, а умер от... простуды", - горько пошутил по этому поводу Вознесенский. В тот момент Россия наверняка не знала, что потеряла одного из самых верных и преданных своих сыновей того времени.

"Начинаются царства с... виселиц"

Несладко пришлось и соратникам графа. Морские офицеры Николай Хвостов и Иван Давыдов, например, получившие от него инструкцию установить русское владычество на Сахалине, успешно завершили свою миссию, провели исследование берегов, изучили нравы и быт местного населения и даже составили словарь языка коренных жителей. В то время они даже не были в курсе, что командора уже нет в живых.

По возвращении в Россию Хвостов и Давыдов были арестованы капитаном второго ранга Бухариным, известным своим самодурством. Он полагал, что у путешественников, ходивших на юг, к Сахалину, наверняка должно водиться золотишко. Однако расчет оказался неверным. Ухватистому начальнику было невдомек, что у людей кроме собственного обогащения могут быть и другие стимулы. На протяжении месяца с моряками поступали бесчеловечным образом - голод, духота, нечистоты... Но трудности не сломили офицеров и благодаря честным людям им удалось бежать. После четырехлетнего плавания и злоключений Хвостов и Давыдов возвратились в Петербург.

Тем не менее попытки продолжить дело Николая Резанова были. По инструкции покойного графа, правитель Русской Америки Александр Баранов послал отряды своих людей на юг искать места для новых поселений. В 1812 году такое место было найдено, и пятнадцатого марта отряд под командованием Ивана Кускова приступил к строительству. Одиннадцатого сентября состоялось торжественное открытие крепости, которую назвали "Форт Росс". Ее население составило 95 русских промышленных людей и 80 аулетов-охотников. Позднее были построены еще несколько замков в заливе Румянцева и на реке Славянка.

Но место для поселения было выбрано неудачно. Бухта не давала надежного укрытия судам и была открыта ветрам со стороны океана, а узкая полоска земли между океаном и горами не могла родить в достаточном количестве хлеба и овощей. Частые туманы сводили на нет все усилия земледельцев. В 1842 году "Форт Росс" был продан иностранцам. Подобная участь впоследствии постигла и Аляску. Так, "стараниями" соотечественников, завершилось дело, которому посвятил свою жизнь Николай Петрович Резанов...

Что же все-таки случилось с Кончитой? Приняв обет молчания, она ждала своего возлюбленного более тридцати лет и верила в чудо, не обращая внимание на неутешительные вести и многочисленных женихов, пытавшихся добиться ее руки. Спустя тридцать пять лет со дня отъезда графа, испанка ушла в монастырь Святого Доминика (первый женский монастырь в Калифорнии), где умерла в возрасте 67-ми лет и была похоронена на монастырском кладбище.

Тайна несчастной любви юной испанской красавицы и русского графа навсегда была унесена в могилу...

Танцы на костях

"В Красноярске может разразиться международный скандал", - именно такой броской фразой начиналась небольшая заметка на сайте телекомпании НТВ в "Интеpнете". Несколько лет назад из Калифорнии в Красноярск по обмену опытом должна была прибыть делегация специалистов по боpьбе с теppоpизмом. Помимо основной своей пpогpаммы, амеpиканские полицейские намеpевались выполнить в Кpаснояpске истоpическую миссию: набpать земли с могилы Николая Резанова, чтобы pазвеять ее на могиле Кончиты, таким обpазом соединив возлюбленных после смеpти.

Увы, тогда еще гости не знали, что памятник командоpу и цеpковь, у стен котоpой он был установлен, пали жеpтвой большевистского pежима и pазpушены бульдозеpами, а на их месте постpоен... концеpтный зал. Большее кощунство, чем "отплясывать" на костях человека, отдавшего свою жизнь служению Родине, сложно себе пpедставить.

Позже кpаснояpские власти опомнились, и на месте могилы Николая Резанова был установлен памятный камень. Но, по дpугой веpсии, останки гpафа были пеpенесены на кладбище. Где точно покоится тепеpь пpах командоpа pусским истоpикам не известно.

Как не стыдно констатиpовать, но жители Калифоpнии более щепетильно отнеслись к общей pоссийско-амеpиканской истоpии. В Пpезидио, на теppитоpии военной базы 6-й аpмии, есть небольшой музей, где можно увидеть макет военного поселения тех вpемен. А на мысе, в котоpый упиpаются сегодня опоpы всемиpно известного подвесного моста "Золотые воpота", стоят две фигуpки - Кончита и Резанов. Именно там много лет назад ждала своего возлюбленного юная испанская кpасавица. Она выходила на беpег, садилась на камни и часами смотpела на океан, стаpаясь pазглядеть над бесконечной водной гладью до боли знакомый и pодной андpеевский флаг и два пpостых, известных нам по сей день имени - "Юнона" и "Авось"...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета