Грошы У белорусского рок-н-ролла наконец-то появились ГРОШЫ
Краткое введение в суть. Группа ГРОШЫ — это:
Игорь Железнов — вокал, автор одних песен;
Руслан Бадюк — бас, автор других песен;
Павел Марков — соло-гитара;
Денис Рученькин — ритм-гитара;
Сергей Горбачев — барабаны.
Чаще всего они выступают в Минском "Стар-клубе" — там они играют каверы DOORS (отзвуки солнечного детства) — неплохо играют, кстати — и свои вещи, собственные. Припанкованная, мелодичная музыка, разнообразно-жесткая, с нервом. Кислотная смесь 60-х и 90-х. Не та, с которой начинают все уважающие себя подростки — да там и не подростки уже, взрослые парни, которые еще недавно были знамениты только в Борисове. Это в столице Беларуси раньше их доводилось неадекватно оценивать "Стар-клубовским" блюз-корневым профессионалам, которые вряд ли будут сравнивать что-то с RADIOHEAD (а есть что!) — в Борисове же за ГРОШАМИ давно бегают восхищенные девочки-неформалки (мне лично какая-то бешеная поклонница угрожала, оценив дружескую приближенность к группе как потенциально опасную), а те, кто постарше годами, откуда-то выкапывают пиратскую копию их альбома "Ночка" и радуются, как дети, вспоминая молодость. Хотя музыка ГРОШЕЙ совершенно не ностальгичная и не архаичная — так, современный "моднявый" такой "ракенрол". Особенно хорошо и стилистически, и в плане концепции они смотрелись рядом с группами ЛЮБОВЬ И СПОРТ и ТЯНИ-ТОЛКАЙ, когда организация "Next Stop — New Life" вроде как вытянула музыкантов на массивную "пилигримскую" гастроль по населенным пунктам Беларуси. Правду-матку, судя по всему, вы можете найти на сайте ЛИС (там "Путевые заметки" есть про гастрольную жизнь и про ГРОШЫ немножко), герои же данного материала много про турне не говорили, разве что явно радовались тому, что поездка приблизила их к народу — теперь начнут покорять Минск.
…Сели на лавочку, зашуршали газетой "Комсомольская правда" — там они в хит-параде "Альфа Радио" на пятом месте, круто. Почему не на первом? — все впереди. Почему ГРОШЫ? — попробуйте угадать (белорусский шоу-бизнес подразумевает изначально серьезное отношение к приметам и названиям плавсредств. К тому же, не дает покоя пример борисовской и общебелорусской забытой легенды по имени РУБЛЕВАЯ ЗОНА). Почему белорусское название, а поют на русском? Вокалист Гоша (на самом деле его зовут Игорь) сказал, что русский ему больше нравится, хотя Беларусь он любит и уезжать никуда не собирается. На момент интервью их трое — Игорь, Руслан и барабанщик Сергей, который все время очень многозначительно молчит.
Р: Началось все очень давно. В 97-м году. Свела нас музыка. Рок-, в смысле, музыка, не попса. Собрались случайно, друг к другу присмотрелись — ходили, приглядывались… потом написали первую песню "Беги, мальчуган". Кто от кого бежит — неизвестно, но мальчик от кого-то бежал явно.
— Собрались в 97-м — и чем вы занимались до этого момента?
И: "Ночку" писали, три года, блин. По куплету каждый год. Это бесконечная песня. А вообще работали, конечно. Я считаю, что не надо спешить. Кончено, не стоит и восемь лет раскручиваться — как МУМИЙ ТРОЛЛЬ, которые начинали в 84-м году. Сейчас же немножко другое время. Это хорошо, что мы сейчас сидим тут на лавке, а то могли еще через три года сидеть. Все, как мне кажется, у нас идет хорошо, тихонечко. Стараемся за модой следить, вот сейчас такую песню написали интересную…Такая будет она… даже каким-то "бритом" от нее воняет…
— Значит, диск у вас уже есть?
И: Есть. Но не нравится он нам. Мы и деньги заплатили, и все дела — записались неплохо, но "засадили" все частоты, все… Потому что не было специалиста, мы сами в этой студии ковырялись, выжали что смогли… в итоге музыка получилась ничего, но вокал такой, короче, "подпольный" — как будто чувак поет и парится, чтобы его соседи сверху не услышали. А если услышали, то чтобы сильно не обсуждали. Распространять это мы не будем, его переписывать надо. Настоящий человек, честный, должен все время знать свои ошибки и обломы. Но в чем фишка насчет нас подтвердилась — это после того, как мы поехали по Беларуси — в том, что я только тогда понял, что слушать нас действительно можно. Потому что народ отвечал нам взаимностью. Тогда я немножко стал гордиться — не зря мы три года…не зря…
— Какая музыка больше всего повлияла на ваш стиль?
Р: Разная.
И: Ты же знаешь, мы всеядные. Мы из-за вкусов не ссоримся. Вот песня "Мама"… кстати, там и рядом RADIOHEAD не лежал, ты что… Нет, RADIOHEAD — отличная группа, но мне нравится DOORS, Джим Моррисон — классный чувак, но я слишком гордый, чтобы повторять Джима Моррисона.
— А каверы — это что?
И: Не-е-е-ет, каверы — это не то. Каверы мы просто поем. Это я ему отдаю дань уважения. И еще одна фишка — когда мы сыграем кавер лучше группы DOORS, тогда я скажу: "Да, теперь мы настоящие ГРОШЫ!". Каверы вообще всегда надо играть круче. Конечно, трудно переплюнуть, но если знать все нюансы — того же Моррисона или других музыкантов — например, что они ели за завтраком, что они ели на обед, какой национальности они траву курили, какие они таблетки жрали. Конечно, повторять все это мы не будем, но мы будем это знать.
Р: Хотя бы не запятнать эту команду, играя кавер…
И: Бывают и промашки, но Джим от них, по крайней мере, в гробу не ворочается. Думаю, что мы нормально несем в Минск наше видение моррисоновской культуры, нормально…
В 85-м, например, я слушал IRON MAIDEN, ACCEPT, METALLICA там, все эти фишки, и я их люблю до сих пор на самом деле, люблю зарядить бобиночку старенькую, сесть и — красота! "Квадратный" такой рок идет! Конечно, когда ставишь хипповскую музыку, там не то — там па-а-ашла расслабуха, их прет так, им все равно, кто что играет, класс! а эти такие амбалы реальные, блин, MANOWAR такие качки, это ж рок! Вообще люблю всю музыку, но хиппарская, конечно, ближе.
Р: Если человек меломан, он все равно выбирает для себя определенную музыку, одного направления.
И: У нас есть ходячая энциклопедия — это Сережа. Он любого заткнет меломана! Если ко мне лезут про что-то говорить, я им — поговорите вон с тем чувачком, он вас всех сейчас сделает: а ты это слушал? а это ты слушал? а это? — фуууу, о чем с тобой можно говорить! Я с ним даже не спорю. У меня есть коллекция пластиночек своя, и все. Диск, кстати — это фуфло, все оно цыкает, там цифры они жрут, и я эти цифры СЛЫШУ. А пластиночка — это да-а-а! Вот этот треск, как костер пионерский, ты садишься, с бутылочкой водочки…портвешок…
Р: "Чарлик"…
С: Вермухт…
— Вот, как раз касательно вашего опыта с "Next Stop — New Life". Говорят, что вы и ЛЮБОВЬ И СПОРТ — самые скандальные группы теперь, что вы телевизорами из окон швырялись, мочились в кадку с фикусом и всячески бунтовали против системы — то есть это типа круто и все дела…
И: ЛЮБОВЬ И СПОРТ — чуваки классные. Но это минские люди, это совсем другая культура… Ребята, конечно, суперские, но они какие-то тревожные. А мы немножко на своей педали. Но мы как-то схлестнулись — и это круто, потому что схлестнулись хорошие люди, которые сначала присматривались друг к другу, а потом — хлоп! и давай пить водку вместе. Ну да, было там пару разбитых стаканов (дальнейшая тирада о разрушениях остается неразобранной из-за того, что барабанщик параллельно подорвался рассказывать что-то про Кейта Муна, отчего фразы переплелись между собой — я только поняла, что кто-то платил за что-то и слово "гостиница". — Прим. авт.). Вот мы тогда делаем концерт и думаем: так, еще же ЛИС… и водка есть… стаканы целые, непорядок — и оставляем в заднем кармане маленький запас энергии, чтобы стакан хватило силы разбить или бутылку в окно выкинуть, на лобовик! На лобовичок чисто! Хлоп — и 25 баксов как с куста! (Это тоже относится к барабанщику, который, похоже, страшно гордится содеянным. — Прим. авт.). Нет, на самом деле мы не шумели. Как Клаус (звукорежиссер КРАМЫ. — Прим. авт.) говорил: заходишь в номер и первым делом занавеской протираешь туфли, потому что за все уплачено. Свет везде включаешь, воду — и уходишь, а оно все горит. И телевизор — сразу нажимаешь на все каналы, и оно разбивает все на кубики… А так мы не скандалили, нет. А вообще у нас поведение после турне изменилось.
Самый хороший концерт был в Ганцевичах, мы там водой из ведер обливались на сцене — и ничего не заискрило даже!
Р: Еще Денис к нам вернулся. Блудный наш сын. Снова захотел с нами играть. Это как бы наша рука, которая долгое время была в гипсе. Но мы все понимаем, поэтому очень рады, что он вернулся.
И: Мы группа, мы к этому серьезно относимся. Если что-то из ГРОШЕЙ уйдет, то это все, п…ц. Нас больше не будет.
Кстати, у нас же еще Паша есть! Паша, тебе привет. Не нашел ты тыщщу, бедняга, каб прыехаць у Менск, блин, не нашел тыщщу… ха-ха…. "цепки" серебряные себе покупает за пятнадцать тыщ, а чтоб в Минск приехать, не нашел… Нет, на самом деле Паша у нас — золото, это ведущая сила, это почти вокал, только струнный. Выпендривается, правда, так молодой еще.
— Касательно вашего "вторжения" в Минск. Сейчас очень специфические стили популярны — хардкор, например, все повально играют. Как вы думаете, что есть в вашем стиле, что все будет действительно "глотать"?
И: Культуру нашу будут хавать, это точно. Нас самих. У многих групп нету энергетики. А к нам многие группы из двух "Караванов" подходили после концертов и говорили, что мы очень классно играем, там все перлись натурально. Если музыканты это понимают, значит, поймут и люди. Но мы альбомчик будем записывать, конечно, помоднее чтобы. Это для Борисова он старый. А для Минска это будет новый альбом. Еще оно, согласись, не похоже ни на что, а это — самое главное. Вот писал Руся песни, и писал я. И когда это вместе соединилось — вышел настоящий альбом. Для Минска мы так немного "умодняем" звучание. Это само по себе происходит, мы не специально. И если будет даже каким-то "брит-попом" отдавать, все равно там будет "мясо". Будет "мясо" — будут и ГРОШЫ.
— Вы такие оптимистичные. Вы считаете, что любая хорошая группа тут, в Беларуси может добиться всего… ну, не всего, хотя бы того, после чего она бы не жалела о бесцельно потраченных годах?
И: Ты просто у нас все спрашиваешь. Ты же сама все знаешь.
— Просто пусть в интервью будут такие… философские базары… Про шоу-бизнес… это всем нравится читать…
И: Наверное, в запаснике у тебя есть несколько вариантов на эту тему, вот в чем дело. А на самом деле — если, например, работать на заводе и сто долларов или меньше за это получать… то заработать музыкой как бы можно. То есть: заменить себе работу на заводе — в Беларуси — музыкой, это базара нет. Но не дальше. Завод ты заменишь определенно. То есть будет на молоко хватать, на квартиру, нормально. Платить за телефон, за свет, ну, и там пожрать купить. И может себе раз в два месяца позволить тряпку какую-нибудь купить.
— Половую…
И: Да, половую. Абсолютно непонятного качества и фирмы. Но чтобы заработать нормальные деньги — нет.
С: Как здесь можно нормально зарабатывать? ТЯНИ-ТОЛКАЙ вот выпустили альбом. Он ведь даже не продается нормально, кассеты они просто дарят. Народ вроде прется, а покупать как-то жалко, не получается.
И: Нет, нужен толковый человек, который нашим промоушном займется. И мы его не предадим. Честное слово.
— И в заключение хочу спросить: куда делся зуб барабанщика, ведь раньше у него зуб был, а теперь его почему-то нет…
И: Зуба у него уже достаточно давно нету.
Р: Палочка от пластика отскочила — и прямо в зуб!
И: Неправда. Он его на концерте одном подарил фанаткам. В Могилеве. Они говорят: Серега, дай что-нибудь. Он зуб вырвал и дал — они его на веревочку повесили и ходят по очереди с ним. Это ж приоритетно, на веревку кожаную типа…
С: Барабанщик из ПИТЕР ПЕНА сказал, что поставит мне новый зуб.
И: Он ему так и сказал: отдавай, Серега, смело, отолью тебе новый, лучше прежнего.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2001 год в рубрике музыкальная газета