Marillion
Anoraknophobia

(p) EMI Records Ltd.
(c) 2001 MARILLION

8tks/63mins

В самом деле, на них повлияли RADIOHEAD. И немножко PORCUPINE TREE (они все-таки дружат). И, кажется, NINE INCH NAILS или что-нибудь в этом роде. Вообще-то они молодцы. Потому что не боятся ничего нового, исследуют непроходимые пути-дорожки, не делают скидку на возраст. Это раньше ты мог быть слишком старым для рок-н-ролла (не верьте замусоленным цитатникам!), потому что рок-н-ролл тогда был молодым. Теперь рок-н-ролл старше любого своего самого старого представителя и может быть слишком старым для тебя... MARILLION все это понимают и отчетливо меняют значение термина "прогрессив-рок" - это не надоевшая мудотная музыка с архисложными заворотами, переподвыподвертами и прочими закидонами, это музыка, которая чувствует прогресс, улавливает дух времени и выхватывает из этого времени именно то, что по праву принадлежит ей. Потому что в любом времени мы можем найти что-то свое. Группа это "что-то" нашла, и пусть словами его не определить, порадоваться за них (и за нас) надо, потому что мало кто сейчас играет такой красивый, неперегруженный и по-настоящему современный арт-рок. Арт-рок в новом понимании опять же - не кивки в сторону "динозавров", а отношение к музыке, как к искусству, как к драгоценности, которую каждый может отшлифовать, но которую не каждый сможет достоверно проверить на подлинность.
"Аноракнофобия" (анорак - это такая куртка для альпинистов, в которой у некоторых, очевидно, начинаются клаустрофобические припадки - на обложечке изображен как раз такой аноракнофобик с вешалочкой в ручке, испуганный, одинокий, страшно напоминающий радиохедовского амнезиака...) получилась как раз такой - прогрессивной, новой, таинственной, жутко мелодичной, очень классически роковой и размытой. Длинные, полиструктурные песни с разнообразными мелодиями, постоянно меняющимися ландшафтами (прямо как рок-опера!) и стилистическим разнообразием - то гитара в духе CURE позвенит над туманной луной, то что-то хип-хоповое прорвется на 10 секунд, то печальные напевы, как у "Paranoid Android" исполосовывают душу, то проклевываются простые трогательные картинки, бесхитростные и искренние до синего привкуса на сжатых зубах. Почти десятиминутная "Quartz" по длине сравнима с жизнью. "Map Of The World" - красивейшая песенка, с обычной песенной структурой - ничего необычного, но в свете пышного минимализма альбома она кажется лучшим и самым гармоничным аккордом. В "When I Meet God" (так и вспоминается LZ "In My Time Of Dying"), которая начинается почти как какая-нибудь песня VERVE (как хорошо, что они обслушались брит-попа!!!), странная холодная электронщина чередуется с теплейшим вокалом, разрезающим душу на сочные ломти, как спелый арбуз. Эта композиция на самом деле явно состоит из трех автономных песен, и одному Богу известно, как они умудрились их связать. "The Fruit Of The Wild Rose" начинается почти джазово, прозрачно и тоненько, позже разрастаясь в симфоническую бездну, из которой вырывается акустическая гитара, разбрасывающая вокруг себя пустоту и мерцание, опять же разворачивающееся в шаманскую джазовость, на фоне которой брезжит аномально чистый вокал. Песня про 21-й век ("Вот это и есть 21 век" называется) напоминает последние два альбома MARILLION своей спокойной грустью, невесомостью горизонта и жуткими приступами тишины. "Черт, какие они все-таки молодцы, честное слово!" - только и успеваешь подумать, когда вступает злобная и резкая гитара (надо же!) в последней композиции - и не думайте о финальном аккорде преждевременно, потому что песня продлится 10 минут и в ней вы услышите много всего удивительного и очень, очень разного.
Похожий альбом могли выпустить и RADIOHEAD. И он бы все равно попал во все хит-парады. Это какая-то безграничная, светлая и печальная музыка, очень широкая и пронизывающая пространство холодными многогранными лучами. В ней много одиночества, страха, неуверенности - она неимоверно эмоциональна и потрясает до глубины души. Альбом очень цельный, очень сбалансированный, и очень минималистичный, несмотря на глубину - он незааранжирован до отупения, каждый инструмент на своем месте, иногда только из музыки прорываются неожиданные "демоны" - но в этом-то и интерес! Никогда не угадаешь, куда повернут они в следующую секунду, музыка ведет тебя за собой - и любой следующий поворот явно не будет таким же, как предыдущий.
С каждым альбомом MARILLION становятся все более и более стильными и неповторимыми (казалось бы - куда, куда, и так классики!). Данную работу можно спокойно порекомендовать тем, кому нравится современный арт-рок, последние работы RADIOHEAD, KING CRIMSON, "музыка для ума", новые открытия в музыкальной форме - и тем, кому нравится получать от слушания кайф, а не думать, где там гитара хреново записана, а где мелодия что-то напоминает. В принципе, каждый, кого интересуют СЕРЬЕЗНЫЕ процессы в современной музыке, должен послушать эту работу.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета