Черный Лукич
ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ зажигает сибирский Вудсток


В Великобритании есть "Глэстонбери", в Америке - "Вудсток", в Москве - "Нашествие" и "Крылья". В Новосибирске появилась "Разная музыка". Первый крупномасштабный рок-фестиваль, организованный молодежным объединением "Студия-8", прошел недавно на набережной у "Речного вокзала".

"Разная музыка" была нереализованной задумкой новосибирского менеджера и продюсера Сергея Бугаева, погибшего в автокатастрофе 21 августа 1995 года, а воплотили ее в жизнь коллеги и друзья Сергея. Основная идея фестиваля такова: три дня музыки под открытым небом для всех, кто хочет и любит ее слушать. А таких набралось, по самым скромным подсчетам, тысяч сорок-пятьдесят. Выражаясь словами Армена Григоряна, для них "пришлось бы в срочном порядке арендовать стадион", и причем не один, поскольку люди съехались со всей России и ближнего зарубежья.
Приятно, что почти все заявленные музыканты нашли время сыграть для сибиряков: были и Борис Борисович Гребенщиков, и КОРОЛЬ И ШУТ, и Найк Борзов, и ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ, и ЛАКМУС. Не было только ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА, КАПИТАНА ДИКА, ЗА ЗАБОР и еще пары-тройки малоизвестных команд. Приятной неожиданностью стало выступление не заявленного в афишах легендарного ДЯДИ ГО, который спел несколько песен "на бис" в сопровождении местных рок-звезд Евгения Каргаполова и Дмитрия Кузьмина, лидера группы ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ.
Дмитрий Кузьмин - настоящий культовый персонаж российской рок-сцены, стоящий в одном ряду с безумно популярным у молодого (и не совсем молодого) поколения Егором Летовым из ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Его любят и ждут с концертами и в Москве, и в Санкт-Петербурге, но в родном городе ЛУКИЧ играет редко. Почему? Об этом и многом другом мы побеседовали с Дмитрием после настройки звука теплым субботним утром.

- Фестиваль "Разная музыка" посвящен памяти Сергея Бугаева. Какую роль Сергей сыграл в твоей творческой жизни?
- Моя группа МУЖСКОЙ ТАНЕЦ входила в "Студию-8" Сергея Ивановича, и я был членом всей этой кухни с 1989 по 1991 год. Так что мое присутствие на этом фестивале отнюдь не случайно: я имею к нему самое непосредственное отношение. Благодаря Бугаеву у нас почти три года была шикарная репетиционная точка на Красном проспекте. Сейчас там находится магазин "Бирюса". Мы записали на "Студии-8" четыре альбома и выпустили два сборника. Поддержка Бугаева, может, и не выражалась в наличных деньгах, поскольку раньше этим себе никто голову не морочил, но что касается организации репетиций и записей, то тут мы катались, как сыр в масле. Я уже давно такого не имел, несмотря на то, что прошло больше десяти лет. Сейчас можно сделать все, но - на коммерческой основе.
- Он помогал вам с концертами?
- За все время пребывания в "Восьмерке" у нас был всего один, но очень смешной концерт МУЖСКОГО ТАНЦА. Это было в 1990 году, когда проводилось невиданное для Новосибирска событие: чемпионат мира по хоккею с мячом, а "Студия-8" отвечала за культурную программу гостей и участников чемпионата. Так вот, МУЖСКОЙ ТАНЕЦ отыграл концерт для... сборной Норвегии по хоккею с мячом! Норвежцы обалдели полностью! Они решили расслабиться, пивка попить, музыку послушать... А музыка-то непростая и совсем не танцевальная, несмотря на свое название! Короче, норвежцы еще больше загрузились по поводу закоулков загадочной русской души.
- И проиграли!
- Нет. Проиграть они успели еще до концерта.
- Ваше выступление на "Разной музыке" будет первым крупным концертом ЧЕРНОГО ЛУКИЧА?
- Нет, не самым крупным. В прошлом году в Москве мы играли на большом фестивале-презентации журнала "Свистопляс" у ДК Горбунова. Ну и конечно, Катунь - два фестиваля, Байкальск - два фестиваля, фестиваль в Барнауле...
- Насколько мне известно, группа ведет активную концертную деятельность. Я в июне вернулся из Санкт-Петербурга и мне очень понравилось, что весь город был обклеен не только афишами MODERN TALKING и DEPECHE MODE, но и ЧЕРНОГО ЛУКИЧА...
- Знаешь, парадоксальная ситуация складывается: мне ребята в Москве говорят, что, мол, тебя в Новосибирске, наверное, на руках носят, а нас тут практически никто и не знает. Про нас постоянно пишут и в "Playboy", и в "Fuzz", и в минской "Музыкальной газете", а вот родная пресса нас не сильно жалует. В Москве и Питере нас знают гораздо лучше потому, что мы практически не даем концертов в родном городе.
- Негде играть?
- Именно негде. Мы не клубная команда в новосибирском понимании этого слова. Те клубы, которые открываются - это пивные клубы, а мы в таких заведениях не играем. Там играют в основном группы, исполняющие не авторскую музыку в качестве фона к еде и выпивке. Для авторской музыки нужна своя обстановка. Причем в Москве это сделано более гармонично: пиво там, конечно, тоже продается, но музыка - на первом месте, а уж потом - все остальное. Если такие клубы появятся и в Новосибирске - мы будем там играть. Но пока для города это, видимо, невыгодно с финансовой точки зрения.
- А ведь есть у нас неплохие клубы. Но - с отвратительным звуком.
- Да, это проблема. Правда, есть в Новосибирске группы, которые сами устраивают собственные концерты, но мы уже слишком старенькие для подобных дел. Я не знаю, как сегодня отстроят звук, но на аппарате, на котором играют все участники "Разной музыки", я уже играл три раза в Барнауле и должен сказать, что звук на нем замечательный. Если только для москвичей хороший звук не будут беречь... А то был случай, когда одна из новосибирских команд, которая тоже участвует в "Разной музыке" (какая - не скажу), разогревала в Ледовом дворце спорта "Сибирь" каких-то звезд. Ребята отстроились нормально, а когда начался концерт, у группы был отвратительный звук. Потом выяснилось, что есть определенные каноны, по которым звезда всегда должна звучать на голову выше "разогрева", да и работу звукорежиссера надо было хотя бы бутылкой коньячку простимулировать. А поскольку ему ничего не поставили, то он половину ручек вообще крутить не стал. Группа на сцене из кожи вон лезет, играют здорово, а зрители в зале возмущаются, мол, откуда у нас в Новосибирске дрянь такая. Зато сейчас ребята уже вышли на такой уровень, когда звук им не портят.
- Уход из ЧЕРНОГО ЛУКИЧА гитариста Евгения Каргаполова стал для меня легким шоком...
- Да, насколько я знаю, сейчас его основная группа - ВАНГОГИ. Но я боюсь зарекаться, что мы никогда больше не будем выступать вместе, потому что периодически это происходит. Я видел многих и могу сказать, что в России музыкантов такого уровня - единицы. Он - феноменальный музыкант.
- Когда-то мне достались от Каргаполова две кассеты ЧЕРНОГО ЛУКИЧА, изданные в Москве на Хор Рекордс: "Будет весело и страшно" и "Девочка и рысь". Сейчас это, наверное, страшно редкие вещи?
- Уже нет, поскольку мы недавно переиздали их на компакт-дисках с другим оформлением, запись немного подправили. Еще вышел альбом "Навсегда". Фирма Мистерия звука, которая является одним из основных российских дистрибьюторов аудиопродукции, говорит, что на наши альбомы очень большой спрос.
- А как это ощущается в вашем кошельке?
- Вообще не ощущается! Музыкантам очень трудно отследить реальные тиражи, а то, что выплачивает фирма, рассчитывается из минимального тиража. В конце мая на лейбле Ur-Realist вышли на одном CD наш старый альбом "Ледяные каблуки" и мини-альбом "Слепой дождик". Ur-Realist занимается выпуском коллекционных андерграундных записей советского периода. Ранее этот лейбл выпустил два альбома моего старого проекта МУЖСКОЙ ТАНЕЦ тиражом в 99 номерных экземпляров.
- А у автора хоть по экземпляру-то дома лежит?
- Не-а, один какой-то есть. Просто у меня никогда не было какого-то трепетного отношения к своему архиву. При желании все можно найти у друзей!
- Где сейчас можно найти фильм про ЧЕРНОГО ЛУКИЧА "Будет дождь"? Кассеты продавались только на презентации и больше их в продаже никто не видел.
- Дело в том, что мы заключили контракт с одной московской фирмой на издание нового альбома, а в фильме как раз звучат несколько песен из него. Поэтому до выхода альбома фильм тиражировать нельзя. Мы в любой момент можем издать его на том же Хоре, но тогда возникает нестыковка авторских прав на песни с фирмой, которая будет издавать наш новый диск. Я надеюсь, скоро этот вопрос разрешится и фильм все-таки будет издан.
- А вам самим-то фильм понравился?
- Да как сказать, понравился - не понравился... Я сам его сводил вместе с Мишей Гуляевым бессонными ночами. При нулевом финансировании и ограниченном количестве времени, которые были у нас, лучше вряд ли можно было бы сделать. Если было бы хоть немного денег и времени, можно было бы сделать настоящий большой фильм с тем же Мишей. Мне он нравится, потому что там очень много архивных записей, многие из которых я увидел впервые благодаря Мише.
- Я слышал, что вы не так давно принимали участие в какой-то благотворительной акции в Санкт-Петербурге...
- Так получилось, что я уехал на полтора месяца в Воронеж, откуда меня и позвали на питерский фестиваль, который проходил в начале июня в большом концертном зале. Фестиваль назывался "Крыша для слона" и все средства, вырученные с этого мероприятия, пошли на постройку вольера для слона в Ленинградском зоопарке. Мы играли с АУКЦЫОНОМ, ЗЕЛЕНОЙ КОМНАТОЙ - новым проектом Феди Чистякова из НОЛЯ. За последние полгода я играл в Питере раза четыре и у меня было небольшое опасение играть с такими признанными звездами, которых очень любят в городе на Неве, как АУКЦЫОН и НОЛЬ. Но нас приняли ничуть не хуже. Вообще, сибиряков там сильно любят.
- Выходит, вы подвержены синдрому, который называется "Big In Japan" - популярность преследует вас везде, кроме собственной родины? Или, иначе говоря, "нет пророка в своем отечестве"?
- Именно так.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета