Видеоклипы ВИРТУОЗНО И ВИРТУАЛЬНО -- мини-фильмы
Что ни говори, а слушать музыку — интересное занятие. И это тем увлекательней, когда сопровождается неплохим видеорядом. Хорошие музыкальные видеоклипы, бесспорно, — это мини-фильмы. Есть из них такие, которые выходят за рамки стандартного видеоклипа продолжительностью в пару минут и представляют собой самодостаточное аудиовизуальное произведение (например, шедевры "Come To Daddy" и "Windowlicker" APHEX TWIN, "Come On My Selector" SQUAREPUSHER, "Rabbit In Your Headlights" U.N.K.L.E.). Музыкальные каналы обычно используют для трансляции лишь edit, основной кусок таких короткометражек. А на потеху упертым фэнам остается director's cut, то бишь, полная, аутентичная версия "видеоклипа", обычно как его видит режиссер. Вообще, на современном этапе не существует понятия "клип такой-то группы такой-то", потому как клипом могут назвать и концертную версию трека (разбавленную всякими видеоэффектами), и совсем другое видео, снятое на тот же трек. Например, HOOVERPHONIC на свой недавний хит "Mad About You" сняли несколько клипов, и их показывали так: в одних странах один, в других — другой. (Точнее, на разных национальных MTV.) Иногда это зависит от цензуры: свеженькая easy-listening-группа I-MONSTER на свою композицию "Daydream In Blue" сняла несколько вариантов клипа. В одном — все мило и прилично, в другом — обнаженная натура и садомазохистские штучки.
Напомню, что в рубрике "Виртуозно и виртуально", второй выпуск которой вы читаете, речь идет именно об электронных видеоклипах. К сожалению (в данном контексте), электронная музыка к мэйнстриму имеет не много отношения, потому и финансовые затраты на видеоработы в этом стиле относительно невелики. Из этого вытекает некоторая однообразность и скорее прикладной характер (работа ви-джеев на вечеринках) этих клипов, когда речь идет про low-budget. Но есть просто захватывающие, талантливо сделанные электронные клипы. Некоторые из них названы выше. Если вы попросите меня привести пример того, что сейчас на слуху и на виду (коль скоро мы говорим и о новинках), пожалуйста: GORILLAZ, "19-2000". Строго говоря, это не совсем электронная музыка, но и не попса. Интересная анимация не позволяет оторвать глаз от экрана. Опасное путешествие, в которое отправились забавные герои клипа, наполнено адреналином в духе фильмов Тарантино. Также вне конкуренции клип "Ya Mama" от Fatboy Slim. Нам всем хорошо известно, что искусство обладает силой. Но что такой разрушительной?.. Затертая, серенькая кассетка, на которой записана безумная песня с припевом "Push the tempo!", стала причиной серьезной сумятицы в провинциальном городишке одной из стран третьего мира… Возвращаются к жизни недавние хаус-сенсации BASEMENT JAXX (клип "Romeo") и GROOVE ARMADA. Клип последних "Superstylin'" (из нового альбома "Goodbye Country (Hello Nightclub)") — отличный гаражный дэнс-боевик с терпким даб-ароматом (что-то в стиле ранних THIEVERY CORPORATION). В нем нелепые киберпанки из эпохи "Безумного Макса" попадают в современный мир. Этой песне невозможно сопротивляться (что в клипе и происходит). Неплох фанковый хип-хоп STEREO MC'S в "We Belong In This World Together" (альбом "Deep Down & Dirty"). Клип навороченный, тут вам и "документалистика", и мультипликация, и всякие компьютерные прибамбасы. Весьма грамотно сделаны новые клипы FAITHLESS "We Come 1" и "Muhammad Ali" (альбом "Outrospective"). А представитель французской волны электронной музыки SAINT GERMAIN представил приджазованный легкий хаус "So Flute" (альбом "Tourist") как ненавязчивые рисунки в стиле наскальной живописи. BETA BAND в "Squares" ("Hot Shots") хорошо проиллюстрировали анекдотическое происшествие, давным-давно рассказанное сатириком Задорновым, а THE AVALANCHES за "Frontier Psychiatrist" ("Since I Left You") получают пальму первенства в номинации "самый сумасшедший видеоклип года". Да, такого количества пациентов психиатрической клиники, сыгранных актерами (или наоборот), мы еще не видели! Думаю, "Frontier Psychiatrist" — один из лучших и самых странных клипов последнего времени. Впрочем, самым моим любимым является клип SUPERMEN LOVERS "Starlight". Пересказывать его бессмысленно, это надо видеть!
Я сознательно не обратил в этом выпуске внимание на крутой, махровый low-budget, который можно изготовить в домашних условиях. Исполнителей, снимающих к своим композициям разные ленточки, колечки и пятна, пруд пруди, и их имена часто никому не известны (бывает, встретишь какой-нибудь UNDERWORLD…). Как правило, это область чистого эксперимента, которым, например, занимается Frank Bretschneider со своим произведением "Walking On Ice": дергающееся изображение, нечеткие и загадочные картинки. Аудиотрек вошел в компиляцию "Clicks & Cuts 2", изданную на бастионе экспериментального минимализма и "микромузыки", лейбле Mille Plateaux.
Коснемся и смежных стилей. Очень красиво воссоздают атмосферу 80-х ZOOT WOMAN с "Automatic" ("Living In A Magazine") — немного однообразная, грустная и романтичная песня, ностальгическая смесь KRAFTWERK и Hall & Oates. Возрождаются электропоп-ветераны: HUMAN LEAGUE (стильный клип "All I Ever Wanted" из альбома "Secrets"), NEW ORDER ("Crystal", альбом "Get Ready"). Не спят и старые индустриальщики: щедро политый гуашью Трент Резнор и NINE INCH NAILS в "Deep" (саундтрек к "Tomb Raider"), отборный трэш-индастриэл киборгообразных MINISTRY в "What About Us?" (тоже саундтрек, к "A.I. — Artificial Intelligence", и одновременно сборник "Greatest Fits"), "Need Machine" FOETUS (альбом "Flow"), "Timekiller" PROJECT PITCHFORK, клипы OOMPH!, CLAWFINGER и других.
И напоследок просто перечислю еще несколько новинок: Roger Sanchez, "Another Chance"; COLDCUT & GUILTY PARTY, "Revolution"; LE HAMMOND INFERNO "An Apple A Day" ("My First Political Dance Album"); MINUS 8, "Snowblind" ("Elysian Fields"); HIGH LLAMAS "The Sun Beats Down" ("Cold & Bouncy"); BRAN VAN 3000, "Astounded" ("Discosis"); LAMB, "Gabriel" ("What Sound")… Правда, в исполнении последних двух групп мне больше нравились их первые альбомы, а сейчас BRAN VAN 3000 и LAMB стали более… прилизанными, что ли.
Несколько особняком стоит хореографически-сюрреалистический клип немецкого проекта FISCHERSPOONER.
Вот и все на сегодня. Если я что и забыл, то встретимся через месяц, и упущенное наверстаем. А вам — приятного просмотра!
Напомню, что в рубрике "Виртуозно и виртуально", второй выпуск которой вы читаете, речь идет именно об электронных видеоклипах. К сожалению (в данном контексте), электронная музыка к мэйнстриму имеет не много отношения, потому и финансовые затраты на видеоработы в этом стиле относительно невелики. Из этого вытекает некоторая однообразность и скорее прикладной характер (работа ви-джеев на вечеринках) этих клипов, когда речь идет про low-budget. Но есть просто захватывающие, талантливо сделанные электронные клипы. Некоторые из них названы выше. Если вы попросите меня привести пример того, что сейчас на слуху и на виду (коль скоро мы говорим и о новинках), пожалуйста: GORILLAZ, "19-2000". Строго говоря, это не совсем электронная музыка, но и не попса. Интересная анимация не позволяет оторвать глаз от экрана. Опасное путешествие, в которое отправились забавные герои клипа, наполнено адреналином в духе фильмов Тарантино. Также вне конкуренции клип "Ya Mama" от Fatboy Slim. Нам всем хорошо известно, что искусство обладает силой. Но что такой разрушительной?.. Затертая, серенькая кассетка, на которой записана безумная песня с припевом "Push the tempo!", стала причиной серьезной сумятицы в провинциальном городишке одной из стран третьего мира… Возвращаются к жизни недавние хаус-сенсации BASEMENT JAXX (клип "Romeo") и GROOVE ARMADA. Клип последних "Superstylin'" (из нового альбома "Goodbye Country (Hello Nightclub)") — отличный гаражный дэнс-боевик с терпким даб-ароматом (что-то в стиле ранних THIEVERY CORPORATION). В нем нелепые киберпанки из эпохи "Безумного Макса" попадают в современный мир. Этой песне невозможно сопротивляться (что в клипе и происходит). Неплох фанковый хип-хоп STEREO MC'S в "We Belong In This World Together" (альбом "Deep Down & Dirty"). Клип навороченный, тут вам и "документалистика", и мультипликация, и всякие компьютерные прибамбасы. Весьма грамотно сделаны новые клипы FAITHLESS "We Come 1" и "Muhammad Ali" (альбом "Outrospective"). А представитель французской волны электронной музыки SAINT GERMAIN представил приджазованный легкий хаус "So Flute" (альбом "Tourist") как ненавязчивые рисунки в стиле наскальной живописи. BETA BAND в "Squares" ("Hot Shots") хорошо проиллюстрировали анекдотическое происшествие, давным-давно рассказанное сатириком Задорновым, а THE AVALANCHES за "Frontier Psychiatrist" ("Since I Left You") получают пальму первенства в номинации "самый сумасшедший видеоклип года". Да, такого количества пациентов психиатрической клиники, сыгранных актерами (или наоборот), мы еще не видели! Думаю, "Frontier Psychiatrist" — один из лучших и самых странных клипов последнего времени. Впрочем, самым моим любимым является клип SUPERMEN LOVERS "Starlight". Пересказывать его бессмысленно, это надо видеть!
Я сознательно не обратил в этом выпуске внимание на крутой, махровый low-budget, который можно изготовить в домашних условиях. Исполнителей, снимающих к своим композициям разные ленточки, колечки и пятна, пруд пруди, и их имена часто никому не известны (бывает, встретишь какой-нибудь UNDERWORLD…). Как правило, это область чистого эксперимента, которым, например, занимается Frank Bretschneider со своим произведением "Walking On Ice": дергающееся изображение, нечеткие и загадочные картинки. Аудиотрек вошел в компиляцию "Clicks & Cuts 2", изданную на бастионе экспериментального минимализма и "микромузыки", лейбле Mille Plateaux.
Коснемся и смежных стилей. Очень красиво воссоздают атмосферу 80-х ZOOT WOMAN с "Automatic" ("Living In A Magazine") — немного однообразная, грустная и романтичная песня, ностальгическая смесь KRAFTWERK и Hall & Oates. Возрождаются электропоп-ветераны: HUMAN LEAGUE (стильный клип "All I Ever Wanted" из альбома "Secrets"), NEW ORDER ("Crystal", альбом "Get Ready"). Не спят и старые индустриальщики: щедро политый гуашью Трент Резнор и NINE INCH NAILS в "Deep" (саундтрек к "Tomb Raider"), отборный трэш-индастриэл киборгообразных MINISTRY в "What About Us?" (тоже саундтрек, к "A.I. — Artificial Intelligence", и одновременно сборник "Greatest Fits"), "Need Machine" FOETUS (альбом "Flow"), "Timekiller" PROJECT PITCHFORK, клипы OOMPH!, CLAWFINGER и других.
И напоследок просто перечислю еще несколько новинок: Roger Sanchez, "Another Chance"; COLDCUT & GUILTY PARTY, "Revolution"; LE HAMMOND INFERNO "An Apple A Day" ("My First Political Dance Album"); MINUS 8, "Snowblind" ("Elysian Fields"); HIGH LLAMAS "The Sun Beats Down" ("Cold & Bouncy"); BRAN VAN 3000, "Astounded" ("Discosis"); LAMB, "Gabriel" ("What Sound")… Правда, в исполнении последних двух групп мне больше нравились их первые альбомы, а сейчас BRAN VAN 3000 и LAMB стали более… прилизанными, что ли.
Несколько особняком стоит хореографически-сюрреалистический клип немецкого проекта FISCHERSPOONER.
Вот и все на сегодня. Если я что и забыл, то встретимся через месяц, и упущенное наверстаем. А вам — приятного просмотра!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2001 год в рубрике музыкальная газета