Пудовкин, Сергей «Лучшему артисту современности – лучшего продюсера»
Человек без имени - так, наверное, можно назвать Витаса: артиста, эпатирующего не столько зрителей, сколько журналистов своим сфальцефицированным (от слова "фальцет") голосом, уникальным пластическим шоу и - абсолютным нежеланием давать интервью. Последняя особенность исполнителя, кстати, и стала поводом к разговору с его продюсером Сергеем Пудовкиным.
- Сергей, неужели действительно было так необходимо запрещать Витасу давать интервью?
- Я не могу точно сказать, был ли это коммерческий (или некоммерческий) ход, но... это был ход совершенно необходимый. Дело в том, что я очень опытный и талантливый человек, я 13 лет работаю в этом бизнесе и знаю, что для того, чтобы заслужить это право - давать интервью - артисту надо сначала состояться. Надо, по крайней мере, показать, что ты можешь и что ты из себя представляешь. И только тогда ты можешь в той или иной степени общаться с СМИ. Это моя позиция. То есть мне кажется, что это не очень... умно, когда еще такой молодой, начинающий артист - а Витас вообще реально появился на сцене только пять месяцев назад (разговор происходил в конце июля. - Прим. ред.) - сразу выходит с комментариями и начинает разговор с журналистами. Мне кажется, ничем хорошим этот разговор кончиться не может. И кроме вопросов о сексуальной ориентации, кастрат Витас или не кастрат...
- Ну, это глупо.
- Я с вами совершенно согласен, что это глупо, но именно так это и происходит, именно на такие вопросы отвечают все артисты в этой стране, даже именитые...
Но когда ты уже состоялся как артист, как актер, когда люди уже составили о тебе мнение, - неважно, положительное или отрицательное, - тогда ты уже можешь давать какие-то комментарии к своему творчеству. Поэтому что касается Витаса и невозможности поговорить с ним, эта позиция не бесконечная, безусловно. Витас будет общаться и Витас будет говорить, но лишь после того, как публика узнает его и сделает свой вывод без помощи журналистов, ориентируясь исключительно на его творчество: только на спектакль, который мы придумали и поставили, только на тексты, которые он пишет, и только на музыку, которую он сочиняет.
- Сколько времени должно пройти, чтобы Витас, как вы говорите, "подготовился" к интервью?
- Ну, на самом деле, я никогда с секундомером над Витасом не стоял, но предполагаю, что готовящиеся мной концерты в Кремлевском дворце съездов 21-22 декабря будут достаточным поводом для того, чтобы он начал общаться, поэтому за месяц до этих сольных концертов я хочу сделать пресс-конференцию, на которой и состоится первая встреча Витаса с журналистами.
- Недавно на лейбле Real Records вышла дебютная пластинка Витаса. Каковы ваши отношения с Real и настолько они были согласны с таким вашим видением промоутинга артиста?
- Real принял артиста таким, каков он есть. Дело в том, что когда я пришел в Real, имя Витаса было, по крайней мере, очень хорошо известно. То есть я не пришел в компанию что называется "с нуля". Я пришел уже с готовой программой, с готовым альбомом, с клипом "Опера # 2", то есть пришел с уже сформированной, если хотите, аурой. Поэтому вопрос "принимать или не принимать" артиста... вопрос так не стоял.
- То есть для Real это была просто работа по выпуску дорогого альбома? Без дополнительной поддержки с их стороны...
- Ну, для Real это не был просто выпуск дорогого альбома. Я подписал с компанией Real Records долгосрочный контракт на издание нескольких альбомов, поэтому я думаю, что компания Real ни в коем случае не относилась к этому артисту как к пластинке, которую они выпускают. Нет, наше сотрудничество гораздо серьезнее. И гораздо масштабнее, чем мы даже можем сейчас об этом говорить.
- А вам не кажется, что такое "искусное" подогревание интереса к Витасу в виде запрета на интервью, яркого шоу и фальцета (я вот, кстати, до сих пор не определила, его ли это фальцет), возможно, скрывает многие другие возможности Витаса как артиста? Мешает ему раскрыть еще какие-то свои грани? Я имею в виду, что в глазах публики Витас как раз и состоит из вышеперечисленных мной качеств...
- Ну, что касается фальцета... Я не совсем понимаю, при чем тут фальцет: это его голос. Есть вокальные данные, есть вокальные возможности, есть техника и умение пользования этим вокалом, поэтому... что это за "способ подогревания к себе интереса - голос"? Это и есть дар артиста, дар актера. Собственно, его возможности. И если это вызывает интерес со стороны публики, что ж, кто чем: кто басом, кто ростом, кто костюмами, кто просто умением петь. Если же в нашем шоу нам удается совместить несколько из перечисленных факторов - что ж, очень хорошо.
А потом я еще раз акцентирую ваше внимание на том, что Витас публично появился на сцене всего 5 месяцев назад. Еще ни одному артисту в этой стране не удавалось за 5 месяцев сделать столько, сколько сделали мы. Я не говорю про количество клипов и количество показов, - я просто говорю про интерес, который он вызывает на сегодняшний день. Голосом, постановкой, сложными костюмами, своим театром. Поэтому... что касается раскрывания других особенностей его творчества, постановок и всего прочего - ну что ж, за пять месяцев невозможно сказать все. Подождем. Впереди еще времени много.
- И что-то новое будет еще сказано?
- И сказано, и показано, и сделано будет еще очень много. В ближайшее время, например... ну, вот мы записали "Ave, Maria" и "O Sole Mio" - такой вот классический блок. Мы записали 18 новых песен, среди которых "Опера # 3" и "Опера # 4"; мы подготовили еще несколько новых постановок - дополнительно к тем постановкам, которые у нас были...
Мы скажем очень много на наших сольных концертах в Кремле: эти дни будут очень важными в биографии Витаса. Я могу сопоставить их разве что с первым его появлением в "Рождественских встречах" у Аллы Борисовны. По значимости это будет практически такое же событие.
Дело в том, что еще не очень много людей знает, что Витас - это актер. Артист, а не просто там исполнитель одной песни. А я не очень спешил всех в этом убедить, я вообще изначально занимал очень простую позицию: я никогда не говорил, что Витас - это хорошо; с первых дней я говорил (и до сих пор придерживаюсь этой позиции), что Витас - это достаточно спорно, это неоднозначно и достаточно дискуссионно. Но я надеюсь, что к сольным концертам публика уже разберется, кто к чему. Тем более, что действительно уже вышел наш первый альбом, многие его слышали, успели какое-то ощущение сформировать для себя...
- А вас как продюсера что изначально заинтересовало в... тогда еще не Витасе?
- Э... Ну... Я не совсем пойму вопрос... Меня вообще всегда, всю мою жизнь интересовал яркий, выразительный талант. Я что называется не "ходил по ресторанам" и не искал такого исполнителя, который бы... Скажем, я вообще искал неординарного человека, я просто искал человека, который бы выбивался из общей массы по всем показателям, по всем параметрам, который бы представлял из себя исключительную творческую ценность. Это банальная и сложная формулировка, но это действительно так. На самом деле я сам себе сказал: если я и буду что-то продюсировать, то буду продюсировать лишь очень необычное, очень выразительное и очень нетрадиционное явление. Не артиста, не актера, а именно ЯВЛЕНИЕ. И мне это удалось: в Одессе я увидел пластический номер с его участием - он там просто двигался... Я даже не знал тогда, что он поет, но для меня было совершенно очевидным, что человек это чрезвычайно талантливый. После номера я подошел к нему, мы познакомились, пообщались, и через неделю он уже приехал в Москву.
- Вы говорите Витасу, как вести себя на сцене, или так выражается его собственное творческое Я?
- На самом деле... знаете, это момент очень простой - кстати, к вопросу о том, имидж это или не имидж. Витас - автор всех своих песен, он все пишет сам: и музыку, и тексты. А создателю, творцу навязать чужеродный имидж очень сложно. Я, например, не представляю, как Розенбауму или... Вилли Токареву можно было бы навязать имидж?!
Иногда действительно - ты берешь текст одного автора, музыку другого, костюмы у третьего, все это складываешь в один клубок для кого-то четвертого, кому придется это "что-то" исполнять - тогда понятно, что лишь имидж может объединить эти разнородные составляющие. Но в случае Витаса все, что вы видите - это его натуральная логика и его натуральное ощущение своих песен. Поэтому я не считаю, что влияю на него... Нет, ну, конечно, зачастую бывает так, что я корректирую его идею... Но это естественно: у нас же театральная постановка - тут не просто вышел и под гитару спел - у нас театральная постановка и, естественно, есть момент творческой коррекции. Но это все нюансы. В глобальном плане у нас нет такой, что называется, "разнарядки".
- В начале интервью вы назвали себя опытным продюсером. Какими проектами вы еще занимались?
- Я 12 лет работал в группе НА-НА в качестве сопродюсера, директора и промоутера этого коллектива. Полгода я работал с Анитой Цой в момент ее появления... И все. Потом я начал работать с Витасом. Вот и вся моя биография.
- Вы считаете себя талантливым человеком. Это не мешает вашему росту как продюсеру?
- Нет, почему?! Я большой реалист. Нет, не большой... я просто реалист. И я... я вообще не люблю этого ханжества. Такой позиции: "Я стесняюсь, ой, я такой скромный!". Почему я должен стесняться?! На сегодняшний день я поставил в России... нет, я не хочу сказать "самое лучшее зрелище", потому что уверен в том, что если артист талантлив, то это еще не значит, что он всем нравится. Нет. Но... Я просто сумел придумать, сумел сделать, организовать такую подачу, которая вызвала ажиотаж. Понимаете, я получил конкретный результат за конкретное время. Можно как угодно долго говорить, какой талант у Витаса, но то, что этот артист уже через три месяца после своего появления начал гастролировать с сольной программой, с сольным спектаклем и иметь большую востребованность вплоть до того, что ближайшие 4 месяца у нас вообще все расписаны... Такого результата за последние 5 лет не добивался никто. Это факт.
- То есть "феномен Витаса" - это соединение его таланта как артиста с вашим - как продюсера?
- Безусловно. Я даже лозунг выдвинул: "Лучшему артисту современности - лучшего продюсера". Вот так.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2001 год в рубрике музыкальная газета