Крематорий «Нам везет на «шустрых мальчиков»
Концерты группы КРЕМАТОРИЙ в Новосибирске срывались неоднократно, поэтому в то, что они приедут в город, да еще в самом разгаре лета, мало кто верил. Но они все-таки приехали и отыграли концерт в Новосибирской филармонии 28 июня.
Организаторы концерта, люди суровые и чересчур серьезные, долго не хотели давать вашему покорному слуге "доступ к телу" Армена Григоряна, но, к счастью, мое старое знакомство с лидером группы КРЕМАТОРИЙ дало о себе знать: Григорян без вопросов согласился на интервью, поскольку в жизни группы произошло столько событий, которые наверняка будут небезынтересны не только поклонникам "самого веселого на этой планете ансамбля", но и всем, кто хочет быть в курсе музыкальных новостей. Наша беседа началась с не совсем радостной темы - ухода из группы гитариста Андрея Мурашова, с которым КРЕМАТОРИЙ отыграл немало лет.
- Армен, что сейчас делает ваш бывший гитарист Андрей Мурашов?
- Андрюшка полностью отошел от музыки и занимается компьютерными технологиями. Теперь у нас новый гитарист - Дима Терентьев, с которым мы сейчас пишем новый альбом. Он еще учится в школе, но, несмотря на возраст, очень хорошо работает в студии, у него постоянно есть свежие идеи. Для нас, старых вампиров, это "новая кровь" и мы пытаемся "высосать" ее как следует, чтобы Дима показал себя на всю катушку.
Мы устроили прослушивание, Дима был пятым. Когда он пришел, то я подумал, что молодой человек немного пьян. Но оказалось, что на самом деле он плохо видит и в этом его сила, как гитариста: он может не видеть те аккорды, которые играет, но зато он может чувствовать музыку по-другому. Если природа отбирает одно, то обязательно дает что-то другое. Пока я даю ему очень положительные рекомендации, но посмотрим, сможет ли он поднять себя.
Концертная форма у нас, не буду кривить душой, не та, что была с Андреем. Все-таки десять лет совместной игры... Нам нигде не было стыдно играть. Когда мы играли вместе с URIAH HEEP в Минске, то их барабанщик Ли Керслейк все время нашего выступления простоял за сценой и, куря сигарету за сигаретой, слушал нас. Потом пришел к нашим барабанщику и басисту и сказал: "Наконец-то я услышал в России группу, которая может играть и которую можно слушать".
- Да, я помню Керслейка, мы с ним неплохо в Новосибе попьянствовали...
- А как мы тогда попьянствовали! Ли напился до того, что у него лопнула вена в глазу. Наутро он выглядел так... Ну, это я отвлекся. Я к тому все говорю, что играть было не стыдно нигде. Так что есть и хорошие, и плохие новости. С одной стороны, ушел Андрей, который был прекрасным музыкантом, с другой стороны, у нового гитариста много плюсов, поскольку мы прослушали достаточно большое количество народу. И я думаю, что Дима еще покажет себя, во всяком случае, писать новый альбом со свежими силами очень интересно. Новый альбом - первый, который мы пишем летом, хотя обычно мы записываемся зимой.
- Саунд у нового КРЕМАТОРИЯ стал заметно жестче.
- Немного. Как-то так нас кривая завела. Я не скажу, что наш новый альбом будет полностью панковым, но чуть-чуть припанкованным. Хотя это идет от души. Для группы, которая существует достаточно долго, найти нечто новое и не заниматься самоплагиатом гораздо сложнее, чем для начинающих команд. После выхода "Трех источников" мы сделали это достаточно быстро, видимо, этому поспособствовало огромное количество жизненных ситуаций. Например, наш последний тур, с которым мы объездили множество стран...
- А в страну Новосибирск так и не заехали...
- Но хотели. Понимаешь, между нами и нашими слушателями существует неприятный слой, который называется шоу-бизнесом или торговлей. То, что произошло с новосибирскими концертами - это беда. Если концерты отменяются, то все равно все шишки валятся на артистов. У нас точно такая же ситуация произошла в Нижнем Новгороде, только там это дошло до уголовного дела: люди продали билеты во Дворец спорта, потом скрылись с чемоданчиком денег, а нам звонят из милиции... Пришлось долго оправдываться, но позже нам все-таки нашли этого человека. И Нижний Новгород теперь долго будет находиться в отстое, еще несколько лет до тех пор, пока мы туда опять не приедем. А осенью мы, не приходя в сознание, продолжим наш тур уже с новым альбомом.
- Он будет записан на вашей студии "Smolnayа Records"?
- Нет. У нас наконец появился свой дом на Часовой улице в центре Москвы, всего в двух остановках от Тверской. Там находятся студия, музей, распивочная и закусочная.
- Неужели у КРЕМАТОРИЯ появился свой музей?
- Да. Там висят картины и подарки, сделанные нашими поклонниками. Там же и пишемся. Тур с новыми альбомом стартует 27 октября этого года и я надеюсь, что все-таки свадьба состоится с невестой и мы успеем доделать и выпустить его. Сейчас полным ходом идет работа. Правда, сейчас на нас столько всего навалилось. Я, например, параллельно работаю над музыкой к фильму.
- К какому, если не секрет?
- Это будет документальный фильм о России, о судьбах, о людях. Он достаточно глубокий по своему содержанию. Его снимает Стас Кучер, который работал в свое время на телевидении. Мне очень понравилась сама идея - показать, насколько ценна в России личность, в то время, как сейчас все нивелируется, загоняется в рамки.
- Опыт участия в саундтреке к фильму "Брат-2" оказался позитивным?
- Да, и очень пригодился. Еще мы выпускаем сборник всех наших клипов на DVD, в том числе тех, которые никогда и нигде не показывались.
- Только на DVD или будут видеокассеты?
- Пока только на DVD. К клипам будет дописана новая перемонтированная версия фильма "Тацу", который в свое время снимали англичане. Очень долго шли распри с авторскими правами на фильм, но совсем недавно их выкупил один мой приятель. Я думаю, что это будет тоже интересно нашим поклонникам. Еще скоро выйдет книга - полное собрание сочинений КРЕМАТОРИЯ.
- Ну наконец-то! Сколько можно издавать пиратские брошюрки, вроде "КРЕМАТОРИЙ: 30 песен". Вы с нее наверняка ни копейки не получили?
- С "Тридцати песен" - да. Но нас убедили, что можно бороться с пиратством. Вот недавно мы выиграли дело по поводу выпуска видеокассеты с нашими клипами в серии "Легенды русского рока". Помимо прочих групп, на кассете были и наши клипы, но никакого соглашения с нами заключено не было. Адвокаты выиграли дело: нам возместили моральный ущерб, плюс была отозвана вся контрафактная продукция, а это около 10 тысяч видеокассет.
- Неужели Moroz Records занимается подобными делами?
- Moroz Video. Есть там некий Михаил Оразов, шустрый такой мальчик.
- Что-то вам везет на "шустрых мальчиков". Один из таких "шустрых" в свое время "сделал" вам концерт в Новосибирске, который не состоялся.
- "Шустрые мальчики" - это настоящая беда!
- Армен, почему твоя прическа с каждым разом становится все меньше в объемах? Так, глядишь, скоро лысого Григоряна увидим!
- Нет, если бы ты посмотрел на меня с утра, ты бы так не думал. Просто на волосы нанесено обильное количество геля, чтобы прическа выглядела, как взрыв на макаронной фабрике. Небольшой такой взрыв.
- Последний номерной альбом КРЕМАТОРИЯ "Три источника" производит двоякое впечатление: с одной стороны, качество записи и звукорежиссерской работы выше всяких похвал, с другой - абсолютно не характерная для вас концептуальная незавершенность.
- Абсолютно с тобой согласен. Но, знаешь, для того, чтобы сделать "Три источника", нам понадобилось достаточно много времени. Во-первых, нужно было обдумать эту пластинку. Во-вторых, мы всего за три года смогли создать собственную студию, в которой мы уже не смотрим на часы и никому не платим, а спокойно делаем то, что хотим. Никакого сравнения со "Smolnaya Records", которая располагалась... у меня в квартире! Я не считаю, что три года - это большой срок для создания своей базы.
А общей концепции не было с самого начала, было просто некоторое количество песен.
- Как у ранних BEATLES: рок-н-ролл, медляк, два рок-н-ролла, медляк?
- Да, это не "Сержант Пеппер"! Но дело еще и в том, что все песни были записаны в разное время. "Африканку" мы закончили еще в 1997 году, а заглавную композицию - в 1999 году. Поэтому он и назван "Три источника". Куда может привести тунеядство и пьянство? Какая тут может быть концепция? Одна неразбериха!
- А вот три женских груди на обложке "Источников" - это действительно круто!
- Это все Вася (Василий Гаврилов - дизайнер практически всех обложек для альбомов КРЕМАТОРИЯ. - Прим. авт.). Правда, "Реквием" оформлял не он, но я думаю, что новый альбом тоже будет оформлен Васей. А может быть, мы привлечем к оформлению альбома несколько художников.
- Когда ты приезжал в Новосибирск в последний раз, то говорил, что собираешься издать альбом под названием "Реквием для всадника без головы". Альбом вышел только несколько месяцев назад...
- Я постарался сделать все, чтобы было понятно, с какой целью он был выпущен. Это все-таки альбом, который является предтечей КРЕМАТОРИЯ. Это тяжелый рок, который мы тогда писали, звучит "с большим приветом группе BLACK SABBATH". Оригинальная запись, к сожалению, была утеряна и нам пришлось восстанавливать ее по памяти. Наш "тогдашний" гитарист Женька "Джон" Хомяков вспомнил всю эту музыку. Написал ее, правда, я, но я же ее успешно и забыл. Благодаря Жене мы сделали этот альбом для того, чтобы у наших любителей была полная коллекция того, что мы писали в ХХ веке. Более того, многие наконец поняли, откуда растут ноги у КРЕМАТОРИЯ, а ноги растут именно оттуда. И несмотря на то, что это такой типичный и несколько стандартный тяжелый рок, но тем не менее, фирменные "крематорские" нотки в нем уже слышны. "Реквием" нельзя трактовать как новый альбом, потому что он полностью циничный и тексты у него соответствующие.
- Сборников у КРЕМАТОРИЯ было более, чем предостаточно. Зачем понадобилось выпускать на Real Records диск "Фан-Том", который даже оформлением (не говоря уже про содержание) похож на ваш "Двойной альбом" 1994 года?
- Сами мы сборники составляем редко. Обычно этим занимаются выпускающие лейблы. У Moroz Records выходила серия "Легенды русского рока" - пришлось выпускаться там. Real Records согласились, чтобы наши новые альбомы выходили у них, но попросили дать им на серию "Главные песни" сборник хитов КРЕМАТОРИЯ. Пришлось согласиться. Теперь у нас сборников столько же, сколько у ROLLING STONES, понимаешь? (Смеется.) Черт ногу сломит!
- Мало того, вы еще включаете в сборники одну-две вещи, которые потом не входят в альбомы. Приходится покупать...
- Да! (Смеется.) Мир наживы и чистогана! А если серьезно, то мы специально проводили голосование по содержанию диска на нашем сайте для того, чтобы получился настоящий "Фан-Том" для фанов. Хотя я полностью с тобой согласен, что выпускать его не стоило. Был нормальный "Двойной альбом", а следующий сборник с новыми песнями можно было бы выпустить через пару лет, к двадцатилетию группы.
- В текстах своих песен ты часто обращаешься к маме. Насколько я понимаю, у тебя с ней связаны сильные душевные переживания...
- Терять родителей сложно в любом возрасте. К сожалению, моя мама умерла в 57 лет, будучи красавицей. У нее было онкологическое заболевание. Знаешь, как говорил Эдгар По, если женщина умирает молодой, она умирает вдвойне. Я иногда пытаюсь пропустить через себя, понять, что же она чувствовала, зная, что скоро это произойдет. Мама в песнях - это разговор с родным человеком. Я очень любил своих родителей, они много для меня сделали, и я всегда буду помнить о них.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2001 год в рубрике музыкальная газета