Ялла
«Только артисты, прошедшие школу, имеют право появиться на сцене»


- Фаррух, в этом году вы были членом жюри конкурса молодых исполнителей на "Славянском базаре в Витебске". Как вам кажется, не превращается ли проведение этого конкурса в самоцель, действительно ли на нем "открывают" молодых, талантливых артистов? Надо ли вообще проводить такие конкурсы?
- Вы спросили, надо ли проводить конкурсы молодых исполнителей: еще как надо! В любом случае! Ну, конечно, может, конкурс молодых исполнителей на "Славянском базаре" не мирового или европейского масштаба, на нем к артистам не предъявляются очень высокие требования и так далее, но все равно... Любое состязание сразу выявляет таланты. Выходя на сцену, каждый показывает, на что он способен...
Хотя, знаете, я все равно считаю, что в любом конкурсе есть момент лотереи. Здесь совершенно неожиданные вещи могут происходить. Однако... тем не менее, конкурс - на то и есть конкурс: его нужно до конца выдержать и уповать на случай, на удачу, на счастливое стечение обстоятельств не стоит...
Что же касается конкурса на "Славянском базаре": я считаю, что он прошел... ну, может быть, по высоким требованиям, но... много талантливых, много интересных исполнителей на нем было, но я ожидал немного большего.
- Если сравнивать молодых исполнителей "Базара" даже с конкурсантами прошлогоднего фестиваля "Золотой шлягер", то первые сразу же выделятся более слабой подготовленностью. Возможно, они просто не достаточно серьезно отнеслись к этому конкурсу...
- Вот вы правильно сказали: "неподготовленные". Некоторые исполнители, готовясь к "Базару", как будто... не удосужились посоветоваться с кем-то, проконсультироваться. Произведения, которые они исполняли, были не конкурсными, а ведь подбор репертуара тоже определяет качество исполнителя, характеризует его вкус. Вот это была явно слабая сторона многих конкурсантов - репертуар. И действительно, вы правы, мне показалось, что на "Шлягере"... ярче исполнители были. К "Базару" можно было намного интереснее подготовиться. Но тем не менее... все равно конкурс был интересным, много неожиданностей было...
- Интересно, по каким критериям вы, как член жюри, оценивали конкурсантов?
- Ну, тут особого велосипеда выдумывать не надо. Конечно, учитывалась индивидуальность исполнителя - то есть его голос. Тембр голоса. Мастерство исполнения. Как Алла Борисовна говорит: "Можно быть вокалистом, но вот певцом может быть не каждый". И это действительно очень точно подмечено. Многие могут иметь голоса, но петь на сцене... - это особый дар.
Поэтому мы, оценивая конкурсантов, и учитывали такие параметры, как неповторимость голоса, репертуар и то, что, как мне кажется, не поставит ни один режиссер, - это, наверное, божий дар, - обаяние на сцене.
- Фаррух, как вам кажется, важным ли моментом было следование славянским традициям? В интервью нашему изданию канадский специалист по вокалу Жан Купер заметил, что множество славянских музыкантов, исполняя англоязычную музыку, лишь имитируют ее... А такой, псевдозападной, музыки на "Базаре" звучало очень много.
- Я позволю себе сказать, что Купер не прав. Мы, кстати, обсуждали эту проблему: каждый конкурс должен иметь свой девиз, свою тенденцию, и мне кажется, что "Славянский базар" именно и отличается тем, что имеет четкую направленность: он сохраняет славянские традиции. Славянская мелодика, задушевность - мне кажется, эти качества и были одним из критериев на фестивальном конкурсе.
Кстати, господину Куперу многие вещи на фестивале были непонятны, у нас даже были с ним споры на этот счет... Несмотря на большой опыт проведения конкурсов, фестивалей, Купер все равно какие-то нюансы, прелести "Славянского базара", как мне показалось, не до конца понял...
Хотя кое в чем я с ним соглашусь: некоторые конкурсанты брали за основу западную традицию, и они как бы оказались "мимо"...
- Вот это г-н Купер и имел в виду, когда рассуждал о фестивале. Кстати, говоря о традициях: как обстоят дела в Узбекистане? Уделяется ли внимание музыкальным традициям в вашей стране?
- Да, сейчас очень много об этом говорится, и наш президент уделяет этому вопросу большое внимание. В самом хорошем смысле этого слова - он ратует за возрождение национального эстрадного искусства. Потому что молодежь... Конечно, сейчас есть возможность получать очень много информации, и западной в том числе. Молодые люди увлекаются западными течениями в музыке, не задумываясь о том, что... это всего лишь мода, а любое музыкальное произведение становится ценным лишь тогда, когда оно основано на своей, самобытной культуре, на национальных традициях. Тогда оно становится ценным.
И поэтому сейчас в Узбекистане идет много разговоров, движений, чтобы обеспечить расцвет и возрождение национального эстрадного искусства.
- Это происходит на уровне государства?
- Да. И, конечно, проводится очень много мероприятий с этой целью.
Кстати, еще есть такой момент: в последнее время очень стерлась граница между самодеятельным и профессиональным искусством. К сожалению. И поэтому какие-то мероприятия нужно проводить и по этому поводу. Не то, что контролировать искусство, но все же...
- Вы считаете целесообразным установление государственного контроля за музыкальной индустрией?
- Нет, государство не то, что контролирует музыку...
- Оно способствует ее развитию?
- Да, конечно! Способствует, и у нас есть такое выражение... как бы его перевести на русский... "развивать, советуя". Когда состоявшиеся, более опытные артисты не контролируют, а вот как бы находятся в центре музыкального движения - в качестве совещательного такого органа. Поэтому, кстати, у нас и был организован Совет эстрадного искусства.
- Вы являетесь его членом?
- Да. Поэтому... если мы, артисты, набрали какой-то опыт, какое-то мастерство, то далее мы обязаны действовать по принципу "делиться с молодыми". Не контролировать их - ни в коем случае. Лишь советовать. А потом... Что касается музыкальной индустрии: не мешало бы решить и некоторые организационные проблемы. Например, проблему защиты авторских прав. Лицензирования звуконосителей... Вот все это надо приводить в порядок, и в этом смысле, как мне кажется, контроль государства просто необходим.
- Насколько молодым исполнителям сейчас стало легче попасть на эстраду? Этот путь упростился?
- Нет, не то, что упростился. Есть такая узбекская пословица... сейчас попытаюсь передать вам ее смысл: если есть талант, он обязательно выявится. Несмотря ни на что. Хотя, я считаю, государство должно помогать проявиться этим талантам - потому что ведь не каждый начинающий артист имеет возможность пробиться самостоятельно.
С другой же стороны, я, например, всегда "за" школу. Есть такое неправильное понятие в эстрадном искусстве, что здесь допускается дилетантизм. С чем я категорически не согласен. Там, как и в любом искусстве, нужна школа. Школа крепкая. И только артисты, прошедшие ее, имеют право на сцену.
- То есть артист обязан иметь высшее образование.
- Конечно! Чем серьезнее образование, тем лучше. Естественно, если оно добавляется к таланту. А такая тенденция, что - "а, талантлив, там, пару аккордов на гитаре играю и считаю, что это дает мне право выходить на священную (а для меня это священная) сцену"... Я считаю, что это неправильно. Ну, можно ли представить себе балерину, не простоявшую 10-15 лет у станка, - она никогда не выйдет на сцену! Во-первых, ей просто не позволят. А если и позволят, то ее "движения" не будут искусством. Или взять художников, которые не прошли эту школу: не отрисовали натюрморты, этюды, эскизы, рисунки... Ну как он может стать настоящим творцом?
- Но все же существуют какие-то непрофессиональные коллективы в Узбекистане? То есть молодые группы - они могут где-то играть? Ведь только на сцене они могут почувствовать, их ли это призвание - музыка...
- Конечно! Я тоже за то, чтобы молодые играли. Любое молодое начинание, пока, как говорится, в эти "дебри творчества" не попадет, пока не побывает на сцене, конечно, не сможет определиться - призвание ли это... Но все это может существовать как эксперимент, как ученический процесс...
Понимаете, раньше творчество такого рода групп очень просто называлось: самодеятельное искусство. А теперь зачастую под предлогом имиджа, стиля, образа или еще чего-то - особенно имиджа - эта самодеятельность стала называться "профессиональным искусством"... Я думаю, это немного ошибочно. Наверное, я немного архаик - но в данном случае я выступаю за традиционно классический этап развития: любой артист должен получить право на сцену.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета