Эхо Века Глэм-рок по-белорусски
Волею судеб я, еще в бытность организатора рок-объединения "Jam Session" (попутно: эх, хороша же была задумка, блин...), познакомился с одной очень примечательной группой из поселка "Дружный", уже первая беседа с представителями которой произвела на меня неизгладимое впечатление - хлопцы играют глэм-рок, чего я до того момента в Беларуси не слышал. Естественно, что после всех тех баталий и разборок в ДК МТЗ, связи с командами стали несколько теряться. Однако, ЭХО ВЕКА во главе с их руководителем Денисом Кобяковым, более известным как Den, все-таки сохранили дружеские отношения с "джемсейшенцовцами", а с некоторых пор даже наметились взаимовыгодные сотрудничества по другим направлениям. А проведенный в мае "Рок-фест" (где Den являлся организатором), несмотря ни на что, окончательно укрепил меня в мысли о том, что пути ЭХО ВЕКА уже окончательно и бесповоротно связаны с организаторским коллективом "Jam Session", группами ТОЛЕДО и CAMOUFLAGE, некогда это рок-объединение, собственно и составлявшие. В общем, будем дружить семьями. Минск - Дружный братья форева. О группе ЭХО ВЕКА, о рок-фестивале в Дружном, о белорусской рок-музыке и будет идти речь в этом интервью.
Участвуют:
Шавель Сергей (вокал);
Кобяков Денис "Den" (бэк-вокал);
Манюк Дмитрий (соло-гитара);
Курьянович Юрий (ритм-гитара);
Кобяков Илья (бас-гитара);
Ермоленко Евгений (ударные).
- Итак, приступим. И начнем с истории вашей - как все начиналось и сколько вам вообще уже лет, господа...
D.: Гм, семь месяцев...
- Так, а когда было первое выступление?
D.: Первое выступление самих ребят, без моего непосредственного участия, но под руководством, было в середине января этого года в их родной школе на конкурсе "Зажги свою звезду", где они получили свою первую награду - грамоту "За шарм".
- Эта грамота, в принципе, вам что-то дала?
Ш.С.: Да. Нас администрация школы пригласила выступить на районном смотре.
- Сколько же у вас выступлений на данный момент?
D.: Шесть.
- Какой концерт вы выделите особо?
D.: "Рок-фест", это самое лучшее, в смысле, крупное мероприятие. Был еще сольный концерт, но это, конечно, не такой уровень, как фестиваль.
- В каком ключе вы играете, какой, как говорится, стиль музыки исповедуете?
Ш.С.: Глэм-рок.
- Так, а какие в группе музыкальные предпочтения?
D.: Ну, мое музыкальное предпочтение (не дай Бог только, чтобы его связали с работой команды) - это группа QUEEN. Они были одной, да и, пожалуй, самой сильной группой, исполняющей глэм-рок. Хотя я слушаю довольно-таки разноплановую музыку: люблю классику, электронную классику, ENIGMA скажем.
- А остальные музыканты поддерживают твои вкусы?
D.: Нет. У каждого свой выбор.
Ш.С.: Я, например, предпочитаю более тяжелую музыку: NIRVANA, ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ... Заводную, в общем, под которую можно оторваться.
М.Д.:: Я предпочитаю хард-рок - SCORPIONS, ну, NIRVANA тоже иногда. На NIRVANA просто все выросли, наверное. Ну, кроме Den'a - он рос на QUEEN.
К.И.: Русский рок... а потом NIRVANA, так... METALLICA.
Е.Е.: DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN.
К.Ю.: Я тоже слушаю NIRVANA, ГРОБ, раньше от СЕКТОРА ГАЗА тащился.
- Интересно получается - слушают все NIRVANA, ГРОБ, а играют глэм-рок.
D.: А разве это как-то противоречит? Хотя я могу немного пояснить. Когда я пришел и действительно стал заниматься этой группой... так, тут лучше немного вернуться назад и рассказать, как все было. Вообще я был с ЭХО ВЕКА с самого начала, но перед тем, как появиться самому, я дал ребятам две недельки на то, чтобы они собрались, порепетировали, сыгрались то есть, может быть, что-то даже придумали - в общем, разобрались что к чему, а я уже потом подошел посмотреть, заниматься ими или нет. А почему глэм... ну просто все музыкальные темы проходят через меня и я их корректирую, ну и получается где-то то, что сейчас и играем.
- А до тебя что они играли?
D.: Ну, они были просто в разных проектах...
Ш.С.: Да сейчас аппаратура не позволяет выжимать то, что хочется, да и сам глэм - это очень разноплановый стиль, где взят за основу рок, а потом на него можно положить любую вещь, будь то опера, хард, блюз...
- А если вам сейчас дадут хорошие инструменты и аппаратуру, будете ли вы играть, скажем, тяжелую музыку?
Ш.С.: Безусловно, будем. Да у нас и сейчас есть тяжелые вещицы, и они не выпадают из общей картины...
- Так, Den, скажи вообще пару слов о себе, кто ты есть, как ты попал в эту команду, и свои регалии давай на полстраницы (дружный хохот музыкантов. - Прим. авт.)! Короче, кто ты есть по жизни?
D.:: Я еще со школьных лет участвовал в самодеятельности, потом был конферансье, потом попробовал себя в роли гримера, увлекался какое-то время боди-артом, после в училище был опыт режиссера-постановщика командного выступления на международном фестивале студентов медиков. А вообще-то я учился в музыкальной школе, куда попал после моих первых вокальных экспериментов. Вообще вокальные данные были у меня всегда (ой-ой-ой, какие мы скромные. - Прим. авт.). Самый первый раз, когда я обратил на этот факт внимание, это было в детском саду (мне было четыре года), и преподаватель пения была очень удивлена теми руладами и трелями, которые я стал выводить, когда уже устал от этого постоянного хорового пения. Ну, и когда я в один момент обратил внимание на то, что вязну в повседневной рутине, я сказал своему брату (Илье Кобякову, бас-гитаристу ЭХО ВЕКА. - Прим. авт.): "Давай создадим группу..."; на что тот ответил, что знает людей, с которыми можно созвониться. Я перед ним поставил телефон и сказал: "Звони". Потом, уже недели через полторы он мне сообщил, что есть такой-то состав. На что я ответил: вот вам две недели для репетиций, а я приду послушаю и решу, буду заниматься вами или нет.
- И как первая репетиция с тобой? Интересно было?
D.: Я пришел тогда просто послушать, на моем лице тогда была маска типа "ну ладно, посмотрим". А они были жутко смущены (смех всей команды. - Прим. авт.) и все красные. Я держал вид безразличия и внимательно слушал. Но меня вычислил мой брат, просто в один из моментов я стал отстукивать ритм ногой. Ну а потом, когда они отыграли все темы, я спросил: "Это все?". И он таким испуганным голосом ответил: "Все...". Поговорив еще, я сообщил ребятам, что займусь ими.
- А те старые темы вы еще играете?
М.Д.: Да, но не все. Многие мы даже уже переиграли за этот короткий промежуток времени.
D.: Действительно, ребята сами почувствовали... Я не настаивал, там "то выкинуть", "это оставить", просто сами взрослеют и чувствуют.
- У вас в группе демократия или ты, Den, тут самый главный? (смеются. - прим. авт.)
D.: Сейчас скажу как это называется - конституционная монархия, во!
- Ну вот, допустим, кто-то из вас пришел со сногсшибательной идеей, типа: "давайте на мой ритм что-либо придумаем...".
М.Д.: Поддержим.
Ш.С.: Все начинаем помогать.
К.Ю.: Все сразу же начинают этим заниматься. Так, кстати у нас и появилось несколько интересных мелодий.
Ш.С.: Вот ты, к примеру, сидишь, и тебе что-то в голову стукнуло, начинаешь играть, а все постепенно подключаются, и слова начинают придумываться.
К.Ю.: Но самое интересное, что самые лучшие темы получались, когда каждый садился не за свой инструмент. Вокал - на ударные, соло - на бас, ритм - на соло...
- Почему ЭХО ВЕКА, почему такое название?
К.И.: Ну мы с Димой (соло-гитарист ЭХО ВКЕКА. - Прим. авт.) листали текст, Дима сказал одно слово "эхо", а я прочел до конца и произнес последнее "века". А они (музыканты. - Прим. авт.) все стали кричать, что это классно.
М.Д.: Это в моей песне была строчка, "Эхо предыдущего века"...
D.: Почему именно я так ухватился за идею этого названия. Потому, что рок-музыка призвана отображать реалии этого мира, немного в другом свете, через свою призму. И так получилось, что мы выросли в предыдущем веке, и будем отображать следующий век, а сама группа фактически родилась на стыке... Так что вполне может быть - ЭХО ВЕКА, действительно эхо, отображается то, что отражается в людских душах, в людских сердцах, как оно выглядит.
- А теперь о "грустном". Как у вас с планами записать какой-либо материал, альбом то бишь, или демо-запись. Есть ли у вас вообще место для репетиций?
D.: В гараже репетируем.
- Снимаете гараж?
М.Д.: Нет, мы репетируем в моем гараже.
- Вы вообще думаете перебираться в Минск? В плане выступлений?
Ш.С.: Собственно говоря, да.
- А какой клуб может вас принять? Я не иронизирую, просто, как вам это видится?
К.И.: С какой-либо мало-мальски нормальной аппаратурой... для начинающих это было бы очень хорошо.
D.: Клуб?.. Да, в Минске были клубы, но сейчас, как вы знаете, молодыми командами никто не хочет заниматься: "Зачем заниматься с молодыми, когда есть те, на ком можно сделать деньги?".
- Вас вообще хорошо воспринимает аудитория?
Ш.С.: Всякое было. В целом нормально, но был случай, когда весь зал был засажен солдатами и им было совершенно все равно. Но когда был сольный концерт, то на нем присутствовала не только молодежь, и не только родители были, а были люди, ну если примерно вспомнить, то от 10 до 45 лет и даже старше. Это говорит о многом.
Е.Е.: Я, собственно прямой свидетель того, что эту группу воспринимают очень хорошо. Я на тот момент был рядовым фанатом. Я находился в зале и смотрел на них жадными глазами.
- Я просто к чему веду, если вы будете пытаться попасть в Минск... (это из собственного опыта), то у нас тут - только то вечно живой панк, то медленно отмирающий грандж, то ультрамодный хардкор, а у вас глэм-рок?..
D.: Все же я думаю, что нас примут. Достаточно в Минске людей, любящих не только тяжелую музыку, но и мелодичную. А глэм, как мы уже и говорили, многоплановый... Да и возрастной уровень сказывается: молодежи нравится что потяжелее, тот, кто постарше, слушает что-нибудь помелодичнее. Так что надо показать себя с разных сторон. Думаю, примут.
К.З.: Доказательство - "Рок-фест". На нем люди все-таки проснулись.
- Для вас ЭХО ВЕКА - это первый проект, или вы уже раньше где-то играли?
Е.Е.: Раньше играли, да. До ЭХО ВЕКА я был в четырех проектах.
- Ты в группе человек новый, как ты попал вообще в ЭХО ВЕКА?
Е.Е.: Ну, прошлый барабанщик ушел, и Den в этот же день предложил войти в их команду.
D.: Почему выбор пал на него? Да потому, что он раньше предлагал уже свою помощь команде как второй бас (для выступления и так далее). Да и я слышал, что в каком-то проекте он был ударником, поэтому я подумал и предложил ему...
- Собираетесь ли вы искать какого-либо спонсора, продюсера?..
D.: Наверное, пока нет. В смысле, продюсера, а вот спонсора, пожалуй. Лучше мецената!
- Деньги?..
D.: Это всегда было актуальной темой. Есть у меня знакомые, которые, мы надеемся, нам помогут. Не без этого. Может в будущем, когда мы действительно из себя что-то реально будем представлять, тогда, да. А так, что я могу заранее сказать? Кто сейчас нами займется? Кто-нибудь только возьмет и скажет: "Классные ребята, все, идемте с нами и... ничего".
- Вот подойдите к, скажем, "Рок-лиге" и т. д. и т. п...
D.: Я вообще привык в жизни пробиваться сам, и раз уж я сам взялся за ребят, то надо продолжать. Если же я буду чувствовать, что я не справляюсь или они сами скажут мне об этом, тогда будем искать кого-то. А пока, по-моему, ребята довольны моей работой.
- Какая у тебя работа в группе? Бэк-вокал, тексты...
D.: Ну, в плане работы и выступлений... Вообще началось это с того, что я помогал Сергею (лидер-вокалист команды. - Прим. авт.). Часто объяснял, как правильно спеть ту или иную партию. Показывал, часто пел вместе с ним, иногда прикалывался, и из-за этого появлялось очень много идей. Но о том, чтобы выступать я и не думал, пока мне ребята мне не сказали, что не выйдут на сцену без меня.
- Какие белорусские группы вам нравятся?
Е.Е.: N.R.M., КРАМА.
Ш.С. и К.Ю.: НЕЙРО ДЮБЕЛЬ.
К.И.: Мне нравятся российские.
D.: КРАМА, но не сказать чтобы очень, так... Я вообще-то больше слушаю англоязычные группы, меня, кстати, спрашивали, не желаем ли мы работать в англоязычном формате, или там на белорусском языке. Ну, белорусскоязычные песни у нас есть. Это очень интересно, и белорусский язык довольно мелодичный, а вот английский... просто вот что - везде считается аксиомой то, что рок воспринимается только на английском. Почему?! Чушь! Вот к примеру, тот же RAMMSTEIN, поют на немецком. Пусть это жестковато (немецкий очень жесткий язык вообще), но это уже оценили и приняли как должное. Так почему русскоязычный рок не может претендовать на то же место? Я не знаю, пускай это звучит пафосно, но я хочу, по мере возможностей и сил, доказать, что русскоязычный рок тоже может восприниматься на мировом уровне.
- Какие у вас планы на будущее?
D.: Ну, сейчас летняя передышка, так сказать. Из-за того, что у каждого много своих дел. Кто поступает, кто уезжает помогать в деревне... кто куда. А в начале осени мы планируем провести концерт.
- Вопрос к тебе как организатору: как ты оцениваешь "Рок-фест"?
D.: Задумка была неплохая и солидная, но в плане осуществления очень тяжелая, потому что "Рок-фест" не окупился, да и это довольно-таки тяжело - выбивать какие-то средства. Хоть я и являлся организатором, но столкнулся с этим постольку-постольку, потому что я занимался технической частью: провел репетицию, достал немного информационной литературы, календари, провел анкетирование... самое трудное досталось Ольге Голубович (со-организатор фестиваля. - Прим. авт.). Ольга обходила множество приемных, где любят посылать, аккуратно, вежливо, но посылать. То есть по сути все на ее плечах - все договоры, разрешения, финансирование. Хотя я недавно с некоторыми людьми разговаривал, и вполне возможно, что у "Рок-феста" будет спонсор, но это пока все очень туманно. А было бы очень и очень неплохо для самих же молодых групп (потому что это делалось в первую очередь для них), чтобы фестиваль жил, чтобы он остался хотя бы районного масштаба. Но если учесть, что к нам приезжали ребята из Молодечно, да и СТАЛIЦА (а их не назовешь районной группой), то может этот "Рок-фест" дорастет и до общебелорусских масштабов.
- Амбиции, амбиции... Каким вы видите будущее белорусского рок-н-ролла? Куда пойдет этот рок в дальнейшем?
К.Ю.: Наверное... ну, он как-то у нас в Беларуси умирает, многие музыканты уезжают в Россию, там более благоприятная почва, а оттуда возвращаются уже более-менее знаменитыми.
- Ты имеешь ввиду ЛЕПРИКОНСОВ, ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ?
К.Ю.: Угу. А у нас рок умирает.
- Ну, вообще-то, рок у нас умирал и в 70-х, 80-х и 90-х...
D.: По-моему, он сейчас находится в состоянии комы.
- Вероятно, это просто его нормальное состояние...
Ш.С.: Чтобы выйти из этого состояния, недостаточно желания музыкантов и организаторов-энтузиастов. Нужно, чтобы на это обратили внимания сидящие в "верхах". А им это, по-моему, параллельно. Поэтому музыканты и убегают отсюда.
- Как вы, братья музыканты, смотрите на идею сольных проектов? Собирается ли кто-либо из вас заниматься сайд-проектами?
Ш.З.: Да, я, например, хочу с Юрой (ритм-гитарист группы. - Прим. авт.) сделать еще что-либо. Да, и хочу заняться своим двоюродным братом - он посмотрел на меня, и сам "загорелся".
Е.Е.: Я участвую на данным момент в еще нескольких проектах, а как говорил Den, что он хочет взять еще одну группу себе в нагрузку, чтобы помочь развиться, так я тоже постепенно подготавливаю почву.
D.: Вообще есть у меня несколько идей, да и меня лично приглашали для участия в нескольких проектах, но это попозже, пока ЭХО ВЕКА главное. Вот так.
Пиво у нас закончилось, но тем для беседы еще предостаточно, благо группа не собирается останавливаться на достигнутом, впрочем, как и сам г-н Den. Остается сказать только следующее - ЭХО ВЕКА в массы! Ударим белорусским глэм-роком по бездорожью и разгильдяйству! А если серьезнее, да пребудет с нами эхо века...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2001 год в рубрике музыкальная газета