Xabec звуковой эксперимент
Место дислокации: Хамельн, Германия.
Состав: Manuel G. Richter.
Релизы: МС "Klange [M]einer Zeit", LP "Schneegarten" (1999, Hands Productions), 3 трека на компиляции "2000 Hands" (2000, Hands Productions), CD "Seelenschiff" (2001, Hands Productions) + несколько коллаборационных CDR-релизов на лейбле [VerjochtComm].
Стиль: экспериментальный эмбиент, минималистские звуковые ландшафты.
Используемые звуки и оборудование: самодельные акустические инструменты, камни, фильтры, вокодер, системы аналоговых модуляций, аналоговые и цифровые синтезаторы, сэмплеры, компьютер, звуки природы, натурная запись, различные электронные приборы.
Биографическая справка: Manuel G. Richter родился в 1974 году в Мюльхейме, Германия в семье музыкантов Helga и Gerd Richter. Его детство прошло около Ганновера, в небольшой деревушке, окруженной красивыми природными ландшафтами с множеством диких зверей и домашних животных. Природа, равнины и леса, тишина и одиночество по-прежнему оказывают большое влияние на музыку немца. В 10 лет он начал осваивать барабанную установку и последующие восемь лет оттачивал свое мастерство в составе различных поп- и рок-банд, но дольше всего задержался в классическом перкуссионном ансамбле. И сегодня Manuel является ударником в нескольких проектах, а также учит других людей игре на барабанах. В 1989 году он приступил к исследованию мира электронных звуков посредством синтезатора "Yamaha DX 11", мощного процессора, компьютера, четырехдорожечного отцовского магнитофона, одного микрофона и чуть позже "Atari 520 ST". Спустя несколько лет он купил новое оборудование, потом еще и так далее, в общем, начал обустраивать собственную студию. Его первыми электронными проектами стали MORTAL JESUS и DEADFUCKERS FROM SPACE. Параллельно игре на барабанах, он интегрировал электронные звуки в звучание своей группы ONE STEP DIVINE (просуществовала с 1990 по 1998 год и выпустила CD "Eyecolated", CDR "Last Inferno"), которое представляло собой очень интенсивный гитарный нойзкор/шогейзер. На саунд проекта оказали влияние такие коллективы, как NEUROSIS, GOD MACHINE и KONG. В 1997 году произошли изменения в личной жизни Manuel и он увлекся совершенно новыми стилями музыки. Первым делом он продал большую часть своей аппаратуры и решил делать более личную и глубокую музыку. Так родился проект XABEC, стиль которого постепенно утрачивал всякую связь с традиционными песенными структурами и привычными звуками популярной музыки (басами и барабанными звуками, мелодизмом и т. д.). Первая кассета "Klange [M]einer Zeit" (1998, 100 экз.) была издана на собственном микролейбле/mailorder-компании ([VerkochtComm], в каталоге около 50 наименований экспериментальных релизов) и получила теплый прием на европейской андерграундной сцене. Следующим релизом проекта стал винил "Schneegarten" (1999, 500 экз.), изданный на дортмундском лейбле Hands Productions. Небольшого тиража оказалось достаточно, чтобы получить известность на интернациональной электронной сцене. Весной текущего года наш герой закончил учебу в университете и получил диплом музыкального терапевта и теперь он применяет свои навыки на практике. Последним же релизом XABEC стал CD "Seelenschiff" (Корабль Душ), выпущенный в апреле 2001 года на Hands. Об этой работе я и поведу речь ниже.
Музыка: Музыка XABEC - это чистый звуковой эксперимент, базирующийся на очень спокойной, внимательной к деталям электроакустике, необычных сэмплах и хрупких минималистских саунд-коллажах, далеких от техноидных ритмов и шумных извержений. Даже странно, что такой диск был издан на лейбле Hands, хорошо известном своими жесткими и ритмическими релизами. Manuel обычно исполняет свои мягкие композиции (в сопровождении видеоряда) в небольших клубах с релаксационной атмосферой. От слушателей требуется повышенное внимание, открытость новым идеям и полная фокусировка на саунде - только в этом случае они смогут оценить звуковое богатство и глубину работы XABEC. Абстрактные пространственные звуки, деликатные и мелодичные эмбиентные зарисовки, субтильные пульсации и миниатюрные нойзы очень комфортно чувствуют себя на альбоме "Seelenschiff". У треков нет четкой структуры, и в каждой из восьми композиций используются разные источники звуков. Однако у работы очень четко выдержана общая атмосфера и чувствуется, что они создавались в импровизационной манере. Так, например, номер "Sonar" строится на одном ритме, одном сферическом звуке и радиосэмплах, записанных в горах. Эта композиция по замыслу музыканта должна передавать тишину, чистоту и спокойствие гор. А трек "Pumpenwasser" - это уникальный акустический перфоманс, идею которого "подбросила" испорченная система водоснабжения. Немец записал в усиленном режиме тишину между капающими пульсациями, при этом уменьшив и приглушив звуки самих капель. Получилось очень интересно. Композиция "Hulle" являет собой короткий коллаж из звуков, издаваемых оберточными материалами, сделанными из пластика и алюминиевой фольги. Трек "Connected" запечатлел нойзовый фон от автомобильной пробки, образовавшейся на подъезде к Дюссельдорфу (здесь также слышны крики петухов). Более насыщенной в звуковом плане кажется вещь "Der Riss", в которой задействованы самодельные инструменты, виниловые скрэтчи и синтезаторы. Думаю, что поклонники умной и нешумной, безбитовой экспериментальной музыки найдут последний альбом XABEC очень любопытным. Моя оценка CD "Seelenschiff" - 9 баллов.
Далее я предлагаю вашему вниманию эксклюзивное интервью с Manuel G. Richter.
vAlien: Почему вы решили делать экспериментальную электроакустическую музыку?
Manuel: Я начал писать музыку в 10 лет, изучал игру на барабанах и до сих пор являюсь действующим ударником в нескольких проектах. В 15 лет я начал создавать электронную музыку. Большое влияние на меня тогда оказали DEPECHE MODE, FRONT 242 (которые сегодня играют полное дерьмо!), EINSTURZENDE NEUBAUTEN, LEGENDARY PINK DOTS... В течение многих лет я стучал на барабанах, пел и сэмплировал звуки в группах, некоторые из которых имели неплохие перспективы. Но мне всегда чего-то не хватало. С самого начала я писал экспериментальные треки для себя, но никогда не издавал их. Затем я встретил человека, который показал мне, что музыка необязательно должна иметь структуру. Я поверил в свои силы и решил выпустить свои странные записи. Реакция на них была великолепной! Сегодня я получаю много различных откликов от людей - кажется, что они действительно получают что-то от моей музыки. В рамках XABEC я не пытаюсь ничего выдумывать, а просто позволяю звукам течь своим чередом. Звуки двигают мной. Когда они заполняют собой пространство, свободно перемещаются и не облечены в форму, то они аутентичны, интенсивны и люди чувствуют это. Я надеюсь, что мои записи звучат хорошо.
v: Ваша музыка - это чистая импровизация или прежде чем записать трек, вы проделываете большую подготовительную работу, ищите интересные звуки и нойзы?
M: По-разному, но в начале процесса обычно преобладает импровизация. Я делаю аранжировки этих импровизированных джемов и звуков, соединяю их вместе. Иногда на это уходит несколько месяцев. При этом материал может долго лежать нетронутым. Я пишу только в те дни, когда меня посещает вдохновение. Я не пытаюсь форсировать события. Есть периоды, когда я только коллекционирую звуки, записываю атмосферы... но ничего из них не собираю. Это также музыкально-психические процессы, имеющие свои темы. Вместе с тем, большинство моих треков является реальными композициями, которые я могу неоднократно воспроизвести затем на сцене.
v: Откуда взялось название XABEC?
M: Я не знаю настоящего значения этого слова (надеюсь, оно не означает ничего плохого). Но мне оно понравилось. Попробуйте напечатать слово "Xabec" в какой-нибудь поисковой Интернет-системе, и вы узнаете, откуда взялось название моей группы!
v: В каких ситуациях/местах лучше всего слушать музыку XABEC?
M: Для каждого человека это может быть разное место. И каждый будет испытывать свои ощущения, рисовать свои картины во время прослушивания музыки. Но прежде чем издавать свои треки, я всегда прослушиваю их в хороших наушниках, гуляя в одиночестве по лесам и пустынным ландшафтам. Для меня лучшие места для прослушивания моей музыки - это природа и хорошая стереосистема дома. Если я выступаю живьем, то особенно люблю маленькие клубы с креслами для посетителей. В таких местах должна существовать только музыка, больше ничего, и она должна быть не слишком громкой. Тогда все будет просто идеально.
v: Каким творчеством вы занимаетесь помимо музыки?
M: Ох, я не уверен... х-ммм, я часто трачу время на пустяки, думаю о полезных вещах и о том, как я могу их улучшить, о саунд-инсталяциях и т. д., но в данный момент исключительно ради собственного удовольствия. Однако очень многие из моих идей еще не реализованы! На это потребуется много лет. Меня интересует так много вещей. Но у меня есть время... целая жизнь впереди. Мне также нравится моя работа в качестве музыкального терапевта. Я работаю с детьми, со взрослыми и инвалидами. Когда вы работаете с эмоциями, чувствами и памятью, то можно быть очень творческим. Я использую много музыкальных и немузыкальных методик при личных контактах с людьми. Это очень интересно. Можно открыть много нового внутри себя. И эти вещи так обогащают жизнь! Просто всегда будьте внимательны. Позвольте себе раствориться в собственном творческом процессе и вы почувствуете себя живым! Недавно я увлекся экспериментальными танцевальными импровизациями. Это великолепное самовыражение. Оно более физичное, нежели создание электронной музыки. И мне нравится общаться с людьми в танце, говорить на языке тел. Возможно, в будущем я разовью это в некий перфоманс.
v: Какая музыка вам нравится или вдохновляет вас?
M: На самом деле открыт всем стилям. Я не хочу зацикливаться на каком-то одном направлении. Ведь вокруг так много хороших музыкантов и артистов. Джаз, хардкор, нойз, метал, электро, поп, классика, экспериментал...
v: Какая реакция людей на альбом XABEC полностью удовлетворит вас?
M: Мне нравится конструктивная критика. Не проблема, если критик жесток, когда он делает замечания по существу. Имея честную критику, вы можете расти как музыкант. Обратная связь важна для развития. Меня очень интересует то, какие эмоции у людей вызывает моя музыка. Таким образом я могу проверить трансферные способности музыки, увидеть себя в другой перспективе. Но для этого нужны внимательные слушатели и хорошие критики. Кстати, одним из лучших критиков является Udo с лейбла Hands...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2001 год в рубрике музыкальная газета