Malmsteen, Yngwie
Гитарный гений из Стокгольма

Музыка Ингви Мальмстина - это Торнадо - вихрь эмоций, сметающий все на своем пути... Некоторые мои знакомые, поклонники рока конца 60-х - начала 70-х, скверно отзываются о творчестве этого великолепного музыканта, считая его "всего лишь "учеником" Блэкмора и Хендрикса".
Действительно, и Джими, и Ритчи оказали огромное влияние на музыкальное развитие Ингви (как и на многих рокеров 80-х, да и 90-х), впрочем, так же, как и классические шедевры Бетховена, Баха, Моцарта... К сожалению, далеко не многим современным гитаристам удалось последовать за маэстро Блэкмором и гармонично совместить в своей музыке рок и классику. А Мальмстин смог. Причем очень виртуозно и... быстро.
Далее, я приведу биографию Ингви, которая, как и его музыка, наполнена энергией и жизненной силой.
Ларс Иоганн Ингви Лэнербэк (Lars Johann Yngwie Lannerback) появился на свет в Стокгольме в последний день июня 1963 года. Брак между отцом - армейским капитаном и матерью - женщиной с артистичной и непокорной душой, закончился разводом, вскоре после рождения Ингви, самого младшего ребенка в семье, которая состояла (кроме родителей) из сестры Анны-Луизы и брата Бьерна. Ингви (как сказала ему мать, названный так в честь ее бывшего бойфренда) рос диким и непослушным, восхищаясь "всем, что содержало в себе много насилия".
Первые уроки игры на фортепиано и трубе не имели у мальчика особого успеха, а акустическая гитара, которую подарила мать, когда Ингви исполнилось пять лет, висела нетронутой на стене. Так продолжалось до 18 сентября 1970 года. В тот день Ингви увидел по телевизору экстренный выпуск, посвященный смерти Джими Хендрикса. Это событие глобально повлияло на дальнейшую судьбу парня. Семилетний Ингви с трепетом наблюдал, как гитара Хендрикса "разговаривала" с аудиторией, а в конце выступления была разбита и принесена в жертву огню...
В день, когда умер Джими Хендрикс "родился" гитарист Ингви.
Сначала, это юное дарование упражнялось на старенькой гитаре "Mosrite", затем на дешевом "Stratocaster", одновременно погружаясь в музыку таких групп, как DEEP PURPLE и JIMI HENDRIX EXPERIENCE... Юный гений проводил долгие часы в попытках раскрытия секретов любимой музыки и своей гитары. Его восхищение виртуозной игрой Ритчи Блэкмора, в технике которого проявлялись классические веяния, не без помощи сестры привело Ингви к их первоисточнику: произведениям Баха, Вивальди, Бетховена и Моцарта. Мальчик впитывал в себя классические структуры композиторов прошлого.
Постепенно у Ингви начал приобретать форму его потрясающий стиль. Он продолжал играть помногу часов в день, часто засыпая с гитарой в руках. Его настойчивость не пропала даром: мастерство овладения инструментом у Ингви все больше прогрессировало. Связь между формальными структурами классической музыки и ярким исполнением Хендрикса была налажена произведениями другого виртуоза девятнадцатого столетия - Никколо Паганини. Наблюдая по телевизору за выступлением русского скрипача Гедеона Кремера, исполнявшего "24 каприс" Паганини, Ингви наконец понял, как соединить любовь к классической музыке со своими навыками игры на гитаре и сценичной харизмой.
В десять лет, Ингви взял девичью фамилию матери Мальмстин, направив всю свою энергию в музыку. Это обстоятельство в значительной степени ухудшило его успехи в учебе.
В школе Ингви был частым нарушителем порядка, провоцируя драки с людьми, "которые вели себя глупо", и преуспевал только в двух интересующих его предметах: английском и рисовании. Его мать, распознавшая музыкальную одаренность сына, разрешала Ингви оставаться дома с его любимыми пластинками и гитарой.
Когда подростку исполнилось пятнадцать, стало абсолютно понятно, что школа - это не место для Мальмстина, и он навсегда покинул ее. Затем Ингви на какое-то время устроился работать в гитарную мастерскую как мастер по ремонту лютни, используя все свои навыки в области деревообработки.
Примерно в тот же период, он начал играть со многими группами, основная концепция которых формировалась вокруг его "взрывного" стиля. Длинными инструментальными исследованиями ребята испытывали слух и терпение шведской публики, в те времена больше тяготеющей к поп-гимнам ABBA.
В восемнадцать, Мальмстина призвали в армию. На основании проведенных тестов из юноши должен был получиться будущий офицер (у парня оказался большой коэффициент умственного развития). Поскольку Ингви не очень хотелось тратить свое драгоценное время на пребывание в рядах вооруженных сил, он притворялся сумасшедшим как мог, а именно: приставлял пистолет к виску и клялся, что лучше сдохнет, чем будет служить в армии. В результате, убежденные уверениями Мальмстина военные, отослали его восвояси...
Вернувшись, Ингви всерьез занялся музыкой. В раннем воплощении RISING FORCE - это Мальмстин и несколько его друзей - была сделана демо-запись трех композиций для шведской телекомпании CBS. К сожалению, эти опусы так никогда и не были выпущены.
Расстроенный Ингви понял, что должен уехать из родной Швеции. Он начал рассылку своих демо-записей в некоторые рекорд-компании, а также стал налаживать связи с разными людьми за границей. Одна из таких записей попала в руки к сотруднику журнала "Guitar Player" и основателю продюсерской компании "Shrapnel Music" Майку Вэрни (Mike Varney). Затем, Ингви был приглашен в Лос-Анджелес, чтобы присоединиться к группе STEELER, которая уже канула в Лету.
Дебютный альбом группы, лидером которой являлся Рон Кил (Ron Keel), был выдержан в традиционном хэви-метал-стиле, запомнившийся слушателям во многом благодаря теперь легендарному безаккомпаниментному соло Мальмстина - вступлению к песне "Hot On Your Heels". Спустя какое-то время этот альбом стал культовым, а Ингви уже ушел в ALCATRAZZ (группу, игравшую в стиле RAINBOW (коллектива, созданного Ритчи Блэкмором после ухода из DEEP PURPLE)), основанную певцом Грэмом Бонетом (Graham Bonnett) (как раз записавшим с R. один альбом).
Несмотря на то, что в составе ALCATRAZZ Мальмстином были созданы такие композиции, как "Kree Nakoorie", "Jet To Jet" и "Hiroshima, Mon Amour," все равно его возможности в группе были ограничены, и он принял решение начать сольную карьеру.
Таким образом, Ингви организовал группу YNGWIE MALMSTEEN'S RISING FORCE, а в ALCATRAZZ его место занял другой замечательный и ныне небезызвестный гитарист - молодой Стив Ваи (Steve Vai).
Первый альбом RISING FORCE (теперь считающийся библией неокласического рока) вышел в 1984 году под стандартным названием для "дебютника" "Rising Force", стартовав с 60-й позиции в "Billboard charts". Это было очень впечатляющим результатом для почти полностью инструментального альбома и к тому же, распространяющегося без какой-либо коммерческой раскрутки.
За свой дебют Ингви получил "Грэмми" в номинации "Лучшее рок-инструментальное исполнение". Вскоре Мальмстинa приняла в свои объятия слава: в результате опроса общественного мнения он был выбран как "Лучший новый талант", год спустя стал "Лучшим рок-гитаристом", а "Rising Force" был признан "Альбомом года". Благодаря незабываемым выступлениям RISING FORCE, музыкальным дуэлям между Ингви и его старым другом, клавишником Енсом Иохансоном (Jens Johansson), Мальмстин стал одним из ярчайших новых рок-звезд, заодно дав новую жизнь стилю, впоследствии названному неоклассическим роком.
Новых высот в своем творчестве Ингви достиг в 1986 году альбомом "Trilogy". Можно с полной увереностью утверждать, что именно эта работа предопределила всю дальнейшую творческую направленность Мальмстина. Также она являвляется одной из его самых любимых работ, как в лиририческом, так и в музыкальном плане.
Год спустя, 22 июня 1987-го, в предверии своего двадцатичетырехлетия, Ингви попал в аварию, врезавшись на своем "Ягуаре" в дерево и ударившись головой о руль... В мозгу Мальмстина образовался кровяной сгусток, повредивший нервы, подходящие к правой руке. Очнувшись после почти недельного пребывания в коме, Ингви обнаружил свою правую руку обсолютно "бесполезной". Испугавшись, что столь блистательная карьера может быть окончена, Мальмстин начал болезненную терапию по возвращению к жизни своей руки, нетерпеливо ожидая восстановления поврежденных нервов.
В те же тяжелые дни, Ингви узнал, что его мать - вдохновение всей жизни - скончалась в Швеции от рака. Далее последовали финансовые проблемы, в результате которых Мальмстин был уже не в состоянии оплатить высоченные больничные счета... Но, собравшись силами, он в очередной раз обратился к музыке, как к спасению.
Итогом стал альбом "Odyssey", к сожалению, не очень почитаемый самим музыкантом, но заметно пополнивший ряды его фэнов. Хит-сингл и видеоклип "Heaven Tonight" впервые дали Ингви почуствовать всю силу коммерческой раскрутки, значительно подняв продажи альбома. "Золотого" статуса "Odyssey" не достиг только в США.
С фронтменом Джо Линн Тернером (Joe Lynn Turner), выходцем опять же из RAINBOW, "Odyssey-тур" позволил Ингви расширить свою аудиторию, теперь уже в основном не состоящую из копирующих его стиль гитаристов.
В феврале 1989-го RISING FORCE побывали в Советском Союзе, дав несколько аншлаговых концертов в Москве и Ленинграде. После финального выступления тура, было выпущено видео "Live In Leningrad/Trial By Fire", ставшее в итоге "золотым", а участники группы... разошлись своими путями, а название RISING FORCE было на время позабыто...
Начиная новую фазу своей карьеры, Ингви переезжает в Майами (Флорида), где формирует новую команду уже под собственным именем, полностью состоящую из земляков-шведов. Вокалистом в ней становится Горан Эдман (Goran Edman), чей разносторонний тенор легко подходит ко всем аранжировкам Ингви. Остальные позиции занимают не очень известные за пределами Швеции, но очень талантливые музыканты: басист симфонического оркестра Сванте Хенрисон (Svante Henryson), клавишник Мэтс Олаусон (Mats Olausson) и барабанщик Майкл Вон Кноррин (Michael von Knorring).
Первым творением нового коллектива стал альбом "Eclipse", записанный и смикшированный на "Miami\\\\\\\\\\\\\\\'s Criteria Studios". Он показал, что Ингви способен записывать радиоформатные композиции, при этом не жертвуя своим классическим стилем. Слабый промоушн, сделанный компанией PolyGram, вялые продажи в Штатах, но достижение "золота" и "платины" в Японии и Европе, подтвердили решение Мальмстина оставить RISING FORCE позади.
Разочаровавшись в PolyGram, Ингви решил разорвать все отношения с этой компанией. Его уход никак нельзя было назвать спокойным. Как Мальмстин обычно любил поговаривать - его жизнь, как огонь и лед: либо очень хорошо, либо очень плохо - и ничего посередине. Как только негативная ситуация с PolyGram была устранена, жизнь Ингви начала налаживаться. Его новый менеджер Найджел Томас (Nigel Thomas) делал все возможное для музыканта, и в марте 1991-го Мальмстин подписал контракт с Elektra Records.
Дюбютный альбом Ингви на Elektra под названием "Fire & Ice" был сделан в лучших традициях неоклассического рока. Эта работа пронизана эмоциями, и в то же время сочитает в себе классические структуры композиторов эпохи Возрождения.
Более 100000 экземпляров "Fire & Ice" было продано в первый день продажи в Японии, а в Европе и Азии альбом достиг "золота" и "платины".
В июне 1992-го Ингви вернулся в Майами, чтобы отдохнуть и приступить к написанию новых композиций. Но работа над будущим альбомом была приостановлена из-за снова ряда неприятных и печальных обстоятельств, которые, в общем-то, к музыке имели косвенное отношение: это ураган Эндрю над Майами, смерть от сердечного приступа Найджела Томаса, повреждение Ингви правой руки, исключение из списка подопечных Elektra Records...
После всех неурядиц и передряг в конце 1993-го Мальмстин заключает контракт с японским лейблом Pony Canyon и приступает к записи альбома с вокалистом Майклом Вескера (Michael Vescera, ex-LOUDNESS), барабанщиком Майком Террана (Mike Terrana) и клавишником Мэтсом Олаусоном. Сам записывает партии бас-гитары. Позже к группе примыкает Барри Спаркс (Barry Sparks) из Лос-Анджелеса, в качестве концертного басиста.
3 февраля 1994-го команда начинает репетиции перед тем, как отправиться в мировой тур. Новый альбом под названием "The Seventh Sign", выходит в Японии 18 февраля. Его агрессивное звучание сразу же навевает воспоминания об одной из первых (а точнее второй) работ Ингви - "Marching Out".
"The Seventh Sign" быстро достиг первых позиций в интернациональных чартах и стал трижды "платиновым" в Японии. В Штатах же продавался неважно - американцы тогда предпочитали грандж.
В сентябре и октябре Pony Canyon выпустили два EP: "Power and Glory", включающий в себя музыкальную тему Ингви для Такада - японского чемпиона по борьбе; "I Can\\\\\\\\\\\\\\\'t Wait", с двумя ранее нереализованными треками и "живыми" записями из Токио. Также была выпущена японская видео-версия концерта в Будокане.
В ноябре 1994-го Мальмстин закончил мировой тур, продолжавшийся почти год, и группа вернулась на отдых домой.
Декабрь ознаменовался началом стройки собственной студии Ингви в Майами. Также началась работа над следующим альбомом "Magnum Opus", релиз которого был назначен Pony Canyon на июнь 1995-го.
"Magnum Opus-тур" начался в сентябре 95-го, в Японии. Затем музыканты отправились в Англию и Европу. Когда уже примерно половина концертов была отработана, вокалист Майкл Вескера заболел бронхитом и был вынужден "выпасть" из графика на пять выступлений. Во время его отсутствия, в роли певца выступал... Ингви. Песни, которые Мальмстин "не вытягивал", были исключены из программы. Майк снова присоединился к группе в Германии. Они приняли участие в фестивале-мини-туре, совместно с четырьмя другими коллективами, среди которых были метал-ветераны SAXON. В конце года, музыканты улетели домой в Штаты отмечать праздники и отдыхать.
Начиная с января 1996-го Ингви уже использует свою "Studio 308". Он приглашает старых друзей-музыкантов для работы над новым проектом. В их число входят: Джо Линн Тернер, Джеф Скотт Сото (Jeff Scott Soto), Дэвид Розенталь (David Rosenthal), Марсель Якоб (Marcel Jacob) и Марк Боулз (Mark Boals).
Дело в том, что Мальмстин давно хотел записать песни, на которых он вырос и, которые оказали на него влияние в творческом плане. Конечно же, подразумевается музыка: DEEP PURPLE, RAINBOW, U.K., KANSAS, SCORPIONS, RUSH и JIMI HENDRIX EXPERIENCE.
С помощью старых приятелей, братьев Иохансонов, записавших барабаны и партии клавишных, альбом "Inspiration" начал приобретать форму. В середине апреля работа была сведена. Обложку оформил японский художник Асари Еда (Asari Yoda).
К тому времени практически все музыканты, игравшие на "Magnum Opus", разошлись по разным проектам и Мальмстин собрал новую мощную концертную команду. Она состояла из Мэтса Олаусона, басиста Бари Дунэвэя (Barry Dunaway), выступавшего с Ингви еще в Ленинграде, вокалиста Марка Боулза, отметившегося на "Трилогии" и экстраординарного драммера Томми Элдриджа (Tommy Aldridge), ранее игравшего с Оззи Осборном и WHITESNAKE. В очередной раз было проведено крупномасштабное мировое турне. Публика очень тепло принимала рок-каверы в исполнении Мальмстина. Удовлетворенный Ингви обещал более частую интенсивность таких явлений в будущем...
"Inspiration-тур" закончился в декабре 1996-го и музыкант вернулся в студию для работы над давно ожидаемым альбомом для электрогитары и оркестра.
После долгих месяцев кропотливого труда в "Studio 308" Мальмстин предоставил свой первый полностью классический альбом "Concerto Suite For Electric Guitar And Orchestra In Eb Minor, Op.1". В июне 1997-го он летал в Прагу на встречу с престижным Чешским филармоническим оркестром, недавно отпраздновавшим свой столетний юбилей со дня основания. После трехдневной записи мечта Ингви записаться с большим симфоническим оркестром стала реальностью. Беспокоющиеся фэны вынуждены были ждать выхода этой работы до 1998 года, но они не возражали - многие из них ждали такого альбома аж с 1984!
Не давая себе ни минуты отдыха, Ингви возвращается в Майами, где наводит последние штрихи на новый студийный альбом "Facing The Animal". За ударной установкой ему помогает сам, как легендарный Кози Пауэлл (Cozy Powell)! Наполненный страстью и темной задумчивой интенсивностью, "Facing the Animal" был высоко оценен критиками. Большинство поклонников признало этот альбом одним из сильнейших в дискографии музыканта. За предалами Японии распространением Facing The Animal" занималась компания Mercury, и по соглашению с ней Ингви дал много интервью, касающихся непосредственно этого альбома.
6 марта 1998 года в семье Мальмстинов произошло пополнение. Своего первого ребенка "новоиспеченные" родители назвали Антонио Ингви Иоганн Мальмстин (Antonio Yngwie Johann Malmsteen). Он родился в Майами. Ингви и его жена Эприл (April) практически не имели времени, чтобы привыкнуть к роли родителей из-за напряженного концертного графика, который составлялся задолго до начала выступлений. Поэтому малыш Антонио получил свой первый паспорт в трехнедельном возрасте! К счастью для Ингви и Эприл, их сын оказался прирожденным путешественником, как и его отец. Ребенок был счастлив, находясь в турах и перемещаясь на самолетах, поездах, автобусах и такси.
Однако в час празднования рождения сына, внезапно, Ингви был вынужден справиться и с трагической потерей. Буквально перед самым началом "Facing The Animal-тура" на своем автомобиле в Англии разбился Кози Пауэлл. Выбитый из коллеи, но готовый продолжать начатое дело, Ингви приглашает Джонаса Остмана (Jonas Ostman) в качестве концертного барабанщика и отправляется в Японию, Южную Америку, Европу и Великобританию.
Во время нескольких аншлаговых шоу в Бразилии был записан "концертник" под простым названием "Yngwie Malmsteen LIVE!!".
После тура Ингви со своей семьей вернулся домой, где провел оставшуюся часть года, теперь уже полноправно войдя в роль отца.
В начале 1999-го маэстро начал трудиться над следущим студийным альбомом "Alchemy". Эта работа оправдала ожидания большинства фэнов: Ингви вернулся к "хэви-металическим" корням. Вот, что сам Мальмстин говорил об этом альбоме: "Я хотел сделать такой альбом, на котором бы моя игра была настолько экстремальна, насколько это возможно, абсолютно не думая о его коммерческом значении. Я написал все песни, используя темы, которые интересны, в первую очередь, мне. Например, о Леонардо Да Винчи". Музыкант пояснял: "Я выбрал это название, потому что алхимия - это смесь науки и магии - науки процесса записи и магии музыки".
Для такого возвращения к звучанию RISING FORCE Ингви снова выбрал вокалиста "Трилогии" Марка Боулза, который со своим оперным вокалом идеально подходил к концепции "Alchemy". Альбом вышел в сентябре 1999 года.
Начало 2000 года ознаменовалось для Ингви сменой менеджмента. Теперь, вместо компании "Lewis Entertainment", которая никак не могла продвинуть его карьеру в США, делами Мальмстина управляет бизнесмен из Майами Майкл Спицер (Michael Spitzer), благодаря которому был заключен контракт со Spitfire Records. Именно на этом лейбле и вышел в ноябре 2000-го последний на сегодняшний день альбом Мальмстина "War To End All Wars". Эта работа оказалась самой продаваемой в США из всех ранее выходивших альбомов Ингви.
Как уже писалось выше, вся жизнь музыканта - это непрерывная серия взлетов и падений. Начало нового тысячелетия не стало исключением. С успешным выходом на рынок своего нового альбома Ингви, как специальный гость, принял участие в "Magica Tour" хэви-метал-легенды Dio. Выступая вместе с Dio в марте этого года, параллельно Мальмстин начал свои собственные американские гастроли, с запланированными сорока пятью концертами. Через некоторое время из группы ушли вокалист Ерн Ландэ (Jorn Lande) и барабанщик Джон Макалузо (John Macaluso). Оставшиеся двенадцать выступлений были отменены. Ингви немедленно начал прослушивание новых музыкантов, чтобы отправиться с ними в Европу, Азию и Великобританию. По возвращении в Америку, он надеется наверстать упущенное (то бишь - отмененные шоу)...
Также в этом году, Мальмстин планирует представить свою "Концертную сюиту для электро-гитары" вместе c Японским филармоническим оркестром в Токио.
Искренне надеюсь, что страсть маэстро Ингви к музыке и его трудолюбие с годами не иссякнут, и он по-прежнему будет радовать своих верных поклонников замечательными выступлениями и альбомами.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета