Cooper, Jhan российская попса глазами канадского репетитора
Жан Купер (Jan Cooper) по праву считается одним из самых известных североамериканских репетиторов. Хотя его специальность (vocal coach and talent developer) на русский язык можно переводить как угодно, смысл работы Жана при этом не изменится: дружелюбный, такой простой в общении человек, сидящий сейчас напротив меня, СОЗДАЕТ ЗВЕЗДНЫЕ ГОЛОСА.
- Вашу студию, "Cooper Studios", можно по праву считать одной из наиболее солидных студий в Канаде.
- Вообще, в нашей стране есть несколько крупных студий, и, насколько вы знаете, именно они продюсируют таких звезд, как Селин Дион, Сара МакЛафлин, Аланис Моррисетт, Шенайя Твейн.
А "Cooper Studios" - это большая, цифровая студия... Кстати, мы записываем не только собственно "исполнительскую" музыку, но и музыку к фильмам, а также голоса для радиопостановок, для телевидения. Кроме того - и это самое, пожалуй, главное, - мы занимаемся обучением исполнителей: мы учим их вокалу и тому, как работать на студии. Ведь большинство артистов просто не знают, как это делать.
- Каких известных исполнителей продюсирует именно "Cooper Studios"?
- Могу назвать некоторых из артистов, с которыми мы работаем: это Келли Коунно (Kelly Konno) - исполнительница и танцовщица, сотрудничавшая с такими звездами, например, - и вы должны ее знать, - как Дженетт Джексон. Да, она пела и танцевала с Дженетт.
Потом мы работали с Лизой Броукап (Lisa Brokop) - это кантри-исполнительница, получившая "American Country Music Awards". Но... Мы же не просто звукозаписывающая студия! Как сказать...
Я канадский преподаватель по постановке голоса. Это мое основное занятие. То есть "Cooper Studios" больше даже предназначена для того, чтобы обучать исполнителей, создавать артистов.
- И с кем вы работали?
- Ну... Могу назвать Боба Рока (продюсировавшего BON JOVI, Брайана Адамса, AEROSMITH и THE CULT), Кортни Лав и еще многих других. Видите ли, в основном я специализируюсь на постановке поп-вокала: кстати, в Европе этим до сих пор серьезно не занимаются. Там при обучении и сейчас делается упор на вокал классического типа.
- И какое впечатление на вас произвела Кортни Лав?
- Кортни? Она очень забавная. Когда я пришел в ее трейлер, заниматься с ней вокалом... на ней не было одежды. Представляете?! Меня попросили не смотреть на нее и не разговаривать с ней. Я сел, начал играть на пианино и попросил ее спеть, чтобы поэкзаменовать ее.
...Правильно она не смогла спеть ни одной ноты!
- И как происходило обучение?
- Было очень сложно. Дело в том, что меня наняли всего лишь на один день, и мне нужно было разогреть ее связки. Но это было сложно.
- Кстати, это правда, что западных исполнителей "делает" целая команда профессионалов, без помощи которых артист, возможно, и не выглядел бы настолько талантливым?
- Ну, вот, например, единственная вещь, которая дала Лав возможность стать популярной, - это Курт Кобейн. Это так.
Понимаете, в Северной Америке многие исполнители... и даже не только в Северной Америке: возьмем, например, Европу, SPICE GIRLS: там вам не обязательно быть талантливым. Если у вас есть много денег, вы можете просто купить талант. Но я называю такие группы fast food - вроде "McDonalds\\\\\\\\\\\\\\\\\'а". Сегодня они есть, завтра их не будет. Бритни Спирс - есть сегодня, но завтра о ней никто не вспомнит.
- А какие артисты, как вам кажется, действительно интересны?
- В США это Брайан МакНайт, в Канаде это Селин Дион... Но я бы сказал, что таких исполнителей действительно очень-очень мало - тех, кто действительно талантлив.
Все современные артисты... Ладно, я приведу пример. Возьмем Дженетт Джексон - это небольшая артистка, но она делает очень хорошее шоу. Мадонна - это небольшая артистка... Нет, с ней все в порядке, хотя ее вокал... Э... Ну, я видел ее три года назад, на церемонии вручения "Грэмми". Она тогда пела "Ray Of Light". Она была совершенно однообразна! В газетах тогда появились огромные статьи по этому поводу. Но там высказывалась БЛАГОДАРНОСТЬ ее учителю вокала. А им был... я! Понимаете?! Они "купились" на внешнее, на обертку ее выступления!
Да, для меня вся эта кухня представляется совершенно очевидной: 90 % успеха исполнителя делает его шоу и лишь 10 % - собственно вокальные данные. И песня.
- А как вы оцениваете вокальные данные российских и белорусских исполнителей?
- Я много слушал исполнителей из славянских стран и понял, что их исполнение и музыка... Как бы это поосторожнее выразиться... Мне кажется, что все это - не поп-музыка. Большинство ваших исполнителей работают классическим саундом, что уже давно не делается в Северной Америке. Они не "скользят" по тексту, они не всегда грамотно интонируют, короче говоря, их музыка - это совершенно не то, что... Кристина Агилера, Бритни Спирс - то есть их музыка не кантри-музыка, не блэк-музыка. Она очень... ну, как сказать? Она очень классична.
- Вы имеете в виду сам вокал или обработку звука?
- Прежде всего, я имею в виду, что вокал исполнителей из славянских стран очень классический. Их музыка - это вчерашний день, это отнюдь не современная музыка. Это не поп-музыка.
- То есть российская, славянская музыка не может быть востребована на Западе и не может быть там продана?
- Проблема в том, что большинство славянских артистов стараются имитировать западную музыку, но это всего лишь имитация. И не очень удачная. Извините.
Как бы это сказать... Вот, например, артист, которого я слышал совсем недавно на одном из концертов в рамках фестиваля "Славянский базар в Витебске", - Николай Басков. Он пел песню Селин Дион. И когда я его слушал, я понимал - нет, это не работает. Это неправильно. Это то же самое, как попросить Паваротти спеть песню BEATLES. Это также будет неверным. Пластические акценты в вашей музыке совсем иные, чем в музыке, исполняемой у нас. И они не будут востребованы в Северной Америке. Это, кстати, касается исполнения любой заимствованной музыки: если я не буду знать контекст, в котором был создан оригинал, не буду жить в нем, то я смогу лишь имитировать музыку, не понимая, что именно я имею в виду, когда пою.
Мне кажется, славянским исполнителям стоит делать акцент, обращать внимание именно на славянскую музыкальную традицию, в которой я, собственно, и вижу залог успеха вашей музыки.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2001 год в рубрике музыкальная газета