Басков, Николай «Кроссовер — это адский труд»
- Вы исполняете классическую и эстрадную музыку, много экспериментируете с различными музыкальными стилями. Что из вашего репертуара вам как артисту ближе всего?
- Как может быть что-то "ближе", если это все является искусством: искусством творить, нести людям со сцены свое мировоззрение, свою душу в тех произведениях, которые ты любишь и исполняешь. Мне кажется, именно это - общение с залом, разговор с публикой, - самое главное. Что же касается репертуара... Ну, как можно спрашивать певца о том, что ему ближе: наверное, когда пройдет лет 40-50, я смогу ответить на этот вопрос, а сейчас - у меня все еще впереди, я надеюсь, что еще реализуюсь во многих направлениях. Мне многое интересно.
- Вам одинаково интересны все стили, в которых вы работаете?
- Мне не только интересны стили - мне интересен их колорит. Колорит органики, красоты разной музыки. Я стараюсь нести созидание со сцены и выражаю его в такой, мозаичной, форме.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших проектах, связанных с использованием классического вокала на эстраде. Наверное, вас уже неоднократно сравнивали с Бочелли...
- Да такую музыку поет не только Бочелли! Я могу сказать, что как только я появился на эстраде, в прессе сразу появились сравнения: всплыли какие-то имена вроде Бочелли, других людей, которые делают подобное на Западе. Но таких артистов там очень много! Есть такой стиль - кроссовер, - и дело тут не в том, что, возможно, сейчас этот стиль популярен... Вот, знаете, как говорят: это красивая обертка, фантик, подаренный зрителю. Нет. Это адский труд. И пускай кто-то, кто пишет, что в моем голосе, во мне что-то не так, что-то не то... Пускай он наденет мою сценическую одежду, пускай он выйдет к моим зрителям и попробует сделать то, что делаю я. Они все думают, что это легко: это очень тяжело - соответствовать тому, к чему ты стремишься. И поэтому я и не отступаю от занятий, и за границу езжу... Я не останавливаюсь на достигнутом.
- Вы не считаете, что кроссовер дал новое рождение оперному вокалу? Что благодаря артистам, исполняющим композиции в этом стиле, многие молодые люди открыли для себя классическую музыку?
- Я преследую цели возродить былую духовность, и я очень рад, что сейчас в театрах - и в Большом, и других, в которые я приезжаю выступать - появляется очень много молодежи. Молодые люди однажды приходят в театр и им начинает нравиться этот жанр, этот необыкновенный классический жанр, который будет всегда... нас не будет, а он останется: Чайковский, Моцарт, Верди бессмертны.
И, наверное, это самое главное, главное для артиста - знать перед самим собой, что то, что ты делаешь, - красиво, честно и что ты делаешь все это сполна.
- Вам не кажется, что для привлечения молодежи к классической музыке иногда слишком мало бывает простого знания того, что артист, выступающий перед тобой, полностью выкладывается. Нужна современная аранжировка, современные звучания...
- Да нет! Прежде всего, зрители приходят не на аранжировку - приходят на человека, им интересен сам исполнитель. А молодежь... Знаете, есть такие люди, которые слушают лишь определенное направление в музыке: если их к этому тянет и им это интересно - я рад, но если я их к этому направлению сумел притянуть - то это вообще замечательно! А на самом деле, все зависит от человека: к чему он стремится, чем интересуется, такую и музыку он слушает...
- А какую музыку слушаете вы? И вообще, у вас хватает на это времени?
- Так это же мой удел - не вынимать наушников из ушей. Помимо того, что я разучиваю разные произведения, оперы, я еще слушаю, что делают мои коллеги, и не только в жанрах оперной музыки, но и в жанре рок-музыки. Я слушаю этническую музыку, нахожу специфическое звучание различных инструментов... Когда я захожу в музыкальные магазины, например, то обязательно покупаю лучшие диски с музыкой разных стран мира: Африки, Азии, и даже музыка Камбоджи у меня есть. Такие интересные сборники. Потому что я твердо уверен: если ты хочешь создавать что-то свое, тебе нужно обязательно знать и историю других. Того, что было создано до тебя...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2001 год в рубрике музыкальная газета