Zdob Si Zdub «Мы направляем себя на все страны и континенты»
-- 7 августа вы, уже во второй раз, примете участие в фестивале "Pepsi Sziget". Причем выступите на главной площадке, вместе с такими звездами, как ASH, PLACEBO...
-- Да, и нам очень приятно выступать на одном из самых крупных фестивалей в Европе... Я думаю, что любая русская группа почла бы за честь участвовать в "PS", потому что это молодежный, продвинутый фестиваль, чем-то напоминающий Вудсток. В прошлом году, например, помимо главной сцены, на "Сигете" было еще около 10 второстепенных площадок, на которых выступали коллективы со всего мира - настоящие звезды, при этом действо и шоу там действительно были на высшем уровне.
То есть в молодом возрасте выступать на таком фестивале - это просто мечта.
-- "В молодом возрасте" группы или музыкантов?
-- Музыкантов и группы. В молодости вообще быть приглашенным - и тем более во второй раз - на такой фестиваль - это действительно здорово.
-- Какую программу вы представите на "Сигете"?
-- Сейчас мы выпускаем новый альбом, который называется "Агроромантика", и на "Сигете" будем представлять эту программу.
А вообще, я думаю, что этот фестиваль... Просто тут... важна аура группы и то, что группа несет. То есть там народ не зажжешь просто двумя аккордами, нужно иметь что-то большее, какую-то изюминку. Поэтому и выступать на таких фестивалях приглашают именно ИНТЕРЕСНЫЕ группы. Может быть, не запредельно профессиональные, но обязательно интересные.
-- Для вас важен, как я понимаю, не глобализм фестиваля, а дух... (уж коли ты сравниваешь его с Вудстоком).
-- Важно то, что ты вообще присутствуешь в такое время на таком фестивале, что ты там играешь свою музыку... Такие фестивали показывают, чего ты стоишь на самом деле, и ты понимаешь, что... да, тебе еще очень далеко до таких звезд, как... ну, многие профессионалы из-за бугра. И тогда ты лезешь из шкуры вон, чтобы стать лучше... Этот фестиваль очень стимулирует.
- Ты говоришь, что на "Сигете" не всегда важно быть профессиональной группой, - лишь бы быть интересной...
-- Нет, это важно, важно, очень важно. На "Сигете" ты сравниваешь свое выступление с выступлением звезд и понимаешь, чего тебе не хватает: и в плане техники, и в плане организации шоу. Там ты сразу понимаешь, чего ты стоишь.
- И какие группы тебя впечатлили на фестивале в прошлом году?
-- Нет, ну как: там все впечатлили, все группы, которые выступали. Это и GUANO APES, и многие другие...
- В начале разговора ты назвал ZDOB SI ZDUB "русской группой": это была оговорка?
-- Нет, ну мы-то группа молдавская, просто... мы варимся в Москве. Когда я говорил про "русские группы", я имел в виду, что вся тусовка-то музыкантов находится где? В Москве! В республиках просто нет того оборота, тех возможностей, которые есть в Москве.
-- И в своем творчестве вы ориентируетесь на Москву или вам ближе Румыния, по которой вы много гастролируете?
-- По-разному. В Румынии мы делаем несколько другую программу. Мы направляем себя на все страны и континенты.
-- А какую музыку вы готовите для Румынии и как она сочетается с русскоязычной программой?
-- Все очень просто. Те песни, которые мы поем на русском языке, для Румынии мы переводим на румынский. Вот и все.
-- Меняются только тексты?
-- Да, в принципе. Хотя есть еще некоторые нюансы.
-- А какой язык вам ближе? Какой больше подходит музыке ZSZ?
-- Молдавский. Русский - это совсем другое. При исполнении песен на русском в них приходится многое менять. Ведь невозможно передать одним языком то, что ты придумал на другом. В каждом языке свои обороты, свои ассоциации... Все это непереводимо.
-- Но если, как ты говоришь, в обеих программах музыка остается одинаковой... Странно. Мне казалось, что Москва зачастую ставит перед музыкантами условия, направляющие их в выборе музыкальной стилистики... Этим, кстати, я и объясняла для себя выход достаточно коммерческого, на мой взгляд, альбома ремиксов на ваши песни.
-- Но, об этом альбоме лучше задавать вопросы людям, которые работали над этим альбомом...
-- А ты сам не принимал участия в отборе треков?
-- Принимал, но мое мнение не повлияло на окончательный вариант сборника. В него много песен вошло без нашего ведома. Там много повторов. А некоторые варианты - на мой взгляд, хорошие - в него не вошли.
-- Альбом получился сборником ремиксов на песню "Ты меня оставила".
-- Вот именно! Четыре ремикса на одну песню, хотя были ремиксы и на совершенно другие наши композиции, ремиксы очень интересные, и непонятно, почему они не вошли...
-- А вам не объясняли, почему так происходит?
-- Да, боже мой! Со всеми так происходит. Это шоу-бизнес, в котором "сроки, шмоки" и так далее... Постоянно так получается.
-- И ты не пытался с этим бороться?
-- Я - нет, не пытался. Просто в следующий раз мы будем учитывать эти нюансы. Пойми: ведь у всех такие моменты происходят, у всех музыкантов.
-- Просто когда из творческого акта делается коммерческий продукт... не знаю, наверное, музыканты должны как-то на это реагировать.
-- Ну, безусловно, мы реагируем. Делая заметки для себя.
-- Ди-джей Рэм в интервью "МГ" как-то сказал, что изначально желание делать ремикс исходит от музыканта, который, собственно, и дает треки ремикшеру...
-- Не всегда так получается. Иногда тебе приносят готовые работы ди-джея и говорят: смотри, как он делает, ты бы хотел, чтобы он что-то попробовал на вашем материале? Да пусть пробуют что хотят!!! А потом - если ремикс нравится - здорово, нет - мы какие-то поправки вносим. Все просто. Главное, чтобы это было профессионально и здорово сделано.
-- А ваши эксперименты с чужими песнями? Я имею в виду ваш прославленный кавер на "Видели ночь" КИНО.
-- Нас просто попросили сделать кавер-версию этой песни Цоя.
-- Как? Выбор песни был не вашим?!
-- Нет, не нашим. Хотя ее последующая популярность мне кажется закономерной: если песня получилась, если она такая удачная, то мне кажется совершенно естественным, что она теперь такая известная.
-- Ты можешь предсказать "удачность" песни?
-- Предсказать - нет. Я просто знаю, когда песня удачна. Песня должна быть естественной, она должна быть целостной, не напрягать... Ну, в ней все дышит, вибрирует, она звучит в любом приемнике. Даже в самом плохом. То есть она "ложится"... Что-то есть в ней такое...
-- Это связано с текстом?
-- Нет. Не обязательно.
-- Ты говорил о возможности исполнения ваших песен на разных языках. Но... Ведь тексты, связанные с аутентикой, сложно переводимы на "неродные" языки?
-- А мы не играем настоящий фольклор. Мы используем элементы фольклора, мы несем свой стиль, который состоит из элементов современной музыки, рок-н-ролла, рока и фольклора. Если бы мы были чисто фольклорной группой, тогда, конечно, нам было бы сложно работать на двух языках. Ведь фольклор - это серьезная музыка, очень сложная.
-- Вы собираете народную музыку?
-- Нет, мы не собираем мелодии, не ездим по деревням. Я знаю, что в Беларуси есть очень интересная группа, этно-трио ТРОИЦА, - мы познакомились на прошлом "Сигете" - которая как раз, как ты говоришь, "собирает" музыку. Но мы так не работаем.
-- А вы, кстати, не общались с ТРОИЦЕЙ по поводу музыки?
-- А музыканты вообще редко общаются по поводу музыки. Они общаются на другие темы: какие связи, куда кто поехал, какие варианты, условия - вот эти темы, как правило, обсуждаются на фестивалях. А о музыке нужно говорить в спокойной обстановке, когда есть душевный контакт.
-- Раз уж мы снова вернулись к фестивалю: ты говорил, что там вы будете играть новую программу?..
--Да, эта программа составит новый альбом "Агроромантика". В нем будет 12 треков: 10 основных и два бонуса, один из них, кстати, - "Видели ночь". Будет на пластинке и еще одна новая песня с трио Эрденко, на цыганском языке...
...Песни в "Агроромантике" танцевальные, на три из них мы собираемся снять клипы. А вообще... мне сложно оценить этот альбом, пускай слушатели его оценят. Хотя более-менее он мне нравится. Он более целостный, я считаю, чем предыдущая наша пластинка, и он более гармоничный. То есть его легче слушать, он менее тяжелый, жесткий, он более гибкий.
-- Очевидно, у вас идет целенаправленное облегчение саунда...
-- А это не страшно! С другой стороны, есть на альбоме и парочка жестких песен. На самом деле, мы варьируем песни и делаем то, что нам интересно. Мы находимся в поиске. Кстати, недавно вот записали еще пару электронных вещей.
-- Тоже для альбома?
-- Нет, хотя и в альбом войдет одна такая, народная, песня с электронным подкладом. Да, просто мы сейчас экспериментируем с электроникой - это нам тоже интересно. Я думаю, что с фолком можно экспериментировать почти бесконечно.
-- А у вас не было проблем с записью народных инструментов? ТРОИЦЕ, например, в поисках студии пришлось ехать в Голландию.
-- Да, я верю... и Инна Желанная тоже ездила в Голландию. Но пойми - у них все же настоящие инструменты, фольклорные... Мы бы с удовольствием, конечно, записались в хорошей студии за границей (потому что действительно очень сложно передать ту энергию, которую ты несешь живьем, через запись. Дешевая аппаратура убивает звук, качественно его портит), но опыта у нас еще недостаточно... Я думаю, со временем мы приедем в хорошую студию и запишем там альбом.
-- То есть пока вас устраивает то, что получилось.
-- На четверочку.
-- На четверочку... Это по какой шкале?
-- По пятибальной.
-- И когда планируется выход альбома?
-- А думаю, что в начале осени, хотя с выпускающей компанией мы еще не определились. Скорее всего, пластинку будет издавать CD-Land.
Потом, после релиза альбома, будет тур в его поддержку, будут концерты в Москве. В других городах. Потом вот будем снимать дома клип. Будет здесь череда концертов. Как видишь, работы хватает...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2001 год в рубрике музыкальная газета