Фестиваль «Басовище-2001»
Завершение темы


Здравствуй дорогой Олежка, братец!!! Который уж годик пошел, как тщетно пытаемся выволочь тебя, душа моя, куды-нибудь взаграницу, а ты все упираисси... То паспорта нету, то печати, то в набор по делу срочно... Но бывают и осечки иного рода. Дык что, не серчай, на "Басовище-2001" ты, канешна, мог вполне легально поехать, но "БМАgroup" очень категорически высказалась против... А зная твою натуру - может, оно и к лучшему оказалось. Посему направляю тебе письмо с репортажем, как невольно пропустившему "единственный в мире фестиваль современной белорусской музыки" (я тут ни при чем, все польская пресса!), от своего лица лично, как очевидца и участника многого из того, о чем иные и понятия не имеют, или взирают куда, со своих недоделанных колоколен.

Глупо, да и незачем, видимо, рассказывать тебе, что такое "Басовище". Хотя, может кому и не лишне, особенно российским читателям, узнать будет о в двенадцатый раз проводящемся смотре-конкурсе в лесном массиве под Городком, в двадцати (примерно) километрах от белорусской границы. Придумали это когда-то добрые люди из реально существовавшего "Белорусского объединения студентов" в Польше ("БАС", по-польски. Отсюда и название). Ну надо было им "оптичить" массовую работу своей структурки! Ну зазвали пару-тройку человечков и групп из тогда еще БССР, концертик сыграть в лесу... А им-то зашло!!! И организаторам-то, тоже!!! И все заверте... И верте... оно по сей де... Только все медленней и медленней.
Традиционно, чтобы попасть на "Басовку" (так любя называют этот фест, с легкой руки Игоря Ворошкевича из КРАМЫ), проводятся так называемые, отборочные туры. Последнее время с белорусской стороны их патронирует "Белорусская музыкальная альтернатива", организация, конечно, продвигающая "новую" белорусскоязычную музыку, но тут же напоминающая довольно сомнительный сход не очень надежных людей и проектов (особенно учитывая последние связи с BULBA RECORDS). Два дня в минском клубе "Тоннель" душились мертвым звуком, визитами кандидатов и необходимостью выбрать достойных, и в итоге с большой натяжкой отобрали десять групп. К превеликому удивлению, по истечению месяца, через границу перебрались все, в отличие от прошлого года. Не могу сказать, что сие обстоятельство порадовало меня на все "сто", так как второй год подряд выпало мне вести это мероприятийко, а фактически пропускать через себя 14 команд только в конкурсе, по 20 минут каждая - не очень-то расслабляет!!! Веселуха началась еще вечером перед приездом белорусских музыкантов. "Живых" организаторов осталось только человека два плюс три сочувствующих. Остальные либо занялись гуляниями и потугами секса с подругами, или свежеприехавшими в палаточный городок. Как вариант - начали фестивалить в обнимку с дешевым местным пойлом. Ближе к утру выяснилось, что программа выступлений на фестивале условна процентов на 85 %, и надо что-то с ней делать, потому что кроме десяти белорусских и четырех "ихних" висели над головой еще три конкурсанта с Белосточчины, названия коих должны были стать известны только после завтрака. Кроме того зубной болью торчали (слава богу, не приехавшие!) DEVIATION и две группы из Англии, присутствие коих на "Басовище" лично я никак не могу объяснить!!! (Чтобы закрыть тему: обе - сущий ужас, порекомендовал их за какую-то мзду некто из местных, играющий в одной из оных на басу. Организаторы согласились, и два дня "англики" мучили народ то нытьем а-ля недобитый R.E.M., то каверами PINK FLOYD, вперемешку с маззафакой. Благо в первый день были уволены со сцены мной, во второй - техниками!)
Итак, наступило светлое завтра 20-го июля, первого дня! Автобусы из Минска прикатили в количестве двух штук (о! Небывалое количество, по сравнению с прошлым!!!) в районе семи утра. Вытряхнутый народ отчасти обозревал окрестности, отчасти пытался упасть в ко всему привыкших классах местной средней школы. Пускай девочкам-ученицам начальной школы расскажут господа музыканты о тяготах семичасового противостояния на границе! Самое печальное - это доооолго не появляющийся пограничник, который один может заверить водителю талон с количеством пассажиров, без которого фиг попадешь в "дьюти-фри" с безбожно дешевым и омерзительным, как водка "Столыпин", спиртным. Ибо дорога от Минска до Брузгов занимает четыре с половиной часа (с учетом "пописать") и две с половиной бутылки водки на лицо.
Как обычно, некая часть прибывших испытывала неловкости от первого опыта познания заграницы. Печально, но среди них оказались посланные "кураторы" от "БМА" (впоследствии, действительно посланные, и неоднократно, мною лично. Да и по жизни, видать, посылаемые...). Бледные юноши, сжимая в потных кулачках скудные польские злотувки, больше думали о крепком дешевом пиве и о себе, нежели о проблемах музыкантов, кормежке, настройке, заселении и прочих полезных мелочах. Как выяснилось позже, якобы Супранович & Сахаров ("БМА") сами их отправили не работать, а "на отдых"! Интересно, на каких это колчаковских фронтах Беларуси так утомился Виталий Зыблюк ("БМА") и приятель его? В отсутствие заботливых родителей, "бедные детки" - читай: музыканты - либо разбрелись кто куда, тщетно пытаясь что-то купить в занюханном Городке, либо предавались шашням с зеленым змием, ибо имелись заначки. Организаторы с польской стороны навестить конкурсантов явно не спешили, во-первых, по причине неосознанной боязни белорусских музыкантов, во-вторых, из-за своего отсутствия в 30-ти километровой зоне фестиваля. Со словами: "Памидар, ты ж их ведаешь, ну съезди, сам все расскажи, а мы..." - (далее следовали невыполненные обещания проставить пиво), - они растворялись в пространстве. Так что сообщать радостные новости о времени обеда, начале саундчека и регламенте состязаний выпало ведущему фестиваля, то есть мне. Не могу сказать, что это очень приятно - ловить своего такого же, и менторским тоном нести полное говно насчет "увижу пьяными - выкину нах..."! Но прошлогодний позор ЗЬНIЧА очень не хотелось повторять. В этот раз основными претендентами в номинации "Суперкир" выступили HAPPY FACE и блэкушники из AQUAMORTA. Последние отличились еще в автобусе, по слухам, напоив до беспамятства барабанщика из SPLENETIC, для которого эта поездка стала последней в группе. А первые, особенно гитарист Ваня видимо приняли за тупые шутки старого козла (или кабана - как угодно!) мои слова, приведенные выше. Водка с утра, пиво и жара сделали-таки свое дело - HAPPY FACE к трем часам дня не вязали ничего, но демонстрировали окружающим истинно панко-гранджевый подход к реальности. Окружающие воспринимали все как цирк, а некоторые неприкрыто радовались некондиции "фэйсов" и стремительно увеличивавшимся собственным шансам на победу. (Козлы и уроды! - вот что можно сказать по адресу некоторых новых групп белорусских! Вы думаете, что получится хорошо, если рядом своему же х..во? Со всеми вами может произойти то же, что с Родей из SPLENETIC.) Один только Крис (ака Федя) из ГОЛАЙ МАНАШКИ яростно сражался за HAPPY FACE с Андреем Карчевским - генеральным организатором, председателем "БАС", - и со мной, ведущим. Но ни аргументы, типа "мы у них инструменты берем", ни обещания Вани сообразить сальто на сцене не работали, особенно после настройки, когда басист просто не играл, а вокалист видимо подумал, что уже концерт. Окончательно уволенные, ребята еще побузили на сцене и возле, а часа через пол, видимо догнали, что играть им не светит вообще! И тут-то они и начали трезветь!!! Слава Богу, Таболич, Марголин, Шлема, Корень и "zet\\\\\\\\\\\'овцы" фактически взяли на поруки питомцев "X-Noise Factory", и те чуть не плача от счастья очень недурственно оттяпали свою программку, а Ванино сальто было бесподобным!!!
Алкогольные приключения - не самая интересная часть конкурсной программы. Трепещите, низкие!!! В Подлясском Воеводстве тоже есть коллективы, специально готовившиеся к "Басовищу-2001"!
Не секрет, что в последние года два-три масса русско- и англоязычных групп из Беларуси переводят свои произведения на белорусский язык, дабы выступить на "Басовище". С польской стороны вроде бы как тоже имеется подобная тенденция, но возможность поляков участвовать в фестивале практически без какого-либо отбора, видимо расслабляет. Отсюда - немотивированное участие каких-то местных "звезд", исполняющих сугубо по-польски, что оскорбляет. Мало того - неприкрытое отношение подлясцев к белорусскому языку, как к какому-то непотребному диалектизму. Ситуация усугубилась "деятельностью" одного из организаторов - или приближенного к организаторам персонажа, не разбери-поймешь! - Лукаша Степанюка, сотрудника белостоцкого филиала "Радио Рация", упорно мнящего себя последней инстанцией в современной музыке и журналистике. Исполненный праведного рвения и страсти сражаться на нивах "беларускае культуры", этот "борец" между тирадами о непотребности участия группы ULIS в фестивале и замечаниями о качестве материала групп, которых он даже и не слышал, просовывал в конкурсную программу сверх имеющихся коллективов еще три, известные только ему. Может, они ему денег дали? Первая группа отличилась, попытавшись выступать в составе: гитарист + вокалист + CD-плейер, который всю дорогу "скакал".
Вторая приперлась перед самым началом концерта и вместо представления какой-либо музыки начала принародно настраивать инструменты. Третью, я уже наученный, просто не выпустил на сцену. Но во всем великолепии явился миру монстр под названием PRAJEKT 2001, составленный из музыкантов групп ГОМАН, РЫМА и ... персонально господина Л. Степанюка на клавишах! Нужно ли говорить, что приз от войта (предрайисполкома, по-нашему) Городка достался именно этому "проекту века", с четырьмя даже не песнями, а невнятными кусками, наспех отрепетированными накануне фестиваля? Только ленивый не высказал после нашим героям как это называется, отчего г-н Степанюк решил обидеться на несправедливые нападки! Самое грустное, это то, что Стэпа, и я, и много кто еще из музыкантов долгое время воспринимали, как хорошего, доброго товарища, друга... Если бы не это приключение, вполне могли бы рассчитывать на заслуженную премию ЗЬНIЧ или ГОЛАЯ МАНАШКА.
Призов, как и в прошлом году, было четыре. Никто не расставлял их на предмет первичности или вторичности, как, например, лет четыре-пять назад. Правда, была заминка - "БАС" и "Союз белорусов Польши" пересеклись в желании дать свой приз одной и той же группе 0-85 из Белостока, которые выступали последними в конкурсной программе, и, что называется, "порвали зал" и всех остальных своей энергией, агрессией, сыгранностью, откровенными текстами... да черт знает! Я фанател за сценой как пятилетний, ей богу, спроси свидетелей! После концерта, в палаточном городке, доводилось слышать фразы от несостоявшихся финалистов: "Нет, ну блин, как у этих 0-85 гитаристы работают!!!". Решилось все полюбовно: "Союз" дал денег 0-85, а "БАС" - БАН ЖВIРБЕ. И в том и в другом случае, сумма в конверте оказалась меньшей, чем торжественно объявлялось со сцены. Ну, на эти "мелочи" уже особого внимания не обращали! IМПЭТТ получил приз от белостоцкой студии "Hertz" - право на использование 24 (кажется) часов студийного времени. Если распорядится им с умом и вдобавок добавить совсем чуть-чуть денег, то вполне приличный результат можно получить на выходе, до которого белорусским студиям еще с..ть и с..ть. Хотя денег хотелось больше.
Всем хотелось больше. Некоторых, в частности прошлогодних лауреатов СОНЦА МАО и ПОСТСКРИПТУМ, по их словам, просто "кинули", заплатив на треть меньше, чем уговаривались за неделю(!) до "Басовища". Зато и справедливость торжествовала - ULIS, который ехал просто за "стол и кров", не получив второго, взял премию от головного офиса "Радио Рация" за верность "Басовищу" и гонорар в полном объеме, ибо после того вала и качалова, которое устроили Слава Корень со товарищи вечером второго дня, организаторы без лишних слов стали пересматривать финансовую политику фестиваля. К слову, она вызывает, наверное, больше вопросов в этом году, чем когда-либо. Без каких-либо объяснений лишились мест в гостинице КРАМА, ПАЛАЦ, ULIS, на N.R.M. было выделено только два номера, как и на ZET, против четырех обещанных. И это с учетом того, что изначально все номера якобы должны были быть заселены музыкантами, а КРАМА за эту "халяву" должна была забабахать сольник в гостинице, уже после "Басовища", отработав за всех. Не вышло. Кто там виноват - администрация ли отеля, организаторы ли - оставим им раскрытие этой тайны, покрытой, как водится, мраком. Таким же образом придется, видимо, положить на сорокаминутное опоздание на сцену польских "звезд" PIDZAMA PORNO, солисту и лидеру коих Грабажу, я, невзирая на некоторое личное знакомство, персонально пообещал вырывание яиц и запрет на приезд в Беларусь за двухчасовое выступление вместо часа, и левые-на-нет телеги в процессе: "Недавно были мы в Минске... Мы крутые!". Из-за "крутых", кстати, N.R.M. не смогли отыграть программу целиком, ибо было уже два часа ночи. Но было весело, когда мы с Карчевским вышли и под овации PIDZAME объявили N.R.M. Народ, услышав знакомые три буквы, на полуслове позабыл про "землячков" и принялся вызывать белорусов с удвоенной силой.
Жаль, правда, что в этом году людей на "Басовище" было раза в два меньше чем в прошлом. И вообще, контингентик собравшихся не особо радовал. Все это напоминало какую-нибудь некрофильскую вечеринку в "А-клубе", только побольше чуть-чуть. Который год подряд существует проблема насилия на "Басовище". В прошлом году охрана отмудохала и сдала полиции человек 10 местных скинов, которые приехали специально, чтобы "бить белорусов". Это, правда, не помешало тогда местным "орлам" избить басиста ULIS Витю Саморукова. В этом году, мирно шедший к машине с начальством и музыкантами ZET и N.R.M., Олег Демидович, барабанщик последних, получил кастетом в глаз и по голове. Полиция, как обычно, никого не нашла. Им, как и организаторам, было глубоко наплевать на все произошедшее. Когда Олег грохнулся в обморок в холле отеля, налив здоровую лужу крови, один из организаторов, Мирослав Пац, до того мирно выпивавший в компании, быстренько засобирался домой, сославшись на жуткую усталость. Почти три дня провалялся Алезис (партийная кличка Демидовича) в белостоцкой больничке с проломленным черепом, и все это время добраться до "БАС\\\\\\\\\\\'овцев", чтобы узнать, что со страховкой, было невозможно. Помог Сенька, вокалист из 0-85, заложив свои данные. Иначе куковал бы Алезис в пижамке в чужой стороне очччень долго.
Много еще грустных вещей, Олега, могу порассказать тебе. И про пятерых, разбившихся в десяти километрах от "Басовища", ребят и девчонок из Гайновки, и про отравившегося вокалиста СОНЦА МАО, и про десятки разбитых лиц и срезанных кошельков... Для меня, например, "Басовище" закончилось, когда ночью второго дня я увидал скрученного от голода буквой "зю" и ползающего по кустам Криса из ГОЛАЙ МАНАШКИ, просившего хоть корочку хлеба. С большим удовольствием раскулачил на картошку и колбаску местных зажратых панов, которые за эту нехитрую пайку с бедного музыканта пытались содрать около трех долларов США.
Хотя - кому как. Может, оно и весело...Только мне лично еще раз в это говно вступать и ехать не очень-то хочется. Потому, что вместо банального ведения, веселухи и отрывалова, пришлось еще и организовывать всю эту трахомудию, засирать свои мозги чужими проблемами и портить настрой другим. За что - глубокое сорри! Особенно группе AQUAMORTA, которую я, окончательно завернувшись, случайно раньше времени согнал со сцены. И ведь трезвый же был, вот что обидно!!!
Так что, резонный вопрос возникает: а нах... нам нужен такой фестиваль за границей, когда белорусские музыканты выше порядка на три, чем соседские "братушки"? Когда белорусы не обеспечены элементарной защитой со стороны фестиваля? Когда непонятно, зачем и за что бороться едут, хер знает куда, лучшие (!) силы белорусской современной музыки? Когда вместо фестиваля "Музыки молодой Беларуси" (изначальный слоган фестиваля), мы имеем местечковую маевку, где банально "осваиваются" чьи-то бабули... Если мысли у кого по этому поводу возникнут, ты, Олега, уж будь добр, перешли, или передай мне, или кому из N.R.M., ZET, КРАМЫ, ПАЛАЦА, ULIS, тем, кто этот беспредел поднимал когда-то на знамена и благодаря кому "Басовище", как ни странно, на сегодняшний день, остается единственным реальным Белорусским Музыкальным Фестивалем.
За сим прощаюсь.
Желаю долгих творческих лет тебе и твоей редакции.
Не абидь маего дамишку.
Смиренный коллега твой


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета