Mae, Vanessa Смычком по душе
Ошеломляющая, эффектная, великолепная, одухотворенная, феноменально талантливая... Далеко не весь перечень эпитетов, которыми награждают выдающуюся китайскую скрипачку Ванессу Мэй. Скрипачку, по которой лучшие лейбы плачут (слова почитателей). Девушку, которую идеализируют и демонизируют. Чудо-ребенка, которому к лицу имидж Лолиты.
Родилась Ванесса Мэй (полное имя Vanessa-Mae Vanakorn Nicholson) в Сингапуре 27 октября 1978 года. Ее мать - китаянка, а отец - таец. Правда, в возрасте 4 лет вундеркинда вывезли в Великобританию, так что гражданство у скрипачки английское. Она родилась в год Лошади. Лошадь - очень хороший знак для китайцев. Это символ скорости и преданности, двух качеств, позволяющих добиться успеха в карьере и личной жизни.
Примечательно, что за 196 лет до рождения поп-звезды в этот же день появился на свет Николо Паганини. Может, эти совпадения и определили дальнейший путь Ванессы?
В 3 года она уже лихо барабанила по клавишам фортепьяно, а в 5 лет (уже будучи британской верноподданной) Мэй впервые взяла в руки скрипку. Девочка занималась по полчаса раз в неделю.
"Вначале мои родители и учитель не видели ничего серьезного, - говорит она. - Надо же было мне чем-то после школы заниматься!" Спустя несколько месяцев, учитель объяснял ошарашенным родителям, что их дочь одарена и станет великой скрипачкой. Эти выводы были сделаны из-за того, что девочка очень быстро добилась поразительных успехов. Да и скрипка, которая словно оживала в ее руках, могла рассказать о многом. Родители стали еще пристальнее присматривать за чудо-ребенком. А Ванесса все практиковалась и практиковалась.
Когда девочке исполнилось 10 лет, отец подарил ей скрипку итальянского происхождения "Guadagnini". Она была изготовлена в 1761 году. Купили ее для Ванессы на аукционе за 150 000 фунтов стерлингов. И уже в таком раннем возрасте девочка оставила вместе с куклами детские скрипки и перешла на новый, взрослый уровень. "Я сознавала то, что делала. Может быть, я сказала "прощай" своему детству на несколько лет раньше моих друзей, но не жалею. Потому что, на самом деле, я получила намного больше". Семь лет спустя, в январе 1995 года, "Guadagnini" была украдена, но в марте того же года полиция бережно вернула ее хозяйке. Но на этом история с инструментом не заканчивается! Как-то Ванесса Мэй умудрилась упасть со сцены за несколько часов до выступления и разломать на кусочки свою "Gaudagnini". Ее чинили много недель и вскоре отдали назад в лучшем виде. Ванесса, пройдя столько испытаний, всем сердцем полюбила эту скрипку и даже дала ей имя - "Gizmo". "Gizmo" всегда сопровождает Мэй на концертах. Сейчас инструмент оценивается в 458 тысяч долларов.
Также Ванессу узнают по ее белой электроскрипке "Zeta Jazz Model" штатовского происхождения. Хотя есть и другой симпатичный электроинструмент. У этой (также белой) скрипки через нижнюю треть диагонально отпечатаны звезды и полосы американского флага. Так что (для интересующихся) подводим итог: три постоянные скрипки у Ванессы Мэй (запомните как дважды два). Остальные, которые она покупает время от времени, Ванесса "сплавляет" на благотворительных аукционах. (Вообще, электроскрипка была создана несколько десятилетий назад, но только сейчас начала становиться популярной (все дружно хором сказали, благодаря кому). Она была изобретена джазменом Жан-Люком Понте (Jean-Luc Ponte). Электроскрипка время от времени использовалась для фоновой музыки в роке, к примеру, вы можете слышать электроскрипку в "Sunday Bloody Sunday" U2.)
Далее о биографии скрипачки. Будучи 10 лет от роду, Ванесса дала свой первый концерт с оркестром в Лондонской филармонии. Два года спустя она отправилась в международное турне. Вот тут-то и начались мытарства ее несчастной (счастливой?) мамочки. Ввиду несовершеннолетия скрипачки ее звукозаписывающей компании EMI пришлось выбивать лицензию, чтобы Ванесса могла путешествовать. Кто-то из родителей должен был обязательно ездить с ней. Отец не мог, ибо занимался юридической практикой в Лондоне и работу бросать не собирался. Ее мать (также юрист по образованию) решила оставить карьеру и посвятить всю себя делу дочери. Дочь и мать часто выступали вместе на концертах. Дочь терзала скрипку, а мать аккомпанировала на фортепиано.
О дискографии. Дебютным альбомом Ванессы Мэй был "Violin", изданный в октябре 1990-го. Заметьте, ребенку было 12 лет! За ним последовал "My Favourite Things - Kids Classics" (сентябрь, 1991). Не делая перерыва, Ванесса записала скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в своем исполнении.
А в 1994-м у скрипачки вновь состоялся дебют. Именно в этом году был издан первый поп-альбом Ванессы Мэй "The Violin Player". Примерно в это же время она была провозглашена одной из ''50 самых красивых людей в мире'' журналом "People". 1996 год принес ей "The Alternative Record From Vanessa-Mae" и "The Classical Album 1: Enchanced CD" (максимум виртуозности и минимум своего творчества).
В августе 1997 года на суд общественности вышел "The Classical Album 2: China Girl" (Ванесса всегда настаивала на том, что она китаянка). И в октябре этого же года, на ее поклонников обрушился шквал. Да-да, я имею в виду именно успешный "до безобразия" поп-альбом "Storm". ''Я называю его поп-альбомом, потому что он представляет из себя современную музыку, сыгранную на скрипке'', - говорит Мэй. Альбом содержит каверы поп-хитов, таких как ''Hocus Pocus'' группы FOCUS и ''I Feel Love" Донны Саммер (Donna Summer). Включает он также и композиции самой Ванессы, написанные в соавторстве с продюссером Энди Хиллом (Andy Hill).
Альбом "The Original Four Seasons", также 1998 года выпуска, представляет собой новые версии существующих композиций. В 2000 году вышла новая классическая коллекция Ванессы "The Classical Collection - Part 1".
Ну а в мае 2001 года фанаты порадовались выходу новейшего альбома Ванессы Мэй "Subject To Change". Рецензию на него читайте скоро на страницах "МГ".
Вообще, вокруг этой девушки ведется множество споров. Например, многие не воспринимают ее как композитора. Попробуем разобраться, почему.
Ванесса Мэй является новатором в мире шоу-бизнеса, но большинство ее работ все же создано вследствии сотрудничества с другими композиторами. Правда, девушка всегда честно пишет партии для своей скрипки. Другие же в это время делают детальные аранжировки для иных инструментов. К примеру, электроника играет огромную роль во многих ее техно-композициях. Ванесса Мэй лишь частично бывает вовлечена в программирование.
Скрипичная фантазия на "Turandot" Пуччини (с "China Girl") и "I'm A-Doun For Lack O'Johnnie" - вещи, где Ванесса является единственным композитором. Большинство же ее репертуара составляет уже существующая музыка или мелодии, саранжированные в нечто кардинально новое. В новом взгляде на вещи проявляется гениальность Ванессы. С этой позиции можно отметить "Tocata & Fugue In D Minor", "Bach Street Prelude", "Cotton-Eye Joe", рэгги-версия "Classical Gas", и другие. Заглавный трек альбома "Storm" базируется на "Лете" из "Времен года" Вивальди.
Вообще много людей сотрудничало с Ванессой Мэй. Авторство большинства композиций на "The Violin Player" принадлежит Майку Батту (Mike Batt), но не Ванессе Мэй, несмотря на то, что она сама создавала концепции и сочиняла скрипичные партии. "Red Hot" большей частью написан Ванессой, но Ян Верри (Ian Wherry) помог с гитарными партиями. Энди Хилл (Andy Hill) работал со скрипачкой для "Happy Valley: 1997 Re-unification Overture" и в "Storm".
С авторством композиций мы разобрались. Теперь стоит поговорить о самом спорном моменте: об имидже девушки. Дело в том, что взрослые менеджеры Ванессы решили, что она хорошо впишется в образ Лолиты. С этого времени профессионалы перестали воспринимать ее как серьезного музыканта, а для почитателей простой поп-музыки Ванесса чуть не оказалась слишком сложной. Так и зависла она между поп-музыкой и классикой. Но это не остановило мультимиллионные продажи ее записей и успешный мировой тур в поддержку альбома "Storm". Успешный в том плане, что много людей пришло послушать ее игру на электроскрипке в Лондоне, Москве, Сеуле, Гонконге и других городах.
Но это граничное положение и отражает реальную Ванессу. Тот же "Storm" - обычная смесь поп-классики и классического попа. Вообще, Ванесса Мэй, говоря о своих музыкальных предпочтениях, выделяет BEE GEES больше, чем OASIS. Бетховен и BEATLES, Моцарт и Майкл Джексон, Паганини и Prince - она всех их любит.
Порой ее наивность убивает. Она никак не может нормально взять в толк, какого качества продукт хотели сделать из нее промоутеры. Эта девочка с 15 лет призвана была соблазнять, завлекать слушателя не только нежно-страстной музыкой, но и детской сексуальностью набоковской героини.
Она носит очень коротенькое цветастое платьице и танцует больше в манере SPICE GIRLS, нежели виртуоза. Никто не сомневается, что у нее есть энергия, талант и определенное сценическое обаяние, но иногда она кажется слишком маленькой для своего возраста.
"У щедрого сердца есть место для многих вещей, - отвечает Ванесса на нападки критиков. - Много учителей и коллег делились своими знаниями со мной, чтобы помочь мне узнать все виды музыки. Я надеюсь, что могу, в свою очередь, поделиться знаниями о классической и поп-музыке с каждым человеком". Похоже, она права. Зачем грузить себя классикой - сделай ее популярной! Зачем тупеть от попсы - сделай ее чуть более умной! Золотая середина.
Но мы говорили об имидже. А какая она на самом деле? Чужая душа - потемки. Но некоторые вещи о Ванессе все-таки стали известны. Она любит родителей, жизнь, веселье, книги Кинга и Маркеса (правда, в туре по США она читала короткие истории Чехова), лыжный спорт, шоколад, Элвиса Пресли и Рио-де-Жанейро. Но больше всего она любит... Правильно! Играть на скрипке. "Конечно, к скрипке я отношусь очень серьезно. Но я люблю это", - говорит она. И эта любовь выливается в тяжелый труд на сцене, в большей мере во время поп-части на ее концертах. Широкими шагами она пересекает сцену от одного края к другому, прислоняется к гитаристу, стоит плечом к плечу с саксофонистом или играет среди слушателей. Она играет "Caprice # 24" Паганини в стиле техно-поп, а затем плавно переходит к Баху - и попадает в чарты по всему миру.
Представьте музыку Баха в средневековом храме. Но музыку электронно-популярную. И вы поймете тогда, что вытворяет Ванесса на скрипке. Представьте колокольчики детского смеха, переходящие в тихий плач, обрываемый истерическим хохотом... Эмоции - вот что она хочет показать нам посредством скрипки. "Главное в музыке - эмоции. Я хочу, чтобы мои фанаты плакали время от времени, грустили или "взрывались", танцуя и крича."
Вот так вот. Женщина - она и в музыке женщина. Эмоциональная, любящая, страстная и нежная. А женщина со скрипкой? С инструментом, который весьма точно отражает именно чувственную, женскую, натуру? Ева в квадрате? Нет, просто Ванесса Мэй!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2001 год в рубрике музыкальная газета