Atkins, Chet
Господин Гитара


30 июня скончался один из ярчайших представителей музыки кантри Чет Аткинс...

Если и существует популярная музыка, принадлежащая лишь одному народу, - немыслимое сочетание, да? - то это кантри. Музыка американского народа, проистекающая из ирландских источников. Джонни Кэш, Вилли Нельсон, Хэнк Уильямс - кто еще вспоминается при слове "кантри"? Чет Аткинс - один из тех, кто существенно расширил рамки жанра, взяв в руки электрогитару, ассоциируемую в первую очередь с рок-н-роллом, одной из составляющих которого и является кантри. Аткинс перешагнул этот порог вместе с Элвисом Пресли, хотя очень немногие вспомнят, что именно Чет сыграл знаменитое соло в "Heartbreak Hotel", а не соратник Короля Скотти Мур.
Чета прозвали Господин Гитара - и не случайно: он признан самым "записанным" соло-инструменталистом за всю историю музыки. Ну, и влияние, разумеется, на эту самую историю Аткинс оказал немалое. Вышеупомянутая работа с Элвисом была, быть может, самой известной сессией мастера, но не единственной легендарной, так как гитара Чета звучит во многих песнях кантри-элиты. На его манеру равнялись среди прочих Джордж Харрисон, Эдди Кокран, Дуэйн Эдди и Марк Нофлер, пошедший дальше всех и записавший с учителем целый альбом, - и нет ничего удивительного в том, что за свою многолетнюю карьеру Чет удостоился великого множества наград - он пять раз признавался музыкантом года, четырежды лидировал в джазовых хит-парадах "Плейбоя" и заработал ни много, ни мало четырнадцать "Grammy".
Карьера Аткинса охватывала и иную сторону шоу-бизнеса: гитарист возглавлял крупную фирму грамзаписи RCA и в этом качестве запустил на мировую орбиту целое поколение звезд кантри, ярчайшими представителями которого являются Уэйлон Дженнингс и Долли Партон. Короче говоря, имя музыканта стало синоним нэшвиллского звучания.
Честер Бертон Аткинс, собственно, и родился в штате Теннеси - в 1924 году. Родился в достаточно музыкальной семье: дед пиликал на скрипке, мать с отцом были пианистами, но повлияли на Чета не они, а сводный брат Джим. Будучи на двадцать лет старше, он уже в 1935-м выступал со своей группой на радио, а четыре года спустя объединил усилия - что существенно - с самим Лесом Полом, гитарным революционером (в честь него названа самая известная модель "Gibson") и кумиром Аткинса-младшего. Естественно, при таких-то условиях парень не мог не захотеть стать звездой. И стал. Почти. Когда ему было восемнадцать, он устроился скрипачом на радио в Ноксвилле - поначалу аккомпаниатором при местных музыкантах, но в 1942 году Чет уже вел собственное шоу "Mid-Day Merry-Go-Round".
Через год, впрочем, Аткинс-гитарист отправился на гастроли по нескольким штатам и в пути решал сложную проблему: как свести воедино свою любовь как к джазу, так и к кантри. Не то чтобы он был джазменом в полном смысле этого слова, но его манера казалась поклонникам сельских танцев излишне вычурной, и вышедшие в конце сороковых первые записи особым успехом не пользовались. Пока не поступило предложение от RCA: компании требовался достойный ответ Capitol с ее Мерлом Тревисом, и композиции Чета "Galloping On The Guitar" и "Main Street Breakdown" пришлись весьма кстати. Но все это было не то. "То" пришло в 1950-м в виде приглашения в Нэшвилл на воистину легендарную радиостанцию "Grand Ole Opry".
Чет оказался в "святая святых" кантри бок о бок со столпами жанра, и довольно скоро столпы вроде Хэнка Уильямса нашли в Аткинсе достойную точку опоры для своих сессий, что еще шире распахнуло перед гитаристом двери большой музыки. Вместе с известным композитором Бодле Брайантом он в 1953 году написал возглавившую хит-парад в исполнении Эдди Арнольда песню "How\\\\\\\\'s The World Treating You" и ставшую "визиткой" мастера инструментальную зарисовку "Country Gentleman". Его безошибочный нюх на единственно верную аранжировку и подбор исполнителей впечатлил боссов RCA, и вскоре Чет стал сам продюсировать записи.
В том числе и свои - в 1954-м он наконец выпустил первый альбом, "Gallopin\\\\\\\\' Guitar", а годом позже и два популярных сингла - "Mr. Sandman" и "Silver Bell", гитарный дуэт с Хэнком Сноу. Как раз они и принесли ему прозвище Господин Гитара. Круг обязанностей Аткинса на фирме постоянно расширялся, и Чет сыграл важную роль в оборудовании главной студии RCA, которую он курировал и в которой все в том же 1954 году записался с Пресли. Не только на "Heartbreak Hotel", кстати. И не только с Элвисом. Без Чета, вполне возможно, не состоялись бы THE EVERLY BROTHERS. Аткинс играл на их сессиях и до того, как полились хиты, и после - его гитара украшает помимо всего прочего "Wake Up Little Susie" и "All I Have To Do Is Dream". Это вот пришествие рок-н-ролла существенно уменьшило притягательность кантри, с чем Чет мириться не хотел и поставил перед собой задачу осовременить жанр, начав сочинять сложные по меркам кантри композиции. И они в начале шестидесятых стали хитами - а Аткинс поставил на полку первые граммофончики "Grammy". За спасение кантри.
Несмотря на столь серьезную нагрузку (играть, писать и продюсировать не каждый способен), музыкант умудрялся еще и выступать, сыграв в 1960-м на Ньюпортском джазовом фестивале, а в 1961-м - перед президентом Кеннеди. Немало - скажем прямо, так что выпущенная в 1967 году книга о Чете не была чем-то странным: на тот момент кантри-гитариста знал весь мир. Тем более, что тремя годами ранее комик Дон Боумен разродился синглом "Chеt Akins, Make Me A Star". В 1968-м мастер занял кресло вице-президента RCA.
В семидесятых активность Аткинса уже, разумеется, снизилась, хотя он по-прежнему выискивал новые таланты и превращал их в звезд. Чет был уже не молод, хотя когда его ввели в 1973-м в Зал славы кантри, он оказался самым младшим лауреатом. А быть начальником Чету не слишком-то и нравилось - намного уютнее гитарист чувствовал себя в компании друзей, с которыми записывал совместные пластинки, - Леса Пола, Хэнка Сноу, Мерла Тревиса и цыганского чуда Джанго Рейнхардта. Каждый из этих дисков стал событием и снискал немало почестей. Особенно же маэстро польстило то, что разработанную им для "Gibson" модель гитары назвали его именем - вслед за Полом.
Но это произошло после расставания ветерана с гитарной фирмой "Gretch", а в 1982 году Чет оставил и RCA, перейдя на Columbia. Переход отразился и на музыке Аткинса - он решительно двинулся в сторону поп-джаза и записал в этом стиле несколько приличных альбомов, самым известным из которых стал диск 1990-го "Neck & Neck" - тот самый, с Марком Нопфлером. Вслед за Марком в очередь на сотрудничество с гитаристом выстроились Джордж Бенсон, Ларри Карлтон, Эрл Клу и Эммилу Харрис, которую Чет некогда обучил игре на банджо.
Будучи в прекрасной форме, Аткинс продолжал работать все эти годы. Свой последний граммофончик он заработал четыре года назад за композицию "Jam Man", а последний концерт дал незадолго до смерти. И хотелось бы сказать, что мастер скончался из-за того, что годы взяли свое - да нет: у Чета обнаружили рак, побороть который старик не смог. Он тихо умер в своем доме в Нэшвилле. Господин Гитара взял свой последний звучный аккорд...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета