Фестиваль "Рокдержава"
2 года!


"РокДержава" - единственное в мире государство, созданное ради искусства›. Такими словами описывают идею "РокДержавы" ее отцы-основатели Табриз Шахиди и Вилена Арцруни. Сейчас, глядя на стремительность и масштабы развития сравнительно нового музыкального движения "РокДержава", все яснее представляешь себе его перспективы.

Но - обо всем по порядку.
С самого возникновения у штурвала "РокДержавы" стояли генеральный продюсер Табриз Шахиди, руководитель проектов Вилена Арцруни и Ян Шередко. Лена и Табриз познакомились в 1995 или даже в 1996 году на московской радиостанции "Мир", где они оба работали. За несколько лет совместной деятельности им удалось пристально изучить СНГ на предмет музыкального творчества, оценить собственные силы, завести полезные знакомства и научиться рассчитывать на себя. В 1997 Лене и Табризу довелось стать организаторами целой серии концертов и фестивалей. Еще до конца не осознавая, что делать со всем этим опытом, они все же решились на дерзость. Вернее, сама история спровоцировала их к действию. Год 1997, конвейер российского шоу-бизнеса завертелся со страшной силой. На музыке начали зарабатывать деньги. Окончательно сформировалось понятие формата. Среди радиостанций обозначились лидеры: "Европа +", "Русское радио" и "Радио Максимум". Они и заказывали музыку, во всяком случае, в Москве. Публика требовала все меньше хлеба и все больше зрелищ. На арене уже некоторое время фигурирует электронная музыка. Однако в 1997 году она достигает габаритов всероссийской истерии. Так называемая рэйв-культура буквально сводит страну с ума. Яркие цвета, расцвеченные кислотой эмоции, космические полеты фантазии пропагандистов движения. Со всех сторон доносится один и тот же лозунг: "Рок мертв! Да здравствует рэйв!". Однако рок-концерты, рок-фестивали и по-прежнему собирают ДК, площадки и стадионы, но имидж поклонника рок-музыки больше не значится как почетный.
Август 1998 года, финансовый кризис, сбивающий обороты развития популярной музыкальной культуры, и ознаменовавший собой начало подъема российского рок-н-ролла.
1998 год, в России открывается первая радиостанция, работающая в формате российского рока - "Наше радио". Все с удивлением обнаруживают, что российский рок как явление может быть коммерчески успешным. Однако российские звукозаписывающие компании все еще испытывают последствия кризиса. Так, им приходится переориентироваться на выпуск раскрученных групп и заморозить все проекты по раскрутке и записи неизвестных коллективов. В связи с оттоком на рекламу и спонсорство, музыкальных фестивалей становится все меньше. Юрий Шевчук выступает в программе "Взгляд" с заявлением об отмене ежегодного Санкт-Петербургского "ДДТ-фестиваля" из-за нехватки средств.
Именно это интервью Шевчука стало отправной точкой в истории "РокДержавы". Осознавая, что в Москве деньги под фестиваль найти будет проще, Табриз, Лена и Ян решают организовать и провести большой рок-фестиваль в Москве, в легендарной Горбушке. Так, летом 1998-го, сидя на кухне, Ян и Лена бьются над названием фестиваля. Из кипы исписанных вариантами листов наконец-то вырисовывается одно-единственное - величественное и громогласное: "РокДержава"! Фестиваль назначается на май 1999-го. За те девять месяцев, что были отпущены на подготовку к мероприятию, эмбрион концепции фестиваля развивается до идеи музыкального движения с одноименным названием. Появляется полный юношеского максимализма манифест, в котором провозглашается курс на развитие рок-н-рола в России и на стабилизацию отношений между центром (Москвой и Питером) и регионами (в том числе республикам СНГ и странами ближайшего зарубежья).
Конечно же, материальной базы под идеей нет. Фестиваль 1999-го в Горбушке, пожалуй, самый дешевый по количеству затраченных на организацию денег за всю историю рок-н-ролла. О том, чтобы на нем заработать, не было и речи: билеты отпускаются бесплатно, список участников меняется вплоть до начала действа. Первая страница в книге жизни "РокДержавы" открыта. Вектор приложения будущих усилий обозначен четко: надо помогать молодым, причем помогать безвозмездно, не щадя собственных сил.
Все здесь строится на каких-то антикоммерческих принципах, но на правах истинного искусства. Все, что делается, делается ради поколения, а не ради денег. На энтузиазме проводятся концерты, фестивали, конкурсы, рок-марафоны.
Не берусь судить, хорошо это или плохо, но первые два года работы движения "РокДержава" были построены на философии нестяжательства. Посудите сами: в феврале 2000 года в клубе "Вермель" проводится фестиваль молодых исполнителей. Первое место занимает группа из Днепропетровска Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК. Приз - съемка клипа. Второе место присуждается инструментальному арт-этно-рок ансамблю MARIMBA PLUS, в качестве приза группа получает возможность записи и выпуска первого альбома. Все это время движение тысячными тиражами бесплатно печатает плакаты к концертам групп АЛОЭ, КЛЮЧЕВАЯ, MARIMBA PLUS... Привозит в Москву группы из стран Содружества, издает "Собрание первое" - компакт-диск с участием молодых и не только, групп, выступавших на мероприятиях "РокДержавы". Компакт-диск, и это теперь очевидно, раздается бесплатно.
В октябре 2000 года "РокДержава" организует акцию под названием "За мир на Кавказе". Мнения всех следящих и помогающих движению сходятся в одном: данная акция - самая профессиональная и интересная изо всех, ранее проведенных "РокДержавой". "За мир на Кавказе" - это рок-марафон, прошедший 15 октября на сцене Московского дворца молодежи. В нем приняли участие группы из Армении, Азербайджана, Грузии, Владикавказа и России. Марафон длился восемь часов. Большинство представленных на фестивале групп выступали в Москве впервые. Бесспорным открытием фестиваля стала группа из Батуми (Аджария) ИНСАЙТ. Группа играет то, что принято называть world music. С мощнейшим женским вокалом, аналогов которому в России лично я не встречал, и с безумной, просто не поддающейся описанию энергетикой. Думаю, присутствовавшие на фестивале с нетерпением ждут нового выступления грузинской группы в Москве. В планы "РокДержавы" входит приглашение этой группы на сентябрьский фестиваль.
31 мая 2001 года "РокДержава" отпраздновала свое двухлетие в московском клубе "Беверли Хиллз". Специально к этому событию был приурочен выход "Собрания второго" лучших композиций групп-участников Державы Музыки Рок. "Второе собрание" в целом звучит очень романтично.
Медленные мелодии, большое количество инструментальных вещей, тотальная сладкоголосая, но таки этно-экспрессия! Диск, как и прежде, составлен в первую очередь по географическому принципу - на нем фигурируют группы из Москвы, Риги, Днепропетровска, Душанбе, Нижнего Новгорода, Тулы, Зеленограда и даже Эдинбурга. Активнее всего представлен Минск: три очень известных в Беларуси группы - KRIWI, N.R.M. и UR\\\\\\\\'IA. При этом, как ни странно, Табризу Шахиди, собиравшему сборник из зарубежных и российских мелодий, удалось свести их к общему стилистическому знаменателю. Большинство композиций пропитаны эдакой ленивой медитативностью. 17 треков, помогающих расслабиться, откинуться на спинку кресла и окунуться в мир прекрасного. "Ассирийская арабеска" группы MARIMBA PLUS задает тональность ментального путешествия к палящему солнцу и прожигающим насквозь страстям Востока. Инна Желанная мягко и трепетно расстилает музыкальное полотно российского современного арт-фолка. Следом за ней вступает минская KRIWI, с белорусским фолком. MYSTERY JUICE из Эдинбурга играет качественную неторопливую рок-музыку. Очень уверенно и насыщенно звучит на диске композиция "Лошади" от группы ДЕТИ ПИКАССО. Полный тревоги и призывов голос Гаи Аратюнян, с тональными и эмоциональными переливами прекрасно очерчен виолончелью. Ломаный ритм - узор создает неповторимую картину звучания. Записано действительно очень ярко и интересно. Примечательно, что и Сергей Галанин на этом сборнике представлен совершенно новой композицией "Их много". И их действительно много, много людей, исполняющих интересную, "живую", профессиональную музыку, музыку души, сердца и Земли, живущих в единственном на планете музыкальном государстве. С днем рождения, "РокДержава"!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета