Фестиваль "Рок-Кола" рок живет не только в Минске
...Оказывается, что-то в духе "Басовища" на белорусской территории все-таки может быть - фестиваль "Рок-кола" (это никоим образом не связано с "Pepsi-Sziget") с каждым годом становится все более собранным, организованным и всеобщим. Честно говоря, после суматошных минских "Маневров" новополоцкий фестиваль, вопреки скептически ожидаемому, оказался достойной и очень милой тусовкой без напускной глянцевости, высокомерного пафоса и непонятных "понтов".
Почти все билеты до Полоцка были раскуплены то ли дачниками, то ли туристами (многие мои знакомые добирались автостопом) - ехали днем 29 июня в невероятно пьяном поезде, где проводницы скопом радовались нехитрой стремительной жизни в восьмом вагоне, а потом на автопилоте реяли между купе, торгашески завывая: "Пиво-водка-минералка-ча-а-а-ай!". Было похоже на то, что наше купе (в котором, помимо группы ЦМОКI, ютились отдельные представители EXIST, "МГ", организационной части в лице Тани Бородкиной и будущего жюри в лице Геннадия Сырокваша) скупило все пиво в поезде - однако, что странно, мучительное и традиционное ток-шоу на тему "Есть ли в Беларуси шоу-бизнес?" началось только под конец поездки, и то, видимо, потому, что поезд запаздывал и народ нервничал. После того, как я благостно выслушала несколько добрых и чутких (хм... и дико противоречащих друг другу...) советов на тему того, КАК должен писать музыкальный журналист, мне резонно предложили: "Лучше ты про дорогу и вот все ЭТО вообще не пиши". Поэтому большинство впечатлений - за не набранными фигурными скобками. Впрочем, было весело.
Ночь в рабочем лесном санатории (понятно, как они оздоравливаются - ни одного магазина поблизости, организм просто вынужден вести здоровый образ жизни) на берегу речки, в которой на следующий день обильно плескались музыканты, спасаясь от жары. Минеральная вода. Радость по поводу того, что концерт будет в Доме культуры, а не на стадионе - правильно, пусть лучше потные футболисты привычно гоняют раскаленный мячик под душными потоками солнышка.
Первый день фестиваля - конкурсный: нам, как жюри, предстоит с 12 до 22 часов (с перерывом на обед) оценивать молодые группы, по ходу наделяя их номинациями. Зрителям в качестве репетиции к неотвратимо подкатывающему, как комок к горлу, 9-му сентября, раздавали бюллетени, в которых каждый мог отметить только одну группу (бюллетени были тщательно пронумерованы - фестиваль стремился к объективности и справедливости, что, кстати, удалось на все сто!). Звук - от "Славянского базара", поэтому голова не болела, и музыка слушалась как музыка, а не как липкое месиво.
Что сразу удивило и заставило пересмотреть взгляды на белорусскую музыку - оказывается, минские музыкальные тенденции вовсе не отражают реальное отношение наших музыкантов к творчеству. Большинство провинциальных групп оказались настолько оригинальными и плотно сыгранными, что минская рок-сцена иногда казалась средоточием какого-то агрессивно-диктатурного масс-культа на крошечных таких уровнях, а настоящая альтернативщина - вся тут. И несмотря на изначально критическую позицию (оценивать-то надо, эмоции отбросив), было немало групп, на которых критически-бесстрастная часть сознания молчала в тряпочку, а душа радовалась, расплываясь флюидами гордости за Беларусь - эти команды было просто приятно слушать, не задумываясь о том, КАК они играют.
В первую очередь выступали лауреаты прошлых фестивалей. Группа МЫ играла довольно прикольный рокабилли с истерическим нервом и четким басом с какой-то нестандартной блюзовой основой. OZON из Новополоцка нагнали слезу - чистые U2 - гитарка такая прозрачно-эджевская, вокалист в очочках под Боно (и вокал великолепный, свободно-дикий), а музыка--- просто супер! Как будто слушаешь альтернативную версию U2 с новыми песнями. Если бы они перешли на белорусский, многие перестали бы тосковать по ULIS периода "Танцау на даху". ВЕРСИЯ играла простые и красивые песенки в духе АГАТЫ КРИСТИ, немножко злобно, немножко ласково, с растаманским настроением - ее даже на "бис" вызвали.
Несмотря на огромное количество достойных конкурсантов, лауреаты этого фестиваля были выбраны практически единодушно (бывает так, что выходит группа - и все, сразу "цепляет"...). Барановичские ДЕЯНИЯ лично меня вогнали в трогательный шок - за каких-то несколько месяцев они поднялись до чуть ли не стадионного уровня - отличное шоу (спортивные майки с номерами все-таки имеют смысл - ребята в самом деле ужасно много двигаются!), классная музыка (хардкор такой ритмичный, но не бьющий по ушам, с басом в духе RED HOT CHILI PEPPERS - им еще и "лучший бас" присудили), тексты правильные и (что самое классное и довольно трудное для христианских групп) небанальные. И куча оригинальных идей - рев в мегафон, глючные лирические вставки, танцы-прыжки. ТЕУРГИЯ исторгли из себя некий хардкоровый (или нет?) шквал, где все было настолько сыгранно, плотно и яростно (инструментальная часть и энергетика - класс!), что их сразу же отнесли в ранг лучших. DEADMARSH тоже играли довольно тяжеловато-мрачную музыку, но делали это очень глубоко и правильно (вокал в духе Хэтфилда, кое-где похоже на THERAPY?, такой лирично-психоделический метал, длинные навороченные композиции) - их опять же единогласно выбрали лауреатами. Вопреки тому, что победителей должно быть трое, решили отметить и группу JITTERS (наконец-то минчане), так как играли в самом деле неплохо, прифанкованно так, местами мелодикой на брит-поп похоже - все было профессионально и очень красиво.
Еще были просто номинации. Самым юным участникам фестиваля - РОК-КИ - присудили номинацию "Традиции и современность" - потому как групп, исповедующих чисто белорусские традиции, на фесте не было, а эти совсем молодые ребятки показали такую верность классическому хард-року (у них даже песня была "Хэви-метал жив"), что даже непонятно было - откуда в них это? Причем владение инструментами, несмотря на возраст, было очень даже ничего. Сильный фальцетный вокал, душа нараспашку, ритм - интересно, какими они будут через 5 лет?
"Лучшим вокалом" объявили Лену из скандально прогремевших THE RAVENS, которые, в отличие от остальных, были уверены, что им оплатят дорогу (обоюдное непонимание в процессе телефонной беседы с организаторами). Во избежание проблем им эту самую дорогу оплатили, так что группа в своем роде оказалась уникальной. Но разборки - это одно, а музыка - совсем другое. Если бы RAVENS исполняли не англоязычно-фанковые композиции, а перекопали свой белорусский репертуар ("Купалинка" же так здорово покатила!), они могли бы отхватить не только "вокал".
"Лучшее шоу" присудили господину Мэрилину Мэнсону, вдохновившему довольно-таки шумно-грязно-панковскую группу БАРДАК-HOUSE (Белоозерск) на сценический имидж. Шоу, костюмы, цилиндр гитариста, вокалист в чулочках, неглиже и трупно-клоунском гриме, судорожно и эпилептически подергивающийся (ну вылитый Мэрилин! Это я как очевидец говорю!) в артистичных конвульсиях. Просто радуют глаз. А музыка... музыка, в общем-то проигрывает имиджу, над ней еще надо работать, одной энергетикой народ не купишь.
Специальный приз от г-на Сырокваша достался МАДЕРА ХАРД БЛЮЗ - в самом деле, участвовать в конкурсе для профессионалов как-то не годится, а вот сингл записать в классной студии как раз таки пора.
Еще одна номинация (мы так и не придумали названия - что-то вроде "Самый классный и обаятельный ведущий", но гораздо серьезнее) была присуждена Сергею "Анисе" Анищенко - очень харизматичному и справедливому человеку, который уже 10 лет "катит" "Рок-колу".
Было еще много, очень много классных групп. Если вспоминать всех, не хватит целого разворота. Запомнился очень техничный гитарист группы БУЛЬДОЗЕР. Красиво, но как-то слишком ровно, отыграли ЦМОКI (еще в поезде мы решили, что это все-таки не "поцелуи", а "змеюги", то есть ящеры такие мифологические, вроде змеев-горынычей). Понравились витебские ШТРИХ - радостная такая группа, фанковая, лиричная. Когда появились ЭКСПЕРИМЕНТ-12, у жюри съехала набок челюсть, но группа гордо объявила, что они - лауреаты прошлого фестиваля, а выступают среди конкурсантов, потому как опоздали. Жаль. Эта уже сложившаяся и профессиональная группа-уникум из Шумилино может запросто "сделать" все русскоязычно-припанкованные минские банды. Зверская энергия, "Темная ночка" с трубой - что-то от АУКЦЫОНА, что-то от КОРОЛЯ И ШУТА, остальное - свое, очень разнообразное и заводное, дико искреннее (было похоже, что их самих от собственной музыки прет еще больше, чем зрителей!). Еще понравились KORD (такой туманный грандж с упреками в сторону KOЯN и ядовитыми шумами), ПОСЛЕДНЯЯ МИЛЯ (то ли брит-поп, то ли поп-панк - такая милая гармоничная музыка с мелодиями), ШАРЛАЙ (мы так и не поняли, зачем им три гитары), Б.Н. (последнюю их сногсшибательную балладу наградили "За мелодичность", кстати), МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ (такой востребованный поп с пустотами и рваными ритмами), БАТИСКАФ (играли мелодичный рок-панк с тихими клавишками, но под конец выдали торжественный ВИА-блюз с электроорганными взвывами и одуряющей мелодией), ГОРТОП (хорошие эпичные тексты - "Она открыла окно и сделала шаг в рок-н-ролл" - каково?, музыка в духе БРАВО, заводная такая).
"Это не страшно, что мы не выиграли, - говорила потом одна из групп, - как мы посмотрели, жюри оценивало не музыку, а владение инструментами - и все...". Я справедливо разозлилась, но промолчала - кстати, в номинации "За самобытность" победили последние участники-конкурсанты (совсем не виртуозы, смею заметить!) - АВАРЫЙНАЕ ВЫЙСЦЕ из Марьиной Горки - жутко простые и веселые ребята, которые играют какую-то глючно-народно-раздолбайскую музыку с совершенно серьезным видом, что вгоняло слушателей в восторженную истерику - флейта, баян, гигантский контрабас (его обладатель всех просто умилил!), все звучит немного несыгранно и очень по-домашнему, с широтой и развеселостью. Если бы в Беларуси был свой Эмир Кустурица, он бы озвучивал свои фильмы этой группой. "Это новая тенденция, ты так и напиши!" - радовался Геннадий Сырокваш, имея в виду такие вот веселые "псевдо-народные" штуки, которые ухватили БЕЗ БИЛЕТА и еще кое-какие догадливые группы. А касательно "владение инструментами - и все..." - можно ведь, как группа ПЛАНЕТА, великолепно и высокотехнично играть хард-рок... а цеплять и радовать это не будет. Или будет, но только тех, кто любит хард-рок, а не всю хорошую музыку как явление.
На следующий день именно такой хорошей музыкой можно было упиваться покруче пива - играли победители и гости фестиваля: THE STOKES, GAROTTA (из Калининграда - участник этой команды был в жюри), WHITE NIGHT BLUES, HAPPY FACE, EXIST & Харлi (в чем тут все-таки дело?). Как ни странно, все прошло на удивление гладко и правильно - давно я не попадала на такие фестивали, где в самом деле можно было отдохнуть и послушать музыку, не задумываясь о том, есть ли в Беларуси шоу-бизнес, моден ли в Беларуси брит-поп и надо ли всем группам петь на родном языке. В самом деле, было ужасно приятно за то, что на белорусской земле есть столько талантливых музыкантов и людей, которым не в лом организовывать такие тусовки. И - отдельное спасибо за отношение к журналистам - обогрели, накормили, все, как положено. (Как тут не вспомнить темную палатку под Белостоком, легендарные "Щупальца кальмара в собственном соку" и попытки выкрасть порцию котлет в столовой знаменитой Гродековской школы, затесавшись в толпу музыкантов! Причем меня еще совесть мучила - а вдруг кому-то из-за меня котлеты не досталось!) Кажется, новополоцкий фестиваль становится культовым.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2001 год в рубрике музыкальная газета