Texas
TEXAS по-шотландски


В мире музыки использование коллективом в качестве названия некоего географического объекта, будь то мегаполис или поселок городского типа, совсем не редкость. На безбрежных просторах музыки рождаются и умирают десятки коллективов, пытающихся своим броским и уже изначально "раскрученным" названием (ведь, скажем, "Бостон" и "Лос-Анджелес" в рекламе ну никак не нуждаются) обеспечить себе заведомое бессмертие. Естественно, такое чисто потребительское использование уже исторически сложившихся названий может вызвать как раз таки негативную реакцию - "пацаны хотят просто подмазаться". Однако, если в конечном итоге этот наглый коллектив добивается действительно чего-то стоящего, все обвинения в "плагиате" испаряются, и группа безнаказанно добивается славы. Причем, не только в том же Бостоне или городе ангелов. Во всем мире. Как это было с шотландской группой TEXAS.

Немного пройдемся по основным этапам создания этого замечательного коллектива, вот уже пятнадцать (!) лет радующего мир своими чарующими мелодиями. Кстати, о мелодиях. Если вы человек темный, и не смотрите наивысшего достижения человеческого гения - MTV, - то у вас возникнет мысль, что TEXAS - это очередной попсовый проект, непонятно каким образом доживший до настоящего времени, и что вообще TEXAS - это просто некое феминистическое подобие A-HA. А вот совсем и не "а-ха", а вот и самые что ни на есть TEXAS, прошедшие и невнимание к своей особе, и внутренние разногласия, и неудачи, и критику, в общем, медных труб ими перегрызено предостаточно. В конечном итоге, TEXAS отвоевали свое место под солнцем и уже имеют полное право этим местом гордиться.
Итак, в 1986 году, в славном городе Глазго, главный по дерганью четырех струн под аккомпанемент опрокидывания алкоголесодержащих напитков в свое луженое горло, басист Johnny McElhone, будучи человеком коммуникабельным, познакомился одним весенним глаз... гонов... глазгоневским (?) деньком с одной очаровательной леди, имя которой было Шарлин. Шарлин Спитери, имя и фамилия прямо-таки великосветской дамы. Да и сама девушка была ничего, и, наверное, поэтому эта трудолюбивая гитаристка-вокалистка ("гитаристка-вокалистка" - вот отличный рефрен для очередного отечественного попсового хита - пользуйтесь, господа продюсеры!) приняла предложение Джонни сотрудничать. Сколько раз они сотрудничали на свиданиях, я не знаю, но вот факт рождения новых песен под авторством Sharlin Spiteri/Johnny McEihone был в том же 1986 году доподлинно установлен и даже закреплен на материальных носителях (перевожу: было записано несколько демок на кассетах).
Таким образом этот счастливый дуэт просуществовал два года. Все шло хорошо, песни пелись, поцелуи целовались и дети прогнозировались. Однако, по мере совершенствования своих навыков, горячая (ну скажем, подогретая) шотландская душа начала рваться на просторы звука, и только вот стена нехватки музыкантов останавливала все их далеко идущие амбиции. Посему было решено дать объявления в местные газеты о поиске музыкантов, и вскоре барабанщик Stuart Kerr и гитарист Ally McErlaine превратили несколько не уверенный в своих возможностях дуэт в настоящую глазго... глазгогонск... тьфу, шотландскую, в общем, группу. Оставался только вопрос в названии. Сейчас доподлинно не известно, кому в его/ее талантливую голову пришла мысль использовать в качестве названия песню "Texas" из саундтрека к фильму "Paris" (1985 год, режиссер Wim Wenders, все покупаем поп-корн и валим в киношку), образчик отличного альтернативного поп-рока 80-х. Т. к. все участники группы уже эту песню слышали и она ни у кого уже не вызывала отторжения, то такое элегантное и пахнущее американскими прериями название было принято единодушно. Не пришлось даже никому жизненно важные органы защемлять в дверях, как это часто бывает при обсуждении таких спорных вопросов - все было полюбовно, даже более того, музыкальный ключ, в котором была записана песня, был всеми участниками TEXAS воспринят как главный ориентир в их дальнейшей творческой деятельности, т. е. ребята решили делать красивые песни (преимущественно любовной тематики), но в обрамлении легкого рока, с использованием принципов "гитарных команд", столь бурно расплодившихся несколькими годами позднее в Америке.
До записи в 1989 году первого официального альбома TEXAS "Southside" группа пребывала в состоянии постоянного напряжения. В том смысле, что для группы такого, извините, мелкомасштабного уровня, обильные гастроли по клубам и площадкам были не только в диковинку, но и порой просто доводили до конфликтов. С самого начала, поставив себе очень высокую планку завоевать в предельно сжатые сроки весь мир, "техасовцы" не думали, не гадали, что тотальное уничтожение конкурентов будет таким затяжным и мучительным. Однако все их трудности были восполнены миллионной отметкой продаж их дебютного альбома, который стал для музыкантов первой заслуженной оценкой их творчества.
...Первый диск TEXAS имел ошеломительный успех, этот альбом приблизил группу к мировой известности и популярности вообще. Материал наполовину состоял из песен, сочиненных в 1986-87 гг., и наполовину из новых композиций. Главный хитом альбома считался трек "I Don\\\\\\\\'t Want A Lover", записанный, на самом-то деле, абы как, и являющийся, по существу, простой пробой пера Шарлин и Джонни. Сразу после гастролей в поддержку "Southside" к группе примкнул клавишник Eddie Cambell; ротации кадров продолжились с добровольным уходом драммера, в дальнейшем пустое место за барабанной установкой занял Richard Hynd (играл до этого в SLIDE). Второй альбом, "Mothers Heaven", записывался уже на студии Mercury, европейского отделения звукозаписывающего концерна Phonogram. По сравнению с дебютной программой, диск продавался несколько хуже, чем планировалось, учитывая то, что новый альбом был одним из самых ожидаемых дисков на тот период, к тому же промоушн "Mothers Heaven" был несоизмеримо большим, чем "Southside".
Вероятной причиной слабых продаж был отход группы от про-коммерческой постройки композиций (как это было сделано на "Southside") в сторону альтернативного рок-н-ролла.
Третий альбом выявил очередную смену стиля, на этот раз группа попробовала себя в кантри, что, например, хорошо чувствуется на композиции "You Owe It All To Me". В целом же, по оценкам критиков и по степени признания "Rick\\\\\\\\'s Road" среди поклонников коллектива, диск вплотную приблизился к успеху дебютного альбома.
Сингл "Tired Of Being Alone" (кавер-версия одноименной песни Al Green), выпущенный за год до официального (1993) релиза нового альбома, попал на лидирующую позицию в европейском Top 20.
Следующие четыре года группа гастролировала и занималась побочными проектами (песня "Bad Time" в исполнении вокалистки TEXAS присутствует на диске 1995 года "Tomorrow The Green Grass?" коллектива JAYHAWKS), одновременно записывая новую программу. Необычно долгое время, потребовавшееся для работы над "White On Blondie", объяснялось желанием музыкантов придать новому диску принципиально новую (для себя) компьютеризированную форму, для чего альбом практически полностью записывался с помощью компьютера. Музыканты экспериментировали с хип-хопом, тем самым стараясь придать "White On Blondie" более современный саунд. В итоге получилась очень смелая и очень свежая программа, которая своим модными, не свойственными прежним TEXAS, ритмом и энергетикой привлекла к группе много новых поклонников. Современный, даже технократичный, с обилием компьютерных наложений, звук нового диска мало вязался с предыдущими работами, что, естественно, не могло не пройти незамеченными, TEXAS поспешили окрестить "очередными заложниками компьютерный индустрии". Трек "Put Your Arms Around Me" записывался вместе с участником EURITHMICS Dave Stuart. В немалой степени успеху "White On Blondie" способствовало также включение песни "So Called Friend" в саундтрек к фильму с участием фотогеничной Sharon Stone "Last Dance", песня стала даже визитной карточкой фильма.
В 1999 году группа вернулась с новым, пятым по счету, диском "Hush", который во многом продолжил линию "новых" TEXAS. Однако, по мнению некоторых критиков, "Hush" стал даже лучшим альбомом в истории группы в том смысле, что он получился "золотой серединой" между лучшими традициями TEXAS времен триумфального "Southside" и последними компьютерными изысканиями в духе "White On Blondie". Можно даже сказать, что "Hush" получился намного более интересным, и, что важнее, уравновешенным диском, чем предыдущие, даже, может, и насыщеннее более смелыми экспериментами программы. Вообще, именно после "Hush" вопрос, что же, в общем-то, играют TEXAS, стал снова актуальным. Если раньше "техасовцев" считали типичными представителями, скажем, соула с элементами рока, то после ряда очень разных и действительно уникальных в своем стиле работ эта характеристика творчества TEXAS стала слишком узкой и однобокой. И хип-хоповские причуды, и драйвовые завороты, и откровенно коммерческие пробы TEXAS расширили стилистические рамки группы, позволив утверждать, что в своем развитии команда достигла, наконец, подлинного музыкального совершенства. TEXAS - это и соул, и альтернативный рок, и поп-музыка, и госпел, и много чего еще. "Hush" же, по словам самих музыкантов, был тем альбомом, который они хотели записать давно, но новые идеи, коллаборации с другими коллективами и собственные проекты в частности - все это мешало им наконец заняться очередным переосмыслением своего творчества. TEXAS чуждо статичное удовольствие от успешных продаж диска, не забывайте, что во главе команды стоит женщина, а это уже само по себе подразумевает неслабый стимул к движению вперед - ведь женщины хоть и слабый пол, но очень уж активный. К слову говоря, сама Шарлин никогда не была авторитарным руководителем ее ансамбля, может, только в не самый сладкий пост-"саузсайдовый" период деятельности группы этой хрупкой девушке пришлось немного понервничать, и даже пару раз прикрикнуть на своих заскучавших было коллег. Последний раз Шарлин пришлось использовать свой голос не по его прямому значению в 99-м, в период решения острого кадрового вопроса, когда не слишком довольный изменениями саунда группы драммер в очередной раз изложил свои претензии к коллегам и в ответ получил от Спитери вежливую просьбу оставить коллектив. Но даже невозможность осуществления новых концертов не смогла остановить ударившийся в активнейшую гастрольную деятельность шотландский состав. Сингл "In Your Lifetime" возглавил национальный хит-парад Америки, тем самым став приятным дополнением к и без того впечатляющим продажам копий диска. Успех не отвернулся от музыкантов.
Вот такие вот они, шотландские лихие музыканты с душой настоящих техасовцев. Все у них теперь хорошо, некогда лохматые подростки с простоватыми околоэротическими песенками выросли в звезд мирового уровня, превратились в уравновешенных и рассудительных "старз", но сохранивших под дорогими одеждами все лучшее, что может иметь молодость - искренность и совестливость по отношению к собственному делу. А недавно на лейбле Universal вышло два новых сингла, "Inner Smile Pt. 1" и "Inner Smile Pt. 2", что, естественно, говорит о том, что вскорости будет новый диск. Каким он будет, какие на этот раз мотивы будут преобладать - неизвестно, поэтому-то выход нового диска приобретает дополнительную сладость. В общем, интересно, чем еще нас порадуют эти люди из далекой Шотландии...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2025 Музыкальная газета