Фестиваль "Noc Bluesowa"
чем "светит" белорусам "Noc Bluesowa"?


Белорусские музыканты дебютировали на известном блюзовом фестивале в Польше.

Это не секрет: пытаясь порой сравнивать исполнительский уровень белорусских музыкантов с тем, что показывают их коллеги за рубежом, чаще всего мы как бы по умолчанию заранее уступаем пальму первенства загранице. Но вот на практике очень часто получается так, что белорусским музыкантам за пределами своей страны показать все-таки есть что. А если это совмещается с возможностью и на других посмотреть, колебаний быть не может: ехать надо. Как говорится, хоть тушкой, хоть чучелом, но ездить, если выпала возможность, нужно...
Минская группа SPOONFULL воспользовалась шансом поучаствовать в конкурсе любительских групп, который проходил в рамках XI международного фестиваля "Noc Bluesowa" в польском городке Рава Мазовецка, что километрах в 80 от Варшавы.
Сразу отмечу, что белорусские музыканты - народ, в общем-то, крайне беззаботный. Во всяком случае, полной готовности в любой момент собраться и отправиться за рубеж я лично наблюдал мало у кого. Вот и получилось, что SPOONFULL выехали на фестиваль в несколько измененном составе: без бэк-вокалисток и с басистом Димой Островским из КАЛИ ЮГИ.
Сам фестиваль, который проходит на территории старинного замка мазовецких князей, от которого сохранились фундаменты да величественная башня с фрагментом крепостной стены, состоял из двух частей: конкурса молодых музыкантов с призовым фондом и выступлением гостей, как польских музыкантов, так и зарубежных. При этом весь фестиваль был приурочен ко Дню города, и поэтому пользовался повышенным вниманием, как местных властей, так и простой публики. Тем более, что рядом с парком размещался парк аттракционов, невиданный по разнообразию, даже если брать для сравнения белорусские областные центры.
Организаторы фестиваля оплатили проезд, проживание во вполне приличном отеле "Татар" и трехразовое питание. Все это привело к тому, что уже в первый день пребывания в Польше минские музыканты стали активно обсуждать вопрос, почему в Беларуси все не так и нет такого вот всего. Но чем дальше они углублялись в теорию общественных и экономических отношений, тем к более грустным выводам приходили. Тем не менее играть им пришлось в тот же вечер.
Саунд-чек прошел очень хорошо. Как сказал Артем Кричевский, играть в такой прекрасной звуковой атмосфере на родине им еще не приходилось. Действительно, сравнительно невнушительная внешне аппаратура выдавала очень достойный по качеству звук, а группа, обслуживающая аппаратуру, работала слаженно и профессионально.
Всего в конкурсной части выступили представители Польши, Италии, Чехии и Беларуси, итого - 9 команд, исполняющих, как оказалось, на основе блюза очень разную музыку. Ее качество оценивало опять же международное жюри, в работе которого участвовал и ваш корреспондент. По жребию SPOONFULL играли седьмыми.
После конкурса я пришел к твердому убеждению: средний уровень блюзового исполнения в Польше и Беларуси практически равный, разве что поляки куда активнее работают на публику, умело "продавая" то, чем они владеют. У SPOONFULL в этом смысле есть проблемы. Конечно, будь рядом с ними бэк-леди, в смысле зрелищности их выступление выглядело бы куда выигрышнее. Но в любом случае было видно: если поляки работали, то белорусы в значительной мере отрабатывали некую тяжкую блюзовую повинность. Конечно, опыт поведения на сцене, умение "всучить" собственную музыку публике приходят не сразу, и их появлению как раз и способствуют подобные фестивали. Так что, кроме всего прочего (пиво, общительные польские девушки и т.д.), польза от поездки была несомненной.
Выступавшая в конкурсе первой группа ONE WAY OUT из польского Вроцлавка показала блюз с очень большой примесью фанка. Это было интересно и свежо. Не менее неожиданно показалась группа KAPELA JANKELA, лидер которой сразу же заявил, что на этот раз они не будут исполнять семитский репертуар, а покажут нечто вроде дворового блюза. Музыканты исполняли собственные песни с солирующей скрипкой, на самом деле выдержанные в такой простой, дворовой стилистике, что воспринималось очень искренне и приятно. Трио PRALNIA BLUES COLLECTION из Варшавы играло классический блюз, "перемытый" ("пральня" - это по-нашему прачечная) авторским отношением к наследию 12-тактовой формы: грамотно, технично и впечатляюще. Обратила на себя внимание группа MILO из Праги с шоуменом-вокалистом. По музыке это была очень веселая смесь блюза с припанкованно-кабаретными элементами.
Точку в конкурсе поставил 17-летний итальянец Фил Джиомо, который выступил с ритм-секцией из той самой варшавской "прачечной". Фила, как оказалось, из-за молодости родители очень неохотно отпустили на фестиваль, но уже во время исполнения им первой композиции всем в жюри стало ясно, что он и есть первый претендент на главный приз.
Так оно в итоге и оказалось: Фил набрал 15 баллов, группа MILO - 13, поляки ONE WAY OUT и PRALNIA BLUES COLLECTION - по 5. В результате повторного голосования "прачечная" и получила третью денежную премию в размере около 250 долларов. Немного, но все равно приятно: не каждый день бывает.
А вот SPOONFULL стали обладателем приблизительно такой же суммы, но уже в вещественном выражении, в виде новенькой бас-гитары "Rockwood" от фирмы "Hohner", попав при этом в очковую зону, пусть всего лишь с одним очком (ваш корреспондент тактично за своих голосовать не стал). Уверен, что даже за таким призом ехать в Раву Мазовецку стоило, а тот факт, что при этом минчане опередили несколько польских групп, как раз и говорит о том, что на любительском уровне по сравнению с поляками белорусам краснеть не приходится. Кроме того, к нам подходили блюзовой внешности люди и интересовались стоимостью концерта SPOONFULL в Польше, после чего записывали телефоны.
Иное дело - гости. Так получилось, что услышать все ночные программы не удалось. В гостевой части играли, в том числе, и известные в Беларуси музыканты, как, скажем, один из ветеранов чешской рок-музыки Петер Липа. Выступили очень весело, и показав при этом подлинный блюз, шведы SAM ROCKET & BLUES PRISONS и итальянская группа FAMILY STYLE, имеющая на счету уже несколько изданных альбомов. Во второй вечер играла англо-немецкая группа STEVE "BIG MAN" CLAYTON & THE BOOGIE CIRCUS, музыканты которой показали действительно эффектную, зрелищную буги-программу. Американец Стэн Скибби, который выступал вместе с группой поляка Лешека Чихоньского, внешне очень напоминал Джими Хендрикса: тот же белый леворучный "Стратокастер", тот же во многом репертуар, те же агрессивная манера и звук. Поляки BANASZAK & THE BEST очень живо совместили блюз с буги, используя и хриплый тенор-саксофон, и контрабас, при этом заставив 3-тысячную аудиторию в час ночи распевать - что поразило более всего! - припев "Пусть всегда будет солнце". Белорусскую водочку, кстати, они приняли так же беззаботно и со взаимностью. Наконец, выступил ведущий исполнитель Польши на губной гармошке Славек Вежхольский, лидер группы NOCNA ZMIANA BLUESA. Внешне похожий на Николая Арутюнова, он с коллегами выдал очень классную программу, состоящую преимущественно из авторских произведений, использовав при этом как минимум с десяток гармошек, которые он держал на себе в эффектном патронташе. В целом же я отметил, что исполнение на основе блюза джампа и буги - вещь сегодня очень популярная. К тому же, такая музыка очень охотно "покупается" публикой и легко поддается сценической окраске и постановке.
Все три дня пребывания в Раве Мазовецкой свидетельствовали о том, что приглашение на фестиваль белорусов не было неким формальным актом. Главный координатор фестиваля Рышард Красноденбский сказал, что ему очень хотелось бы, чтобы белорусские музыканты выступали на фестивале каждый год. Во всяком случае, он высказал надежду, что в следующем году на "Блюзовую ночь" из Беларуси приедут как конкурсанты, так и участники гостевой программы. Пожелал он видеть у себя и съемочную группу БТ. Оно, конечно, хорошо, только вот кому сегодня на БТ нужен этот ночной заграничный блюз? Это же не "Дажынкi"! Кстати, в Раве этот праздник отмечают...
Вечером во второй фестивальный день организаторы устроили для гостей прием, который проходил недалеко от главной сцены на поле стадиона в большой военной палатке. Там было всего много, поэтому оставшиеся в Раве музыканты SPOONFULL (двоим пришлось досрочно уехать) были приняты с большим воодушевлением. Неформальные беседы показали, что местную публику интересует не только блюз. Во всяком случае, когда одна из почтенного возраста дам предложила минчанам вместе выступить на сейшне на основе знаменитой "блюзовой" темы "Белые розы" и сама первой повела тему, минчане конкретно онемели. В общем, сиротский репертуар Юры Шатунова пользовался не меньшим спросом, чем нетленка Уилли Диксона.
А по большому счету, во время таких вот блюзовых ночей проходит с успехом буквально все. Точно так же, как и у белорусов. С той только разницей, что представить себе подобный фестиваль в Беларуси все-таки очень проблематично...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета