Husker Du
крестные отцы гранжа


Когда в 1971 году Grant Hart унаследовал после трагической смерти брата ударную установку, он и не подозревал, что основывая вместе с Greg Norton и Bob Mould группу HUSKER DU, они дадут рок-музыке сильнейший толчок в развитии. Осмыслить и найти практическое применение тому, что группа наворотила в начале 80-х, фаны, критика и музыканты смогли лишь через 10 лет после выхода в свет первой пластинки HUSKER DU и через три года после распада группы... В переводе со шведского, HUSKER DU означает "а ты помнишь?" и является одним из правил игры с таким же названием.

История группы началась достаточно прозаично. Тринадцатилетний Hart привлекается в состав коллектива, играющего на свадьбах. Однако продержался он там недолго - разочарованный дракой во время празднования Нового года в греческом квартале родного Миннеаполиса, Grant уходит из группы. Вскоре его дом становится местом репетиций длинноволосых молодых людей и складом усилителей, ударных установок и других прибамбасов. CHEYANNE, GRANT AND THE HEARTBEATS, SWITCH - это лишь некоторые группы, где пробует свои силы юный Hart. Достигнув того возраста, когда можно официально устроиться на работу, Hart идет работать продавцом в музыкальный магазин Melody Lane. Там он знакомится с Greg Norton и скорешается с ним. И теперь они уже вдвоем пропагандируют среди посетителей магазина и своих приятелей идеи панка и новой волны, бушевавших в это время в Америке. Ошеломляющие деньки, романтика нового подземелья, фантастика LSD, так характеризовал это время Hart в одном из своих интервью. В Melody Lane частым посетителем был некто Bob Mould, переселенец из Нью-Йорка, живший с родителями по соседству с Хартом. "Боб носил косуху, так же как и я. Мы много говорили о музыке, нехарактерной для этого музыкального магазина. Обменивались пластинками и заслушивались ими до дыр. Боб иногда играл на своей гитаре..." - вспоминает Харт. Хозяин магазина Charlie Pin был лидером группы BUDDY AND THE TURNTABLES. Состав у них был непостоянный, и так вышло, что перед очень денежным концертом по случаю открытия отеля, группа распалась. Чарли предложил Харту место в группе, а тот тотчас же привлек Грега и Боба. В результате оформился новый состав: Чарли - клавиши, Боб - гитара, Гриша - бас, Грант - ударные.
Следующий концерт группа отыграла перед выпускниками колледжа Боба Моулда. В промежутке между этими выступлениями, без участия Чарли, группа записывает две собственные песни в стиле, как его определил Харт, "Sex Dolls" (SEX PISTOLS плюс NEW YORK DOLLS). Чарли обещает организовать очередной концерт, если его снова возьмут в группу. Харт соглашается, но в середине выступления выгоняет его из группы, после чего происходит первая публичная демонстрация двух вышеупомянутых песен. Лето 1979 года и можно считать рождением HUSKER DU.
Через два года на собственном лейбле группы THE MINUTMEN New Alliance выходит первая пластинка HUSKER DU "Land Speed Record". Это была запись концерта, который состоялся 15 августа 1981 года в клубе "7th Street Entry" в Миннеаполисе. Тридцать минут хардкорового тело- и душераздирающего крика. Трехаккордные композиции, приправленные лаконичными текстами, выражающими тотальную неудовлетворенность малолетних бунтовщиков. Терапия крика была для группы того времени способом прорыва к позитивному продолжению панк-рока - хардкору.
В 1982 году Reflex Records издает второй альбом HUSKER DU "Everything Falls Apart". Стилистика осталась прежней - двухминутные, резкие, агрессивные песни с гневными вокалом и текстами.
"Когда мы организовали группу, нам было по 17, 18 лет. Это был способ выплеснуть накопившуюся в нас агрессию. Но уже тогда ментальность вечного бунта и сектантство хардкор-сцены удручали нас", - вспоминает Mould. В декабре 1983 группа подписывает контракт с SST Records (SOUNDGARDEN, DESCENDENTS, MEAT PUPPETS, DINOSAUR JR., SACCHARINE TRUST), независимым лейблом, принадлежащим музыкантам BLACK FLAG. На вышедшем вскоре mini-LP и "Metal Circus" заметна некоторая эволюция: вокал стал мягче, музыка более мелодичной - песни THE BEATLES, форсированные энергией и философией хардкора. Это был первый в дискографии HUSKER DU альбом, который опередил рок-музыку того времени как минимум на 10 лет. Альбом включал великолепную версию песни THE BYRDS "Eight Miles High", стилистика которой получит свое развитие в последующих песнях Харта. И кто бы мог подумать, что это было только начало...
Сентябрь 1984 стал периодом работы над самым известным, новаторским двойным альбомом "Zen Arcade". Здесь вы найдете все: агрессивные, вдохновленные наивысшей фазой эры хардкора, полные позитивного "нойза" и огрызающихся гитар композиции вперемешку со стилизованными под 60-е песнями Харта, джазовыми импровизациями и психоделическими отступлениями. Продолжением этой линии стали последние альбомы BLACK FLAG, а VICTIMS FAMILY довели ее до шизофренической формы. Без этой пластинки не было бы ни гранжа, ни ошеломляющего успеха НИРВАНЫ. Альбом вполне можно считать концептуальным. В нем рассказывается история сбегающего из дома парня, который на своей шкуре познает все ужасы уличной жизни. "The Reccuring Dream" - четырнадцатиминутная финальная композиция неожиданно ошарашивает открытием - оказывается, что все пережитое главным героем - всего лишь сон. "В самом начале мы были очень мелодичными, затем стали жутко агрессивными, чтобы в конце концов стать депрессивными. Потом кричали, как резанные, позже снова стали спокойными и мелодичными, а сейчас мы громкие, но мелодичные. Мы прошли через все: от экспериментального джаза через типично акустические баллады до хэви-метала", - такова квинтэссенция музыкальной деятельности HUSKER DU по Бобу Моулду.
Логическим продолжением концепции группы стал альбом "New Day Rising" (SST, 1985). Столкновение hardcore и pop-rock стилистик привело к необычайно новаторскому конечному результату, позволившему пластинке не утратить свежести и по сей день. "New Day Rising" - классика стиля popcore, доведенного до совершенства такими группами, как ALL и DESCENDENTS. В конце 1985 года на SST вышел альбом "Flip Your Wig", выдержанный в сходной с предыдущим попкоровой стилистике, доведенной до "болезненной" перфектности. Он стал последним альбомом на независимом лейбле. В 1986 году HUSKER DU стали одной из первых групп, связанных с хардкор-сценой, подписавшей контракт с крупным лейблом (Warner Bros.). Но прежде чем это произошло, HUSKER DU съездили в тур по Европе. Атмосферу тех концертов адекватно передает видеокассета "Makes No Sense"... с отснятым в лондонском "Camden Palace" материалом. Несмотря на то, что на лицах Моулда и Харта можно увидеть следы депрессии (скорее всего вызванной чрезмерным употреблением наркотиков и алкоголя), шоу группы производит впечатление. Сценический имидж HUSKER DU отличается от других групп отсутствием дешевых трюков и заигрывания с публикой. Музыканты так поглощены игрой, что их почти не заметно на сцене.
Следующий альбом "Candy Apple Grey" вышел уже под шильдой Warner Bros. Он был ничуть не слабее предыдущего, не обнаруживал ни одного коммерческого отступления от музыкальной и текстовой концепции группы. И тем не менее, был разнесен в пух и прах рецензентами, особенно в независимой прессе (главную роль в уничтожении группы сыграл "прогрессивный" панк-зин "Maximum Rock'n'Roll"). Музыканты пошли на подписание контракта с мейджором, надеясь на лучшие промоушн и дистрибьюцию, которые маленькая SST не могла им обеспечить. "Candy Apple Grey" обладал всеми необходимыми характеристиками, чтобы стать блокбастером, и стал бы им, если бы его записали... на 5 лет позже. Красивая, мелодичная, не лишенная характерной для группы задиристости музыка так и не дошла до своей потенциальной аудитории. "Профессионалы" из Warner Bros. не имели понятия, как рекламировать и продавать такую музыку, в результате пластинка "потерялась" на необъятных полках музыкальных супермаркетов. Mould, Hart и Norton были разочарованы - в SST они играли первую скрипку, а в Warner оказались в роли одного из тысячи винтиков гигантского механизма. На музыкальном и межличностном уровнях HUSKER DU внешне казались сплоченным коллективом. На самом же деле внутри группы все чаще возникали конфликты на личной и творческой почве. Еще накануне выхода последней в дискографии HUSKER DU пластинки, пошли слухи о планируемом роспуске группы. Двойной альбом "Warehouse: Songs And Stories" (1987) только подтвердил опасения: композиции не дотягивали до уровня предыдущих альбомов. Любовь Харта к песням 60-х сильно контрастировала с поисками более совершенной темы для песен поп-роковой стилистики, проводимых Моулом. Сотрудничество закончилось, альбом удивил возвратом к простым музыкальным решениям периода "Zen Arcade", вместо развития линии "Flip Your Wig" или "Candy Apple Grey". Вот как объяснял эту метаморфозу Моулд: "После заключения контракта с Warner все наперебой предупреждали нас об опасности "продавания". Чтобы развеять подобные настроения мы искусственно притормозили процесс своего развития, замедлили нашу эволюцию, которая нормально протекала бы в независимой фирме".
Тем временем, в феврале 1987 года совершил самоубийство менеджер группы David Savoy Jr. Окончательно же добили группу проблемы Харта с наркотиками, ставшие причиной отмены половины концертов начавшегося американского турне. Планировавшееся на 1988 год заявление о роспуске группы пришлось сделать досрочно - 17 декабря 1987 года. Официальная формулировка для прессы была лаконичной: творческие и философские разногласия. На этом история HUSKER DU закончилась. До взрыва гранжа и "Империи Зла" оставалось три года...
В заключение несколько слов о дальнейшей судьбе участников этой легендарной группы, удостоившейся лишь посмертного признания. Грант Харт после кончины HUSKER DU записал сольный альбом "Intolerance" (1988, SST), сыграв на всех инструментах самостоятельно. Ничем особенным эта работа не удивила, в очередной раз подтвердив увлечение Харта музыкой 60-х. В 1991 уже со своей группой NOVA MOB был записан альбом "The Last Days Of Pompei" (Rough Trade). Грег Нортон ушел навсегда из музыкального бизнеса, променяв его на работу на конном заводе в Atlantic City. Самым беспокойным оказался Боб Моулд. Он еще в 1984 выступил в роли крестного отца новой генерации гитарного рока, спродюсировав альбомы групп ARTICLES OF FAITH, SOUL ASYLUM, FRICTION WHEEL и ZULUS. После распада HUSKER DU он переехал на ферму в окрестностях Нью-Йорка, где и начал процесс восстановления физического и духовного здоровья. Результатом более чем годичного пребывания там явился сборник песен "Workbook", изданный в 1989 году на Virgin. Моулд при участии басиста PERE UBU Tony Maimone, перкуссиониста GOLDEN PALOMINOS Anton Fier и виолончелистки Jane Scarpantoni записал музыку, в корне отличавшуюся от того, что он делал в HUSKER DU. Лишь задорная "Whichever Way The Wind Blows" напоминала прежнего Моулда.
В 1990 году с этим же составом, плюс гитарист Jim Harry, записывается пластинка "Black Sheets Of Rain" - на редкость энергичные и агрессивные песни источали свежесть и оптимизм. К сожалению, повторилась история с Warner Bros. - люди из Virgin, не обнаружив на альбоме ни одного хита, отказались вкладывать деньги в промоушн. Разочарованный Моулд прерывает турне по Америке и распускает по домам музыкантов. Сам же снова уединяется на некоторое время, чтобы в 1991 году начать десятимесячный акустический тур, предпринятый для возврата накопившихся долгов. После разрыва с Virgin, в феврале 1992 Моулд снова выходит из подполья, полный энергии и новых идей. И с новой группой SUGAR (David Barbe - бас, Malcolm Travis - ударные). К удивлению наблюдателей он, наученный горьким опытом контактов с мейджорами, подписывает контракт с инди-лейблом Creation. Дебютный альбом "Copper Blue" содержал произведения, которые Моулд не мог записать с HUSKER DU: жизнерадостные, не без самоиронии, динамичные рок-песни, обреченные стать хитами.
Подводя итог всему вышесказанному, замечу, что всем любителям brit pop, jazzcore, pop punk, melodic hardcore, noize rock и grunge просто необходимо найти и послушать хотя бы некоторые альбомы HUSKER DU. Back to roots right now!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета