Diorama музыка восхищенного разума
Проект DIORAMA был сформирован немецким музыкантом Torben Wendt в 1997 году. Два года тому назад артист привлек к себе внимание dark wave/готической аудитории, успешно дебютировав хрупким балладным электроакустическим альбомом "Pale" на лейбле Accession Records. В апреле 2001 года увидел свет второй диск музыканта "Her Liquid Arms", и на этот раз Torben приготовил слушателям настоящий сюрприз в виде тотально электронного и более жесткого саунда с красивыми, преследующими мелодиями, танцевальными ЕВМ-битами, плотными синтезаторными проигрышами, ритмичными грувами, умной лирикой, интимной атмосферой и запоминающимися твердыми эмоциональными вокалами. Мне кажется, что эта замечательная и крепкая во многих отношениях работа значительно расширит фанбазу DIORAMA, и произойдет это исключительно благодаря свежей и волнующей, динамичной и мощной, меланхоличной и романтической музыке артиста. Тематически альбом "Her Liquid Arms" посвящен исследованию глубин и сложностей человеческого характера со всеми его внутренними противоречиями; он полон мечтательных видений, метафор и впечатлений, связанных с морем как источником жизни и вдохновения... Итак, сегодня я предлагаю вашему вниманию эксклюзивное интервью с фронтменом DIORAMA и рецензию на диск, который обязательно нужно послушать, по крайней мере, поклонникам модернового synth-pop/wave и мелодичного EBM.
vAlien: Я где-то прочитал, что одним из главных источников вдохновения для создания альбома "Her Liquid Arms" для вас явилось море... Почему вы ассоциируете море с женской, а не мужской природой/силой/аурой? Материнский эффект?
Torben Wendt: Впервые слышу это! Кто вам это сказал? Я рассматриваю море как огромный бассейн очарования, мощи и спокойствия. Однако для меня оно сексуально не более чем дверная ручка. Название альбома не стоит напрямую связывать с морем - это было бы слишком просто и бессмысленно, к тому же я не люблю очевидные приближения в интерпретации каких-то произведений. Местоимение женского рода выражает определенную связь между жидкими руками моря и поглощением и полным растворением человека в мечте. Когда я закрываю глаза и представляю себе подобную сцену, я в первую очередь вижу руки женщины (ангела?), возможно, потому что я мужчина.
v: На новом альбоме содержится много клубноориентированных треков. Вы считаете, что танцевальные песни будут восприняты людьми всерьез? Когда вы записывали свежий материал, то концентрировались только на творческом процессе или также задумывались о коммерческой отдаче будущего альбома?
T: Я не вижу причин для потенциального неприятия танцевальных треков. Тот факт, что песня имеет хорошие грувы и ориентирована на танцполы, автоматически не обеспечивает ей суперпопулярность или коммерческий успех. Когда я записывал "Her Liquid Arms", то просто получал удовольствие и адреналин от ритмичных, танцевальных аранжировок, что в результате отразилось на моем диске.
v: Я нахожу лирику на "Her Liquid Arms" довольно непростой, сложной для восприятия и полагаю, что слушателям нужно будет уделить особое внимание этому аспекту нового альбома DIORAMA. Признайтесь, ваш мыслительный процесс обычно протекает в поэтическом ключе, и поэтому ваши тексты так красиво выражают ваши наблюдения и эмоции, или же при написании текстов песен вы специально стараетесь находить точные, изысканные и сложные формы, слова, метафоры?
T: Мне трудно описать этот творческий процесс, потому что я не знаю, где начинается и заканчивается поэзия. Чаще всего, тексты песен каким-то образом приходят ко мне в голову, и все что мне остается делать, так это прислушиваться к своему внутреннему голосу и выражать мысли в виде слов как можно более ясно и честно - то есть, просто отдать себя во власть вдохновения. Конечно же, я также стремлюсь придать текстам "стандарт" искусства, что иногда заканчивается поиском идеальных формулировок. Таким образом, я полагаю, что оба ваших предположения где-то верны.
v: Вы выглядите как настоящий атлет, и при этом пишете такую мелодичную, красивую и хрупкую музыку - вы не считаете это контрастом?
T: В чем именно состоит контраст? Вы ведь не хотите мне тем самым сказать, что внешний вид человека говорит о его внутреннем мире?
v: Мне показалось, что CD "Her Liquid Arms" в основном имеет минорное настроение, или же вы считаете, что песни заряжены положительной энергией?
T: Кажется, что мой меланхолический характер все еще является главной движущей силой в написании музыки. Думаю, что это слышно на альбоме, однако на нем также имеется особая разновидность позитивной энергии, которая хорошо сочетается с печальной, волнующей атмосферой. Я нахожу нескучным облекать близость жизни и природы в музыкальные пассажи.
v: В новые песни также очень аккуратно и незаметно инжектированы экспериментальные электронные звуки. Вы готовы пожертвовать мелодизмом DIORAMA ради экспериментов?
T: Знаете, не существует какой-то генеральной концепции в характере моей музыки и ее звуковых конструкциях. Я бы не хотел связывать себя намертво с каким-то стилем, так как это только бы ограничило свободу творчества. Вместе с тем, если уж я отважился сделать здесь предсказание, то скажу вам, что DIORAMA всегда будет преподносить слушателям сюрпризы.
v: Новый альбом сделан только с помощью синтезаторов? Как бы вы описали ваш стиль? Это дело критиков, но сделать это крайне сложно... музыка DIORAMA определенно имеет в себе элементы из wave, ebm, поп-баллад и synth-pop, однако результатом является нечто совершенно свежее!
T: Да, я использовал только синтезаторы, сэмплеры и драм-машины. Думаю, что в данном случае не обязательно давать имя малышу. Кажется, людям свойственно постоянно искать определения для вещей/ситуаций - возможно, это облегчает разговор и объяснение, но все-таки лучше чтобы слушатели сами нашли соответствующие термины. Я бы описал альбом так: "мысли и видения музыкально восхищенного разума, основанные на ритмах, секвенциях, струнных и вокалах".
v: Какой Музе вы служите?
T: Никакой.
v: Я знаю, что вы исполняли песни из предыдущего CD "Pale" в форме акустического сета. Возможно ли повторить такое с материалом "Her Liquid Arms"?
T: Да, несомненно, я даже нахожу это более интересным. Большинство песен впервые обрели жизнь, когда я наиграл их на своем пианино, несмотря на то, что я использую только синтетические инструменты в звукозаписывающем процессе.
v: Вы видите дальнейшую эволюцию саунда DIORAMA как эксперимент с вокалами или с электроникой?
T: Я буду развиваться в обоих направлениях. Но поверьте мне, я еще ничего точно не знаю.
v: Кто является самым важным критиком для вашей музыки?
T: Интересный вопрос. Если я исключу здесь себя (если бы это была не моя музыка, то я бы мог что-то изменить), то таковым я считаю каждого слушателя, которого волнует моя музыка и дарует наслаждение или любые формы вдохновения. На прошлой неделе я получил длинное письмо от женщины, которая написала мне среди прочего, что моя музыка дает ей состояние комфорта и силу, помогает пережить развод с ее мужем. Это было важно.
v: Что было более сложно - начать или закончить запись "Her Liquid Arms"?
T: Если честно, то при этом я не сталкивался с какими-то большими трудностями. Начать записывать альбом было вообще легко. После того, как два года тому назад я серьезно обновил студию, я не мог дождаться того момента, когда снова засяду за машины. Период завершения работы был немножко стрессовым, так как делая мастеринг и сведение альбома в разных студиях, я должен был придерживаться очень плотного расписания - дело в том, что мой лейбл уже проанонсировал дату релиза диска.
v: Вы предпочитаете слушать людей или говорить с ними?
T: Слушать.
v: Правомерно ли сравнение CD "Her Liquid Arms" с эмоциональным стриптизом Torben Wendt?
T: В некоторой степени, да, хотя мне и не нравится использование в данном контексте выражений "стриптиз" и "эмоциональный". Я не чувствую себя обнаженным, выставленным напоказ и полностью разгаданным в песнях, все базируется не только на эмоциях, фактически большинство материала работает с мыслями, мечтами, фантазиями, всем тем, что я пережил или с чем столкнулся в жизни. Как бы то ни было, у меня имеются некоторые проблемы с использованием термина "эмоции". Мне сложно различать, какие состояния души нужно соотносить с настоящими эмоциями, а какие лишь пытаются имитировать их. При этом я не могу сказать, что я ничего не чувствую. Кстати, бесконечные сомнения насчет этого фиктивного беспорядка отражены в текстах ко многим песням. Однако вы правы, когда говорите, что музыка является абсолютно интровертной и личной, как саундтрек к дневнику, поэме, письму, жизни.
v: Какую реакцию людей на новый альбом DIORAMA вы хотели бы увидеть?
T: Никаких конкретных ожиданий! На самом деле, я уже полностью удовлетворен получаемым на альбом откликом, так он очень хорошо был принят как аудиторией, так и критиками, имеет повсеместную клубную и радиоротацию, рецензии просто превосходны, люди проявляют интерес, альбом достиг 4-й позиции в германских альтернативных чартах (DAC). Он уже безграничен. Я также очень рад видеть, что смог достучаться до сердец людей
v: Большое спасибо за интервью. Мой последний вопрос: вы считаете себя счастливым человеком?
T: Я здоров и полон сил, у меня прекрасная семья, отличные друзья, нет проблем со средствами к существованию и возможностью делать музыку. Я бы немедленно закричал "да", если бы не подозревал, что многие люди посчитают меня психически нездоровым. Как бы то ни было, я довольно счастлив.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2001 год в рубрике музыкальная газета