Rich, Robert Мир звуков желает, чтобы его услышали
Один из пионеров электронной музыки Роберт Рич (Robert Rich), на счету которого более 20 альбомов, известен не только своими "концертами сна" и совместными проектами с такими музыкантами, как Steve Roach, David Torn, Vidna Obmana, Lisa Moscow, и попаданием в общие чарты американского журнала "Billboard", но и как изобретатель разъемов для синтезаторов и электронной техники, принятыми как промышленный стандарт, он автор многих публикаций, научных работ по электронной технике и звуку.
В тринадцатилетнем возрасте Роберт Рич построил свой первый синтезатор, позже изучал психологию в центре исследования звука и акустики Стэндфордского университета с акцентом изучения возможностей музыки и создания с ее помощью образов и состояний.
Любопытно, что для каждого нового альбома Роберт Рич создает новый инструмент - флейту - или модернизирует синтезатор.
Давнишняя мечта стать шаманом нашла отражение в многочисленном использовании в его музыке ритмов и инструментов из обрядов разных народов. Одной из целей своей музыки он считает создание нового ритуала.
- Что, кроме удивления, необходимо Вам для вдохновения? Что является первичным для Вашего творчества: чувство, цвет, запах, визуальные изображения? В чем Вы нуждаетесь для создания музыки?
- Мое вдохновение исходит откуда-то изнутри меня. Оно совсем не связано с чувствами. Вдохновение может принимать любую форму. Это вид энергии, комбинация электрического, физического, духовного заряда и мысленного пейзажа. Я просто ищу способ, как направить эту энергию обратно в себя, и затем передать ее окружающим, как бумеранг.
Что касается Вашего последнего вопроса, то для меня не всегда оказывается легко создавать музыку. В том случае, если я не ощущаю энергии, которую я посылаю, излучаю, тогда я уделяю внимание другим вещам (работаю, тренируюсь). Я предпочитаю выпускать альбомы, в которых содержится не очень много композиций, но каждой уделяю должное внимание, делаю ее единственной и неповторимой. Иногда я сам не понимаю, каким образом создаю свою музыку. Когда я нахожусь в состоянии творчества, "тогда процесс сам заботиться о себе", и я не задумываюсь о том, как это происходит. Имеет значение лишь то, что мир звуков желает, чтобы его услышали. Иногда, когда я слушаю свои лучшие произведения, то не могу поверить, что именно мне удалось создать их. Это значит, что "процесс создания прошел удачно".
- Существует мнение, что для того, чтобы писать "настоящую музыку", композитору необходимо пребывать в "особом" состоянии, в котором и приходит она. Как приходит музыка к Вам, какие истории, ситуации предшествуют и способствуют Вашему творчеству?
- Особые события в моей жизни не играют для меня значительной роли. Наиболее важным для меня является момент одиночества, способствующий развитию новых идей, помогающих мне совершать долгие прогулки в горах. Однако у меня нет особой формулы или ритуала, который помогал бы мне создавать музыку. Как правило, это выходит так: там, где-то в глубине, что-то постоянно журчит, бурлит и т. д., но иногда это что-то стремится к свету, а иногда ему нужно время, чтобы подрасти, укрепится и развиться, но в темноте.
Обычно у меня так много работы во время создания новых проектов, что возникает проблема - где найти время для работы над новой музыкой, когда появляется вдохновение?
- Вы известны не только своими студийными альбомами, но также и "концертами сна". Вы не могли бы поподробнее рассказать об этих концертах? Есть ли записи этих концертов на видео?
- Я не думаю, что на видео есть записи концертов для тех, кто спит. В любом случае, это было бы очень скучно смотреть. Представьте себе, Вы сидите вместе со мной в течение 9 часов, микшируете, а вокруг море спящих людей. Звук музыки очень тихий и медленный. Едва ли это можно назвать музыкой! Это смесь туманного звучания и звуков окружающей нас природы.
Звук такой музыки создает иллюзию того, что стены раздвигаются и содержимое комнаты переносится в безграничное пространство.
Аудитория при проведении таких концертов составляет 30-40 человек.
Я провел довольно много концертов для спящих по радио. В таких случаях аудитория увеличивается во много раз. У меня есть несколько аудиозаписей концертов такого плана.
Я начал проводить такие концерты с 1982 года, когда я был еще студентом. Тогда я очень серьезно интересовался всенощными исполнениями музыки, относящейся не к западной культуре. Например, исполнение такого рода музыки в Индонезии, различные церемонии исцеления племени Навахо. Я не первый, кто проводит и организует всенощные концерты. Но, по-моему, я был первым, кто создал музыку, которую можно слушать и воспринимать спящим. Естественно, гамма и динамика музыки такого рода отличается от нормальной. В этом году я выпустил DVD sleep music, который называется "Somnium". Продолжительность музыки 7 часов.
DVD - это первое техническое средство, позволяющее слушать музыку на протяжении долгого периода времени без перерыва.
- На альбоме "Seven Veils" одна из композиций называется "Книга Экстаза" ("Book of Ecstasy"). Какую книгу Вы имели ввиду?
- Название имеет отношение к классической суфийской аллегории, созданной в 15-м веке "Arifu Of Herat". Многие идеи (мысли) оттуда красной ниткой проходят в альбоме "Seven Veils". Они берут истоки в алхимии и в переходных течениях мировоззрения исламского мира с Востока в Средневековую Европу, что и помогло в свое время возникнуть эпохе Ренессанса. Этот переход осуществляется через библиотеки в Испании и контакты, которые налаживались между европейцами и представителями ислама во время крестового похода. Интерпретации (понимание) мистицизма Средневековой Европой было полностью оторвано от мира и вообще отрицало его существование, в то время когда исламский мир совершал великие открытия в области математики, медицины и химии. Эти открытия появились из наблюдений в целях понимания значений Божиих в пределах Мира, который включал область физического и чувственного существования.
- В своих интервью Вы говорите о Вашей любви к восточным инструментам из-за их большой выразительности. Что Вы думаете о возможности использования инструментов с территории России, находящейся между Востоком и Западом?
- Я не провожу различий между музыкальными инструментами Запада и Востока. Деление государств на западные и восточные искусственно. Мы все принадлежим одному миру. И такие простые инструменты, как флейта или барабан, являются более действенными и "действительными", чем современные универсальные инструменты. Потому мне по душе больше чувственное и выразительное звучание простых музыкальных инструментов. Их звучание ближе всего к сердцу, телу, мускулам. Они способны передавать эмоции в форме, предшествующей их расшифровке, их пониманию. Голос - это самое точное выражение сущности его хозяина. Это то же самое, что и мускулы лица, которые без вашего ведома, создают улыбку на вашем лице, точно также как группа мышц, которая отвечает за звук музыкального инструмента, может передать намного больше информации о вас во время вашей игры (исполнения). Я никогда не играл на балалайке. Честно говоря, я не специалист в области струнных инструментов, но мне ужасно нравится ее звучание. Она могла бы неплохо звучать вместе с определенными инструментами, если, конечно же, на ней будет играть знающий, хорошо чувствующий ее человек.
- Вы говорите о том, что слушатель должен быть в экстазе, в трансе при слушании Музыки. Не опасаетесь ли Вы, что музыка для многих уже стала наркотиком, и ее влияние в нашей жизни недооценивается? Что Вы думаете относительно музыки, написанной специально для состояний, где используются специальные ритмы для подсознания?
- Очень важно не смешивать вместе все составляющие нашей души, как положительные, так и отрицательные. Существует много разновидностей транса, много уровней сознания. Состояние транса, стимулируемое телевидением или компьютерными играми, представляют собой реальную угрозу, такую же, которая возникает в результате злоупотребления препаратами, воздействующими на сознание людей. Они принимают такие средства, чтобы скрыться от реальности.
Что же касается меня, то я больше стремлюсь избавиться от "фильтров" моего сознания. Я стараюсь указывать людям, каким образом им следует слушать музыку, как они должны прожить свою жизнь. Но мне очень жаль, что большинство людей больше заинтересованы в том, чтобы найти наркотик, который поможет им испытать "ошеломляющие" ощущения, вместо того чтобы искать более эффективный способ пробуждения. У меня нет права и власти, чтобы изменить эту ситуацию. И лучшее, что я могу сделать - это попытаться создать вид искусства, который будет обладать позитивной энергией... В любом случае эта идея может заинтересовать только тех людей, которые хотят, действительно хотят, чтобы наступили такие изменения.
Что же касается "исцеляющей музыки", то мне кажется, что большинство видов искусств могут обладать исцеляющими свойствами. Однако я довольно скептически отношусь к людям, которые утверждают, что некий ритм, тональность или созвучие воздействуют на тело определенным образом. Большинство таких людей просто пытаются продать что-либо. Так получается, что одни люди находят это расслабляющим, для других это просто источник раздражения.
- Какую музыку Вы слушаете в повседневной жизни? Чьи творения Вас особенно потрясли в последнее время?
- Я слушаю очень различную музыку, начиная от индийской, индонезийской, северо-африканской, персидской и заканчивая американским европейским джазом и андерграудной музыкой.
В последнее время я слушаю песни авторов-исполнителей, таких как: Лори Карсон (Lori Carson), Бэт Ортон (Beth Orton), Грант Ли Филипс (Grant Lee Phillips), Эллиот Смит (Elliot Smith), переизданные произведения Ника Дрейка (Nick Drake), Джона Мартина (John Martin)... Я просто обожаю последний CD MASSIVE ATTACK, MEZZANINE и Bjork "Homogenic". Как Вы можете заметить, у меня нет четких границ и каких-либо ограничений в музыкальном вкусе.
- Как Вам представляется слушатель Вашей музыки? Сколько ему лет? Каких жизненных взглядов должен он придерживаться, чтобы ощущать Вашу музыку своей?
- Я не задумывался над этим. Результаты моей работы распространяются на очень большие территории и некоторые CD привлекают интерес слушателей больше по сравнению с остальными. Моя аудитория состоит из молодых слушателей, отдающих предпочтение техно, также как и из профессоров университетов и бабушек. Каждый в музыке слышит именно то, к чему расположена его душа. И это здорово!
- Если печали и радости условно присвоить черный и белый цвета, то какие цвета были бы основными для того, чтобы описать Вашу музыку?
- Оба цвета, но плюс еще оттенки светлого и темного. Вы можете объединять материальные вещи с искусством. Это касается и ощущений. Разве можно воспринимать вещи без эмоций, лишь вспоминая о том, почему мы здесь? А это какой цвет?
- Некоторые слушатели считают, что названия композиций, альбома и даже цвет, в котором оформлен диск, уже наводят на образы, настроения и, следовательно, ограничивают его в полетах и мечтаниях. Другие считают, что лучшая музыка - это тишина. Насколько Вам близки эти мысли?
- Да, действительно, все это открытая книга. Все, в чем мы нуждаемся, - перед нами. Иногда мы слишком много времени думаем о результатах деятельности человека, мы начинаем забывать о мире, в котором живем, о бессмертной жизни, о шепоте познания, которое постоянно нас окружает. Мы считаем, что тишина - это момент, когда кто-то перестает делать что-то. Наша концепция тишины касается деятельности людей.
На самом деле тишины не существует и не будет существовать до тех пор, пока все находится в движении (за исключением того состояния, о котором говорят буддисты в "Пустоте"). Я должен создать музыку, которая соединила бы в себе все чары и обаяние мира. И в тот момент, когда она перестанет звучать, у всех слушателей появится возможность явно услышать все звуки, окружающие их. Настоящий процесс прослушивания музыки должен сделаться необходимым явлением в жизни человека, потому что музыка - это все, что окружает нас. А все остальное - это грязь в чистом ручье. Однако иногда этот ил (грязь) может показать нам новые течения в этом ручье, также как может показать нам действительность, о которой мы частенько забываем. Нам необходима гармония между илом и чистым ручейком.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2001 год в рубрике музыкальная газета