Игудин, Александр
Мастер Клип


Петербург, похоже, становится не только "столицей" телесериалов, но и меккой клипмейкерского искусства. Все чаще московские звезды устремляются за хорошими роликами на берега Невы. Причем, едут они не только к мэтру Олегу Гусеву: из всех видеоклипов, снимаемых сегодня в Питере, 75 процентов делает Александр Игудин. В позапрошлом году по результатам опроса MTV он признан лучшим клипмейкером года.

Александру 28 лет. Каждый месяц выпускает в свет две-три новые работы. По его словам, любит черно-белые клипы, ценит свою команду и обожает шутки с пиротехникой. Иногда, чтобы "встряхнуть" артистов перед съемкой, просит пиротехника "случайно" перепутать заряд.

- Саша, по каким работам вас могут вспомнить зрители?
- Первый самостоятельный режиссерский ролик я сделал Михаилу Боярскому и его рок-н-ролльному проекту СИЛЬВЕР. Это был 95-й год. Мы поиграли немножко в "QUEEN" - поставили музыкантов на железнодорожную платформу, которая носилась по Крестовскому острову, рядом летала стрела от крана...
Следующий этапный клип был снят на песню Сергея Чумакова "Под луной". Он сделан одним планом, без единой склейки, одним проходом. Снимали мы у Нарвских ворот, все действия проходили внутрикадрово - это большая режиссерская постановка, между прочим...
- Это редкость - клип без монтажа. Я только один вспомнить еще могу - Валерий Меладзе, "Девушки из высшего общества".
- Кто мало-мальски разбирается в режиссуре, поймет: у Меладзе девушки уже стоят в ряд, камера просто едет вдоль, а им остается изображать какую-то реакцию. У меня Чумаков шел на камеру, которая отъезжала назад, все входили в кадр, выходили из него, здесь же разворачивались мизансцены. И все это надо было сделать с одного дубля. В общем, чумаковский ролик был сложнее раз в двадцать. А Меладзе снял свой клип позже моего, и Пугачева дала ему даже какой-то приз.
С рождением МТV, с появлением новой музыкальной культуры я стал делать клипы для "молодежных" групп - ОТПЕТЫЕ МОШЕННИКИ, РУКИ ВВЕРХ!, РУССКИЙ РАЗМЕР, ДЕМО, СТРЕЛКИ, REVOЛЬVERS. Доволен десятком своих клипов. Всего их около шестидесяти.
- Когда-то в титрах к видеоклипу ставили только имя исполнителя. Потом добавили еще поэта и композитора песни, а вот фамилии клипмейкера нет до сих пор. Не обижает?
- Еще как обижает!.. И не только морально: за прокрутку песни в телеэфире авторам положены деньги. Обычно платят поэту и композитору, а о режиссерах, естественно, забывают. Если б я получал авторские отчисления за те клипы, что крутят все каналы ТВ, давно бы стал миллионером.
- Может, поэтому дети известных режиссеров и актеров подались в этот бизнес - Роман Прыгунов, Федор Бондарчук, Егор Кончаловский...
- Когда они начинали, кино было в полном загоне, а клипы только начали набирать обороты. Поэтому, как люди талантливые и творческие, они стали заниматься тем, чем позволила им в то время страна. Сегодня многие из них все же обратились к кино. Хотя мне не нравится, когда клипмейкеры пытаются сделать большое кино - выходит длинный полуторачасовой клип.
- Вы согласны, что клип - тот же рекламный ролик?
- Клип всегда был рекламой. Вначале за нее платили артисты, и мы рекламировали их. Теперь 90 % всех роликов финансируют звукозаписывающие компании, а им важно, чтоб ролик рекламировал уже не исполнителей, а продукцию - новые кассеты и диски. Так что в работе клипмейкера появилась "вилка" - не знаешь, кому понравиться.
- То есть, приходят к вам ОТПЕТЫЕ МОШЕННИКИ...
- Нет, ОТПЕТЫЕ - это отдельная история. Мы с ними дружим, я снял уже с десяток их клипов. Здесь, даже если деньги выделяет продюсерская фирма, ролик должен прежде всего понравиться самим ОТПЕТЫМ - непосредственно продюсеру и ребятам. Они достаточно самостоятельные люди.
- Вы сами выбираете, с кем из артистов работать?
- Еще два года назад я брался за все - чтоб завоевать имя, рейтинг какой-то получить. Сегодня - да, могу выбирать.
- А когда вас просят снять клип группе, творчество которой вам не симпатично?..
- Скажу честно: все зависит от количества денег. Раньше, может быть, и отказался. Сейчас нет. На деньги, что мне заплатят, я лучше сниму клип какой-нибудь бедной группе, которая мне действительно интересна.
- Группа РУКИ ВВЕРХ! назвала вас "безбашенным" режиссером...
- И правильно, потому что ни один мой клип контроля по технике безопасности не выдерживает. Я придумываю вещи абсолютно сумасшедшие - снимаю артиста, привязанного веревками к машине, на скорости 100 км/час. Или загоняю его под воду. Заставляю девушку с парнем целоваться зимой на пожарной машине. Учиняю драку в грязи или погром в универсаме...
- Интересно, кто ваши фантазии оплачивает?
- Артисты. Директор приносит им прайс-лист: взорвать "Мерседес" - столько-то. Пострелять холостыми - такая-то сумма. Кстати, один выстрел стоит доллар.
- А клип снять - дорогое удовольствие?
- Банка пленки - это рулончик на 10 минут - стоит около 500 долларов. Хороший клип требует минимум 10 рулонов. Плюс наша работа. Считайте...
Бывает, артист приходит и говорит: у нас есть такая-то сумма, хочу клип. Я объясняю, что за эту сумму хороший клип сделать невозможно. Они: "Ну, тогда ты себе меньше денег возьми...". Это непрофессиональный подход, люди жалеют деньги якобы мне, а на самом деле экономят на себе.
- Еще о деньгах. Знаю, что питерская группа S.P.O.R.T. сняла свой клип "Зима, весна, веселые каникулы" всего за 400 долларов!
- Им повезло, там сама идея стоит дороже. Если б это снималось на Западе, режиссер бы потребовал 400 долларов на затраты... и много тысяч за такую классную идею.
- Добавлю - лидер ВОПЛЕЙ ВIДОПЛЯСОВА Олег Скрипка в своем клипе "День Народження" буквально продиктовал клипмейкеру сценарий, и добился, чтоб тот сделал все именно так. Говорят, клипмейкер даже обиделся...
- Очень распространенный вариант!
- Так за что платят клипмейкеру - за оригинальную идею или наиболее точное воплощение мыслей артистов?
- Когда как. Хороший режиссер должен приветствовать интересную идею, подхватить ее и развить. И не обижаться на артиста, что он что-то там ему советует. Но иногда это выглядит как диктат: мол, я плачу, я хочу - делай! Мне очень приятно, что артисты, с которыми я работаю, так не поступают.
- Все чаще на экранах мелькают самиздатовские клипы. Например, "Еду, еду я" Чижа, "Все в твоих руках" Варум-Агутина.
- Это стиль "homevideo", я сам его очень люблю. Недавно в MTV-шной программе "12 злобных зрителей" обсуждали мой последний клип ДЕМО: "Это нарезка, хроника гастрольная. Такие клипы делают, когда не могут найти режиссера!..". И так далее... Это-то и классно! Полное ощущение того, что клип слепил сам исполнитель, дома, на кухонном столе.
- А съемки-то чьи?
- Половина наших - под хронику, половина действительно живых, снятых продюсером или пресс-атташе группы. Иногда моих съемок большинство - все зависит от того, какой исходный материал уже есть.
- На ТВ строго придерживаются понятия "формата", не только в музыке, но и в картинке. Одно время модно было снимать в авангардном стиле - артист в комнате с красными (синими, желтыми) стенами...
- Не-на-вижу, не терплю эти "коробки"!.. Я вообще не люблю снимать в декорациях, они на меня давят, хотя удобнее, конечно, работать в павильоне - что-то переставил, сдвинул. Но я стараюсь работать на натуре, чтоб все было живое и "дышало".
- И где выбираете натуру?
- Чаще - на дамбе, в Лисьем Носу, что под Питером. Это моя слабость, и над этим уже многие подсмеиваются. Там замечательная натура, можно найти Америку, Африку, какие-то урбанистические металлоконструкции.
Еще не люблю узнаваемости. Если песня не завязана с сюжетом, стараюсь уйти от картинок Питера или Парижа - зачем мне в кадре Исаакиевский собор или Эйфелева башня?
- А зачем же тогда ездить в Париж?..
- А за границей снимать приятнее - все стильно, чисто, фирменно. Красивые машины, яркая реклама. У нас же приличные места приходится выискивать. Как-то Олег Гусев снимал один из клипов Жасмин в аэропорту Хельсинки. Выяснилось, что дешевле и проще съездить в Финляндию, чем выстраивать декорации в питерском Пулково.
- Бывает, что вас что-то не устраивает в современных клипах?
- Клипы сегодня превратились в борьбу технологий. Мало режиссерских идей и много внешних наворотов. Я сам иногда подвержен этой болезни. Например, в одном из клипов ДЕМО, насмотревшись компьютерных эффектов, пытался подражать стилю "Матрицы".
- А забавные истории на площадке вспомните?
- С ОТПЕТЫМИ - это вообще сплошная забавная история. Последнюю поездку в Париж мы снимали "Девушки бывают разные". Они оператора нашего привязали к батарее в туалете полотенцами и наголо побрили машинкой.
- За что - не так снял?
- Нет, они поспорили. Самое интересно, когда стали вспоминать, о чем, собственно, спор-то был, так вспомнить и не смогли. Но он проиграл!..
- Существует фирменный стиль "от Игудина"?
- Я всегда снимаю маленькое кино - завязка, действие, развязка. Как у СТРЕЛОК клип на песню "Бумеранг" - с Иваром Калныньшем.
- Скандалы случались у вас с артистами?
- Был один. Несостоявшийся клип Кая Метова. Он привез на съемку фонограмму совсем другой песни. Я спросил: " Как это?..". А он: "Какая разница, у меня все песни одинаковые".
- ??!!
- Вообще скандалы уже не в моде. Тем более, с Машей Распутиной я не работаю. А если чувствую, что клиент тяжелый, лучше от контакта уклонюсь.
- У вас есть какие-то награды? Тот же Грымов очень ценит свою стеночку специальную, с дипломами...
- У меня нет ни одной подобной награды, потому что все дипломы продаются, а я принципиально не хочу покупать за деньги себе признание. Для меня главное - работа, что я буду делать с этими бумажками? Как в фильме "Гений" обклею ими туалет?..
Хотя, имея всяческие статуэтки, дипломы и бранзулетки гораздо проще поднимать гонорары и "разводить" всяких денежных лохов. Ясно, когда перед каким-нибудь братком, который продал немного нефти и оружия и решил попеть, стоит выбор, у кого сниматься, он выберет того клипмейкера, у которого 25 дипломов, 16 бранзулеток и один наградной наган. И ему наплевать, что есть такой Игудин, у которого нет ни одного приза, но который снимает помоднее того же Грымова.
- Мечта клипмейкера?
- Снять кино. Но не чернуху. Наш ответ Тарантино меня уже не волнует абсолютно, потому что остроумнее, чем у него, все равно не получится. "Мама, не горюй" Макса Пежимского - единственная картина такого уровня, остальные - жалкое самовыражение в стиле "и-я-так-тоже-могу". "Тело будет предано земле...", "Марцифаль" - все это наркоманско-бандитские фильмы...
- Существуют какие-то этические запреты - например, вы категорически не снимаете в клипе оружие, наркотики?
- Я снимаю все. Но не показываю на экране насилие просто ради насилия. Я показываю, к чему оно приводит. Например, в клипе "Ангел ада" для РУССКОГО РАЗМЕРА девушка умирает от передозы...
- Скажите честно, не надоело снимать попсу?
- Последнее время я пытаюсь завязать сотрудничество с Real - это люди, которые занимаются совершенно другой музыкой. Я всегда любил эту музыку раньше, до периода, когда начался весь этот бум "ум-ца, ум-ца". Любил НАУТИЛУС, АКВАРИУМ, КИНО, рок-н-ролл. Поэтому с огромным удовольствием поработал бы сегодня со СПЛИНОМ, Чижом, БИ-2, ТАНЦАМИ МИНУС. С Земфирой бы поработал, если бы она была нормальной...
- То есть?..
- Ну, мне кажется, что это абсолютно ненормальный человек в общении. Чтобы общаться, надо настроиться на одну волну. А насколько я понимаю, в ее жизни присутствуют какие-то допинги, и для общения с ней мне тоже надо будет под чем-то находиться, а я не хочу. Я бы снял клип на музыку Земфиры, но без Земфиры - вот это с удовольствием!..
- Сколько "трудодней" обычно уходит на клип?
- Над сценарием думаю неделю. А снимать люблю быстро - сутки. С утра и до утра, на одном дыхании. Затем неделя монтажа, когда вылизываем каждый кадрик.
- На съемках и монтаже вы - диктатор?
- Кто-то же должен держать вожжи в кулаке!.. Иногда мне везет - я еще слова не успею сказать, а артист все делает сам. Но когда он "деревянный", приходится и покомандовать.
А с монтажа я просто всех выгоняю. Потом даю артистам мою окончательную версию, если есть пожелания - будем обсуждать.
- Может ли хороший клип "вытянуть" посредственную песню?
- Иногда и такое бывает. Звонят знакомые: "Старик, твой клип - молоток, хотя песня... полное дерьмо!". В общем, я как Чип и Дейл, которые спешат на помощь.
- И последний вопрос - где учат на клипмейкера?
- Специально - пока нигде. Нашему видеоклипу как явлению всего лет десять, до этого на ТВ говорили "снять номер". И быть сегодня клипмейкером - значит одновременно быть сценаристом, режиссером, дизайнером... Я, например, закончил факультет журналистики. Может, и к счастью, что нигде не учат. Вот где, к примеру, учат на поэтов?..
- Настоящий поэт - это когда Бог поцеловал.
- Тогда я считаю, что и хорошего клипмейкера тоже Бог поцеловал!..


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета