Шмат, Валерый Музыка каталiцкай Беларусi
(р) 2001 BULBA RECORDS
15tks
Подзаголовок альбома, записанного органистом костела Св. Симона и Св. Елены в Минске Валерием Шматом -- "Per Crucem Ad Lucem" ("Через крест к свету"). Исполнитель, автор духовных произведений и участник фестивалей духовной музыки, руководитель Парафиального хора, был кантором и органистом ряда католических храмов Беларуси.
На мой взгляд, мы имеем дело с уникальным альбомом: по крайней мере, в академическом жанре встречать поющего органиста не доводилось -- ни на концертной сцене, ни в грамзаписи (правда, все это, как правило, были случаи исполнения музыки, изначально созданной для церковного обихода, например, музыки Баха, светскими артистами). Да и в жанре так называемого прогрессивного рока, теснее всех прочих направлений рока смыкающегося с академическим, на память приходит единственно Чеслав Немен (кстати, нелишне вспомнить, что музыкальное образование Чеся Выджицкого началось, когда мальчиком он стал петь в церковном хоре).
Впрочем, вполне вероятно, что, скажем, у протестантов это обычная практика, особенно в США, но да не обижу никого из представителей этой конфессии: протестантские псалмы все же попроще католических будут.
Предваряя альбом кратким обращением к слушателям, Валерий Шмат остановился на таком явлении, как многоязычие белорусского локального костела, где наравне с белорусским нередко можно услышать и польский, и латинский языки. Явление это, на взгляд Валерия, не следует расценивать как дискриминацию родного языка, но как проявление толерантности к иным культурам и народам, как обогащение духовного и художественного наследия, как проявление единства со всем христианским миром. Поэтому и сам он, записывая альбом, пел и на белорусском, и на польском, и на латыни. Известная песня Франца Грубера и Йозефа Мора "Stille Nacht" исполнена им по-немецки и по-русски.
(В свое время этой песней Саймон и Гарфанкел завершили свой первый альбом "Parsley, Sage, Rosemary & Thyme": в одном стереоканале звучит "Silent Night", в другом -- полуночная сводка радионовостей, не несущих покоя.)
А альбом "Per Crucem Ad Lucem" завершается синодальным гимном "Узнялiся крыжы над святынямi". Автор музыки и текста -- Валерий Шмат.
15tks
Подзаголовок альбома, записанного органистом костела Св. Симона и Св. Елены в Минске Валерием Шматом -- "Per Crucem Ad Lucem" ("Через крест к свету"). Исполнитель, автор духовных произведений и участник фестивалей духовной музыки, руководитель Парафиального хора, был кантором и органистом ряда католических храмов Беларуси.
На мой взгляд, мы имеем дело с уникальным альбомом: по крайней мере, в академическом жанре встречать поющего органиста не доводилось -- ни на концертной сцене, ни в грамзаписи (правда, все это, как правило, были случаи исполнения музыки, изначально созданной для церковного обихода, например, музыки Баха, светскими артистами). Да и в жанре так называемого прогрессивного рока, теснее всех прочих направлений рока смыкающегося с академическим, на память приходит единственно Чеслав Немен (кстати, нелишне вспомнить, что музыкальное образование Чеся Выджицкого началось, когда мальчиком он стал петь в церковном хоре).
Впрочем, вполне вероятно, что, скажем, у протестантов это обычная практика, особенно в США, но да не обижу никого из представителей этой конфессии: протестантские псалмы все же попроще католических будут.
Предваряя альбом кратким обращением к слушателям, Валерий Шмат остановился на таком явлении, как многоязычие белорусского локального костела, где наравне с белорусским нередко можно услышать и польский, и латинский языки. Явление это, на взгляд Валерия, не следует расценивать как дискриминацию родного языка, но как проявление толерантности к иным культурам и народам, как обогащение духовного и художественного наследия, как проявление единства со всем христианским миром. Поэтому и сам он, записывая альбом, пел и на белорусском, и на польском, и на латыни. Известная песня Франца Грубера и Йозефа Мора "Stille Nacht" исполнена им по-немецки и по-русски.
(В свое время этой песней Саймон и Гарфанкел завершили свой первый альбом "Parsley, Sage, Rosemary & Thyme": в одном стереоканале звучит "Silent Night", в другом -- полуночная сводка радионовостей, не несущих покоя.)
А альбом "Per Crucem Ad Lucem" завершается синодальным гимном "Узнялiся крыжы над святынямi". Автор музыки и текста -- Валерий Шмат.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2001 год в рубрике музыкальная газета