Depeche Mode
семь составляющих успеха

Если подсчитать общее количество проданных экземпляров девяти студийных альбомов этого коллектива, то полученная цифра будет чуть больше 50 миллионов... А если прибавить к этому числу еще количество копий около 40 синглов, сотни "живых" бутлегов, такое же количество сборников самодельных ремиксов, около 20 трибьютов и всю нелегальную продукцию DM, что распространили за это время сердобольные российские пираты, - уверен, что THE BEATLES могут отдохнуть. 14 мая великие британские электронщики выпустили в свет свой десятый студийный альбом: да, все только начинается.

Что стоит за этим всем? Кто стоит? Они не выступают в поддержку Тибета, они не давали концертов в Сараево, они не записывали дуэтов с Элтоном Джоном, они не ходят на награждения "Brit" и не стремятся получить "Grammy". Но у них выходит альбом, и все, вплоть до "Playboy", спешат написать о них хвалебные статьи. Позвольте мне сразу назвать всех виновников сегодняшнего торжества - Мартин Гор, Дэйв Гэхен, Алан Уайлдер, Винсент Кларк, Энди Флетчер, Дэниэл Миллер, Антон Корбийн. (Поклонники группы! Именно эта семерка, добившаяся успеха, сделала реальностью и статью, которую вы читаете.)
Глава первая -
Винсент Кларк
(начало всех начал)
Все началось именно с этого человека. Конечно, не стоит забывать о том, что именно из-за него все могло и кончиться сразу же после первого успеха, что неминуемо пришел к коллективу, но - отметим - дебютного альбома DEPECHE MODE "Speak & Spell" без Винсента Кларка не было бы никогда. "Speak & Spell" далеко не самое любимое творение среди поклонников коллектива, но в начале 80-х годов это был однозначный прорыв. Стране, которая переживала смерть панк-движения, нужны были новые идеалы - и тут появляется группа молодых людей, которые если и держали в руках гитары, так только в те периоды, когда пытались быть похожими на ранних THE CURE. Перед публикой предстали четыре молодых человека с синтезаторами, в цветастых рубашках, с заводными мелодиями, странными текстами и названием французского журнала мод. Так и получилось, что все, кто их видел, просто открывали рот, слушали несколько минут, и за этим неизменно следовало лишь одно - желание достать запись этого коллектива.
Это были песни и аранжировки Винсента Кларка, который до сих пор не изменил аналоговому звуку первых синтезаторов, и если бы в 81-м году он не покинул DEPECHE MODE, то никто не сомневается, что в начале 90-х именно Дэйв Гэхен пел бы "I Love To Hate You". Конечно, нынешний ERASURE - это не вариация на тему DEPECHE MODE, мы говорим о том, что Винсент - однозначный лидер и, возможно, таланты Мартина Гора так и не открылись бы нам, не оставь Винсент коллектив. В конце 70-х Кларк - этот юноша из рабочего Бэзилдона - бредил только двумя вещами - музыкой и религией. Это стало для него поводом к знакомству с Энди Флетчером, а позже и с Мартином Гором. Религия ушла, а музыка стала занимать 100 % времени. У одного из панк-баров они найдут Дэйва Гэхена... А потом будут те самые аналоговые синтезаторы и замечательные мелодии, которые можно было спокойно наиграть одним пальцем - от жизнерадостной "Just Cant Get Enough" (которая стала первым синглом DM, попавшим в британский Top-10) до мрачной "Photographic" (которую очень многие называют одним из лучших творений DM за все время существования этого коллектива). Осенью 81-го года встает вопрос о выпуске того самого, первого альбома коллектива, которого столь жаждали массы - и он выходит, а сразу после этого выходит и Винсент Кларк - выходит из коллектива. Был еще небольшой тур в поддержку альбома "Speak & Spell", который сразу попадает в десятку лучших альбомов Великобритании и завоевывает некоторые из европейских стран, но все понимают, что далее последует неминуемая смерть DEPECHE MODE, потерявшей главного автора своих песен.
Кларк ушел. Ушел из-за того, что слава коллектива мешала творчеству. Странно, ибо через год последовал проект YAZOO, который в чартах получал даже больший успех, чем DM. А после YAZOO с Элисон Мойе был и есть ERASURE с Энди Беллом, чья популярность в начале 90-х могла затмить кого угодно. Думается, что когда он уходил из DEPECHE MODE, он знал, что для группы не все потеряно... ибо именно он произносит фразу: "Мартин Гор - гений, только он сам этого не знает".
Глава вторая -
Мартин Ли Гор
(сила движения вперед)
Мартин Гор вот уже 20 лет пишет песни для альбомов группы, где каждая - произведение композиторского искусства, от сложного музыкального сочинения до трехнотной мелодии с претензией на мегахит в чарты всего мира.
Наверное, все началось в самом раннем детстве, когда кто-то из взрослых едва сумел остановить маленького Мартина Гора в тот момент, когда тот собирался проломить кирпичом голову своему другу по детскому саду. В этом проступке и кроется вся суть Мартина Гора как личности - ибо более тихого и мирного ребенка до того случая не знавала старушка Англия. Стоит лишь однажды взглянуть на его фотографии и понять, насколько это "розовый и пушистый" человек. Однако мистер Джэкил всегда ожидает удобного случая, чтобы показать свое лицо из под копны курчавых волос мистера Хайда. Только не подумайте, что каждый раз он делает это из-за желания проломить кому-нибудь голову: мистер Джэкил мистера Гора и является автором всех песен DEPECHE MODE. Это выход энергии, который вот уже 20 лет держит группу на плаву. Если считать Бэзилдон, маленький городок у Лондона, Меккой британской музыки 80-х, то район, где жил и учился Мартин Гор, будет самым святым его местом. Нужно отметить, что учился музыкант вместе с... Энди Флетчером (DEPECHE MODE) Винсентом Кларком (DEPECHE MODE, YAZOO, ERASURE), Элисон Мойе (YAZOO), а Перри Бамонта из THE CURE Гор даже умудрился лично выучить игре на гитаре незадолго после того, как сам освоил этот инструмент "привлечения внимания одноклассниц". Нельзя сказать, что этот юноша смог добиться тогда чего-то большего, чем привлечения внимания двух (тогда еще "хочу быть звездой") парней, да и то достиг он этого лишь благодаря тому, что сам позволил себе иметь примитивный синтезатор. Столь популярные в то время глэм-банды смешались в голове участников наспех сформированной группы со звучанием KRAFTWERK, а добавьте еще панк, который в конце 70-х в Великобритании невозможно было не слушать - вот, наверное, именно это все, да плюс полный непрофессионализм и изначальный талант - перед вами коктейль с названием COMPOSITON OF SOUND. Бета-версия DEPECHE MODE образца 79-го года. Гор, как мы уже говорили ранее, был далеко не лидером коллектива, а написание песен доверялось Винсенту Кларку и всем, кому угодно, только не Гору. Почему так? Трудно сказать. Кларк изначально показал себя яркой личностью, которая мечтает быть хоть и в тени, но с блестящем номером "1" на футболке, а Гор превращается в того самого Джэкила только тогда, когда этого требовал он сам. В 16 лет иметь на руках песни, которые потом, уже после ухода Кларка, выйдут в виде синглов и попадут в чарты Великобритании на первые места под именем DM, но не использовать их!.. Позвольте усомниться в том, что Мартин недооценивал себя, и дело здесь не в Кларке.
Еще до COMPOSITION OF SOUND, во времена гитарного дуэта NORMAN AND THE WORMS Гор вместе с Филипом Бурдеттом (ныне известным лондонским фолк-певцом) предпочитал исполнять кавера на песни из детских телепрограмм. Но приходит время и встает вопрос - либо ты есть, либо тебя вообще не будет. И тут начинается творчество. В течение первых десяти лет существования группа умудрялась радовать мир альбомами чуть ли не каждый год - и за каждым творением стоял гений Мартина Гора как автора песен коллектива. Тут, правда, нужно вспомнить, что дабы выпустить джина из бутылки, этому человеку нужна всегда какая-то подпитка - и в разное время он находит ее по-разному. Столько наркотиков, сколько их было в жизни Дэйва Гэхена, у Гора не было никогда - тут он мог говорить себе "стоп" в любой момент... но была одна слабость, которая, с одной стороны, наверняка помогала ему, но, с другой стороны... Известно, что однажды он признался Дэйву: "Дэйв, Бог дал мне огромный талант, а сейчас я чувствую, что бутылка отнимает у меня это с каждым днем". Я думаю, что мы не будем заострять внимание на столь интимной теме, как и не будем в сотый раз пересказывать любимую историю музыкальных изданий - "Дэйв Гэхен и его наркотики". Но факт остается фактом. Что еще есть в жизни Гора? Есть семья, которая для всех участников DEPECHE MODE всегда была главной подпиткой для творчества. Лучшие песни писались тогда, когда Гор чувствовал, как его окрыляли женщины (будь то его подружки, жены или родившиеся дочери). Вопрос взаимоотношений с противоположным полом - тоже интимная, но более интересная тема для масс - особенно если вспомнить экстравагантные наряды Гора, которые он носил в середине 80-х. Можно было строить предположения, а интересуют ли его взаимоотношения с женщинами (в результате этих предположений DEPECHE MODE получают большую популярность в европейском гей-движении, а после начинают этим пользоваться - многие помнят клипы DEPECHE MODE, где в той или иной мере эксплуатируется тема запретного секса).
Несколько лет DEPECHE MODE живут и творят в Германии (стоит напомнить, что на занятиях немецкого языка Мартин Гор получал только пятерки в школе и строил планы на карьеру лингвиста). Именно в ФРГ DEPECHE MODE создают первые альбомы, которые получают мировую известность, в результате чего эта группа на сегодняшний день по количеству синглов, что попадали в немецкую национальную двадцатку, уступает только коллективу ABBA. А за рождением немецкого синт-поп-движения во многом стоят и DM.
В 89-м году Мартин Гор записывает сольный альбом. Об этом можно поговорить отдельно - дело в том, что на этом EP присутствуют только кавер-версии на песни других исполнителей. Почему не собственные, если сам пишешь очень много и не такой уж плохой материал? В тот момент ответ был очевиден: DEPECHE MODE записывают диск "Violator", который после выхода разойдется по миру только за один год тиражом в 10 000 000 экземпляров (наверное, еще больше пиратских кассет будет продано в СССР). Лучшее - только для DМ, для сольных проектов будут записаны песни тех исполнителей, кому ты хочешь сказать этим "спасибо". В работе над диском не принимал участия никто из DEPECHE MODE, но он получился достаточно похожим на звучание коллектива, и разошелся небольшим тиражом из-за полного отсутствия какой-либо рекламной кампании.
Кого можно назвать кумиром Гора? Ну, прежде всего, это звезды 70-х годов, на которых и вырос музыкант: Глиттер, Боуи, KRAFTWERK, Коэн, но никого из них на этом диске нет, там представлены, скорее, неизвестные широким массам имена: John Crow, TUXEDOMOON, Durutti Column... самым известным будет имя группы SPARKS, Гор перепел их "Never Turn Your Back On Mother Earth", которая изначально планировалась для самих DEPECHE MODE.
После этого альбома были еще попытки записать сольники, но все они оканчивались ничем. В 1995 году Гор делает одну из песен Леонарда Коэна для трибьюта музыканту. Более о сольном творчестве музыканта нечего говорить. Есть, правда, надежда и уверенность, что в будущем Мартин Гор еще запишет что-нибудь из других коллективов: каждый тур в отелях, где живут музыканты DEPECHE MODE, он устраивает маленькие концерты для поклонников и случайных людей, где под гитару исполняет по 10-15 песен из репертуара все тех же кумиров детства, время от времени добавляя к ним Элвиса или ABBA. Остается только зайти в студию и обернуть это все в обложку нового сольного диска Мартина Гора.
Что же касается творчества самих DEPECHE MODE, то он был и останется солью коллектива, пусть перед ним всегда есть яркий фронтмен. В 1982 году он пишет первый альбом группы, на котором все ставят крест после ухода главного автора песен. И что в итоге? Получается так, что альбом "A Broken Frame" занимает 8-ое место в национальном хит-параде Великобритании, окончательно завоевывает Европу, и никто уже не говорит, что DEPECHE MODE появились в музыкальном мире ради пары танцевальных мелодий. Этот альбом, кстати, интересен и тем, что, как и последние два ("Ultra", "Exciter"), он писался только тремя участниками коллектива при поддержке команды продюсеров.
С приходом в группу Алана Уайлдера очень многое меняется. Он был единственным музыкантом в группе, которого можно было называть таковым по статусу (музыкальная школа + практика работы в других группах), и с его приходом альбомы коллектива начинают создаваться уже другим способом - Гор работает лишь над демо-версиями песен (демо Мартина зачастую представляют из себя всего лишь пение под бряканье гитары). Потом следует работа над звучанием музыкальной темы в студии, и здесь свое веское слово имеет именно Уайлдер. Кстати, все любят приводить для сравнения одну из самых удачных песен коллектива - "Enjoy The Silence", которая в варианте Гора звучала мрачной мелодией под звуки органа, а о том, во что она превращается после работы Уайлдера, все прекрасно знают. С другой стороны, сингловая "Shake The Disease", что появилась в 85-м году, поражает своей энергетикой и великолепием мелодии, а также достаточно простым, но ярким звуком: над ним просто не было времени долго работать, и звучание осталось почти в таком же виде, каким было в домашней студии Гора.
Это такой же DEPECHE MODE в самом соку. Сейчас в группе нет Уайлдера, и работать приходится совершенно иначе - вот по этой причине сегодня все зависит именно от Гора и в студии его слово - главное. Это его песни и звук этот тоже его, пусть и работают над ним сразу несколько помощников. Мартин достаточно властный человек при всей мягкости его характера - в творчестве это сейчас проявляется весьма явно. Послушайте "Exciter" и почувствуйте блюзовую основу - это его стиль. Но он может себе это позволить: Мартин Гор - внутренняя сила DEPECHE MODE.
Глава третья -
Дэйв Гэхен
(честь и совесть)
Существуют несколько историй о том, как именно был принят в группу Дэйв Гэхен, но если все их объединить в одну, то получится следующее. Представьте себе живую картину: пьяный, жутко модный, припанкованный, амбициозный, с криминальным прошлым и работой дизайнера витрин человек. И теперь вопрос, зачем он был нужен группе? Трудно сказать, но хватило всего лишь явного нежелания Винсента петь в группе и одного прослушивания, где Дэйв Гэхен напел для трех музыкантов COMPOSITION OF SOUND песню Боуи. Зачем это было нужно ему? Позже Дэйв Гэхен в одном из интервью поделится откровением, что если бы тогда к нему не подошли эти люди с весьма забавным предложением, то, скорее всего, его убили бы дружки через пару лет во дворе какого-нибудь вшивого бэзилдонского паба. А он был не такой, и хотя в школе Дэйв фактически не учился, и у матери совсем не было времени следить за сорванцом, но в душе у него всегда жил человек творческий, и после школы Гэхен не зря пошел учиться именно по профилю... души. С работой не везло, перед тем, как он начал заниматься витринами, у него была целая серия неудачных попыток устроиться на работу, но Дэйва отовсюду гнали из-за огромного количества приводов в полицию за детские шалости. Он отвечал тем же - просто приходил по ночам в те офисы, где ему отказали, и... громил их. И компания у него была такая же - самая богема панк-движения из Бэзилдона и Лондона и панки с одной стороны, а с другой стороны, - сливки, среди которых был и Бой Джордж, и Джон Линдон. Когда Гэхен согласился прийти в группу, то принес с собой и название, так как COMPOSITION OF SOUND уже успели замарать себя не самыми удачными выступлениям на школьных вечеринках - так пришло время для новых начинаний. Кстати, журнал "Depeche Mode", у которого группа позаимствовала название, еще пару лет возмущался и требовал возмещения ущерба, пока в редакции не поняли, что количество "случайных продаж" (когда фанаты группы покупали журнал ради интереса) значительно выше заинтересованности им со стороны людей "модного" бизнеса.
Дэйв вспоминает, что популярность обрушилась на него столь неожиданно, что пару раз это чуть не приводило к его смерти в буквальном смысле этого слова. Стоило выйти на улицу или, не дай Бог, попасть на любое мероприятие, где собирались британские тинейджеры, как внимание с их стороны к новым звездам превышало то, что могли дать сами музыканты. Автографы не помогали, и каждый из поклонников норовил оставить у себя кусочек этой самый "звезды" - не важно, что ты отрываешь себе - рукав футболки, клок волос или ухо солиста DEPECHE MODE. Так что музыкантам пришлось побыстрее переходить на другой уровень жизни и начать понимать, что твое босоногое детство с кучей братьев и сестер, матерью и отчимом уже закончилось, а обкуренные дружки из соседнего паба тебе давно уже не более чем одни из поклонников. И вот тут нужно было сделать то, что Дэйву удалось на все 100 % - ты должен заразить себя звездной болезнью, но только для того, чтобы почувствовать в себе ту мощную силу солиста великой группы. На это ушло чуть более года.
Так родился тот Дэйв Гэхен, которого мы знаем. На самом деле, это очень простой, наивный, веселый dude ("чувак", да не обидятся на меня поклонники группы, так как я сам тоже с гордостью называю себя фанатом DM), которому жизнь дала шанс, но заставила заплатить за него впоследствии очень многим. А пока были звездные европейские 80-е, которые однозначно были самым светлым периодом для DEPECHE MODE. Он и тогда уже был мускулом на сцене - в 86-м DEPECHE MODE признаются одной из лучших "живых" групп мира, а его заслуга тут почти стопроцентная. Синтезатор на сцене - это сейчас обыденность, а тогда - сразу несколько - при полном отсутствии гитар и барабанов... думается, а насколько это вообще может быть интересным в формате концерта? Так вот отвечу: это было безумно интересно, но интересно из-за того, что все это было только фоном, перед которым была настоящая сила, видя которую тебе в голову не приходило задаваться какими-то лишними вопросами. Даже сцена всегда была сделана так, что музыканты располагались отдельно от вокалиста. Так они и оттрубили 10 лет, при этом четыре из них ушли на концертную деятельность (только представьте себе, 4 года почти ежедневных переездов из города в город!).

А после пришли наркотики и новые высоты. Хочешь быть рок-звездой - будь ей, но помни, что все прелести этого существования рано или поздно дадут о себе знать. То, что случилось в итоге с этой звездой, знают все. Мы не будем опять и опять повторять заученные фразы о попытках самоубийства, о передозировках - удивительно лишь то, что он не стал следующим Кобейном... Все из-за желания влиться в американскую рок-тусовку и стать своим для тех же NIRVANA. И это ему удалось - он развелся со своей женой (что ранее и представить себе было трудно, ребенок от нее был для Гэхена всем), бросил свою страну, да так, чтобы все поняли, что больше его с Англией ничего не связывает. Он нашел себе блондинку пошикарнее, купил парочку байков и записал с DEPECHE MODE свой лучший диск "Songs Of Faith And Devotion" - хоть и псевдо-, но рок-альбом. Через несколько лет та самая блондинка бросит его подыхать, обворовав при этом квартиру мужа. А он будет ездить на запись альбома "Ultra", совмещая это с лечением в одной из наркоклиник Штатов. И ничего не будет получаться, он будет продолжать делать то, что делал три года до этого... группа поставит ультиматум, в котором спрогнозирует конец коллектива, если он не откажется (даже принудительно) от наркотиков. И Дэйву Гэхену, как это было уже несколько раз, поможет женщина. Именно вера в будущее, которую он обрел с появлением Дженнифер Склиаз (он встретит ее в той самой клинике), является главной причиной того, что мы до сих пор видим его вместе с группой, и, что особо радует, у Дэйва вновь появляется стремление к творчеству. В том же 1997-м Гэхен записывает свою первую сольную работу - песню "Song For Europe" для трибьюта группе ROXY MUSIC. Потом был первый реальный шаг из ада и проверка на прочность - турне в поддержку сборника синглов DEPECHE MODE. То, что сейчас группа уже расписала свой новый мировой тур, - также очень хороший знак. Дэйв Гэхен мог бы стать главной причиной развала группы, но этого не произошло, и как-то тепло от того, что и этот тур явно не последний.
Кто он? Дэйв Гэхен - просто очень хороший человек. Все такой же наивный dude... может быть, чуть-чуть менее веселый, но от этого он хуже не стал. В 2002 году он выпустит свой сольник: не зря говорят, что у кошки 9 жизней.
Глава четвертая - Алан Чарльз Уайлдер (сила обмана)
Чтобы получить право играть с этим коллективом, он пошел на обман. На работу принимались музыканты моложе 21 года, а ему тогда уже "стукнуло" 22. Нельзя сказать, что он настолько страстно хотел работать с DEPECHE MODE, что ради этого был способен на все. Нет. Алан Уайлдер и не знал, на что именно он пробуется - дело в том, что в конце 80-го года в английском издании "Melody Maker" появилось объявление стандартного содержания, где некая группа приглашала на работу человека, хорошо владеющего клавишными. Как потом оказалось, это были именно DEPECHE MODE, которых он до этого, естественно, слышал, но звучание которых его никак не вдохновляло. Самым странным было то, что глава Mute был единственным человеком, который выступал против его кандидатуры, но группа настояла, и Алан Уайлдер принимается сначала в качестве помощника для выступлений во втором турне группы, а уже через год он официально объявляется новым участником бэзилдонской четверки. И с 83-го по 95-й годы все, что вы слышите в плане звука, - это его работа. А до DEPECHE MODE у Алана была музыкальная школа, в которой он учился хоть и с усердием, но без всякого пристрастия, ибо все, что навязывается, не имеет той силы, какую ты обретаешь в собственном стремлении. Он не пошел по стопам своих родственников, иначе, как и его брат, до сих пор работал бы в Финляндии учителем музыки. Алан избрал хоть и проверенный, но не гарантирующий ничего путь рок-музыканта, и до DM он прошел через 5 коллективов-однодневок. Из них только THE HITMEN будет иметь какой-то вес, но только из-за того, что лидер этой группы впоследствии возглавит JUNO REACTOR.
Что Алан привнес в DEPECHE MODE? Фирменный звук коллектива, ибо когда он покинет группу в 95-м, очень многие поклонники не смогут смириться с его уходом и новым саундом теперь уже английского трио. Это было, прежде всего, мастерское умение придавать песням Мартина Гора уникальную форму, в которой каждая обретает свое лицо, не похожее ни на что: ни на другие песни DM, ни на творения иных коллективов, естественно. На первых альбомах группы Алан Уайлдер сам пробует писать песни, как в одиночку, так и в соавторстве с Гором, но от этого приходится отказаться из-за того, что слишком уж разительно отличаются их совместные творения от того, что Мартин писал самостоятельно (по этой же причине мы никогда не слышали и песен Дэйва Гэхена, который тоже имел неплохие амбиции как автор песен). Его работы как саундмейкера группы было вполне достаточно, и сочетание песен Гора, саунда Уайлдера и голоса Гэхена делало свою работу: с каждым альбомом коллектива с Аланом, начиная с "Contruction Time Again", группа растет как в творческом отношении, так и по популярности среди масс - в 84-м DEPECHE MODE впервые открывают для себя Америку пацифистским синглом собственного авторства "People Are People". А 86-й год станет не только годом одного из самых мрачных и удачных альбомов "Black Celebration", но и первым шагом к тому решению, которое примет Алан через 9 лет. Создается проект RECOIL, где загубленные амбиции Алана в совокупности с его гениальностью наконец-то воплощаются в жизнь. Это его проект, где он и только он говорит себе, что ему делать, и никак не обращает внимание на коммерческий успех, который если и возможен, то только из-за того, что ты участник великой группы и всем интересно о тебе знать даже то, какого цвета у тебя носки, не говоря уже о том, чтобы послушать твой сольный альбом...
Это было началом конца. Алан Уайлдер еще создаст свои лучшие альбомы с DEPECHE MODE, но финальная точка уже была поставлена. RECOIL так и не станет музыкой для масс, да и на занятие этим проектом у Уайлдера было не столь много времени: DM переживала пик популярности. В 87-м берутся инди-чарты США, на которые делался упор в то время, хотя во всем остальном мире "Music For The Masses" и без "упоров" со стороны группы занимает первые строчки в хит-парадах. Но США были сломлены, и в 90-м DEPECHE MODE входят в компанию тех немногих английских музыкантов, которые покорили Штаты. Первый сингл с альбома "Violator" - "Personal Jesus" становится самым продаваемым синглом в истории Warner Music, представляющих интересы Mute на территории США. Повержены и Madonna, и Prince. Над саундом с Уайлдером трудятся такие гиганты продюсерского дела, как Флад (Flood), Франсуа Кеворкян (Francois Kevorkian) и сам Дэниэл Миллер (Daniel Miller) и - как результат --создается близкий по звуку к KRAFTWERK альбом "Violator".
DEPECHE MODE номинируются на "Brit" за лучший сингл и получают эту награду ("Enjoy The Silence") (вернее, награждение проходит без них: DM бойкотируют успех за ту критику, что они получали в течение 10 лет своего существования). После альбома наступает время отдыха, когда есть возможность подумать над тем, какой дорогой пойдет группа дальше. Уайлдер вновь сосредотачивается на RECOIL - выходит альбом "Bloodline", где впервые на композициях Уайлдера звучит голос - приглашенными вокалистами являются Дуглас МакКарти (Douglas McCarthy, NITZER EBB), Моби (Moby) и Тони Холлидэй (Toni Halliday, CURVE). Это будет последний альбом RECOIL с Аланом в составе DEPECHE MODE. Через год группа собирается на мадридской вилле, где в муках рождается "Songs Of Faith And Devotion" - команда звуковиков вновь возглавляется Уайлдером и Фладом. А в 95-м году, в день своего рождения, Алан Уайлдер официально заявляет о своему уходе из DEPECHE MODE... но это уже другая история...
"В связи с усиливающейся неудовлетворенностью отношениями в группе и работой в ней, с некоторым сожалением я покидаю DEPECHE MODE. Мне было нелегко решиться на это, так как несколько наших последних альбомов показали высокий потенциал DM.
Со времени вхождения в состав группы в 1982 году я постоянно старался отдавать все силы и энтузиазм ради успеха этого коллектива, несмотря на постоянный дисбаланс в распределении работы. К сожалению, мои усилия никогда не находили со стороны группы должного уважения и понимания.
В то время как качество нашей работы повысилось, наш творческий союз подошел к той точке, когда, на мой взгляд, результат перестал оправдывать средства. Я не хочу клеветать на кого бы то ни было. Достаточно сказать, что отношения стали очень напряженными, все более расстраивающими меня и в отдельных случаях нетерпимыми.
При этих обстоятельствах у меня не остается другого выбора, кроме как покинуть группу. Думается, что лучше это сделать сейчас, когда мы достаточно популярны, и так как я по-прежнему полон энтузиазма и любви к музыке, я взволнован перспективой создания новых проектов.
Я желаю успехов оставшимся членам группы во всех их проектах, как совместных, так и сольных."
Алан Уайлдер. 1 июня 1995.
Глава четвертая - Энди Флетчер (глава без названия)
Энди Флетчер. Трудно начать писать о нем. Если он уйдет из группы, то ее не станет, но то, что он в ней сейчас - никак не влияет на развитие DEPECHE MODE. А дело в том, что за стремлением юноши стать музыкантом, к огромному сожалению, не стояло музыкального таланта. И слуха особого нет, и голос не было случая использовать. А ведь еще в 84-м году он записал сольный альбом, который так нигде и не вышел. Причины? Никто не знает, но стоит думать, что причины все те же, да и записывался он в шутку.
Но это никак не говорит о том, что этот человек в группе лишний: DEPECHE MODE не подходят ни под какие стандарты. Энди стоял у истоков группы, именно он еще в 76-м году вместе с Винсентом собрал ее и, на самом деле, именно он является одной из тех опор, без которой команда в любой момент рухнула бы. Даже если брать во внимание то, что с кем-то из группы его отношения можно назвать более чем прохладным, то с тем же Гором они фактически близнецы-братья по духу. Сейчас (и уже давно) Энди отошел от музыки, его партии на синтезаторе, которые он исполняет на концертах, весьма просты, но "депешисты" очень любят этого рыжего гиганта - ведь именно он является самым общительным членом группы. А когда Флетча спрашивают, чем именно он занимается в коллективе, то он прямо говорит, что его обязанности лежат скорее в области общения с прессой и менеджмента коллектива. Уверен, что это самый недооцененный из DM... но позвольте недооценить его и в этой статье и на этом завершить рассказ об Энди Флетчере. При самом глубоком к нему уважении.
Глава пятая - Антон Корбийн (наш человек из Голландии)
Антон Корбийн. С чего все началось? С того, что известный голландский фотограф, будучи штатным работником "NME", получает оперативное задание - запечатлеть молодые "электронные" дарования для лица одного из номеров издания. DEPECHE MODE пришли в студию, стали, как им и полагается, в стандартные для звезд позы перед камерой фотографа - Дэйв Гэхен впереди, все остальные участники позади, милая улыбка для поклонниц, щелчок фотоаппарата, и вроде бы все готово. А теперь загадка. Что в итоге привело в бешенство фронтмена DM и поставило под сомнение любое сотрудничество с Антоном Корбийном на несколько лет вперед? Не было на фотографии никакой улыбки Дэйва - Антон навел фокус на стоящих сзади трех остальных музыкантов DEPECHE MODE, а солист коллектива был всего лишь размытым пятном на обложке "NME".
И хотя DEPECHE MODE изначально были группой ярких образов, первые годы их преследовали определенные неприятности с режиссерами их видеоклипов. Стыд за эти видео группа испытывает до сих пор, стараясь забыть об их существовании, и сейчас никто из музыкантов DМ не может вспомнить имена режиссеров. Все видео до 85-го года представляли из себя стандартный набор кадров, где участники коллектива приплясывали перед камерой, и это иногда разбавлялось любым изображением... ну, например, садо-мазохистскими цепями-ремнями, красногубыми красавицами, кадрами съемок советской армии, ну или на худой конец сюжетом в стиле "любишь ли ты меня?". Нет, это было не так уж ужасно, и любили их тогда в том числе и за эти образы. Но со временем группа обретала вес, и долго так продолжаться не могло: нужно было брать вершины и в этом виде искусства, нужно было, чтобы тебя полюбили не только ушами, но и глазами. И тут совершенно случайно вновь появляется Антон Корбийн. Он снимает видеоклип на "A Question Of Time" - один из синглов того самого альбома "Black Celebration"...
Никто из DM почти ничего в нем не понял. Даже больше, за этим клипом последовали еще две стандартные работы с другими режиссерами, но справедливость восторжествовала, и с тех пор по 97-й год Антон снимет все видео этого коллектива, за исключением разве что одного, да и то по уважительной причине: его приглашают на съемки NIRVANA, а штатный режиссер этой группы делает клип для DM. Потом, кстати, Антон получит огромное количество призов за "Heart Shaped Box", но его вклад в DEPECHE MODE будет значительно большим. Вспомните, именно в 86-м году DM начинают завоевывать СССР, и совпадение этого события с началом их сотрудничества с Корбийном позже будет весьма знаковым - ведь именно Антон придумает те образы участникам группы, которые навсегда будут иконами для (пост)советского "депешиста": косухи отойдут от "металлистов" к поклонникам DM, а по "площадке" на голове всегда можно будет узнать, кто идет по улице.
Отойдем от местных реальностей - Антон Корбийн формирует фирменный стиль группы, снимая один за другим свои знаменитые видео: "Strangelove", "Never Let Me Down Again", "Behind The Wheel", которые, как еще помнят многие поклонники MTV 80-х, получают столь мощную ротацию по музыкальным каналам, что чаще эфиров DEPECHE MODE можно увидеть только рекламу. После будет "Violator" и еще более знаменитые "Enjoy The Silence", "Personal Jesus", "Policy Of Truth" - даже клипы имеют коммерческий успех, и сборники из видео DEPECHE MODE режиссуры Антона выходят на кассетах с продажами на уровне среднего голливудского кино! Ну и, конечно, не стоит забывать еще более яркие работы Корбийна, как то - обложки к дискам DM. Синглы, альбомы... а кто не знает навеянную "Маленьким принцем" розу с обложки "Violator"?
Когда пришло время новых DEPECHE MODE, когда никто не мог быть уверенным в том, что они будут впредь делать то же самое или что-то другое, но на том же высоком уровне, именно Антон стал связующим звеном. Его фотографии, видеоклипы, обложки синглов DEPECHE MODE "Songs Of Faith And Devotion" показали, что все, что он делал до сих пор, не является его пределом. Он столь же неотъемлемая часть группы, как и остальные четыре ее участника. Наверное, сейчас смешно прозвучит рассказ о том, что его видеоклипы то и дело запрещались только за то, что на пару секунд он позволял себе показать в кадре женскую грудь. Но так было (и не так давно), а с синглом "In Your Room" из-за некоторых "вольностей" режиссера вообще происходит неприятность коммерческого плана: видео запрещают к ротации, а значит, и промо-кампания песни срывается. Когда клип спешно перемонтировали, никто из музыкальных каналов не захотел брать его в эфир, но уже из-за того, что... песня плохо продавалась в магазинах: так массы потеряли один из лучших синглов DEPECHE MODE с ремиксами от Батча Вига, PORTISHEAD, Брайена Ино и великолепными "живыми" треками DEPECHE MODE. Но это всего лишь частный случай, которых очень много. А клип на "In Your Room" входит в историю и из-за того, что в нем Антон Корбийн вспоминает все свои работы с DM, тем самым показывая, что до кончины коллектива не так уж и долго остается. Но через три года именно он снимет один из самый сильных своих клипов для DM - "Barrel Of A Gun" уже с нового альбома "Ultra", за этим последуют "Its No Good" (где Антон снимется сам), "Useless"... На этом его сотрудничество с группой в качестве клипмейкера закончится. DEPECHE MODE будут комментировать сей факт тем, что пришло время для новых путей, но это все звучит весьма странно, так как Антон все так же остается членом команды группы!
В 1998 году он разработает дизайн сцены для мирового тура DM, а для нового диска он не только займется всеми новыми фото-образами коллектива, но и вновь оформит обложку для выходящего диска "Exciter" - на смену знаменитой розе придет новый цветок - агава. А вот клипы ему не доверили, хотя время показывает, что никто так не чувствует эту группу, как Антон Корбийн...
Для третьего и четвертого сингла с нового альбома режиссер еще не выбран. Поклонники коллектива голосуют однозначно за мастера.
Чтобы вы не подумали, что все, что делал Антон Корбийн, касается только творчества DEPECHE MODE, но и восхитились другими работами этого гениального в своем деле человека, то вот небольшой список... думаю, что все будут приятно удивлены.


Глава шестая - Дэниэл Миллер (кинематографист независимости)
Открытие DEPECHE MODE, поверьте старому "депешисту", никогда бы так и не состоялось, если бы не существовали на Земле столь преданные делу независимого звука люди, как тогда никому не известный владелец лейбла Mute Дэниэл Миллер. Что такое Mute на конец 70-х? Думаю, что если вам рисуется следующая картина - в каморке сидит мужчина с перочинным ножиком и выцарапывает на пластинках дорожки - то вы не так уж и далеки от правды. Тут стоит добавить, что если бы не чутье этого человека и не доверие к нему со стороны артистов, то Mute существовала бы до сих пор в этом же варианте. И хотя сами DEPECHE MODE и говорят, что даже на Mute им было первоначально отказано во внятном прослушивании материала, потом Дэниэл сам нашел их и еще бился за DEPECHE MODE с лейблом Some Bizare, в результате чего последние получили Марка Элмонда с его "Soft Cell".
...Тут можно остановиться и заглянуть в конец 60-х годов, когда Миллер формировал себя как ценителя электронной музыки. Все началось в Швейцарии: в то время Дэниэл обучался на кино-телевизионных курсах в Цюрихе. Стоит ли говорить, что такие коллективы, как CAN, FAUST, AMON DUUL, а после NEU! и KRAFTWERK в Швейцарии имели значительно большую популярность, чем то, что производилось на английском рынке серьезной музыки. Позже сам Миллер скажет, что по приезду на родину его воротило от творчества Ино, ROXY MUSIC, Боуи - стало понятно, что они всего лишь делают поп-версию того, что творят немцы. А пройдет еще немного времени, и он скажет другую фразу: "Ну и, конечно, позже я понял, что это было очень умно с их стороны". Это был отличный повод к тому, чтобы сказать свое слово. Так появился электронный проект THE NORMAL, где Миллер был единственным участником (просуществовал он совсем немного: на собственное творчество не оставалось времени. Однако позже за этот проект Алан Уайлдер назовет Миллера одним из самых гениальных электронщиков 20-го века, а Грейс Джоунз включит в свой репертуар одну из песен Дэниэла), а позже - и лейбл Mute Records, где он был единственным работником. Пройдет несколько лет, не будет никакого THE NORMAL, будет множество талантливых, но бесперспективных в плане коммерческого успеха групп... будут попытки создать мальчуковую синти-банду, которая хоть и будет иметь успех, но "лопнет" из-за того, что на самом деле никаких мальчиков не было, а за всем этим стоял всего один человек - Дэн Миллер. Нет, только не нужно думать, что все было столь ужасно: данное положение дел помогало лейблу оставаться на своем уровне, но чтобы двигаться дальше, нужен был мощный толчок, который и будет получен после появления DEPECHE MODE.
А DEPECHE MODE нужны были люди, которые в них поверят - Миллер дал им шанс, и, да простят меня за шальную мысль музыкальные критики, но позвольте выразить оную: если бы не эта встреча, то мир потерял бы такие блистательные музыкальные проекты, как YAZOO, ERASURE, RECOIL, которые непосредственно вышли из DM... и никогда не знал бы такими, какими мы знаем сейчас THE KLF, NITZER EBB, Barry Adamson, Diamanda Galas, LAIBACH, PAN SONIC, WESTBAM, Moby, Nick Cave и очень многих других.
В 98-м году DEPECHE MODE поступило предложение перейти на один из самых мощных мажорных лейблов - они ответили на это отрицательно. А все из-за того, что несколько лет между ними и Mute вообще не было никакого контракта, а любое коммерческое соглашение держалось на доверии и обычном рукопожатии. Контракт появился в 86-м году, но только из-за того, что в случае смерти Миллера случилась бы полная неразбериха.
Вот так уже 20 лет DEPECHE MODE говорят "спасибо" обратившему на них внимание Миллеру, а их отчисления на лейбл приводят в ужас многих музыкантов, особенно если вспомнить последнюю историю с Мадонной, которая потребовала 97 % прибыли со своих концертов. DEPECHE MODE по собственной воле отдают своему лейблу до 50 % денег, полученных в Великобритании, и до 70 % - с мировых продаж. В том числе и по этой причине Mute Records является одним из самых крупных независимых лейблов, где, кроме этих гигантов, пишутся сотни музыкантов, которые могут себе позволить делать такую музыку, которая рассчитана далеко не на миллионные продажи.
Глава седьмая - фанаты (последняя глава)
Если есть, за что любить, значит найдется тот, кто полюбит. А то, как полюбит - это второй вопрос. Их полюбили так, что сейчас, когда DM уже давно перешагнули пик своей славы и продолжают творить давно не ради денег (а значит, не с той частотой, что раньше), о них напишет даже "Playboy". Мы говорили уже об этом? Вот и ответ - даже этот журнал будет писать о них, и по той причине, что треть тиража журнала снесут с прилавков именно фанаты DEPECHE MODE. Столь велико и преданно группе это движение. Это лишь частный пример. Можно было бы перечислять очень и очень долго и количество трибьютов, и фан-клубов в каждом городе, и распроданные за считанные часы билеты на их концерты, и огромные тиражи пластинок. Но, боюсь, что в этом случае статью нужно будет печатать аж в трех номерах "Музыкальной газеты", да и хвалить себя не так уж и честно... Но поверьте старому "депешисту": если меня спросят, что ты больше всего любишь в этой жизни из музыки, то я отвечу без запинки... И таких, как я, очень много!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета