Нейро Дюбель
Александр Куллинкович«Веселить народ грустными песнями»

...Лидер минской группы Александр Куллинкович хандрил, болел горлом, что не помешало нашей беседе, сопровождаемой традиционными напитками, с традиционным присутствием при ней друга семьи, фронтмена "дюбелей" Олега Линкина...

- 31 мая в концертном зале "Минск" группа начинает отмечать десятилетие своей концертной деятельности...
- Условно говоря, десять лет на сцене...
- Первое выступление помнить ты, естественно, должен...
- ...Оно было 4 октября 91-го года в клубе "Астролябия-шоу", первом минском клубе. У нас еще тогда не было барабанщика, мы играли с драм-машинкой "Лель", песен, наверное, пять. Волновались страшно, до такой степени, что с тех пор у меня возникла дурацкая привычка выбивать ритм ногой, но не носочком-пяточкой, а как-то так всей ногой. У меня просто коленки тогда дрожали. А на концертик пришли люди, которые уже слышали наши домашние записи, мы с Юрой Наумовым (второй вокалист (бэк-) группы. - Прим. авт.) к тому времени два года как что-то дома писали, и кассеты расходились по знакомым, то есть люди в клубе были друг другу не чужие. Помню, что столько автографов с тех пор я больше никогда не давал!
- А вообще, какие концерты из памяти не стерлись?
- Концерт памяти Светланы Сидорович в 94-м году (бэк-вокалистка НД, трагически умершая в 1993 году. - Прим. авт.). Я тогда близко познакомился с очень дорогим для меня человеком, мамой Светланы, которая до сих пор помогает ДЮБЕЛЮ. Мы чуть ли не в первый раз играли на аппаратуре не дворового уровня, зрителей собралось человек четыреста.
Концерт "Поп-ТВ" в 95-м году во Дворце спорта, на него нас позвали Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Это было наше первое выступление во Дворце спорта, тогда это был предел мечтаний не только для нас, но и для любого белорусского музыканта. Огромная сцена, аппаратура плюс первый нормальный показ по телевидению. Рост "дюбелевский" я отсчитываю именно с этого концерта, многие тогда увидели, что, по крайней мере, по телевизору мы смотримся. Некоторые люди, которые говорили до этого про нас - "Я терпеть не могу группу НЕЙРО ДЮБЕЛЬ" - "Ты что-нибудь слышал у них?" - "Нет, я просто знаю", - таким вот образом, насильно, нас увидели и услышали, и поняли, что не такое уж это на самом деле говно. Нам было важно, что группа НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, откровенно панковская, дворовая, говенная команда, попала на столь громкий концерт. То есть, для нас это стало как бы признанием того, что мы - не говно. После этого концерта последовали предложения о выступлениях от людей, которые более-менее чего-то значили в белорусском шоу-бизнесе.
Безусловно, "Рок-коронация", когда мы получили главную "Рок-корону". Это тоже достаточно важная веха, к тому же мне было очень приятно получить корону из рук Владимира Мулявина. Получить корону было приятно, а уж из рук самого Владимира Мулявина - втройне, я очень этим горжусь. Это просто добрый кумир.
Запомнился 97-й год, когда мы под Питером играли, на высоком берегу Финского залива. Три совершенно замечательных дня, красивейший город, прекраснейшие люди. Мы получили главный приз плюс еще "Приз зрительских симпатий". Мы тогда только "Вологду" записали и ее объявили чуть ли не гимном фестиваля, она там везде играла.
- Публика твоя за десять лет как-то изменилась?
- Повзрослела. По непонятным для меня причинам. Если два-три года назад "дюбелевский" порог был от двенадцати лет, то сейчас в основном наша публика - семнадцати-восемнадцатилетняя. То ли мы перестали нравиться людям помладше, то ли мы перестали нравиться новым людям вообще...
- Откуда пошла твоя фишка, что музыкант, очень непосредственно ведущий себя на сцене, вплоть до катания по ней, часто в последнее время на выступление надевает строгий костюм?..
- По-моему, первый раз я вышел на концерт в костюме в 95-м году. И одевать потом я его начал только на большие концерты, на большие залы... Я точно знаю, зачем впервые я это сделал: мне хотелось, чтобы публика поняла, что все условно, и какая-то провокация, идущая со сцены, не всегда правдива, что мой внешний вид не всегда правдив и искренен. Будь это лохмотья, в которых я могу выйти и прочитать, допустим, Гете, или - костюмчик с бабочкой, а при этом я могу себя вести как охранник президента в пивнухе.
- Сколько костюмов поменял?
- Немного, штук шесть, наверное... Ты имеешь в виду, сколько пришло в негодность?.. Ни одного! Как ни странно, ни на одном не было ни затяжечки, везло. Да, они грязные были, и приходилось их чистить...
- Супруга Лена была очень довольна, встречая тебя после концерта...
- Да по этому поводу как-то разговоров не было, всегда очень чинно все было. Недоволен был наш охранник, Андрей Турчинов, на "Коронации", когда мы получили "Рок-корону", и когда я на песне "Охотник и сайгак" по большому счету впервые довольно сильно извалялся. А это было первое наше появление, и организаторы фестиваля недвусмысленно говорили, что нам еще выходить не один раз. И Андрей меня завел в гримерку... : "Саша, и что мне с этим сейчас делать?". Воды под рукой не было, и где водкой он костюм чистил, где плевал и я носовым платочком оттирал... В основном это были плевки, то есть Куллинкович был конкретно заплеван.
- Вернемся к дате. Как сам-то себя сегодня чувствуешь?
- ...Почти перед каждым концертом я с ужасом и содроганием думаю, что вот сейчас надо на него выезжать... Есть ощущение внутренней усталости... Как правило, когда я выхожу на сцену, все улетучивается, но просто на нее стало трудно выходить... В последние годы какая-то безысходность навалилась...
- Перед НЕЙРО ДЮБЕЛЕМ на разогреве выступят...
- ЙО-ЙО, САМПРОЦЕСС, КОРМ ДЛЯ РЫБОК, может быть, ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ. Они сыграют по две-три песни.
Но не на разогреве... Эти группы будет разогревать ДЮБЕЛЬ. В поддержку этих групп. Зал, публика, аппарат - пусть добрые люди порадуются. Это все, что пока мы можем сделать для своих коллег. Но сам ДЮБЕЛЬ сыграет огромный концерт, кроме всего любимого, будет и "проходка" по старым альбомам - лучшее за 10 лет.
- По первым трем группам вопросов нет... а ...
- Мы случайно познакомились с Олегом Орловым на "Скат Рекодз", он там чего-то писал, когда мы делали "Ворсинки и катышки". Сошлись мы с ним на том, что он, как и я, маниакально любит Мамонова, Петра Николаевича. Потом Олег совершенно бескорыстно оказывал помощь НЕЙРО ДЮБЕЛЮ, позже и я сподобился послушать то, что он играет. В принципе, некоторые вещи мне запали, это не идеальная музыка, но что в Орлове есть замечательного, это то, что он всегда готов учиться, он постоянно спрашивает советов и им внимает. Это очень редкое качество, особенно для человека, которому тридцать лет. Потому что тот же САМПРОЦЕСС, когда я им говорю, не с высоты своего положения, которого нет, а с высоты опыта, что, ребята, нельзя этого делать, это порнуха какая-то, это плохо, это некрасиво, сделайте по-другому - нет, мы сами лучше знаем, как надо. И лажают.
У Олега самая большая проблема - с составом. Его группа как бы остановилась на одном уровне, но не по вине Орлова. Он хочет двигаться вперед, у него есть масса идей, есть возможность эти идеи реализовывать, есть определенная техническая база, а постоянного состава нет. Поэтому ЗЕЛЕНОГО ЧАЯ может и не быть на концерте, а если будет... то уже не под прежним названием - я сказал: "Олег, послушайся моего совета, это очень плохое название. Это просто никакое название". (Барон Мюнхгаузен говорил, что иметь фамилию Мюллер в Германии, это значит не иметь никакой.) Столько много этих "чаев"...
- Помня о том, что в последнее время в Беларуси появилось бесчисленное количество людей, старающихся пристроить свои группы в России, ты, в глубине души, не предполагаешь в каком-то будущем тоже заняться пристраиванием упомянутых тобою команд?
- Нет, абсолютно честно говорю. Это дружеская помощь, мы коллеги и не более того. Мне лень было бы заниматься промоушном групп, это раз. Во-вторых, у меня нет для этого денег... Но, как мне кажется, я лучше многих, так называемых продюсеров, знаю, как нужно раскручивать группу. По большому счету и НЕЙРО ДЮБЕЛЬ раскрутил один человек, я. С помощью друзей. Я десять лет выступал продюсером своей группы, я знаю, как и что нужно делать. И раскручивал практически без денег.
В принципе, если бы появились деньги, я бы хотел в будущем вложить их в какую-нибудь белорусскую группу, зарегистрировал бы собственный продюсерский центр.
Так что планов, о которых ты говоришь, у меня сегодня нет. Хотя группа ЙО-ЙО - команда перспективная. Думаю, что тот, кто их возьмет - не пожалеет.
- ...Год назад ты мне говорил, что в зависимости от того, насколько успешно группа сможет заявить о себе на российском музыкальном рынке, ты будешь определять ее судьбу: либо команда станет виртуальной, ты станешь для себя записывать домашние альбомы, и покончишь с большой музыкой, либо музыка станет, в том числе, и твоим основным заработком...
- ...Оказалось, что этот год ничего не дал... Но, допустим, еще несколько дней назад я сказал своим близким людям, что бросаю музыку... Я удалил все, что мог удалить из компьютера, кому мог - позвонил, все объяснил, сказал, что никаких интервью больше не будет, концертов тоже не будет, ничего не будет. Два дня я пожил в этом вакууме, без ДЮБЕЛЯ, и... начал потихонечку восстанавливать тексты... Безысходность так и осталась, но без ДЮБЕЛЯ я пока жить не смогу...
Еще такая штука... Если бы со мной сейчас разговаривал какой-нибудь политический обозреватель, он бы очень долго смеялся бы после того, что я тебе скажу. Знаешь, я начинаю постепенно верить в Беларусь, в белорусский шоу-бизнес. Год назад этого у меня не было. То ли потому, что грядут президентские выборы, гайки более-менее отпустили, ведь, смотри, сколько пошло концертов, стало проще здесь играть. Последние месяцы концерты у нас идут чуть ли не каждую неделю... Скорее всего, это все временно, и тем не менее...
- Какой этап сейчас переживает группа?..
- ...Не знаю... Я могу честно и искренне рассказать, что "происходит" с нами в Москве, и пусть читатель решает, происходит с нами там что-то или нет.
Одна информация. Были даны деньги на альбом "Народное достояние". Самый дорогой в финансовом отношении альбом в истории ДЮБЕЛЯ (думаю, что в ближайшее время альбом в России выйдет). В Москве сделали к нему нормальную обложечку. Были выделены деньги на съемку клипа "Вася пьет", дорогой, по нашим меркам, клип. Шла (и идет сейчас) его ротация по MTV, часть песен звучит на радио. Про саму музыку говорят, что, да, она интересная, непохожая, но... "честно говоря, я сомневаюсь, я боюсь"... так богатые люди говорят.
- ...Такие разговоры велись и в прошлом году...
- Да, да, да! Правда, сейчас их стало поменьше, на уровне радиостанций, а после концертов, которые мы дали по московским клубам, люди подходили к нам вот с такими глазами, и менеджеры клубов, и операторы: "Мы такого, пацаны, не видели, не знали, что такое мож


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета