Этно-Трио Троица
о том, как получить удовольствие от собственной записи


- Кого-кого, а ТРОИЦУ в последнее время на минских площадках почти не было видно. Если не ошибаюсь, вы не выступали здесь около года. Чем занимались-то все это время?
Иван Кирчук: В принципе, нельзя сказать, что мы куда-то пропали. Это наше естественное место... пребывание - быть здесь, в Беларуси, лишь немного, и все время быть "там". В декабре мы съездили в Молдавию - интересная, кстати, поездочка была, - а в январе отправились в Голландию - записывать свою новую программу "Журавы"... Кроме этого, в то же время нам удалось выступить на нескольких европейских фестивалях... Сама видишь: мы действительно были заняты все это время. А теперь, после возвращения, мы приступили к работе уже над новой программой.
- Что, запись "Журавов" была не настолько удачной, как хотелось бы?
И.К.: Наоборот! Это была очень удачная запись. Работа в студии буквально окрылила нас: появились новые идеи, новые аранжировки...
Ведь ты права - с определенного времени мы действительно в Минске очень мало выступали... Сыграли в прошлом году ДВА сольных концерта во Дворце республики, а потом, в силу различных причин, зареклись выступать. Да, решили, что некоторое время мы выступать не будем.
- А планируемый концерт ТРОИЦЫ в "Реакторе"? Он-то состоится?
И.К.: Да, мы хотим попробовать его провести. Но скорее всего, это будет что-то вроде эксперимента.
Юрий Павловский: Вот если мы найдем фирму, которая выпустит здесь по лицензии диск "Журавы", то обязательно сделаем еще один концерт - что-то вроде его презентации.
И.К.: В "Реакторе" мы просто хотим показать новую программу. Там будут звучать разные песни: и старые, и те, которые родились недавно - в каких-то поездках, с появлением каких-то новых инструментов, новых аранжировок.
- Возвращаясь к вопросу о студии: так почему же вы все-таки решили писаться именно в Голландии?
Юрий Дмитриев: На самом деле, все просто: фирма "Пан-рекордз", которая давала нам деньги на выпуск пластинки "Журавы", - голландская, и ее представители сказали нам, что и студия, в которой мы собираемся записываться, также должна находиться либо в Голландии, либо в Германии: в другие страны они просто не стали бы переводить деньги...
- То есть ваш выбор не был связан ни с техническими характеристиками, ни с именем студии, в которой, насколько я знаю, до вас писались такие известные исполнители, как, например, Инна Желанная?
Ю.Д.: На самом деле, мы искали специфическую студию для записи именно фолковой музыки, и я думаю, что мы ее нашли, потому что, на самом деле, до нас там писалось много фольклорных коллективов со всего мира, и все они, в принципе, остались довольны полученным результатом. И мы тоже остались довольны.
Главное, что наша работа в студии была не просто "от" и "до" - то есть "с" утра и "до" вечера, например, - по составленному графику. Нет, мы жили в этой студии, мы все время общались со звукорежиссером... И я думаю, благодаря этому и музыка, и запись получились нетрадиционными.
И.К.: Я хочу добавить: в моей практике это третья студия, в которой я записывался, а "Журавы" - мой третий компакт. Поэтому я могу сказать следующее: от последней работы я получил огромное удовольствие. Все ведь как проходило: в первый день Милан (звукорежиссер. - Прим. К. Н.) нас не записывал, он просто ставил нам различную музыку, чтобы выяснить, какое звучание мы бы хотели получить на пластинке. И мы объясняли ему, как мы хотели, чтобы звучали гитары, вокал. То есть за первый день мы разобрались со звуком, а потом уже так, спокойно, пошла работа над записью, и за две недели из запланированных 18 мы записали 16 песен.
Ю.П.: Да, хотя в диск войдет лишь 15 композиций - 61 минута общего звучания...
- И почему вы выбросили одну песню?
Ю.П.: Ну, там такой, чисто технический брак получился. Просто был недостаточно хорошо прописан один инструмент, а на сведении уже не было времени это исправлять.
Ю.Д.: На самом деле, звукорежиссеру и так нужно ставить памятник, что он смог все это осилить.
Ю.П.: Он по 10 часов в сутки работал!
Ю.Д.: Представь себе, Милан впервые в жизни не знал, с чего начать писать диск. Просто у нас есть песни, в которых формы как таковой нет. Нет квадрата "куплет, припев, куплет", нет стандартного метра. В песне идет импровизация - у нас с Иваном вокальная, у Юры - на барабанах. И вот перед Миланом встал вопрос: что писать первым? Барабаны? Но к ним нет никакой привязки у голоса... Короче говоря, он вместе с нами экспериментировал по ходу: естественно, в результате и возникли какие-то сбивочки, и одна из них стала причиной того, что мы решили эту композицию оставить, не включать в диск. Но ничего... сингл потом выпустим! Презентацию сделаем.
Ю.П.: Просто, к сожалению, у нас не очень много было времени на запись, поэтому она и производилась нами с тем расчетом, чтобы потом не уделять много времени и сил сведению.
И.К.: Да, основная работа со звуком была сделана нами еще при записи, потом была только его корректировка. И это нам очень понравилось...
Ю.П.: Мы сразу сориентировались на какое-то звучание, в первый же день выяснили, что хотим мы, что может звукорежиссер, и в этом ключе уже работали.
И.К.: Да, действительно... Дело в том, что мы пришли к такой единой точке еще до того, как выехали. Мы заранее знали, что мы хотим добиться не многоканального наложения - то есть такой кучи инструментов, 10 вокалов, - а приблизить все к концертному исполнению, скорее всего, получить "живой" такой звук. И это нам удалось.
Ю.П.: В "Журавах" присутствует минимум обработки, то есть практически никакой электроники. Все "живые" инструменты. Мы именно так и хотели - сохранить "живое" звучание каждого инструмента, будь то вокал, домбры, акустическая гитара или барабаны.
И.К.: Кстати, сами голландцы очень боялись и предупреждали нас: смотрите, когда попадете в студию, вы ж там не наворачивайте!.. Оставьте "живое" звучание ваших инструментов.
Ю.П.: Никаких бас-гитар.
И.К.: Так и получилось.
Ю.Д.: И теперь ТРОИЦА может смело сыграть под фонограмму: я могу поклясться, что немногие догадаются, что мы играем не "вживую".
- Кстати, а вы не думали о том, чтобы записать "живой" диск?
Ю.П.: Это очень сложная работа, чисто технически сложная.
И.К.: Тут нужно учитывать, что у нас на сцене, во время выступления, около 30 инструментов. И чтобы качественно их записать, нужно... ну, например, мне на окарины нужен 1 микрофон, на жалейки - потому что это совсем другая сила звука, - второй, третий микрофон нужно ставить на дудки, четвертый - на вокал, кроме того, нужно и других музыкантов вызвучить. Очень сложная кухня у Юры: каждая вещь - это новые ритмы, новые инструменты - от традиционных барабанов, до различных пластинок, стукалок, грукалок, уже не русских, а африканских, появившихся у нас в процессе поездок. Сама видишь: записать нас "живьем" чисто технически очень сложно.
Ю.Д.: Плюс в студии, благодаря хорошим микрофонам и профессиональным ушам, мы смогли вытянуть очень интересные тембровые оттенки, которые, несмотря на все усилия звукорежиссеров, на концертах, как правило, не слышны. Например, впервые голос Кирчука слышен на записи так, как будто он поет совсем рядом - слышен со всеми придыханиями...
И.К.: Да. И поэтому мне кажется, что народ, который придет на наш концерт - вернемся к нашим баранам - не пожалеет: он услышит наши новые вещи, новые аранжировки, новые интересные штучки.
- После качественного саунда, которого вы добились на "Журавах", не раздражает ли вас звук, выстраиваемый на концертах?
И.К.: Нет, потому что каждый концерт - это своя атмосфера, каждый раз новая. И добиваться на концерте такого звучания, как в студии, очень сложно, да в этом и нет смысла. На выступлении важно другое: когда работаешь на зал, когда есть зритель, глаза... сразу видишь его реакцию...
Ю.П.:...По залу сразу виден результат твоей работы: либо мы плохо сыграли, и зритель сидит, либо мы классно сыграли, и зритель ликует. А с пластинкой все по-другому: вот мы записали ее еще в январе, а результата не знаем до сих пор. То есть диск еще не вышел и какая будет на него реакция, нам не известно. Нам-то он, конечно, нравится, но какая на него реакция будет у публики?..
- А не плохо ли, что вам все это так нравится?
И.К.: Я думаю, что в данном случае у нас у всех троих совпало мнение об альбоме: мы не плюемся, знаешь, как некоторые: "Вот, мы записали программу, это программа - тьфу". Нет, мы много вложили в нее, и кроме того, она апробирована двумя годами работы: то есть все песни, которые вошли в диск, уже игрались нами на фестивалях, мы видели реакцию на них зрителей, и, исходя из этого, дорабатывали некоторые из них.
То есть, на самом деле, мы очень серьезно готовились к этой записи. Репетировали, метроном смотрели, уточняли что-то. Даже ноты начали записывать, чтобы не забыть ничего.
Ю.Д.: На концерте, кстати, по этому поводу мы с тремя пультами выйдем. Партитуры расставим... Будет, на что посмотреть и что послушать (смеются).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета