Рада И Терновник
Холодные времена

(p) 2000 Ur-Realist Records
14tks/68mins

Третий релиз РАДЫ И ТЕРНОВНИКА на Ur-Realist Records. Сначала была чисто студийная "Любовь моя печаль", затем - честно концертный "Русский эпос" и вот теперь - вообще непонятно какие "Холодные времена". За разъяснениями я обратился к самой Раде и получил от нее ответ, который можно назвать исчерпывающим: "Это концерт для себя, любимых. То есть на репетиционной базе были в два дня записаны все песни (некоторые по два-три дубля) - играл весь коллектив одновременно. Без наушников там и прочего... Все это дело писалось на два ADAT-магнитофона - на 12 каналов. Потом некоторые вещи были сведены просто впрямую, как есть, а в некоторых сделаны наложения: в "Снежной королевы сказках", к примеру, скрипка вторая наложена, в "Летнем холодном дожде" - второй бас и т. д. Иногда какие-то мелкие приколы сделаны со звуком...".
Хороший альбом. Как домашний кот, холеный и деликатный, не царапается и не кусается, уверенно запрыгивает на колени и, устроившись там, урчит и выпускает от удовольствия когти. Кстати, если продолжить кошачьи аналогии, то предыдущий рок-концертник РИТ покажется каким-то диковатым и встревоженным, а трип-хоповый студийник - слишком избалованным и капризным. Как будто в противовес им "Холодные времена" - сама неуловимость. Такая музыка вынуждает рецензента основательно перетряхивать свою память и исступленно перебирать сотни и тысячи эпитетов и сравнений - лишь затем, чтобы в ужасе и отвращении от них отшатнуться. Чему уподобить непрерывно ускользающий смысл странных визионерских посланий-стихов Рады?... Какое зеркало не исказит хитросплетений мечтательных и созерцательных ноток в ее феноменальном голосе?..
Сфокусировать слог удается на сугубо технических моментах. Например, в группе появилась скрипка и уверенно теснит электрогитары, приучая их к скромности и ненавязчивости. Перкуссионная секция приняла пополнение - тележку шуршаще-звенящих приспособлений. И это все перемены, но каков их итог... Признаюсь, меня одолевает соблазн окрестить получившуюся музыку "русским дарк-фолк-роком", но такое определение не охватит всей многомерности и многослойности даже отдельных треков. Закрыв глаза на бесчисленные нюансы, эти песни легко можно представить визуально-графически в виде вложенных сфер, невесомых и прозрачных как лед. Самая нижняя состоит из мягких качающих ритмов, привычных для ска и рэгги. Пространство над ними отводится сдержанным рок-гитарным партиям. Еще выше угнездились говорливые скрипки, выдающие нечто пронзительно этническое, цыганское, одесское, индусское, белогвардейское (ох, и просилось мне это слово на язык)... И голос Рады вверх-вниз между мирами снует, словно белка Рататоск по древу Иггдрасиль...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета