Cocteau Twins
Stars And Topsoil. A Collection (1982-1990)

(p) 2000 фирма грамзаписи Фили по лицензии 4AD Limited
18tks/72mins

Что??? Несравненные, неповторимые, неземные (а почему все "не"?), чудесные Элизабет Фрэйзер, Робин Гатри и Саймон Раймонде, иначе говоря, COCTEAU TWINS (произносить по буквам, с придыханием)?.. Возможно, представителям поколения "П" это название мало что скажет, и тогда уж точно ничего не скажет стикер "The best of the 4AD years" и цифры "1982-1990". Тогда небольшая справка: группа образовалась в 1979 году в Шотландии, взяла название из песни своих соотечественников SIMPLE MINDS, в 1982 году заключила контракт с инди-лейблом 4AD и вскоре стала абсолютно неповторимой, культовой группой с уникальным атмосферным, даже "сверхвоздушным" саундом. По ряду причин в 1990 году COCTEAU TWINS перешли на лейбл Fontana (дочерняя контора Mercury), на котором в середине 90-х выпустили альбомы "Four-Calendar Cafe", "Milk & Kisses" и несколько ЕР. В августе 1996 года они покинули Fontana, начали работать на своем лейбле Bella Union, но в феврале 1998 года заявили, что группа COCTEAU TWINS прекратила существование. Дальнейшая судьба ее участников - отдельная история, заслуживающая рассказа никак не в рамках простой рецензии. А мы посмотрим, что там у нас сегодня в меню. И надо отметить, что угощение предстоит отменное! "Stars And Topsoil" (это название данной "коллекции", если вы забыли, или не можете поверить, что в дискографии СТ появилось новое, неведомое название) выгодно отличается от имевшего хождение, нарезанного пиратами "сборника" 1999 года "Mourning Star"; "Stars And Topsoil" безупречно отмастерен и выстроен хронологически. Он начинается с "Blind Dumb Deaf", одного из лучших моментов тяжелого и мрачного диска 1982 года "Garlands". Неповторимое однообразие звучания гитары Робина Гатри напоминает скрип карусели на детской площадке, только в режиме "хор" (то есть сразу эдак сто несмазанных каруселек). "Sugar Hiccup" - умереть от счастья... Небесный вальс из лучшего, по мнению многих давних фанатов COCTEAU TWINS, альбома группы "Head Over Heels". Действительно, летишь вверх тормашками (по названию альбома) от красоты этого классического 4AD-саунда, да еще и голос Лиз Фрэйзер здесь как-то особенно эмоционален. Фантастическое виртуальное путешествие продолжается в звездных мирах "My Love Paramour", немного пугающей той бесконечностью, которую эта вещь приоткрывает. Дальше мы переходим к бесподобному синглу "The Spangle-Maker", из которого взята "Pearly-Dewdrops' Drops". Тоже одна из лучших в раннем творчестве COCTEAU TWINS, и жаль, что нет рядом и заглавной песни сингла. Как говорится, диск не резиновый, и так под завязку нагружен. Впрочем, такой группы, как COCTEAU TWINS, быть слишком много не может. Тем более что проигрыватель переходит к "Lorelei", визитной карточке их, пожалуй, самого востребованного широкими массами альбома "Treasure". Ну что тут можно сказать? Это надо слышать! Если "Lorelei" кому-то покажется слишком мелодичным индустриальным синт-попом, то сердце даже этого странного человека неминуемо растопит "Pandora", еще один драгоценный камень из сокровищницы COCTEAU TWINS. Это медленный танец, который танцуют звезды. Или несбыточный светлый сон. Слушая эту группу, трудно удержаться от сравнений с какими-то иными стихиями, неземными мирами... Последующие песни на диске взяты из мини-альбомов 1985 года "Aikea-Guinea", "Tiny Dynamite" и "Echoes In A Shallow Bay". Это нежная, струящая гитарный водопад "Aikea-Guinea", загадочная и печальная "Pink Orange Red" и беспокойная "Pale Clouded White". Звенящая, разбивающая сердце гитара Робина Гатри во всех песнях великолепно оттеняет голос Элизабет Фрэйзер, служит ему подходящим фоном. Собственно, это и называется "саунд COCTEAU TWINS". Кажется, все просто: сделай гитаре delay, добавь проникновенный женский голос, создай массивный звуковой фон, и дело в шляпе. Ан нет, повторяли это единицы (BEL CANTO, LOVE SPIRALS DOWNWARDS, MY BLOODY VALENTINE...), да и то некоторые из них потому, что продюсировал Гатри (LUSH). Тем временем мы переходим в зону штиля: пригревает полуденное солнце, а рыбы поблескивают разноцветной чешуей (нет, это всего лишь несколько тихих аккордов гитары). Название "Lazy Calm" говорит само за себя: ленивый отдых под райские цитры. Очевидно, самая безмятежная композиция на сборнике. Еще одной вещью из меланхоличного инструментального альбома "Victorialand" является "The Thinner The Air". Наверное, так грустят ангелы. Из американской версии ЕР "Love's Easy Tears" взята насыщенная, в меру танцевальная "Orange Appled". Даже для фэнов COCTEAU TWINS, которые ее не слышали (а таких подавляющее большинство, и я в их числе), она будет приятным откровением. Использование инструмента "DX7 bell" соотносит ее с периодом альбома "Treasure". А мы тем временем в нашем захватывающем путешествии переместились прямо в 1988 год, когда вышел один из лучших (хотя так можно сказать практически про любой альбом COCTEAU TWINS) альбомов того времени "Blue Bell Knoll", в котором просто удивительно сочетаются приемы, типичные для new wave, всякие 4AD'шные примочки, и - поп-музыка с большой буквы. Из него взяты песни "Cico Buff" и "Carolyn's Fingers", и опять-таки можно посетовать на отсутствие заглавной, пронзительной и за три с половиной минуты срывающей крышу песни "Blue Bell Knoll". И вот, наконец, альбом "Heaven Or Las Vegas", более экспериментальный по звуку, и еще один шаг вперед для культовой шотландской группы. Просто сюрреалистичная электронная колыбельная "Fifty-Fifty Clown", оптимистичная, даже счастливая "Iceblink Luck" (если не ошибаюсь, посвященная сыну Фрэйзер и Гатри), и красивый заглавный трек. Завершает этот сборник песня "Watchlar" - скупой электронный ритм, пульсация баса, практически полное отсутствие гитары. "Watchlar" взят с сингла "Iceblink Luck", вышедшего в 1990 году, как и альбом "Heaven Or Las Vegas", ставший последней записью COCTEAU TWINS на 4AD. Компиляция, как говорится, "высшая", и рекомендуется всем. Знатокам - из-за безупречности композиции сборника и ради нескольких эксклюзивных треков ("Orange Appled" и "Watchlar"). Несведущим - для знакомства с достойной группой, бывшей в 80-е годы лакомством продвинутых меломанов и гордостью легендарного лейбла 4AD.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета