Kelly, Mark
Клавишник MARILLION и фанат RADIOHEAD


Никто не спорит с тем, что возраст музыки не зависит от возраста ее исполнителя - некоторая музыка не стареет. Возможно, это те воздушно-эфирные легенды 60-х вроде BEATLES и STONES, когда никто уже и не скажет, что было по другую сторону мифа - и было ли? Возможно, это и те, которые живут в настоящем моменте, слышат и чувствуют то же, что и мы, и по-своему откликаются звуками на каждый порыв ветра. Кто-то обвиняет старых музыкантов в том, что они начинают поддаваться влиянию новой музыки. "Предатели!" - прохрипит всем изрубленным сердцем какой-нибудь пожилой меломан, обнюхивая недоверчиво новый компактик Джеффа Бека или Джона Пол Джонса. А какой-нибудь оранжево-вечериночный тусовщик, улыбающийся кислотному солнцу, услышит в этом самом Беке то, чего в обычной электронно-гитарной музыке так запросто не откопаешь. Любой ценитель современной прогрессивной музыки не поверит своим ушам, если услышит новый электронно-world-music-проект Чарли Уотса, из которого, согласно геронтологии, уже должны, казалось бы, сыпаться песок и ракушки, а согласно Хармсу - маленькие квадратики, треугольнички и птички на палочках. А про Боуи даже молчать не разрешается - слушайте, слушайте, и догадывайтесь, действительно ли он паук-мутант с Марса, или все-таки ЭТО возможно... Когда старые музыканты не копаются в волшебных днях своей юности (не трогайте легенду, и вас в нее не превратят!), а чувствуют все новое и пишут о том, что видят, а не о том, что помнят, они могут похвастаться и поклонниками всех возрастов, и огромными тиражами альбомов (вот вам и Том Джонс, и Тони Айомми из BLACK SABBATH, в свое время каждый для себя насобиравшие молодых артистов и устроившие с ними музыкальный кутеж - и молодым престижно, и легенде лишняя информация о том-что-происходит), и просто тем, что их музыка прогрессивна, а значит - реальна и может что-то изменить. Музыка должна меняться, и жить одним прошлым просто невозможно (кому нужно прошлое без упивания его результатами?). Впрочем, кому-то нравится и STATUS QUO. Я и сама их иногда слушаю. Но мое мнение тут значит практически ничего, в отличие от мнения клавишника легендарной британской арт-прогрессив-группы MARILLION Марка Келли (Mark Kelly), который согласился побеседовать по длинному телефонному проводу на эти и всякие другие темы.

MARILLION - как раз одна из постоянно меняющихся, но остающихся только собой групп. На протяжении 80-х они играли добротный и немного "топорный" прогрессивный рок - не такой тонкий и меняющийся с каждым вздохом, как у тех же неуловимых KING CRIMSON, но достаточно необычный для того, чтобы его сравнивали с GENESIS. После того, как вокалист группы, которого символично до рыданий звали Fish (то есть рыба, а рыба, по мнению Эмира Кустурицы, самое мудрое существо, ибо молчит, а раз молчит, значит, знает все, дрянь этакая), уходит своим путем в 88-м году, в группу, несколько ошеломленную, приходит замечательный вокалист и музыкант Стив Хаггард и все начинается заново. Музыка группы становится менее "тяжелой", в ней появляется грусть, истеричные нотки, сложнейшие инструментально-клавишные путешествия и красивые поп-мелодии. Последние три альбома группы - "Brave" (1994), "Radiation" (97) и "Marillion.com (тогда, в 99-м, группа серьезно занялась разработкой своего Интернет-портала, по случайности параллельно с JETHRO TULL, которые тогда же выпустили альбом с таким же названием "J-tull.com") во многом похожи, но уникальны сами по себе. Это профессиональнейшая и понятная арт-музыка, тонкая и хрупкая, на сто процентов современная и поэтому вызывающая множество ассоциаций. Холод. Боль. Резкий свет. Простые и взрывоопасные мысли, летучие соло на клавишных, перезванивающиеся гармонии и отчаянные слова про любовь, вечность и все остальное, чего не существует (или наоборот, всего остального не было и нет?). Они не боятся меняться и попадать под влияние современной музыки - им не слабо сделать кавер "Fake Plastic Trees" группы RADIOHEAD.
В этом году, подобно хрестоматийной грозе, в начале мая, у MARILLION выходит очередное студийное чудо под названием "Anoraknophobia", что, в общем-то, и было поводом для разговора.

- Расскажите, пожалуйста, о новом альбоме. Сильно ли он отличается от "Marillion.com" или, наоборот, как-то концептуально его продолжает?
- Немного изменился способ продюсирования альбома, возможно, он будет звучать, как более ранние альбомы. Так или иначе, в духовном плане он имеет много общего с последними двумя работами - "Radiation" и "Marillion.com", мы очень хотели этого достичь. Думаю, вам просто стоит дождаться альбома - он выходит 7-го мая - и услышать его, тогда вы сами решите, на что он похож.
- Но, по крайней мере, вам-то самим результат нравится?
- Нам? Да, конечно, мы очень довольны, очень.
- Для каждого участника группы новый альбом является чем-то этапным и в музыкальном и в личном плане. Что это лично для вас?
- Для меня создание нового альбома всегда связано с волнениями. Когда ты записываешь альбом, особенно если у тебя до этого вышло целых двенадцать студийных альбомов, я полагаю, что ты подвергаешься опасности сделать что-то, что ты уже делал раньше, и все тускнеет. Иногда кажется, что тебе уже нечего сказать, и ты понимаешь, что надо изменить способ работы и взгляд на творчество. Но на этом альбоме мы все чувствовали себя связанными воедино, мы достигли такого состояния, когда в группе четыре разных личности, но все они тянут группу в одном направлении, не сговариваясь. Так ты на самом деле можешь сделать что-то особенное, я думаю, что с этим альбомом именно это и вышло. Мы не достигали такого единения со времен альбома "Brave" - это было шесть-семь лет назад. Это было здорово!
- Вы являетесь группой, которая серьезно относится к своему присутствию в Интернете. Не собираетесь ли вы расширять свое Интернет-сообщество в связи с выходом альбома?
- Мы просто хотим сделать что-то отличное от того, что сделали в этой сфере большинство музыкантов. Думаю, что наш сайт - лучшее средство быть в контакте с нашими фанами и знать, что происходит. Но я думаю, что в этой сфере мы не сделали так уж много по сравнению с нашими появлениями в музыкальной прессе и ротацией на радио. С годами становится сложнее знать, кто такие наши фаны, чем они занимаются, где живут, именно поэтому в последние два года мы серьезно занимаемся своим сайтом www.marillion.com и это лучшее, что мы могли сделать. Мы сейчас думаем сделать что-то вроде базы данных для всех наших фанов, знать их адреса и e-mail адреса и как-то контактировать друг с другом. Я думаю, что все это скоро разовьется, и что мы обязательно должны попробовать еще всякие разные способы контакта с аудиторией, хотя пока серьезно этим не занимаемся... но, понимаете, мы будем стараться. Например, одна из недавних наших идей - это более серьезно заняться транслированием музыки и прочей звуковой информации по сети, возможно, что-то связанное с Интернет-радио, возможно, мы даже сделаем он-лайновую радиостанцию, потому что все больше и больше людей слушают музыку прямо в сети.
- Если внимательно вслушаться в ваше звучание - имеется в виду звучание 90-х, то, что делалось последним составом, ваши корни можно легко заметить - кто из старых прогрессивных групп на вас влиял: слышится влияние PROCOL HARUM, DOORS, то есть классического рока. Сильно ли влияют на ваше творчество современные группы и совсем молодые музыканты, которые гораздо моложе вас, но как-то привлекают ваше внимание?
- Ну, если честно, сейчас я слушаю гораздо больше новой музыки, чем классического рока... В наше время, я думаю, нам всем - то есть всем поколениям, нравятся такие группы, как RADIOHEAD и TRAVIS. Еще есть такая молодая группа - GRANDDADDY, я уже две недели под огромным впечатлением от их альбома... Я думаю, все дело в том, чтобы стараться быть частью того, что происходит на данный момент, а не цепляться за прошлое. Это касается как жизни вообще, так и музыки. Я не думаю, что мы когда-либо себя считали "классическим", как ты выразилась, роком...И вместо того, чтобы преследовать цели развить музыку семидесятых - зачем ее развивать, если все в ней уже произошло? - мы стараемся двигаться вперед и делать музыку, которая актуальна и нужна сейчас, делать ее для тех, кто живет сегодня, понимаешь?
- Недавно вы сделали кавер RADIOHEAD. Если бы вы решили записать еще один кавер, кто бы это мог быть?
- Я бы очень хотел сделать песню Нейла Янга. Просто потому, что мне очень нравится Янг, и я думаю, что Стив Хаггард бы очень здорово спел ее, если бы я его уговорил... Я бы и сам с удовольствием ее спел. Вот так.
- Ваша музыка очень прозрачная и воздушная, в ней как бы присутствует много свободного пространства. Стремитесь ли вы к тому, чтобы использовать это пространство для импровизации во время ваших "живых" выступлений? И вообще, какую роль играет импровизация в ваших концертах?
- Ой... Ты прямо по больному месту... Мы не так уж и много импровизируем, когда играем на сцене, если честно. Но на самом деле это большой позор и нам довольно-таки стыдно из-за этого. Это как раз одна из проблем, которые мы совсем недавно очень серьезно обсуждали с группой. Вспомнить хотя бы такую замечательную группу GRATEFUL DEAD - они ездили с концертами по всей Америке, и их импровизационный уровень был столь высоким, что фактически каждую ночь они играли совершенно разные песни. Если много и интуитивно импровизировать, то каждое шоу будет уникальным и не похожим на предыдущие... А в наше время любая группа должна очень серьезно относиться к тому, что они делают на сцене, чтобы найти свой стиль и отличаться от остальных. Сейчас концертные выступления для групп более важны, чем производство альбомов, потому что студийные записи теперь можно легко и бесплатно найти в Интернете, в том же Напстере. Но если "вживую" группы будут делать что-то уникальное, они все равно будут получать за это деньги, на их шоу будут продаваться все билеты, независимо от того, теряют ли они что-то из-за бесплатного распространения музыки в сети... Я думаю, что по этой причине в будущем концертные выступления групп станут в миллионы раз более значимыми, чем их записи. Будет больше импровизации, шоу будут более и более эксклюзивными, подход к исполнению музыки сильно изменится. Пока что к этому надо стремиться - я это уже о нас говорю. Итак, мы про это как раз говорили, про то, что наши концерты следовало бы как-то разнообразить чем-либо невиданным, потому что это как раз из тех вещей, которые мы за свою карьеру развили не в полной степени, именно с импровизацией у нас проблемы. Но вы подождите немного, и в будущем мы обязательно исправимся и будем делать гораздо больше в этой сфере, это серьезно!
- Если мы уже касаемся интуитивного творчества - что для вас, как группы, более важно как источник вдохновения и творчества - интуиция и подсознательные всплески какой-то креативной энергии, или опыт, логика и конкретные знания о том, как надо сделать классную музыку, которая будет "цеплять" - вы же много работаете и знаете, как повернуть мелодию, чтобы она брала за живое?
- Я думаю, любое настоящее творчество по сути своей интуитивно... и исходит оно не из знания, не через это ты можешь себя выразить. То есть, конечно, музыка может делаться путем конкретного знания о том, как ее делать, но самое главное в хорошей музыке - это все то, чего нельзя выразить словами, а не какая-то конкретика. Когда ты создаешь музыку и пишешь слова, все приходит изнутри, и снаружи тоже - но в обоих случаях речь идет о чем-то, что я не могу контролировать. Конечно, есть люди, которые могут сами настраивать себя на творчество, но гораздо лучше дождаться, когда вдохновение само ударит тебе в голову, тогда музыка будет действительно классной. Я считаю, что это вещь, имеющая отношение скорей к чувствам, нежели к логике.
- А что сейчас может вас вдохновить на написание музыки?
- Просто что угодно и сразу все. Я, кстати, слушаю музыку не для вдохновения, а для удовольствия. Я думаю, что это очень важно - получать кайф от музыки. А если уж надо чем-то вдохновляться... ну, можно и музыкой... но лучше самим собой, просто надо стараться быть искренним и делать все по максимуму классно, стараться взять из себя самое лучшее.
- А вы не думали о том, чтобы сделать что-то совершенно необычное и вам не свойственное - ради эксперимента? Например, привнести в вашу музыку какой-нибудь ирландский фолк, вы же вроде как оттуда родом?
- Я думаю, что большинство всех возможных экспериментов уже сделаны соответствующими людьми, теми, кто и должен был это делать. Многие комбинируют разные стили - джаз и фолк-рок, например, рок и классику, многие что-то пробуют. Но любой группе очень трудно сделать что-то лучше, чем это сделают те, кто должен это делать... чтобы это звучало оригинально, аутентично... ты понимаешь, о чем я?
- Надеюсь, что да...
- Например, именно фолк меня пока что не интересует в плане слияния его с нашим творчеством. Меня бы больше заинтересовало сделать что-то с классической музыкой, но это уже многие делали, так что пусть это лучше останется мечтой.
- В ваших последних альбомах чувствуется какая-то неземная боль, она не то чтобы депрессивная, она просто очень светлая и грустная. Иногда она даже слишком эмоциональна, чтобы быть просто фоновой музыкой, она как-то отвлекает и чуть ли не заставляет сопереживать. Что вы лично думаете о воздействии музыки на настроение, можно ли использовать ее как антидепрессант, как-то спасаться с ее помощью? Может, у вас были ситуации, когда музыка спасала вас в каком-то смысле?
- Ну, спасти музыка вряд ли может, но изменить жизнь в лучшую сторону - да. Со мной именно так и было. Я бы не был музыкантом, если бы музыка не оказывала на меня почти магическое воздействие. Но если кто-то говорит, что наша музыка спасла ему жизнь, я не думаю, что это правильно. Знать, что от тебя чья-то жизнь зависит - это огромная ноша. А вообще мы не стремимся специально писать грустную или депрессивную музыку, мы просто в самом деле стараемся делать ее очень эмоциональной. Существуют такие песни, которые сами по себе очень депрессивные, но на людей они воздействуют просто сверхмощно. Я не знаю, отчего так получается - но когда ты выпускаешь свои чувства в мир, ты должен понимать, что они совпадут еще с чьими-то чувствами. Нам нравится то, что мы делаем, это из тех вещей, которые очень трудно изменить. Мы просто джемуем всей группой, и то, что получается, вы потом и слышите на альбомах. Мы даже не говорим про это, мы не говорим: "вот ЭТО и есть музыка, которую мы хотим сделать", "это должно звучать ТАК" и прочее. Мы делаем то, что делается, вот и все.
- Касательно музыки вообще. За последние несколько лет британская музыка стала более свободна в выражении, возможно, популярны стали более интеллектуальные команды и стало модно играть именно умную, экспериментальную музыку - взять хотя бы такие группы, как те же RADIOHEAD, PORCUPINE TREE. Чувствуете ли вы какие-либо сдвиги в музыкальном процессе и можете ли предположить, в чем причина этих изменений?
- Я думаю, на современную музыку очень сильно влияют как раз таки RADIOHEAD. Они даже на звукозаписывающие компании влияют, а этого мало кто добивался. Вы же знаете, эти компании диктуют, какой музыке надо быть популярной - это очень неприятно, когда от них зависит, от каких групп массы будут в восторге - только потому, что они позволяют каким-то группам "раскрутиться" больше, чем другим. Они решают сами, какую группу отодвинуть в сторонку, а какую записать и пустить "в мир". А после того, как RADIOHEAD выпустили совершенно некоммерческий и интеллектуальный альбом, почти все компании и лейблы объявили: "Мы ищем такие группы, как RADIOHEAD". Несмотря на то, что их музыка совершенно не массовая. То есть именно они ответственны за то, что популярной музыкой становится музыка альтернативная и некоммерческая. Именно на этой почве смогли появиться такие группы, как COLDPLAY, MUSE... и еще много групп классных, я просто не могу так сразу вспомнить... Эти группы не особенно попсовые, я бы сказал, даже - наоборот. И то, что непопсовая музыка становится модной - прямой результат того, что сделали RADIOHEAD. Так что "Kid A" в самом деле произвел революцию в музыке - после него многие талантливые группы смогут стать популярными. Я думаю, что это очень хорошо.
- Если продолжить тему - можете ли вы предположить или даже точно сказать, в каком направлении музыка как явление может развиваться в 21-м веке, какой она может стать?
- Ну блин... Страшно даже как-то... Ха-ха...
- Нет, вы же в своем творчестве всегда ориентировались именно в будущее... И как бы являлись частью процесса. Музыкой 20-го века, если упрощать, был рок. А вот что потом будет, вы можете как-то представить?
- Ну, в прошлое всегда легко смотреть и анализировать его по-всякому, особенно если все было достаточно давно. Теперь мы находимся на большом расстоянии от середины 20-го века, и мы можем знать, что повлияло на появление рок-н-ролла и на что повлиял он. Например, на вопрос, что за группа была величайшей группой 20-го века, почти каждый ответит, что это BEATLES, тут даже спорить не надо. Именно они изменили музыку. Возможно, в 21-м веке тоже появится кто-то, кто сделает аналогичную революцию в музыке. Но кто знает? Было бы очень здорово дожить до времени, когда появится что-то совершенно новое. Но это так типично - например, когда в 70-е произошел этот взрыв панк-рока, все думали - вот новая музыка, вот революция, и этот стиль будет существовать вечно. А такого не вышло. Панк сильно влиял на музыку всего несколько лет, а потом исчез. Или пошел в другом направлении. И все вернулось к тому, каким было 20 лет назад. Популярная музыка стала более внимательно относиться к прошлому за последние 20 лет, появилось много новых стилей, но точно нельзя угадать, что из этого утихнет, а что пройдет испытание временем и будет развиваться, как это произошло с рок-н-роллом в 50-е. Но теперь... Если бы мы знали, какой будет музыка 21-го века, мы бы именно ее и играли!
- Спасибо. И последний вопрос - собираетесь ли вы поиграть в странах бывшего Союза? Там бы вас очень тепло приняли.
- Мы бы очень-очень хотели, честно. Мы никогда еще не выступали ни в России, ни в Беларуси. Разве что в Латвии мы играли, но это не совсем то. Я думаю, это от промоутеров зависит: если нас пригласят, мы поедем. Еще многое зависит от предложенного нам гонорара, потому что, к несчастью, мы часто играем убыточные в плане денег концерты. Если бы нам поступило предложение, и мы были бы уверены, что не потеряем ничего в финансовом плане, то мы бы с радостью выступили. Надеюсь, что это скоро произойдет.
- Я тоже.
- В таком случае, я надеюсь, что мы с вами увидимся, потому что непривычно по телефону говорить... Всего хорошего!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета