Аукцыон «Всему свое время»
- Олег, давайте начнем рассказом о том, чем занимался АУКЦЫОН в последнее время. Что новенького у вас происходило?
- В плане концертов? Ну, мы выступали в Москве, Питере, иногда в других городах - вот недавно были в Киеве. Такая текучка. Просто нет пока никаких серьезных предложений. Летом, наверное, у нас будет какой-то тур.
- А в плане записи?
-У Лени Федорова недавно вышел еще один альбом - "Анабэна", - в который вошла часть материала из альбома "Зимы не будет", часть материала, записанного с Сойбельманом (группа НЕ ЖДАЛИ), и часть материала, записанного в студии с аукцыонщиками.
- А у самого АУКЦЫОНА?
-...А у АУКЦЫОНА ничего.
- А как же вышедший недавно сборник "Дорога"?
- А, да, вот этот сборник вышел. Хотя там только старые песни.
- Почему так получилось, что на сборнике нет ни одной новой композиции?
- Потому что так надо.
- Кому?
- Нам.
- Но это ведь насущная тема - новый альбом АУКЦЫОНА.
- Ну, это все понятно... Но настоящий артист не может штамповать альбомы! Если сейчас мы ничего не выпускаем нового, значит, просто еще не пришло время, чтобы выпустить альбом, который был бы не хуже, или даже лучше, чем предыдущие. Леня Федоров сейчас ждет нужного момента, я так полагаю.
- То есть у Леонида сейчас просто нет идей, которые можно было бы реализовать?
- Нет, идеи есть, материал есть, просто еще не пора...
- Вы говорите, что новая ваша пластинка не должна быть хуже, чем предыдущие... А что вообще должно быть в любом альбоме АУКЦЫОНА?
- Он просто должен отличаться от всего предыдущего... И быть еще лучше!
- По количеству веселья, идей?
- Нет (ха-ха)... Ни по количеству веселья, ни по количеству идей - по КАЧЕСТВУ записанного материала. Понимаете, альбом должен быть не технически качественным, а вот - душевно. И если это получится, то будет хорошо... Почему альбомы-то и не пишутся подряд? Потому что Леня ждет, когда появится что-то интересное - интересная мысль, например, - чтобы сделать альбом очень хорошим, качественным.
- Пока АУКЦЫОН находится в таком... ожидании, чем занимается каждый из вас?
- Леня ездит с ВОЛКОВ-ТРИО - в Москву, как правило, выступает там. Паша Литвинов (перкуссия. - Прим. К. Н.) участвует в фестивале "SKIF" как организатор и тоже играет в нескольких проектах, Коля Рубанов (саксофоны, бас-кларнет, жалейка. - Прим. К. Н.) занимается группой С.К.А., Боря Шавейников (ударные перкуссия. - Прим. К. Н.), помимо АУКЦЫОНА, играет в группе РАЗНЫЕ ЛЮДИ, они сейчас, по-моему, в Сибирь собираются. У меня же вообще масса проектов - это и клуб "Гаркундель", и передача "Гаркундель", которая выходит на ТНТ, вообще много всего интересного.
- А как вы попали на телевидение?
- Ну, это долгая история... Когда создавалась телевизионная версия ежегодного журнала "Синие страницы" для ТНТ, под нее подбирались определенные люди, которые будут вести какие-то определенные программы, а я с человеком, который занимался этим отбором, был достаточно давно знаком (он меня еще в качестве гостя приглашал к себе на передачу). Ну, и когда он стал работать над созданием "Синих страниц", я ему и сказал - Леша (Лушников, генеральный директор "Страниц". - Прим. К. Н.), а как же я? Меня почему не приглашаешь? Ну, слово за слово, и мы решили сделать вот такую передачу.
- Кстати, когда в электронных СМИ появилась новость о ее открытии, я не то чтобы удивилась... Просто было довольно неожиданно узнать, что вы станете одним из телевизионных ведущих. Но я так понимаю, "Гаркундель" - это не обычная программа?
- Программа очень простая на самом деле - это некое ток-шоу (я очень люблю называть это ток-шоу, хотя ее можно описать и другими словами): я приглашаю в студию определенного человека - я могу его пригласить сам или мне может его рекомендовать какая-нибудь звукозаписывающая фирма, "Бомба-Питер", например, или "Лаборатория Звука", не важно. Они просят меня помочь: группа, например, скоро выступает, и им нужно сообщить в эфире, где и когда у них концерт. Ну, не важно. То есть вот таким образом появляются у меня различные музыканты, исполнители... Они просто приходят ко мне - и, в принципе, они меня не знают, нет, они-то меня, конечно, знают! Я имею в виду не знают по-настоящему, глубоко - а я некоторых из них не знаю вообще... Мы садимся на два стульчика, и я начинаю задавать вопросы...
- И каково вам в роли ведущего?
- А я себя совершенно спокойно ощущаю, потому что за столько лет творческой жизни уже испытал на себе множество вопросов журналистов, и поэтому вот таких перлов вроде "а вот как ваша группа называется?"...
- ..."почему она так называется?"
- Да, и "почему она так называется" я, естественно, никогда не задаю. Я вообще никогда не готовлюсь к своей передаче, и поэтому у меня все происходит очень спонтанно.
- Не существует проблем в раскрутке собеседника?
- Существует, конечно. Многие люди вообще приходят в первый раз на телевидение, и поэтому, естественно, они скованны, они боятся камеры. Нет... "раскрутка" - это плохое слово, но... Нужно сделать так, чтобы гость программы просто забыл, что рядом стоит камера... и все. И если это получается, то бывают очень интересные передачи.
- А кто был вашим самым интересным собеседником?
- У меня было очень много героев: ведь на настоящий момент уже прошло около 60 передач - это 60 исполнителей, 60 приглашенных. Сейчас трудно сказать, кто именно из них был самым интересным... Ну, Дюша Романов, конечно, потом Женя "Ай-Ая-Ай" Федоров из TEQUILAJAZZZ. Из неизвестных меня поразила группа ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ - их лидер человек очень индивидуальный, серьезный, и... как это сказать... очень сильный человек. Андрей Фига - классный человек, очень самобытный - он играет в группе СКАЗЫ ЛЕСА.
- "Гаркундель" - это программа скорее не о музыке, а о человеке?
- По разному. В основном, это программа о музыке, потому что в гости-то я приглашаю музыкантов... А если говорим не о музыке, так еще о чем-то. Помимо музыкантов, у меня и художники были, и вот скоро фотографы будут... Я просто приглашаю людей, связанных с искусством, творческой жизнью.
- А музыкантов АУКЦЫОНА в качестве героев вы будете приглашать?
- Надеюсь, будет и такая передача. Тем более, что в июне состоится сольный концерт Лени Федорова в клубе "Гаркундель", и я его под это дело вроде бы растряс на интервью.
- Все знают, что существует разница между людьми "на кухне" и людьми в эфире. Вам удается показать человека таким, каков он в жизни?
- А я и не стремлюсь к этому. Я просто приглашаю человека к себе в гости. Хотя это и происходит на телевидении. У меня нет этой пафосности, манерности по отношению к происходящему. И поэтому человек видит, что ничего такого... ну, как бы очень серьезного не происходит, ну, люди разговаривают, ну, камера стоит пикает - и все.
- Для вас телевидение сейчас самое большое увлечение?
- Нет, у меня вообще очень много работы. Это и книга стихов и мемуаров, которой я сейчас занимаюсь. Надеюсь, что осенью она все же выйдет...
- Это что-то новое?
- Нет, это старый материал. Просто эта книга еще никогда не выходила.
- Но уже несколько лет назад вы цитировали строки из нее... И говорили, что она выйдет буквально в следующем месяце.
- Ну, а что делать? Не так все просто. Я еще даже не знаю, где ее буду издавать. Но, по крайней мере, материал уже готов для издания.
- Может, смысл этой книги заключается не в ней самой, а в процессе ее выпуска?
- Может быть. Хорошая мысль, кстати.
- Тогда еще одна: если в настоящее время каждый из членов АУКЦЫОНА занимается собственными делами, может, стоило бы распустить группу на некоторое время? Или - опять же - ее смысл также не в творчестве, а в простом наличии?
- Мне кажется, - и у меня вообще такая жизненная позиция, - что как в жизни все происходит, так все и должно быть. Зачем что-то делать, принимать какие-то лишние движения? Если должен появиться альбом - в принципе, по теории, - он все равно когда-нибудь появится. Если не должен, то он и не появится. Если группа должна прекратить существование, то она его прекратит. Это очень просто! И поэтому тут что-то загадывать... Думать: ай, почему альбома нет, почему группа там ничего не делает. Нет, мне кажется, как все происходит, так и должно происходить.
- ...Это мнение взрослого, "повидавшего виды" человека...
- Можно и так сказать. Хотя и не совсем "повидавшего виды"...
- Но вы же не всегда так считали?
- С каждым годом приходит нечто... Ну, как сказать? Каждый год, даже каждая секунда - это новые взгляды, мысли. Каждый день происходят какие-то встречи, или просто по улице идешь и массу интересных ситуаций высматриваешь. Не высматриваешь, вернее, - они сами появляются. А ты берешь их себе на заметочку. А потом - выходит ли это какое-то стихотворение, или просто это для жизненного багажа - но все равно пригодится.
- Но раньше "моторчик" крутился... быстрее?
- По разному! Раньше, в юношестве, так вообще полное безумие было, вот. А уже с возрастом уже все более споко-о-ойно, разме-е-еренно.
- На музыке это отразилось. Или нет?
- Ну, это внешне только, может быть, размеренно. Внутренне-то все не так. Все как прежде.
- Все те занятия, о которых вы говорили: передача, клуб, книга - для вас это работа?
- Я даже и не знаю... Как к работе я все же вряд ли к этим занятиям отношусь. Клуб, книги, передача - все это само собой. Ну, есть, конечно, с них какие-то дивиденды, но они не такие большие, как хотелось бы... но дело не в этом, а в том, что мне нравится этим заниматься - а платят за это, не платят - для меня, в принципе, никакого значения не имеет.
- Вот вы едете в Минск на концерт...
- А когда, кстати, мы у вас играем?
- 8 мая, в "День Победы" практически.
- Это я почему спросил: до меня просто не всегда информация доходит. Наш директор, конечно, говорил что-то про Минск, но какого числа мы у вас будем, я просто не знал точно.
- О'К, так что же вы здесь будете играть? Что вообще сейчас АУКЦЫОН возит, что исполняет?
- Ну, как правило, набор заезженных хитов (хе-хе). Нет, ну, конечно, слово "заезженный" нужно употреблять здесь в кавычках. Исполняем набор известных песен, скажем так... но иногда получается так, что исполняются песни, которые раньше на сцене никогда не исполнялись. Это песни из альбома "Зимы не будет", может такое случиться, что мы их исполним, из "Анабэны". Но... Вот меня часто спрашивают: что вы будете петь на концерте? - я говорю: не знаю, потому что я действительно не знаю. И более того - даже Федоров этого не знает. Пару лет назад перед концертом составлялись какие-то определенные бумажки, программки... сейчас даже этого не делается. Все вот так получается: выходят люди на сцену и играют. Ну, переговариваются между собой, конечно. Да, в последнее время у нас все так происходит.
- Наверное, это называется профессионализмом.
- Это называется профессионализмом. Да.
-...То, что вы ничего не планируете, мы уже выяснили, но можно хоть чем-то на будущее нас обнадежить?
- Нет, почему, я планирую.
- Не вы - группа.
- А, АУКЦЫОН? Да будет все! Вот. Нужно просто не париться - где альбом АУКЦЫОНА? где альбом АУКЦЫОНА? - а успокоиться. Забыть не АУКЦЫОН - забыть МЫСЛЬ об альбоме. И тогда альбом обязательно появится.
- А по поводу ваших планов?
- Я просто забыл сказать, что прошлым летом я снял... вернее, даже не снял, а, как сказать, - был генератором идеи создания клипов на песни "Колпак" ("Я родился под колпаком") и "Лесная" (композиция, написанная Гаркушей и Лубниным для их совместного проекта ЛУГА. - Прим. К. Н.). Один из них уже, в принципе, готов, хотя еще по телевидению не шел, я его чуть позже пущу, второй же будет смонтирован в скором времени... Вот так еще одно мое нереализованное желание было реализовано. Я поучаствовал в записи клипа, и сам снимался там, естественно, и выступал в качестве сорежиссера, со-, со-, со- и так далее.
- А вам никогда не хотелось стать не со-, а просто режиссером?
- Нет, понимаете, в чем дело - на съемочной площадке все происходило спонтанно, у нас не было никакого сценария, и каждый из присутствующих как мог участвовал в происходившем. Поэтому как такового режиссера в общем-то и не было. Просто все это делал мой друг Игорь Безруков, и он был как бы основой всего. Хотя, с другой стороны, это и было совместное творчество.
- Вы очень часто употребляете слово "спонтанность", "непродуманность"...
-А я очень люблю это.
- Спонтанность?
- Конечно.
P.S. Пользуясь служебным положением, хотела бы от всех, кто любит АУКЦЫОН, поздравить Олега Гаркушу с юбилеем - 40-летием. Пусть немного поздновато, но - не спонтанно ли?
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2001 год в рубрике музыкальная газета