Рубин, Михаил
Книжка с картинками. Стихи и поэмы (книга)

(с) 2001 М. Рубин

Библиотека журнала "Мишпоха", Витебск

Тир. 200 шт., 96 стр.

Один из участников витебского коллектива под емким названием ФУ представил на суд читателей свою "Книжку с картинками", куда вошли его непесенные сочинения. Еще только визуально ознакомившись с изданием, приходится пережить небольшой облом: картинок-то в книжечке нет! А жаль, ведь они могли бы существенно скрасить то, порой довольно унылое, впечатление от стихов, которое остается после их прочтения. Предисловие к изданию, написанное известным витебским пиитом Давидом Симановичем, как и полагается, хвалебное. Однако детальное ознакомление с сочинениями Михаила Рубина оставляет в душе ряд неразрешенных сомнений.
Прежде всего, текстовики, пишущие слова к рок- и поп-песням, редко когда бывают подлинными поэтами. Земфира, в частности, в этом плане молодец - она себя к когорте поэтов не причисляет и правильно делает. Михаилу же, по всей очевидности, тесновато в рамках песенного творчества, однако и выходить на широкий поэтический простор ему пока рановато, поскольку если некоторой степенью одаренности он все же обладает, то профессионализма (а без него в любом деле - просто засада!) ему явно недостает. К счастью, это шутка наживная, поэтому все у молодого автора еще впереди.
Вместе с тем, по признанию самого Михаила, "хорошо быть поэтом, или псевдопоэтом: да и так ли уж важно и решительно это?". Ну да. Как там у Кэррола? Важно - не важно, не важно - важно... Можно тогда и совсем стихов не писать, коли на то пошло...
Для подтверждения этого тезиса обратимся непосредственно к "разбору полетов". К числу несомненных удач стоит отнести: "Углы", "Развязка", "Солнышко тонет", "Разъединение с мечтой", "Закон умирающих окон", "Минута", "Образ". Остальные же вирши и поэмы (громко сказано, однако!) лично меня повергли, по меньшей мере, в состояние недоумения.
Буквально въелись в память опус под названием "Джаз глубины унитаза" и соответствующие метафоры из него: "неизлечим, как проказа", "лучшее средство от сглаза" (вот уж не знала, спасибо!), "первичная фаза экстаза" (копрофагии что ли? пардон.)... Да-а, помнится, один мой знакомый гитарист как-то признался, что вдохновение его частенько посещает именно в те моменты, когда он сидит на этом самом треклятом унитазе. Вот, оказывается, что стимулирует творческий процесс! Старик Фрейд со своей теорией сублимации либидо, как видно, отдыхает.
Или вот такая "поэтическая вольность":
Витая лестница к вершине
Опасна, если смотришь вниз,
А проживание в кувшине
Порой не больше, чем каприз.
Это кто же, интересно, в кувшине жить собрался? Славные потомки Буратино или, может, капризный Диоген, решивший эмигрировать из бочки? Такое ощущение, что автор просто находит рифму ради самой рифмы, забывая при этом о смысле фразы.
Хотя встречаются у М. Рубина и позитивные находки. Как музыкант, он, безусловно, задумывался о сути творчества и очень верно подметил один из его многочисленных нюансов в стихотворении "Слабо?":
Показать музыкой Бразилию,
Показать музыкой Японию,
Показать музыкой бессилие,
А слабо - музыкой - безмолвие?
Действительно, такой музыки, наверное, еще никто не создал. Равно как и отобразить поэзией тишину - задача архисложная. Посему раз уж автор об этом речь завел - ему и карты в руки. Ведь главное, чтобы было к чему стремиться.
Так что, пишите, Миша, пишите. Только вот впору бы уже ту самую шкатулку, что внутри вас, начать постепенно наполнять содержанием.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета