Paradise Lost ожидайте неожиданностей
Доведи пустоту своего сердца до конца, ожидайте неожиданностей - эти слова могут быть рекламным слоганом каждого выходящего из-под "пера" PARADISE LOST альбома. Англичане начали свое музыкальное путешествие в 1988 году с исключительно мрачного, тяжелого и медленного, как асфальтоукладочный каток, death-metal, а в 1999 своим альбомом "Host" доказали всем, что им не чужд авангардный рок и последние достижения электронной музыки. В новое тысячелетие PL вошли с альбомом "Believe In Nothing", на котором мы вновь слышим тяжелые, металлические гитары и характерные угрюмые мелодии. Казалось бы, это дает основание утверждать, что PL вернулись к своим корням... если бы не тот факт, что Nick Holmes и Greg McIntosh категорически возражают против такого упрощенного понимания их творчества. С музыкантами PL поговорил Jaroslaw Szubrycht и вот что из этого получилось.
- Вы помните тот момент, когда начали думать о музыке серьезно, когда вы осознали, что это будет вашим способом существования?
N. Holmes: - Мы всегда относились к музыке серьезно, даже во время записи первых демо. Все остальное вполне могло стать поводом для шуток, но музыка - нет. Мы относились серьезно не только к игре, но также и к прослушиванию музыки. И хотя мы можем говорить о том, что это наша профессия только в последние восемь лет, наши подходы не изменились.
- Были ли случаи, когда в детстве вы убегали из дому, чтобы попасть на концерт любимой группы?
N. Holmes: - К счастью, нам не нужно было этого делать, потому что наши отцы завозили нас на любой концерт, который мы хотели посетить, а после концерта приезжали и отвозили домой.
G. McIntosh: - Помню, однажды я без разрешения родителей поехал в Newcastle на концерт CELTIC FROST. В 1986 это было, что ли?
N. Holmes: - Я был настоящим бунтарем (смеется).
- Я убегал из дому только один раз - на концерт PARADISE LOST... который не состоялся. Это был 1992 год и вы якобы в последний момент испугались Путча в Москве. Это правда?
G. McIntosh: - Что-то я не припоминаю. Действительно, мы несколько раз не могли попасть на собственный концерт в Восточной Европе, но причиной тому были чаще всего дурацкие проблемы на границе. Мы никогда бы не отменили концерт из-за политической ситуации, поверь мне. Наверное, организаторы концерта придумали такое объяснение, потому что оно звучало более сенсационно.
- Когда вы решили, что PL не будет одной из легиона death-metal групп, а пойдет собственной дорогой, даже если для этого надо будет плыть против течения?
G. McIntosh: - Это не было одноразовым решением. После записи альбома "Gothic", сочетавшего элементы death и doom-metal, а также рока и других музыкальных направлений, наша эволюция набирала обороты.
N. Holmes: - Когда все начинают что-то делать, нам становится скучно и мы беремся за что-нибудь абсолютно другое. Нам всегда был свойственен дух противоречия, с самого начала мы хотели быть оригинальными. Мы никогда не были частью какой-либо сцены, потому что слишком быстро менялись.
- Упомянутая Грегом группа CELTIC FROST проходила тем же путем на десять лет раньше вас. Вы согласны?
N. Holmes: - Это хорошее сравнение, но только до определенной степени. Келтики умудрились потерять своих фанов, после того как записали альбом "Gold Lake". На этом альбоме не осталось ничего от былого CELTIC FROST. Они пошли не в том направлении, полностью утратив чутье.
- Но был ли перегруженный электроникой последний альбом "Host" в определенном смысле вашим собственным "Gold Lake"?
G. McIntosh: - Ни в коем случае! Что ты, успокойся, ведь "Gold Lake" - это glam rock! В то время как "Host" стал самым мрачным альбомом в нашей дискографии, тотальный мрак...
N. Holmes: - С той разницей, что это не металлический альбом. Однако, что бы мы ни играли, это всегда будет нечто не очень светлое, скажем так. Как бы мы ни звучали, это всегда будет болезненно мрачно. CELTIC FROST забыли об этом правиле. С точки зрения композиции, "Host" мало чем отличается от всего записанного нами ранее. Отличие лишь в иной реализации, ином звучании. Шесть предыдущих альбомов PL основывались на тяжелых гитарах, потому мы и решили ради эксперимента один разок от них отказаться. Оказалось, что многим это понравилось, некоторые возненавидели альбом, но меня именно это и радует. Музыка обязана будить крайние эмоции. Однако работая над новым альбомом, мы вернулись к использованию гитар, мы снова звучим тяжело. Мы вам не какой-то там техно-коллектив, даже и не думайте.
- Можно ли трактовать "Believe In Nothing" как возврат к корням PL?
G. McIntosh: - Не оценивай это таким образом. Мы рок-группа, у нас две гитары и мы хотим их задействовать. "Host" был экспериментом, который был неизбежен на определенном этапе нашего развития, но это не было конечной остановкой. Ты не представляешь, какая это скукотища для музыканта играть годами одни и те же вещи. Поэтому мы стараемся по возможности разнообразить нашу жизнь.
N. Holmes: - Благодаря переменам мы все еще и существуем, чего-то еще хотим. Надеюсь, что люди, которым понравится "Believe In Nothing" когда-нибудь вернутся к "Host" и попробуют "въехать" в него. В любом случае мы должны были его записать. Это был вопрос удовлетворения наших музыкальных амбиций. Критика нас не волнует. После "Gothic" журналы писали, что мы перегнули палку, продались, что нельзя, мол, "смешивать metal с gothic". Через два года многие группы пошли нашим путем и вдруг оказалось, что "Gothic" - культовая пластинка. Наверняка нечто подобное произойдет и с "Host". В конце концов, если бы не "Host", мы никогда бы не записали "Believe In Nothing". Ничто не происходит просто так.
- Вы действительно ни во что не верите?
N. Holmes: - Ну что же, мы скорее пессимисты по жизни. Все время ожидаем чего-то худшего. И в то же время, в глубине души я оптимист. Тексты альбома балансируют на границе между тем, что хорошо и что плохо, демонстрируют две стороны медали.
В текстах много игры слов, шуточек-прибауточек, которые проясняют их негативное значение. Я люблю черный юмор и обыгрывание значений слов, поэтому тексты песен будет непросто понять людям, которые меня не знают лично.
- Еще две британские группы - MY DYING BRIDE и ANATHEMA - тоже пробовали развиваться в сторону авангарда, правда, не столь успешно, как вы. Их эксперименты не нашли отклика в сердцах фанов, поэтому пришлось возвращаться к проверенному металлическому звучанию.
N. Holmes: - Просто у нас лучшие песни (смеется). Это жестокая правда. Если будешь разговаривать с МDB, им этого говорить необязательно, но таково мое мнение. Нашим главным козырем является умение сочинять хорошие песни, настоящие боевики. В песнях должна быть какая-нибудь "фишка", цепляющая слушателя.
- Что бы вы ни играли, всегда отчетливо слышно, что вы из Англии. Что делает английскую музыку отличной от европейской континентальной и североамериканской?
N. Holmes: - Не знаю. Может быть климат. Если бы у нас все время светило солнце, мы, наверное, играли бы по-другому.
G. McIntosh: - Во всем "виновата" школа и система воспитания. Жизнь в Англии сильно отличается от жизненного уклада в любой другой стране. Мне иногда кажется, что Англия находится на другой планете.
- В последнее время на вашей планете появились какие-нибудь интересные группы?
N. Holmes: - В нашей стране сейчас мода на такие группы, как TRAVIS или COLDPLAY, но меня это не вдохновляет. Самые интересные молодые группы - PITCH SHIFTER, CRADLE OF FILTH или ONE MINUTE OF SILIENCE. Но ни одна из них не совершила революции в английской музыке. Проблема в том, что у нас в стране вообще нет сцены и никто не хочет слушать английскую рок-музыку. Все слушают американскую. LIMP BIZKIT оккупирует верхние строчки хит-парада. Нет групп, которые могли бы с ними конкурировать, которые могли бы предложить что-то интересное. Я сам отдаю предпочтение немецкой музыке. RAMMSTEIN, к примеру. Еще мне нравится последний альбом норвежской группы ZEROMANCER. Не сказать, чтобы она была новаторской, но группа хорошая. А ЛИМП БИЦКИТЫ всякие - это никакой не "новый метал", это "новый поп". Что это за протест - играть музыку, которая нравится всем? Что бунтовщицкого в продаже 10 миллионов дисков?
G. McIntosh: - Я понимаю, что они достигли успеха тяжелым трудом, но для меня их музыка - это Britney Spears с гитарами. Не более того. Я это говорю не из зависти, просто не хочу быть fucking рок-звездой, мне это до одного места.
- У вашего лейбла на этот счет наверняка другое мнение... Было ли подписание контракта с EMI хорошим ходом?
N. Holmes: - Разумеется. У нас полный контроль над всем, что касается творчества, мы делаем все, что хотим, и никто не вмешивается в наши дела. Честно говоря, если бы лейбл что-либо нам посоветовал, мы бы прислушались. Мы уже слишком долго в шоу-бизнесе, чтобы не знать правил игры. Мы не тупорылые бунтари и знаем, что иногда нужно и прогнуться. На EMI все время надеются, что мы станем рок-звездами...
- А вы действительно ими станете?
N. Holmes: - Не знаю. Мы не знаем, сколько пластинок будет продано, не знаем, что следует делать, чтобы продавать больше, чем другие. Мы просто играем музыку, которую любим.
G. McIntosh: - У нас не получается стать модными. Некоторые говорили, будто бы мы отказались от гитар на "Host" для того, чтобы понравиться широкой общественности. Но это чушь собачья! Сегодня всем подавай гитары, и успех LIMP BIZKIT - лучшее тому подтверждение. Мы всегда шли против течения и будем продолжать в том же духе. Конечно, мы хотели бы достичь успеха, но исключительно на наших условиях. Такова уж наша панкроковая ментальность...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2001 год в рубрике музыкальная газета